В школу с 8 лет мнение психолога


Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей

1 февраля родители будущих первоклассников будут подавать заявления о приеме в школу. Специалисты считают, что не всем родителям стоит торопиться посадить своего ребенка за парту. Почему нынешние дети хуже готовы к школе, рассказала  психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Инна Проскурина.

Не каждый готов дотянуться до уха

– Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

– Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано – физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет – по заявлению родителей. 

– То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать  в первый класс? 

– Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа. 

– А почему дети стали созревать позже?

– Однозначного ответа нет.  Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и  различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки  развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически  не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша – непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу – то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути  – физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%. 

– Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

– Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый – так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4–5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели. 

Еще показатель зрелости – смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу. 

И третий критерий – вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, – обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А  бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит  и молчит – слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах – это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки... И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

– Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

– Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике... Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

– Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные  – для подготовленных детей, а есть слабые – для всех остальных?

– Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом – чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

– Как вы помогаете таким детям?

– Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной  общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это – с согласия родителей. 

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная  репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Елена Роткевич

Полное интервью читайте в журнале «Город 812»

doctorpiter.ru

Почему отдать ребёнка в первый класс в 8 лет — не страшно

Не все дети готовы к школе в 6-7 лет. Гиперактивным, непоседливым, неуживчивым или, наоборот, стеснительным иногда полезней подождать ещё год. Тогда им будет проще высидеть урок и не бояться отвечать у доски. Но самим родителям сложно решиться подождать с поступлением в первый класс. Отдашь сейчас — ребёнок на уши весь класс поставит и программу не поймёт, а через год — уже будет переростком. Мама гиперактивных близнецов Мария Цибульская рассказывает, почему в таком ожидании нет ничего страшного.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Родительство — это такое странное и неприятное погружение обратно в беспомощное детство. Долгие годы учишься не сравнивать себя с окружающими, стараешься принять себя таким, какой ты есть, даешь себе право быть особым, смиряешься со своими недостатками. И тут — рожаешь ребенка и снова начинаешь оглядываться по сторонам и сравнивать. Как и когда родился, ел молоко или смесь. А ваш когда сел? А первый зуб уже появился? А слово первое сказал? Нет?! Странно, наш уже вовсю болтает (бегает, собирает пирамидку, шкаф из икеи, ездит на велосипеде; да, на двухколесном, да, без рук). И начинаешь себя успокаивать тем, что «твой ребенок никому ничего не должен», «развивается в своем темпе» и все у него будет хорошо.

Иногда это даже удается, но ровно до того момента, пока дело не доходит до поступления в школу. Потому что к этому времени все детские особенности в представлении родителей должны уже сойти на нет, и нужно уже быть «как все». Причем это нужно из соображений безопасности как ребенка, так и самих родителей. «Вам уже шесть? Ну что, в следующем году в школу?» И чтобы не краснеть, чтобы не оправдываться, не выслушивать вздохи в ответ, в эту школу нужно непременно пойти.

Фото: istockphoto.com

Я, впрочем, не думаю, что для кого-то из родителей становится сюрпризом, что их ребенок к школе не готов. Нам еще за два года стали намекать в садике, что мальчикам лучше будет пойти в первый класс не в шесть лет и десять месяцев, а через год. «Понимаете, они у вас, конечно, сообразительные, но заниматься они могут только один на один с воспитателем. Коллективную инструкцию они не понимают. Да и речь, конечно, у них еще недостаточно развита — заговорили-то они у вас поздно», — объясняла мне заведующая. Она деликатно, но красочно расписала мне, как им будет трудно. Но решение отложить поступление в школу мы приняли не сразу. Казалось, что подождать годик — это какая-то очень радикальная мера. Нам малодушно хотелось, чтобы дети пошли в школу «как все». Более того, наши дети хорошо умели читать, писать и считать. Нам казалось, что это главное. Тревожило также распространенное мнение, что если они уже все умеют, через год им учиться будет совсем скучно. Психологи, мнений которых я наслушалась, считают, что не менее (а, может, и более) важна эмоциональная зрелость ребенка. Он должен понимать иерархию взаимоотношений с взрослыми, признавать авторитет учителя, иметь достаточную мотивацию, чтобы учиться и выполнять задания. Иначе ребенку будет просто наплевать на оценки и на обучение в целом. То есть наша гиперактивность — далеко не единственная причина задуматься над готовностью ребенка к школе.

Наши сомнения и страхи сводились к тому, что мы боялись сделать школьную жизнь детей невыносимой. А вдруг они не смогут просидеть весь урок за партой и начнут ходить по классу? А вдруг они не смогут понять задание или справиться с диктантом и будут получать одни двойки? А вдруг другие дети будут смеяться над ними за эмоциональность и неидеальную речь? Наша няня-логопед уговаривала не торопиться, так же как и психологи, к которым мы обратились за советом. Они объясняли, что решение пойти в школу раньше — практически необратимое.

Невозможно же забрать ребёнка домой после всех этих цветов и улыбок из первого класса и повторить потом всё через год

Вот это точно удар по психике. «Вот и мучаются дети, учатся с трудом, плохо усваивают материал, мешают на уроке и учителю, и другим детям, а деваться уже некуда», — рассказывала няня.

Нам хотелось их уберечь, но мы не могли понять, как. Трудно было смириться с мыслью, что они все равно будут другие — при любом раскладе. И мы решили, что если они будут старше, то им будет хотя бы проще за себя постоять. Это стало главным аргументом. Ведь гарантий, что они перерастут свою гиперактивность за этот год у нас не было.

Фото: istockphoto.com

В итоге в шесть лет и десять месяцев они пошли в подготовительный класс — три раза в неделю по три урока. За год они освоились, научились слушать учителя, привыкли делать домашнее задание и даже завели новых друзей.

Сейчас они в первом классе, и я абсолютно уверена, что мы все правильно сделали. Ведь их обучение и теперь нельзя назвать идеальным. Их терпения хватает, чтобы отсидеть пять уроков, они получают свои наклейки и пятерки, но и замечания о плохом поведении на переменах (да и на уроках) они тоже получают еженедельно. И они — далеко не единственные непоседливые мальчики в своем классе, есть другие такие же. Так что тут уже на первый план выходит вовсе не возраст, а их адаптация и поведение.

Мы регулярно общаемся с учительницей, чтобы не пустить дела на самотек, чтобы придумать вместе, как помочь мальчикам. В самом начале она была слишком строга к ним, все время грозила наказаниями и обещала оставить на второй год за плохое поведение. Но сейчас уже поняла, что на их особенности нужно делать скидку. И что эффективнее их чаще хвалить, чем ругать, тогда у них появляется желание стараться.

Что касается отношений с детьми — одному их другу шесть лет, другому — восемь, но это им неважно. По крайней мере пока. Для них важнее общий культурный код — обсуждение игр, мультиков, новинок лего и соперничество именно на этом уровне. Конечно, у них бывают и ссоры, и выяснения отношений, иногда они кого-то обижают, иногда обижают их. Но это в любом возрасте неизбежно, это часть социализации.

Поскольку мы видим, что ничего страшного с мальчиками не происходит, что они на своем месте, мы и сами научились спокойно относиться к тому, что они пошли в школу позже. В крайнем случае закончим ее экстерном, если поймем, что в старших классах им будет некомфортно.

mel.fm

Может ли ребенок пойти в первый класс позже, чем в 8 лет?

Здравствуйте. Возникла двоякая ситуация, подскажите, как поступить в рамках закона?

Ребёнку в январе 2016г исполнилось семь лет. Из речевого сада выводят. По заключению психолого-медико-педагогической комиссии выявлено: Интеллектуальные нарушения (лёгкой степени). Системное недоразвитие речи. Уровень познавательного развития не соответствует возрастной норме, имеются данные за стойкое нарушение познавательной деятельности. Образовательные области освоены не в полном объеме относительно возрастной нормы и требований общеобразовательной программы ДО.(таким образом, выявлены особенности в психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, является ребёнком с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с п.16ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации») Рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (лёгкой степени).

Вопрос такой: Можем ли мы (родители) отдать ребёнка в школу на следующий год? Большая вероятность того, что за год ребёнок выправится до среднего уровня, чтобы пойти в школу на равных с другими детьми. Мы считаем, что сейчас он не физически, не психически не готов пойти в первый класс. В статье приведённой ниже говорится, что вроде у нас есть право, отдать ребёнка позже 8 лет, на то есть объективные причины. Я правильно понимаю? Не возникнут ли к нам вопросы с тех или иных социальных служб, опеки например, поэтому поводу?

На основании п. 1 ст. 67 гл. 7 Федерального закона «Об образовании в РФ» ФЗ-273 (редакция, действующая с 24.07.2015г). 1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Маргарита

Есть ответ

Да так можно сделать, поскольку имеются документы подтверждающие факт того, что ребёнок не дотягивает до нормы и необходимо дополнительные специализированные курсы занятия.

Действительно, по заявлению родителей возможен прием детей в образовательную организацию в более позднем возрасте. Для рассмотрения вопроса о приёме на обучение ребёнка в более позднем возрасте Вам следует обратиться к директору конкретной образовательной организации (для Москвы). В других регионах возможно предварительно требуется получить согласие у учредителя образовательной организации и после обратиться к директору школы.

  • Задать вопрос
  • Нашел ошибку
  • Пожаловаться
  • Предложить идею

pravo.moe

В школу в 6 лет: мнение психолога

По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев. Как правило, каждый год весной и осенью среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря. Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь?

Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:

  • собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
  • изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
  • а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»

Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту. Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог. Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.

Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.

Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.

Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?

Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.

Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.

Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.

И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающий учитель.

Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?». Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться. Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.

lesovskay-nfdou11.edumsko.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное