Воспитание детей от 0 до 3 лет


Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет

Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех уже поздно». И воспитание ребенка 3 года гораздо сложнее, нежели воспитание ребенка до трех лет. Чтобы понимать, как воспитывать, родители сначала должны разобраться в видах воспитания.

Воспитание можно разделить на несколько видов:

  • физическое;
  • эстетическое;
  • ментальное;
  • социальное.

Физическое воспитание

Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.

С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.

От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.

От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.

От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.

От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.

Эстетическое воспитание

Это формирование у детей хорошего вкуса, чувства красоты, а также раскрытие творческих способностей. Нужно заниматься эстетическим воспитанием, даже если вы считаете, что у вас в семье нет творческих людей, и ребенку это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет вам вырастить великого художника или музыканта. Это всего лишь один из факторов воспитания счастливого полноценного гражданина.

Действие произведений искусства для детей этого возраста огромно. Они с первых месяцев любят слушать приятные мелодии.

Дети слышат и слушают музыку с самого рождения. Сначала они просто слушают, затем начинают подпевать, еще позднее добавляют движения и танцы. Для детей 3 лет и младше рекомендуется классика, звуки природы и детские песенки. Обязательно нужно читать и учить с малышом стихи детских авторов (Барто, Маршак), потешки, загадки, читать сказки народов мира.

Рисование красками и пальчиками, лепка из пластилина, изготовление аппликаций занимают особое место в жизни малыша. Через такие занятия дети учатся чувствовать и любить прекрасное. Занимаясь художественными поделками, ребенок выражает свое восприятие окружающего мира. Это важно для его развития.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, в 1,5 года — карандашами, фломастерами или восковыми мелками, лепить из пластилина. В два года добавляется третий способ познания мира — рисование красками, простая работа с цветной бумагой и подручными средствами для поделок.

Ментальное воспитание

Раннее развитие ребенка — это инвестиции в его будущее. Эти основные понятия, установленные в течение многолетних исследований выдающихся нейробиологов.

В первые несколько лет жизни 700 новых нервных связей формируются каждую секунду. Органы чувств начинают развиваться первыми, а на базе этого развиваются языковые и когнитивные функции.

Мозг является наиболее гибким в начале жизни, но, по мере созревания, мозг берет на себя все более сложные функции и уже не реагирует на изменения так оперативно. Постоянные стрессы в раннем детстве нарушают процесс развития мозга, приостанавливают его, что может привести к проблемам на протяжении всей жизни в процессе обучения, поведения и физического и психического здоровья.

В возрасте 3, а иногда только в четыре месяца малыш уже может гулить в ответ на разговоры с ним, поворачивает головку на звук колокольчика, погремушки или голоса.

В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш способен перекладывать игрушки из одной руки в другую.

В возрасте 6-12 месяцев малыши уже могут сконцентрироваться на занятии и даже немного посидеть, заинтересовавшись книжкой или игрушкой. Произносят самые простые слова «мама», «папа», «дай».

От 12 до 24 месяцев ребенок непрестанно совершенствует свои навыки, практически каждый день выучивает по новому слову. Ребенок учится лучше говорить, двигаться, взаимодействовать с окружающими.

От 24 до 36 маленький человек учится понимать чувства других, ставить себя на место других. Трехлетний ребенок знает, что такое любовь, дружба, боль и обида.

Эмоциональное воспитание

В возрасте 0-3 года малышу особенно нужны положительные эмоции. Он активно впитывает настроение окружающих и совсем скоро начнет копировать мимику и настроение взрослых. В этом возрасте ребенок должен видеть родителей в хорошем настроении, с улыбкой. Годовалому ребенку бесполезно пока выстраивать систему запретов. Воспитание ребенка от 1 до 2 лет лучше выстраивать не запретами, а отвлекая от желаемой розетки или комода.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает осваивать речь. Малыш третьего года жизни уже вполне способен понимать ваши слова, оценивать эмоции и интонацию, запоминать запреты.

Около 3 лет начинается пресловутый «кризис трех лет», когда ребенок делает все наперекор:

  • нарушает запреты, установленные родителями;
  • постоянно проверяет рамки того, что можно и что нельзя;
  • хулиганит и наблюдает за реакцией взрослых;
  • хныкает, капризничает и истерит.

Поведение ребенка в этот момент просто ужасное. То, как проявят себя родители в этот период, сыграет большую роль в будущем в жизни ребенка. Нельзя ни уступать, ни идти на принцип и ломать характер ребенка.

Важно учитывать и темперамент ребенка при воспитании. Ребенок-холерик суетлив, тревожен, очень подвижен. А его настроение быстро меняется от веселого к печальному. Таким детям обязательно нужен спорт и общение с другими детьми.

Меланхолик замкнут в себе. Любые начинания такого малыша по данному психотипу важно поощрять! Не критиковать, не приказывать, а запрещать мягко.

Ребенок флегматичного темперамента не любит показывать ни свои радостные чувства, ни печаль от поражения. Поэтому взрослым важно ребенка наполнять эмоциями, постоянно мотивировать, заинтересовывать.

Дети-сангвиники являются лидерами. Такой ребенок открыт, легко общается со сверстниками. Однако сангвиники — совсем неусидчивые. Иногда воспитатели жалуются на их эмоциональное поведение. Поэтому родители должны проявить упорство и выработать это качество у детей-сангвиников. Обучение усидчивости впоследствии перейдет в воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет такого психологического типа.

На самом деле все аспекты воспитания — что детей до 3 лет, что от 3 до 5 лет — тесно переплетены между собой, и нельзя выделить что-то одно, упустив другое.

Психология воспитания детей 3-4 лет в дальнейшем основана на принципах справедливой системы запретов и учета темперамента, то есть на тех же, что и воспитание ребенка 3 лет. А самое важное правило — это безусловная любовь родителей. Включите любовь и полное принятие малыша в воспитание ребенка 3-4 года, психология и советы окружающих в данном случае могут отойти на второй план. В пять лет начинается новый период развития.

roditeliz.ru

Воспитание детей от 0 до 3 лет, как правильно сформировать характер?

Определенных рецептов воспитания детей от 0 до 3 лет нет, ведь многое зависит от окружающей среды, состояния здоровья крохи, особенностей его организма и даже сложившихся привычек.

Однако есть родители, считающие, что формированием будущего малыша и развитием его кругозора нужно заниматься с первого дня жизни.

Лев Николаевич Толстой заслуженно считал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние».

Воспитание новорожденных детей

Воспитание ребенка, конечно же, начинается дома и не выходит за его пределы. Первая воспитательница — мама, бабушка и те взрослые, которые принимают непосредственное участие в жизни малыша.

В целом процесс воспитания в младенчестве сводится к чувству покоя, атмосфере любви и теплым семейным взаимоотношениям. Конкретных практических правил в обучении нет: кроха должен чувствовать заботу и внимание родителей, их спокойствие и счастье.

Воспитание ребенка в младенчестве становится чисто чувственным, опирающимся на эмоциональное восприятие и сопереживание. Абсолютно каждый шаг мамы и папы имеет смысл: будь это действие, настроение или жест. Новорожденный посредством соприкосновения с окружающими его людьми накапливает информацию, впечатления и образы, помогающие ему в дальнейшем адаптироваться и освоиться с окружающим его миром.

Первый жизненный опыт младенческого возраста является подготовкой к открытию для себя различных способов восприятия — своя воля и чужая, разрешение или запрет, одобрение или порицание, удовольствие или страх.

Период от 0 лет является определяющим для становления органов, функций мозга и в дальнейшем формирования речи. Первые месяцы учат кроху узнавать родителей, агукать, улыбаться, реагировать на интонацию взрослых. Именно в это время на подсознательном уровне формируются привычки новорожденного, закладывается его характер и личностные качества.

Психологами давно доказано, что ребенок, растущий в радостной, полной одобрения и поддержке, среде и не знающий горя и страха, вырастает более уверенным и удачным по жизни.

Воспитание ребенка от полугода

С шести месяцев начинается время активного физического развития грудничка.

Любознательный карапуз учится самостоятельно сидеть, ползать и обследовать содержимое шкафов и тумбочек.

Задача родителей в этот период — способствовать крохе изучать окружающий мир, приучать к чистоплотности (обязательное мытье ручек, личика) и аккуратности (надевание нагрудничка, смена одежды).

Особое внимание должна заслуживать игровая деятельность и развитие слуховой памяти (музыкальные игрушки и развивающие центры как нельзя лучше подходят малышам).

Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом. Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша.

Шестимесячный ребенок должен поворачивать голову в сторону того взрослого, которого спрашивают (Где мама? Где папа? Где бабушка и дедушка?). Ребенок от шести месяцев начинает понимать речь взрослых, может подражать некоторым звукам.

Что умеет делать ребенок от шести месяцев?

7 месяцев — формирование умения ползать и самостоятельно передвигаться по манежу и комнате.

8 месяцев — активное ползание, узнавание своих и чужих, собирание простых игрушек (пирамидки, кубики), подражание животным, рассматривание ярких книжек.

9—10 месяцев — проба первых шагов, умение действовать двумя предметами одновременно (держать ложку и играть с игрушкой).

11—12 месяцев — более уверенное прямохождение, улучшенное произношение отдельных слогов. Развитые фантазии с играми (кроха возится с кухонной посудой, прищепками, платочками и другими атрибутами интерьера, не предназначенными для детских игр).

Период от шести месяцев и выше запоминается чутким и внимательным отношением мамы к ребенку и развитием навыков мелкой моторики крохи.

Воспитание ребенка от года

Возраст от года — это период счастливого человечка. Малыш с огромным удовольствием познает окружающий мир, исследует неизведанное и старается принимать непосредственное участие во всех аспектах.

С родителей требуется лишь одно — они должны уделять внимание малышу, постоянно с ним разговаривать, показывать на собственном примере простые и непонятные крохе действия.

Установление контакта с годовалым малышом происходит через игры. Взрослые должны набраться терпения и гибкости. Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток.

Близость мамы очень важна, но годовалому ребенку желательно уметь самостоятельно отвлекаться от родителей и придумывать свой досуг.

Воспитание ребенка от 2 до 3 лет

Ребенок в этом возрасте уже физически развит, играет на детской площадке, с удовольствием катается на качелях и может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Психологи советует уделять внимание на совершенствование мелкой моторики рук, развитие нравственного и эстетического воспитания, чувства добра и заботы о природе, животных и младших детях.

Самая лучшая характеристика для двух и трехлетних детей — «Дети — наше зеркало» или «Хватит воспитывать ребенка, начните с себя». Этот период начинается с «чистого листа» и заканчивается восприятием себя личностью. Результат процесса взаимодействия двух миров — детского и взрослого — является умение найти полноценный контакт с малышом.

2—3 года — это в основном слова: «Я сам!» Малыш уже умеет самостоятельно бегать, прыгать, играть, одеваться, общаться.

Начинает различаться психология мальчиков и девочек. Дети в 2 года начинают осознавать свой пол. Отсюда идут восприятия в выборе одежды, игрушек и взаимоотношения в детских коллективах.

От взрослых требуется не столько терпения, сколько внимательного отношения к детишкам, умения выслушать их и поддержать. Следует разнообразить досуг малышей книжками, раскрасками, чтением сказок и т.д.

Главная задача родителей — двухлетний ребенок должен почувствовать себя нужным, полезным и ответственным человеком.

Воспитание ребенка согласно его темпераменту

Если в доме растет малыш, то следует учитывать его индивидуальные особенности нервной системы и видеть в нем личность.

Для этого отлично подойдет знание типов темперамента, характеризующих его поведение, умственную деятельность и эмоциональность.

Выделяют 4 темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Различные особенности нервной системы (сила — слабость, активность — малая подвижность, выдержанность — вспыльчивость) воздействуют на особенности поведения. Но это не относится к характеру детей.

Как воспитывать холерика?

Холерики чрезвычайно активны, вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в общении и крайне обидчивы. Монотонная работа не для них. В коллективах являются лидерами и зачинщиками всевозможных проделок.

Для воспитания маленького холерика взрослым следует соблюдать ряд следующих правил:

  • беседы с ребенком ведутся спокойным и вежливым тоном;
  • полезные хобби и занятия спортом оказывают положительное влияние на двигательную активность малыша;
  • следует ограничить занятия, возбуждающие нервную систему;
  • ребенок должен соблюдать режим дня;
  • спокойные развлечения помогают сосредотачиваться;
  • нужно обучать карапуза доводить начатое дело до конца.

Холерики — люди настроения.

Как воспитывать сангвиника?

Уравновешенные, активные, жизнерадостные. Такие дети общительные и являются душой компании.

Особенности воспитания сангвиника:

  • взрослым следует контролировать действия и поступки малыша;
  • развитие терпения и упорства у малыша, формирование интересов ребенка позволит в будущем доводить начатое дело до конца;
  • хвалить малышей нужно заслуженно.

Энтузиасты по жизни настойчивы в достижении поставленных целей и спокойно переносят неудачи и неприятности.

Как воспитывать флегматика?

Дети подобного типа темперамента отличаются уравновешенностью, инертностью и малоэмоциональностью. Дети-флегматики настойчиво идут к поставленной цели, их трудно в чем-то переубедить, они медленно привыкают к новой обстановке.

Для воспитания маленького флегматика взрослым не помешают следующие правила:

  • взрослым следует почаще хвалить малыша и поощрять его действия;
  • мамам и папам ни в коем случае нельзя раздражаться и реагировать на чрезвычайную медлительность;
  • ребенка следует учить грамотно распределять свое время;
  • занятия с крохой подвижными играми стимулируют его проявлять инициативу.

Как воспитать меланхолика?

Мягкие, послушные, нерешительные, стеснительные и в то же время отзывчивые, старательные и добрые малыши-меланхолики отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе и низкой активностью. Очень критичные и с недоверием относятся к окружающему миру, болезненно переживают свои неурядицы.

Чтобы воспитать карапуза-меланхолика, нужно запастись изрядной долей терпения:
  • говорить с детьми следует спокойным и ровным тоном (кричать нельзя);
  • для поднятия самооценки и уверенности нужно часто хвалить малыша;
  • кроху следует окружить ореолом любви и теплоты (ребенок будет чувствовать себя нужным);
  • ни в коем случае нельзя прилюдно стыдить или ругать ребенка, в противном случае он замкнется.

Несмотря на то что существуют основные особенности темперамента, психологи выделяют множество промежуточных типов.

Многие мамы и папы после рождения ребенка ищут ответы на многие вопросы по поводу воспитания карапуза. Статья помогает выделить основные особенности развития и желаемые действия со стороны взрослых, необходимые для гармоничного развития малыша.

Видео на тему

Поделиться:

Нет комментариев

momjournal.ru

Воспитание детей от 0 до 3 лет советы

Наши бабушки говорили: «Воспитывать малышей нужно, когда они свободно помещаются поперек кровати, дальше можно только пожинать плоды». В данной мудрости заложена главная идея – процесс нужно начинать с первых дней после рождения.

Психологи во многом поддерживают подобное видение ситуации. Сегодня предлагаем ознакомиться с советами специалистов в вопросе воспитания от первых дней до трех лет.

В процессе публикации вы ознакомитесь с основами психологии маленьких членов общества, узнаете особенности поведения и основные задачи, а также возможные ошибки, которые часто допускают молодые мамы в воспитании маленьких мальчиков и девочек.

Особенности воспитания ребенка

Первый зуб, первая улыбка, первое слово и еще много первых радостей ожидает молодых родителей. Но вместе с этим заботливые бабушки, умудренные опытом соседки и подружки, подталкивают родителей крохи «начинать воспитание».

Такие нападения приводят к панике и созданию «единственно верной» с точки зрения неопытных родителей, системы запретов. Результат – непослушание, капризы и слезы.

Между тем, психологи уже давно вывели главные тезисы (советы) – воспитание детей 0 до 3 лет методы и задачи, особенности поведения и мирные способы решения конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Предлагаем ознакомиться с ними.

Как правильно воспитать ребенка — лучшие советы психолога

Советы психологии: в первые дни жизни и до трех месяцев включительно самое время для начального развития. В этот период его нужно научить:

  • держать головку;
  • засыпать без соски (пустышки) самостоятельно и без укачивания;
  • учиться самостоятельно себя развлекать;
  • изучить гигиенические основы.

Во второй период (от 3 до 6 месяцев) он постигает зрительное, сенсорное и звуковое мировосприятие.

Далее (в 6-9 месяцев) малыши становятся более подвижными и любознательными, поэтому приходит время начальной физической подготовки.

После этого уже можно развивать память (в 9-12 мес.), он постепенно будет учиться ходить, общаться с окружающими, держать ложку и пр. Все это – своеобразный фундамент для дальнейшего воспитания счастливого человека.

Воспитание ребенка 3 4 года заслуживает отдельных рекомендаций, однако главное остается неизменным – детям должны уделять внимание и принимать активное участие в их воспитании оба родителя (мама и папа). Психологи настаивают — с ними нужно постоянно разговаривать, объяснять непонятные для них истины, показывать на собственном примере правильные действия и т.д.

Воспитание ребенка 3 года особенности

Первый возрастной кризис по заключению специалистов – три года. В этот период детям свойственны капризы, желание покомандовать старшими или проявить иным способом свою индивидуальность.

Важно понимать – нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации зависят от возрастных особенностей развития и поведения. Какие советы дают психологи?

Методы воспитания и обучения ребенка 3 и 4 лет

Психология воспитания целая наука, но даже она не способна научить правильно воспитывать Ваших детей. Она является лишь основой, остальное подскажет сам малыш. Его нужно чувствовать и понимать, иначе можно лишь навредить.

Важно понимать – каждый малыш индивидуален и его невозможно привязать к одной единственной программе воспитания. Советы психолога — определить цели и задачи, изучить несколько программ и взять с каждой лишь самое важное, то, что действительно поможет сформировать гармоничную личность.

Вот самые распространенные хорошие книги, которые могут помочь вам более подробно ознакомиться с этой темой:

1. Читать раньше, чем говорить – автор Н. Зайцев. 2. Учимся понимать малыша – Сесиль Лупан. 3. Воспитываем каждую минуту – Л. Бреславский. 4. Здоровые и умные дети (интенсивное образование) – семья Никитиных (Елена и Борис).

5. Гуманная педагогика – Шалва Амонашвили.

Нельзя не учитывать и особенности семьи, к примеру, в семье военных у детей с малых лет воспитывают патриотическое настроение и определяют соответственные задачи, детям у которых нет отца, дают женское воспитание (мамы, бабушки) и т.д.

Советы психологии сводятся к главной истине — важно не упустить главное, учитывать личность и индивидуальность.

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Психологи отмечают две крайности, которые мешают детям полноценно развиваться – равнодушие и гиперопека. Результат — дети вырастают инфантильными, не способными к принятию самостоятельных решений, замкнутыми и с отсутствием каких-либо желаний и стремлений.

Во избежание таких проблем психологи дают следующие советы:

  • Поощрять их активность с первых лет жизни в плане самообслуживания и/или помощи родителям, или иных занятий.
  • Набраться терпения и ни в коем случае не критиковать, и уж тем более, не сравнивать с другими более успешными детьми.
  • Позволить самостоятельно принимать решения и быть готовыми к ответственности за них.
  • Позволить совершать собственные ошибки.
  • Не ограждать от всех неприятностей, к примеру, в песочнице или детском саду они часто конфликтуют. Не стоит ограждать от возможности адаптироваться в социуме, в котором впоследствии ему придется жить.
  • Позволяйте принимать участие в важных семейных вопросах, например, планирование выходных или семейных поездок.
  • Разрешить самостоятельно выбирать одежду.

Ошибки в воспитании мальчиков и девочек

1. Неверно следовать шаблонам и стереотипам в поведении. Важно независимо от пола уважать чувства и желания. Если девочка очень подвижна и ей ближе образ маленькой разбойницы (у таких девочек может отсутствовать усидчивость, они часто дерутся и пр.), не стоит говорить ей, что ее поведение свойственно только непослушному мальчишке. Точно также не стоит укорять мальчика за то, что он расплакался как девчонка после ушиба (мужчины ведь не плачут, значит такое поведение неприемлемо).

2. Нельзя сравнивать с другими, это воспитывает комплекс неполноценности.

3. Не правильно отмахиваться, он не должен слышать выражений: уйди, не приставай, отстань и им подобным. Основная особенность поведения – любопытство, его нужно удовлетворять всегда и при любых обстоятельствах. Можно сказать: поговорим об этом позже, сейчас я не готов/а говорить об этом и пр.

4. Нельзя заострять внимание на дефекте внешности, лучше делать акцент на особенности, уникальности.

5. Нельзя прививать исключительно свое представление о правильном и не правильном – у них должен быть выбор. Однако уважение к противоположному полу и к себе самому необходимо поощрять и развивать.

И, самое главное, нужно всегда любить своих детей, выражать это чувство всеми доступными способами: почаще обнимать и целовать, говорить слова поддержки, поощрять все начинания и пр. В этом случае Вы сумеете вырастить счастливого человека и дать ему достойный старт в этой жизни.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен (11 оценок, среднее: 3,64 из 5) Загрузка...

mysekret.ru

Эстетическое воспитание детей от 0 до 3 лет

Основная цель эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет – это формирование у детей хорошего вкуса, воспитание чувства прекрасного, а также раскрытие творческого потенциала, заложенного природой.

Сегодня мы поговорим о трех важнейших источниках эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет:

  • домашней развивающей среде,
  • влиянии произведений искусства на развитие детей раннего возраста,
  • художественном творчестве малышей.

Домашняя развивающая среда как источник эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет

Домашняя развивающая среда – это универсальный инструмент воспитания и раннего развития ребенка, в том числе и эстетического. Именно дома малыш впервые знакомится с миром и его законами, учится видеть прекрасное, получает первый опыт художественного творчества. Уютное, жизнерадостное, гармоничное по цвету, звукам и запахам домашнее пространство – это первая предпосылка успешного эстетического воспитания детей.

Хороший вкус не дается ребенку с рождения, он формируется с первых дней и месяцев жизни. В агрессивной домашней среде, наполненной звуками взрослых фильмов, разговорами взрослых на повышенных тонах, неприятными запахами и кричащими цветами ребенок сначала испытывает дискомфорт, много плачет, а потом привыкает и принимает это как норму, которой нужно придерживаться. В результате у ребенка формируется искаженное чувство прекрасного, малышу трудно отличать действительно красивое от некрасивого, гармонию - от дисгармонии. Позднее, когда ребенок научится сравнивать и анализировать, увидит другие, более позитивные образцы для подражания, ему будет очень и очень сложно скорректировать свое восприятие окружающей действительности. Поэтому если для Вас важен хороший вкус ребенка, скорректируйте свой собственный (при необходимости) и наполните дом прекрасным. И ребенок подобно губке впитает нужные образы.

Произведения искусства как источник эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет

Дети очень чувствительны к произведениям искусства. С первых месяцев жизни малыши с удовольствием слушают музыку, предпочитая красивые мелодии и звуки колокольчиков. Даже очень маленькие дети демонстрируют «комплекс оживления», услышав знакомые мелодии, и плачут при грубых, неприятных звуках. После года дети начинают ходить и активно пополнять свой словарный запас, в это время нужно начинать вместе с родителями петь детские песенки, а потом и танцевать под них («Тень-тень-потетень», «Два веселых гуся», «Ладушки-ладошки», «Неваляшки», «Мишка с куклой пляшут полечку» и др.), постепенно расширяя репертуар.

Музыка способна очень сильно влиять на психику ребенка, на его эмоциональное состояние, поэтому нужно особенно внимательно относиться к выбору музыкальных произведений для детей. Детям до 3 лет рекомендуется мелодичная и неагрессивная классика (Моцарт, Шопен, Вивальди и др.); звуки природы и голоса животных, детские песни и музыкальные спектакли с ярко выраженным изобразительным характером («Птички» Т. Ломовой, «Воробей» А. Рубаха, «Кошка» Е. Тиличеевой, «Большая собака» М. Раухвергера, «Медведь» Д. Шостаковича, «Мишка» Г. Фрида, «Дождик» Г. Лобачева и др.).

Обязательно нужно читать и разучивать с малышом стихи детских авторов и потешки, читать и обсуждать русские народные сказки. Старайтесь покупать детские книги с хорошими иллюстрациями, реалистичными и гармоничными по цвету. Ближе к 3 годам можно начинать рассматривать художественные альбомы, выбирая работы художников-реалистов. Особенно нравятся детям пейзажи и портреты, сцены из знакомых сказок.

Художественное творчество как источник эстетического воспитания детей от 0 до 3 лет

Рисование, лепка и аппликация занимают особое место в жизни малыша. Занятия художественным творчеством дают ребенку опыт творчества, развивают и уточняют его восприятие мира, знакомят с окружающими предметами и их свойствами, учат чувствовать и любить прекрасное. Ведь только поняв свойства предмета, его можно изобразить или слепить. Занимаясь художественным творчеством, ребенок не только выражает свои эмоции, но и учится понимать эмоции других людей. Это важно с точки зрения психологии.

Ближе к году нужно начинать рисовать пальчиковыми красками, можно по шаблону; в полтора года приходит время карандашей (удобно пользоваться восковыми карандашами) и пластилина (или теста для лепки), в два года добавляется рисование красками, простые аппликации и поделки. Широко известна фраза В.А. Сухомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше Вы рисуете или лепите с ребенком, тем быстрее идет речевое развитие и расширение словарного запаса.

И помните, миссия эстетического воспитания заключается не в том, чтобы оградить детей от мира и всего некрасивого в нем или вырастить юного художника (скульптора, композитора и т.д.). Совсем нет. Истинный смысл эстетического воспитания детей раннего возраста заключается в том, чтобы научить детей видеть прекрасное, жить по законам гармонии, создавать прекрасное вокруг себя.

До встречи в гостях у Мэри Поппинс!

merypoppins.com


Смотрите также

Рубрика:  Разное