Учимся говорить для детей с 2 лет


Как научить разговаривать ребенка в 2 года? Делюсь опытом!

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

Причина Решение
1. Наследственность Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2. Особенность характера и темперамента Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3. Отсутствие необходимости в речи Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5. Чрезмерный напор родителей Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6. Отсутствие интереса Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7. Отсутствие социума Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет:

присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Оцените автора - (7 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

www.odnadama.ru

Учимся говорить для детей с 2 лет

Речь – это то, что отличает людей от всех остальных живых существ на планете. Поэтому можно сказать, что чем раньше ребенок начнет говорить, тем быстрее начнет соответствовать понятию «человек». Когда у малыша расширяется словарный запас, у него появляется больше возможностей узнать об окружающем мире, а вместе с тем развить свой разум и свои чувства.

Чем быстрее дети учатся разговаривать, тем быстрее они взрослеют. С говорящими карапузами легче найти язык для общения и решения различных спорных вопросов и ситуаций. Поэтому вопрос, как быстрее научить ребенка говорить, становится очень актуальным, даже если речь идет о двухлетнем ребенке. В 2 года малыши наиболее любознательны, и если в этом возрасте помочь им овладеть основами родного языка, то их кругозор и возможности начнут развиваться значительно быстрее и глубже, чем если с ребенком не заниматься.

С чего начать

Есть много разных способов, которые можно задействовать, чтобы помочь малышу поскорее овладеть большим словарным запасом. По запросу «как учить ребенка в 2 года разговаривать» в интернете можно найти не только советы, но еще и всевозможные аудио- и видеоматериалы с рекомендациями специалистов и готовыми программами развития, в том числе и мультипликационными, то есть интересными двухлетнему малышу.

Также на эту тему написано много научных работ и статей, однако не каждая мама может позволить себе читать десятитомники, к тому же написанные довольно сложным языком. Поэтому мы постарались упростить информацию, суммировать некоторый жизненный опыт и ответить на такой важный вопрос – как же все-таки научить говорить ребенка в 2 года, если он еще этого не сделал. Сразу отметим, что в данном возрасте отсутствие складной речи не является патологией. Некоторые малыши начинают говорить только к трем годам, но сразу целыми предложениями!

Также следует запомнить, что если к двухлетнему возрасту у ребенка еще не получается правильно выговаривать многие звуки и слова родного языка, то это не повод для беспокойства и забегов по врачам в поисках несуществующего отклонения. Всему свое время. А 2 года – это как раз и есть период становления речи ребенка. Как и чему учить малыша в этот период, чтобы он в 2 года уже мог членораздельно выразить свою просьбу, понять, чего от него хотят, – об этом и пойдет речь далее.

Детки двухлетнего возраста очень любят копировать взрослых, в том числе повторять за ними слова. Это желание малышей нужно использовать, чтобы пополнить их словарный запас. Однако важно пополнять его хорошими словами. Постарайтесь забыть все то, что не предназначено для детских ушей, контролируйте себя. Ведь воспитывать прежде всего следует не ребенка, а маму и папу, так как малыш все равно вырастет таким, как они.

Детки в этот период похожи на попугайчиков. Все, что часто слышат, они впитывают как губки, а потом начинают воспроизводить. Поначалу без понимания смысла. Поэтому, чтобы взрослых не шокировала лексика чада, они должны приложить все усилия, чтобы наполнить ее добрыми, хорошими словами и понятиями. А для этого придется держать язык за зубами, а также следить за кругом общения ребенка, контролируя пока еще детский лепет.

Не стоит умиляться матерной речи или плохим словечкам, которые ребенок произносит без понимания смысла. Это временно. К тому же радость родителей заставит чадо повторять эти слова снова и снова, что позволит им закрепиться в лексиконе и отпечататься в памяти. Потом ребенку очень сложно объяснить, почему эти слова вдруг стали плохими, ведь еще вчера они так радовали взрослых, которые хохотали над «мимимишностью» своего «взрослого» карапуза.

Лучшее, что можно сделать в подобных ситуациях, – устранить источник нехороших слов или отдалить ребенка от него. Если это кто-то из близких, то придется провести серьезную беседу, возможно, и не одну. Однако это придется сделать. Если не обратить внимание на проблему, а это именно проблема, сразу, то потом можно столкнуться с уймой неприятностей, когда ребенок станет произносить бранные слова сознательно. Представьте, что это произойдет в магазине, на детской площадке, в саду или любых других общественных местах, где такие словечки из детского ротика станут шоком для окружающих и поводом для порицаний в адрес родителей.

В период становления речи – от одного до пяти лет – очень важно следить не только за лексикой малыша, но и за своей. Помните, что дети наследуют пример взрослых больше, чем слушают их слова. И если сказать крохе, что это слово говорить нельзя, а самим время от времени его употреблять, то ребенок невольно усвоит не рекомендацию, а именно родительский пример.

Самый лучший способ учить ребенка говорить – это разговаривать с ним. Общение, забота, внимание и участие – то, что поможет разговорить даже самого большого молчуна или молчунью.

Какие методы позволяют помочь расширить речевую практику детей

Можно смело сказать, что одну из главных ролей в развитии речи детей двухлетнего возраста играет мелкая моторика. В интернете есть много видеоуроков и просто фильмов по развитию мелкой моторики у детей. Что относится к моторике рук? Какие действия и занятия могут помочь ее развитию? Вот краткий перечень:

  • пазлы;
  • массаж пальчиков и кистей;
  • завязывание шнурков;
  • расстегивание/застегивание пуговиц;
  • обводка предметов по контуру;
  • перебирание пальчиками мелких предметов (фасоли, пуговиц, гороха, бусин и т.п.);
  • присутствие в детских ручках карандаша, фломастера или ручки, которыми можно учить писать на бумаге.

Конечно, сначала это будут каляки-маляки, но это только ваше мнение. Ребенок обязательно впоследствии скажет, что он нарисовал. Причем скажет сам! Ведь именно этого добиваются взрослые. Разговорить малыша – вот задача из задач. И развитие моторики в данном вопросе очень важно, так как мозговые центры, отвечающие за работу рук, находятся рядом с теми, что отвечают за речь. Когда активизируются одни, подключаются другие, то есть они работают в связке. Поэтому, уважаемые родители, не тратьте времени зря и, кроме общения с малышом, уделите максимум внимания работе его ручек. Конструкторы, кубики и пазлы вам в помощь!

Кстати, в процессе рисования обязательно восхищайтесь шедеврами карапуза. Это поддержит в нем желание творить и дальше. Не исправляйте нарисованное. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. А после просите еще новых и новых рисунков, ведь они ой как хороши!

Лучше всего каждый день уделять ребенку внимание и рисовать вместе с ним. Крохе помогут заговорить не только рисунки, но и собирание пазлов, застегивание пуговиц и завязывание шнурков, а также игра со специальными игрушками вместе со взрослыми, которые объяснят, что и как с ними делать. Больше и чаще играйте с ребенком, ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают реальную жизнь и с удовольствием занимаются всякими полезными делами, благотворно сказывающимися на их развитии.

Ученые всего мира уже давно доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Так, делая массаж пальчиков рук малышу до года, вы воздействуете на точки, которые подают сигналы в часть коры головного мозга, ответственную за развитие речи.

Три этапа развития речи у детей

От рождения до двух лет.

Это период становления развития речи у маленького человека, этап закладывания основ коммуникабельности ребенка. В этот момент в коре головного мозга детей активно развиваются речевые зоны. Необходимо избегать отрицательных обстоятельств, стрессов, потому что даже самые незначительные из них могут затормозить развитие речи крохи.

Период третьего года.

В этом возрасте начинает интенсивно развиваться связная речь малышей. Данный период можно назвать критическим. Активный рост организма дает о себе знать в дисбалансе эндокринной, сосудистой и центральной нервной систем. Он негативно влияет на поведение ребенка. В этот период у детей начинает проявляться упрямство и нигилизм. Часто карапузы проявляют протест на повышенные требования родителей или, наоборот, повышают свои требования ко взрослым. Именно в этом возрасте с детками следует быть, как можно тверже, но при этом проявляя лояльность, так как физиологические процессы, протекающие внутри детского организма, проявляются хаотичным созреванием определенных узлов функциональной системы речи. Также в этом возрасте стрессы в совокупности с особенностями развития ребенка могут создать предпосылки к заиканию.

6-7 лет.

Это этап развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте на ребенка оказывать психологическое давление возрастающими требованиями, то вполне вероятны нарушения и сбои в нервной деятельности. Они могут проявиться заиканием или другими речевыми расстройствами. Если вы обнаружили нечто подобное у своего малыша, то не стоит решать проблему самостоятельно – лучше обратиться к специалисту-логопеду.

Симптомы, которые свидетельствуют о наличии психоречевой задержки у детей

  • Первый симптом может проявиться еще до года. Если младенец не произносит никаких звуков, даже простого «м-м-м», стоит рассказать об этом врачу;
  • Второй симптом можно заметить, когда годовалый малыш привлекает к себе внимание взрослых исключительно плачем и не реагирует, если к нему обращаются;
  • Третий симптом проявляется в возрасте полутора лет. Карапузы в этот период должны уметь распознавать на слух предметы и показывать их в книжке на картинках и т.д. Если этого нет – есть проблема.
  • Четвертый симптом проявляется в 1,5–2 года. Ребенок не понимает простых требований: открыть рот, взять ложку, повернуть голову и т.п.
  • Пятый симптом важен для возраста 2-3 года. Если ребенок не произносит отдельных слов и простых фраз, есть все основания предполагать, что в его речевом развитии есть задержка, которая вызвана какой-то причиной. Научить малыша говорить в таком случае пока что не представляется возможным.
  • Шестой симптом. К четырем годам дети еще не в состоянии выражаться полноценными предложениями.

Если вы заметили в своем крохе один из этих симптомов, обратитесь прежде всего к детскому психологу, чтобы он определил причины отставания в развитии малыша. Эти причины могут быть очень серьезными, поэтому медлить не стоит. Чем раньше выявлена проблема и ее причина, тем легче исправить последствия.

Причины в отставании развития речи ребенка

Как родителям самостоятельно можно определить, что усилия, направленные обучение двухлетки разговаривать, не напрасны? Возможно, ребенок не разговаривает не потому, что не хочет, а потому, что не может. Следует знать, что причины могут быть физиологическими и связанными с генетикой. Их нельзя устранить с помощью простых занятий, которые требуются для развития здоровых детей. Вот эти причины:

  • болезни головного мозга;
  • следствия травматических повреждений головы;
  • инфекционные заболевания, которые перенесла мать в период беременности или кормления грудью;
  • проблемы, связанные со слухом;
  • медленный рост клеток отдела головного мозга, отвечающего за речь.

Но это не все. У задержки развития речи есть также причины социального характера. Прежде всего это отсутствие необходимого минимума общения. От этого страдают дети в домах малюток. И если вы не хотите сделать своего ребенка похожим на несчастных брошенных детей, уделяйте ему время. Общайтесь с удовольствием – ежедневно и ежечасно. Если вы не можете найти свободной минутки на ребенка такого маленького возраста, то что будет, когда он войдет в пубертатный период? Ведь для решения большинства проблем и конфликтов подросткового возраста понадобится много говорить. При этом желательно, чтобы ребенок вас слушал и слышал. Однако этого не будет, если вы уже сейчас не можете наладить с ним отношения, уделив внимание и просто пообщавшись. Период детства быстро проходит, и потом его не вернуть, как и взаимопонимания, основы для которого просто некогда было заложить.

Иногда родители впадают в другую крайность. Они пытаются предугадать желания малыша прежде, чем он успевает их высказать. В этом кроется большая ошибка. Помните! Развивая речь ребенка, помогая ему высказывать свои просьбы, инициативы, вы развиваете его мышление. Побуждайте кроху говорить с самого рождения, и вам не придется думать, как заставить ребенка разговаривать и общаться в 2 года.

Что нужно делать родителям, чтобы ребенок заговорил?

Малышу исполнилось 2, у него нет серьезных причин для молчания, но он молчит, и в этом вы видите проблему – знайте: вам придется нелегко. Ведь именно в 2 года уже непросто наверстать упущенное, если проблема кроется в родителях.

То, что можно было получить естественным путем, развивая речь крохи от рождения, день за днем, теперь придется приобретать посредством тяжелого труда. Но это не повод опускать руки и отказываться от сложной и кропотливой работы, иначе можно упустить еще больше. В два года догнать речевое развитие еще можно, причем достаточно быстро. Позже – очень тяжело, каждый шаг будет даваться усилием воли родителей и ребенка, которые должны вместе работать на результат, а ведь одна из сторон может этого просто не желать.

В интернете вы можете найти специальный набор игр для речевого развития детей. Они предложены в виде видеороликов. Как говорится, лучше один раз увидеть… Чтобы вовлечь малыша в игру, можно показать ему какой-то новый предмет, а потом быстро спрятать его и снова показать. Такие приемы поднимают детям настроение, вызывают положительные эмоции и побуждают продолжить игру, а при этом и начать общение. В два года деткам интересно все новое, желательно – еще и яркое. Они любят игру в прятки, и это можно использовать в благих целях, например чтобы учить разговаривать.

Когда вы играете с малышом или гуляете на улице, помните: чтобы научить его говорить новые слова, их нужно повторять многократно в разных ситуациях и интонациях. В игре важно, чтобы вы не молчали, а комментировали каждое свое действие: «Сейчас мы оденем красное колечко на пирамидку…», «положим сверху еще один кубик…», «нарисуем мишку… вот мишкина голова… вот ушки…глазки, носик, ротик, туловище…» и т.п. Когда вы занимаетесь каким-нибудь трудом, тоже изображайте комментатора. Дотошного и подробного. Рассказывайте вслух, что вы делаете: «Возьмем кастрюлю, нальем в нее воды…». Это и будет ненавязчивое обучение.

Учите ребенка наблюдать и рассуждать. Это можно делать, не спеша прогуливаясь по парку и обращая внимание на разные явления природы, действия людей. Хорошо проводить такие уроки, стоя у окошка, которое является для малыша словно порталом в другой мир. Дети очень любят смотреть в окна, особенно когда на улице идет дождь или снег, а также происходит что-то интересное.

Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если он станет произносить отдельные слова и фразы. Если малыш что-то сказал о дереве, можно спросить, какого цвета на нем листочки. Разговор надо постоянно стимулировать, подталкивая чадо к его дальнейшему развитию. Так легко учить новые слова, а также научиться говорить в принципе.

Хорошо читать малышу книжки и разучивать с ним незатейливые песенки. Вы будете развивать таким образом и память малыша, и музыкальный слух. Чтобы привлечь внимание к книге, выбирайте яркие и красочные издания. Да, вы заплатите за них в разы больше, но и результатом они порадуют быстрее! Это намного важнее той разницы, которую бы вы могли сэкономить.

Непременно следует повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет, стих, песенку, чтобы малыш сам сказал, что это. Подобным приемом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.

Также в развитии речи помогают разговоры по телефону. Когда вы разговариваете с кем-то, знакомым крохе, дайте ему трубку, а абонента попросите задать малышу пару-тройку простых вопросов, на которые он мог бы ответить. Наиболее актуальны и популярны разговоры с бабушками – они могут часами лепетать с любимыми внуками. Используйте желание обоих абонентов пообщаться на благо собственного ребенка, ведь так легко можно научить не только говорить, но и поддерживать диалог!

Не менее полезно проводить с детьми активные игры, особенно на свежем воздухе, где можно с удовольствием выполнять мамины команды и повторять ее действия, например поприседать, побегать, покружиться, попрыгать. Таким образом можно учить малыша разговаривать. Все эти методы вполне подходят и для детей двух лет.

Дети как маленькие деревца: если за ними ухаживать, защищать от негативных факторов, они вырастут и превратятся в могучие деревья, которые будут дарить радость, плоды и тень во время знойных дней. Если же ими не заниматься и не учить, то их легко будет сломать, сколько бы им не исполнилось лет, чего бы они не добились в жизни… И сейчас ваша задача – научить малыша говорить, ведь ему так мало лет и у него все впереди.

Источник: rebenkoved.ru

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

Р. Левыкин, психолог:

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Источник: baragozik.ru

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше — это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

  • Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

  • Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи. К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Что говорить и как говорить 

Хотя многим может показаться, что 2100  слов в час это слишком много, но такова средняя скорость беседы. Чрезмерная стимуляция может быть настолько же вредна для развития мозга, как и недостаточная, важно следить за признаками усталости у ребенка. И никакие даже самые элементарные высказывания не стоит считать чересчур глупыми. «Сейчас пойдем кушать вкусную кашу». «Посмотри какие зеленые листочки распустились на деревьях». «Сейчас мы тебе будем менять памперс». Просто возьмите в привычку комментировать происходящее.

Парентез — это специфицеская форма речи, в которой родители по всему миру говорят с детьми. Она привлекательна для уха ребенка. Для парентеза характерны высокая тональность голоса и напевность с растянутыми гласными. И хотя родители, когда говорят в такой манере, не всегда осознают это, но такая речь помогает мозгу ребенку учиться. Почему? Потому что гораздо легче понять человека, замедляющего речь. 

Родители при этом делают звук каждой гласной более различимым. Такое акцентирование позволяет ребенку слышать слова как отдельные единицы речи и лучше их различать. Напевный голос помогает младенцам разделять звуки на контрастные категории. 

Дети, с которыми разговаривают с рождения в такой манере произносят первые слова в 7-9 месяцев, предложения в возрасте около 10-16 месяцев.

Личный опыт и упражнения по развитию речи

Из личного опыта Марины Ницуленко. «…С сыном я начала заниматься практически с рождения: мини-развивайки по 2-3 минуты несколько раз в день, эмоционально читала книжки с 1,5 месяцев каждый день, ежедневно на качельках пропевала алфавит на мотив детских песенок, носила в кенгуру и всё комментировала. Муж в шутку называл меня навигатором.

Говорить Максим начал предложениями в 1 год и 7 месясев. Причем сложными с «потому что и поэтому». 

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Утром и вечером во время умывания. Висела у меня шпаргалка, мы делали пока ему хотелось. Например,»Села муха на варенье, вот и всё стихотворение. Покажи как ты язычком варенье слизываешь с губок, а как муха жужжит.» Или язычок идет в гости к носику, тянем язык к носу, как можем. Я взяла те, что можно обыграть и меняла периодически.

  2. Звукоподражание. Игра типа «Угадай,кто я «. Показываем и звучим, как выбранное животное, ребёнок угадывает и повторяет. Шипим как змея, жужжим, как пчела, звеним, как комар, мычим, как корова, лаем, как собака, гогочем, как гусь, кулдычем, как индюк, рычим, как лев.

  3. Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.

  4. Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.

  5. Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.

  6. Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.

  7. Поём песенки Железновой. Альбом «гав, мяу». Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.

  8. Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.

  9. Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.

  10. Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему «Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….»

  11. Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль» или «На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли «Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.

  12. Развиваем мелкую моторику. Перекладываем щипцами грецкие орехи в лоток для яиц, пипеткой воду из емкость в емкость, ложкой мячики в тазик, пинцетами подкрашенные ватные шарики в тарелочки по цветам и т. д. Такие движения сложно даются ребенку, тренируется пинцетный захват. (Большим и указательным пальчиками). Колоссально полезно для речи и письма.

  13. Часто признаемся друг другу в любви, как влюбленные рыбки. Это наша семейная традиция. Всасываем обе щеки внутрь, чтоб губы получились, как у рыбки и целуемся.

И в завершении хочу сказать ,что у моего сына не было проблем ни с единым звуком. Он сразу начал выговаривать все звуки правильно, но ошибался по началу в склонении и окончаниях. Мы делали с 8 месяцев только то, что я описала выше. Когда речевой аппарат подготовлен,ребёнок быстро заговорит…»

Одна важная вещь! Всему свое время, ваш ребенок уникален и прекрасен. Многие родители считают, что дети не стараются заговорить, потому что их и так понимают без слов. В этом есть доля правды, если имеет место гиперопека и родители каждый раз предвосхищают желания ребенка, в остальных случиях — нет. Малышам не сладко от осознания того, что они уже многое понимают, но выразить словами не могут, часто они злятся и раздражаются если родители не могут их понять. 

Подбор книжек по развитию речи.

Научные факты и исследования из книги Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Источник: womensec.ru

Игры для развития речи детей 2 лет

Осваивать любые навыки проще всего в игре, не исключением будет и развитие речевых функций. Сегодня существует множество методик обучения, которые практикуют игры развивающие речь ребенка в 2 года. Для развития речевых навыков совсем не обязательно помещать специальные развивающие центры, вполне можно заниматься с ребенком дома. Основными станут работа с картинками и игрушками, основа методики – ежедневные рассказы по картинкам или с участием персонажей короткого рассказа. В этом рассказе должны быть слова, которые малыш может повторять. Изначально он слушает рассказ и запоминает, в дальнейшем по ходу повествования вы делаете паузы, в которых ребенок должен вставлять недостающие слова. Не менее полезными для таких речевых занятий могут стать пальчиковые куклы, сказки. Постепенно малыш выучит их и будет помогать вам в рассказе. Помогают в освоении навыков упражнения для ребенка 2 лет для речи. Это занятия для развития мелкой моторики, так как существует четкая связь между пальцами руки и речевыми центрами. Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки.

Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки  пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.

Источник: DetStrana.ru

oneboulderfitness.net

Как научить ребенка говорить в 2 года: упражнения для развития речи, игры

Как научить ребенка говорить в 2 года (упражнения для развития речи)? Зачастую родители сталкиваются с этой проблемой, когда ребенок переступает рубеж двухлетнего возраста. Почему именно в двухлетнем возрасте? Дело все в том, что это самый важный и активный момент в формировании речи. Поэтому очень важно не упустить время и вовремя начать заниматься с малышом.

Почему он молчит?

  • Прежде всего помните, что современные дети начинают говорить гораздо позже, чем их ровесники полвека назад. Причины тому могут быть самые разные:
  • беременность протекала с осложнениями. Это могло отрицательным образом сказаться на психическом развитии малыша, в том числе и на речи.
  • сложные роды тоже иногда приводят к такому печальному результату.
  • ребенком мало занимаются. Придя с работы, молодые родители предпочитают посидеть за компьютером или посмотреть телевизор, а малыш оказывается предоставленным самому себе в компании тех же планшетов, ноутбуков и прочих атрибутов современной техники, которые, однако, никогда не заменят живого общения.
  • ребенка наоборот окружают излишней заботой и вниманием. Все его желания предугадываются еще до того, как малыш захотел что-то сказать. Зачем ему напрягаться и говорить, если можно в магазине, например, просто показать пальчиком на понравившуюся игрушку?

И если на две первые причины мы не в силах повлиять, так как беременность и роды не всегда проходят благополучно, несмотря на все наши старания, то две последние мы вполне можем исправить.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  • Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  • Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».
  • Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  • Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  • Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.
  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.
  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом.

  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.
  • Дуем мыльные пузыри много и часто!!!! Дуем на свечку, на перышки, на бумажный кораблик на воде и т. д.
  • Делаем бурю в стакане. Дуем в трубочку, чтоб вода расплескивалась.Так мы выучили шторм, цунами, буря.
  • Ловим рыбу. Рисуем из тетрадной бумажки рыбку и ловим ее трубочкой для коктейля. Вдыхаем воздух, рыбка держится и переносим улов в игрушечное ведерко. Это сложно, нужна тренировка.
  • Гонки карандашами. Ставим карандаш на стол, дуем, чтоб он скатился со стола. Поддавайтесь ребёнку, чтоб не расстраивался.
  • Поём песенки Железновой. Альбом «гав, мяу». Там часто повторяющиеся слоги, учат ребенка постепенно говорить.
  • Надуваем щеками воображаемый шарик, потом лопаем. Бах.
  • Много лепим, так массируется центр речи на ладошке. Тестом, восковым, пластилином.
  • Массаж ладошек шишкой, грецким орехом, массажным мячиком с иголками. У Железновой есть подпевка на эту тему «Катится колючий ежик, нет не головы не ножек….»
  • Пальчиковые игры. Чем проворнее пальчики, тем лучше речь. Сначала показываем на своих пальчиках, потом своими руками ребенку, затем малыш повторяет сам. Например катим кулак «Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль» или «На двери висел замок , кто его открыть бы смог. Мы немного покрутили. Мы немного постучали. Мы немного потянули и открыли «Пальцы сцеплены в замок, дальше по сюжету. Хорошие игры у Лены Даниловой. Есть в свободном доступе.

Как научить ребенка говорить в 2 года: упражнения видео

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

  • В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.
  • Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка?

Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

  1. Наследственность. Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
  2. Особенность характера и темперамента. Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
  3. Отсутствие необходимости в речи. Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
  4. Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты. Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
  5. Чрезмерный напор родителей. Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
  6. Отсутствие интереса. Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
  7. Отсутствие социума. Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было.

Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком.

В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

Неприятный диагноз

Если вашему ребенку еще нет 3 лет, но детский невропатолог уже ставит ему диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит раньше времени пугаться. Многие малыши начинают говорить только в три года. Но для собственного успокоения лучше ребенка обследовать, чтобы исключить такие неприятные заболевания как перинатальная энцефалопатия, тугоухость, проблемы с артикуляционным аппаратом или даже аутизм.

Если данные проблемы обнаружены, тогда уже нужно проводить комплексное лечение. Мы не специалисты в этих вопросах, поэтому будем рассматривать только те случаи, когда у малыша не выявлено никаких нарушений психического и физического здоровья, а вот разговаривать он все равно почему-то не спешит.

Советы и рекомендации логопеда

Если ребенок в 2 года все понимает, физически и психически здоров, но не разговаривает, родителям есть над чем задуматься, а иногда обратиться к логопеду. В последнее время врачи отмечают, что в основном проблемы с речевым аппаратом присутствуют у тех детей, которые имеют плохой аппетит и отказываются от твердой пищи. Причиной этого являются плохо развитые челюстные мышцы.

Такому ребенку рекомендуют давать подсушенные сухарики, приучать его к фруктам и овощам. В целях тренировки мышц можно купить ребенку воздушные шарики, чтобы он их сам надувал.

Также нужно развивать мелкую моторику пальцев рук: покупаются карандаши и фломастеры с ребристой поверхностью, застегивание пуговиц, нажимание на кнопочки игрушечного мобильного телефона. Надо лепить с ним из пластилина, приобрести специальные ножницы с тупыми концами, чтобы ребенок учился вырезать разные фигурки из бумаги.

Правильное речевое дыхание тоже является залогом четкой и чистой речи. Это все достигается через специальные игры. Конечно, многое в правильном развитии речи зависит от родителей, от того, насколько часто они сами занимаются с ребенком. Малыш должен бывать в компании своих ровесников. Взаимодействуя с другими детьми, он быстрее научится говорить.

Если речь ребенка понимают близкие родственники и его речь совершенствуется, хоть и медленными темпами, то необходимости прибегать к помощи специалистов до достижения крохой трехлетнего возраста нет. В других ситуациях и после трех лет ребенку необходима помощь логопеда-психолога.

Дополнительные рекомендации

  • Смена впечатлений. Неожиданный способ, но тем не менее он работает. Многие женщины рассказывают, что после какого-нибудь небольшого путешествия — например, в отпуск на море — малыш сразу начинал произносить какие-то слова, и в его лексиконе их становилось все больше и больше. Так что если есть возможность — вперед!
  • Играем в ролевые игры. Это происходит примерно так: даете ребенку кошечку, а сами берете собачку и начинаете вести диалог от лица собачки: «Привет, киса, а как тебя зовут? А пошли с тобой гулять? А смотри что у меня есть! А давай построим домик из кубиков?». И все в таком духе. Дети очень любят такие игры, и им волей-неволей захочется поддержать разговор. Даже если не сразу, но запоминать слова все равно будут.
  • Поменьше компьютера, побольше конструктора. Приобретите всяческие паззлы, пирамидки, конструкторы и собирайте-складывайте их вместе с ребенком. Малыши обычно не очень усидчивые, больше 10-15 минут не захотят заниматься, но и это хорошо! Ведь все знают, что развитие мелкой моторики прекрасно влияет на речь.
  • Как можно чаще гуляйте с ребенком. Особенно сейчас, когда наступает лето. В эту благодатную пору вы можете проводить время на свежем воздухе с пользой — показывать ребенку облака, рассказывать ему, на что они похожи, вместе возиться в песочнице, брызгаться из водяного пистолета — всех забав и не припомнишь. С подружками на лавочке поболтать вы всегда успеете.
  • Дайте крохе больше самостоятельности. Обращайтесь к нему с мелкими поручениями, не пытайтесь предугадывать каждое его движение, если что-то хочет — пусть пытается сказать. И пусть даже немного попсихует и поплачет из-за того, что мама его не понимает. Зато будет стимул говорить. И со временем у вас все получится.

Как научить ребенка говорить в 2 года Комаровский: видео

ona-znaet.com

Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

baragozik.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное