Тревожные дети дошкольного возраста


Тревожность у детей

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  •  неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  •  необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  •  полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  •  противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  •  неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

psihomed.com

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции Ссылка на основную публикацию

doshkolnik.net

» Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников

Тревожность — не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. Беспокойство могут испытывать даже самые маленькие дети, например, младенцы, у которых оно проявляется в плаксивости, нарушении сна и аппетита. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу. Читайте о том, как диагностировать тревожность у дошкольников, преодолевать её и использовать профилактические мероприятия.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста

Тревожность – повышенная склонность опасаться и беспокоиться – бывает ситуативной и постоянной. Если в первом случае тревожность оправдана, так как помогает избежать какой-либо опасной ситуации, то тревожность, которая сопровождает человека часто и беспричинно превращается уже в проблему.

Тревожность может наблюдаться и у детей дошкольного возраста.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

  • постоянной подавленностью
  • насторожённостью
  • сложностью в установлении контактов
  • враждебным восприятием к миру
  • мрачным взглядом на окружающее
  • заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

  1. Наследственных особенностей нервной системы и характера.
  2. Родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
  3. Болезней, перенесённых матерью во время беременности.
  4. Поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов.
  5. Внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

  1. Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
  2. Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр.), приводящие к разного рода заболеваниям.

«Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми».

  1. Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
  2. Насмешки сверстников. Малыши чувствуют униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
  3. Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
  4. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
  5. Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
  6. Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
  7. Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать (в случаях с пьянством, приступами жестокости, а то и просто плохим настроением взрослых).

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения.

Как было уже сказано, тревожность может возникать у различных возрастных групп детей.

У новорождённых этот симптом проявляется в виде повышенного беспокойства, плаксивости, плохого сна и аппетита.

Тревожность детей младшего дошкольного возраста связана с кризисом 3-х лет. Малыш начинает ходить в детский сад, и связи с этим испытывает беспокойство по причине разлуки с матерью и адаптации к новым социальным условиям.

Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.

При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:

  • неврозы
  • навязчивые мысли и движения
  • фобии.

Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки

Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:

  1. В поведенческих реакциях:
  • ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы), грызть ногти и карандаши, сосать пальцы
  • излишняя скованность и напряжённость
  • повышенная суетливость, жестикуляция
  • ребёнок может что-то постоянно ронять и терять
  • малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
  • плаксивости.
  1. В физиологических реакциях и симптомах:
  • покраснение или, наоборот, побледнение лица
  • излишняя потливость
  • дрожание рук
  • вздрагивание при неожиданных звуках
  • учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию
  • нарушения сна
  • проблемы с аппетитом.
  1. В переживаниях и чувствах:
  • боязнь неудачи
  • тягость ожидания
  • желание удалиться
  • чувства незащищённости
  • ощущение неполноценности
  • чувство стыда или вины.

«Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое».

Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:

  1. Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
  2. Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
  3. Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
  4. Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
  5. Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
  6. Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
  7. Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
  8. Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
  9. Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
  10. Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
  11. Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
  12. Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
  13. Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
  14. Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?

Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, отмечая символом «+» то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.

Методы преодоления

Среди методов коррекции детской тревожности можно выделить:

  • коррекционные игры
  • арттерапию (коррекционное рисование, сказкотерапия и пр.).
  • десенсибилизация
  • релаксация.

Арттерапия — один из действенных методов коррекции детской тревожности.

Попробуйте с ребёнком такое упражнение. Подберите ситуации, в которых нужно будет справиться со страхом. Преподнесите ситуацию, попросив ребёнка подумать, как с ней справиться. Сначала пусть ребёнок представит, как справляется с ситуацией малыш гораздо младше его, а потом ребёнок, у которого всё отлично получается. Ребёнок увидит, как далеко в развитии он ушёл о тех детей, которых мало что умеют, и он сможет сказать себе: «Я могу, у меня всё хорошо выйдет». Объясните крохе, что у каждого всё получится, если захотеть.

Смотрите видео, в котором детский психолог советует, как преодолеть тревожность и страхи ребёнка

Профилактика негативных последствий высокой тревожности у ребёнка дошкольного возраста

Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников:

  1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
  2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
  3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности  и инициативности.
  4. Привлекайте кроху к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
  5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
  6. Соблюдайте последовательность в действиях.
  7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
  9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
  10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.

Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость.

paidagogos.com

Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста?

Тревожность у детей дошкольного возраста – распространённая проблема.

Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.

Часто необходима консультация психолога. Но иногда сами родители способны понять своего ребёнка и помочь ему.

Что делать, если ребенок боится какать в детском саду? Узнайте об этом из нашей статьи.

Тревожный ребёнок – это какой?

Витя ходит в среднюю группу детского сада. На прогулке этот мальчик часто выглядит обычным.

Носится как оглашенный вместе с другими детьми. На лице – улыбка до ушей. Но в таком состоянии он ничего не слышит.

Вот Витя забежал за веранду, а это запрещённая территория (там бывают бродячие собачки, и у них там туалет). Воспитательница раз его окликнула, второй – он как глухой. Наконец, она встаёт, уже сердитая, хватает малыша за руку.

На физиономии Вити выражение безмятежного счастья мгновенно, без всякого перехода, сменяется испуганно-мрачной миной. Он втягивает голову в плечи. И сразу становится видно, что мальчик тощий, нескладный, какой-то унылый. Опустив голову, слушает воспитательницу.

Видно, что малыш очень испуган, хотя воспитательница старается говорить сдержанно, не повышая голоса: её проинструктировал психолог, что на этого ребёнка кричать нельзя.

Обед. У Вити нет аппетита. Его никогда нет. Где бродит его аппетит, почему никогда не посещает садик вместе с хозяином, наука пока не установила. Впрочем, Витя и дома ест плохо, потому и тощий такой, кожа да кости.

Он сидит перед тарелкой, опустив голову, ссутулившись, как старичок, чуть ли не носом уткнувшись в котлету. Если ему делают замечание, начинает, испуганно глядя на взрослого, расковыривать котлету и пюре ложкой, но почти не ест.

Если кто-то обидит Витю, он начинает горько и неутешно рыдать, так, будто только что узнал о смерти всех родных. Захлёбывается слезами, всхлипывает, иногда даже падает на пол и начинает кататься по полу.

Тихий час. Это смотря для кого тихий. Для Вити часто – самый громкий за весь день.

Начинается обычно с того, что Витя, принудительно оказавшийся в состоянии физического бездействия, вспоминает о маме.

Как давно он не видел маму! Целая вечность прошла! И Витя начинает тихо плакать в подушку:

— Ма-ма! Хочу к маме!

Успокоить его невозможно. Через час-полтора он иногда засыпает, но не больше, чем на несколько минут. Во сне он извивается, как червячок, сбрасывает с себя одеяло: оно у него всегда валяется на полу. Часто мочится в постель. Проснувшись и обнаружив, что опять описался, плачет.

Если Витя дерётся с другими мальчиками, что бывает редко: он боится драк – то машет руками, как мельница, не глядя на противника, и уже заранее начинает плакать. И действительно: его всегда все бьют, хотя он довольно высокого для своего возраста роста.

Но вот, наконец, день в садике окончен, и за Витей пришла мама. Та самая, которую он ещё 4-5 часов назад так жаждал лицезреть. Но Витя стоит в сторонке, к маме не идёт. Смотрит испуганно. Он же, как всегда, за день совершил немало всяких подвигов. Что, если воспитательница уже нажаловалась маме?

О симптомах и признаках шизофрении у детей читайте здесь.

На сколько тревожность зависит от генов, и почему мой ребенок тревожный? Узнайте из видео:

к содержанию ↑

Что такое «тревожность»?

«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние.

Можно назвать такого ребёнка «перманентно испуганным». «Тревожность» тесно связана с неуверенностью в себе, вызвана именно этим личностным качеством маленького человека. Хотя не каждый неуверенный в себе ребёнок тревожный.

Тревожность – это крайняя, патологическая форма проявления неуверенности в себе, близкая к неврозу. Из десяти неуверенных в себе детей тревожным, в среднем, бывает только один, максимум – два-три ребёнка.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны. Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми.

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает страх или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками, опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля: в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят, видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт. Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

Как помочь ребенку преодолеть страх темноты? Рекомендации психологов вы найдете на нашем сайте.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

к содержанию ↑

Как определить уровень по методике Филлипса?

Сейчас дети часто ходят в школу с 5-6 лет. При детских садах также открываются курсы по подготовке к школе (их иногда называют «школами»).

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня школьной тревожности именно в ситуации обучения.

Методика Филлипса для определения уровня тревожности.

Она включает в себя различные вопросы-тесты с так называемыми «ключами». «Ключом» называется правильный ответ на вопрос, который должен дать вполне здоровый ребёнок.

Уровень тревожности определяется по количеству несовпадений ответов малыша с «ключами».

Всего вопросов 50. Если несовпадений с ключами больше 25-ти, это уже явно тревожный малыш.

Впрочем, эта методика предназначена для профессионалов. Опрашивать детей нужно уметь, интерпретировать результаты тоже.

Кроме того, родителям не нужны никакие опросы: они необходимы специалистам, тестирующим сразу большие группы совершенно незнакомых им детей младшего школьного возраста.

Родители без всяких тестов и опросов легко определят, тревожный у них малыш или нет.

к содержанию ↑

Как снизить показатель?

Повышенная тревожность, как уже было отмечено выше, вызывается неуверенностью в себе, а неуверенность в себе – это качество личности. Так что, существенно снизить уровень тревожности нелегко.

Прежде всего, нужно определить, что не так с ребёнком, какова причина его болезненного состояния, и устранить её. Часто родителям приходится пересмотреть что-то в себе: изменить свои установки по отношению к ребёнку, стиль общения с ним.

Например, у мальчика Вити, крайне тревожного малыша, который был описан выше, очень нервный, неуверенный в себе, плохо контролирующий свои эмоции и, к тому же, ещё и пьющий отец, который нередко бьёт сына. Этот папа ещё и крайне и неумеренно требователен. Отсюда и тревожность малыша.

Понятно, что именно отцу надо меняться, тогда изменится и сын. И никак иначе этого нельзя добиться.

Если же тревожность ребёнка находится на грани невроза (он постоянно плохо спит, отказывается от контактов с людьми, очень часто плачет, постоянно плохо ест, испытывает фантомные боли), то его нужно лечить у психиатра.

Что делать, если ребенок боится уколов? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:

  1. Ребёнок эмоционально неблагополучен, недополучает душевного тепла от папы и мамы. Это может быть связано с эмоциональным неблагополучием самих папы и мамы (скажем, их отношения зашли в тупик, они это болезненно переживают, готовятся к разводу или уже развелись).
  2. Ребёнка часто отрицательно оценивают близкие взрослые, предъявляют к нему непосильные для него требования, жёстко реагируют на его неудачи, очень строго наказывают, требует беспрекословного повиновения всегда и во всём, не дают никакой свободы.
  3. Родители любят малыша и друг друга, но при этом часто и бурно ссорятся, и малыш иногда становится свидетелем таких ссор.
  4. Родители (к этому более склонны мамы) гиперопекающие, то есть они усиленно заботятся о малыше, сдувают с него пылинки, всячески ублажают, но ребёнок при этом растёт в оранжерейной атмосфере и, как ни странно, недолюбленным. Такое поведение мамы часто говорит о том, что она на самом деле не любит своего ребёнка и даже испытывает к нему скрытую от неё самой враждебность (например, из-за того, что этот малыш родился от бросившего женщину мужчины). Поэтому она усиленно пытается убедить себя в том, что очень любит своё дитя. Это своего рода самовнушение.
  5. Ребёнок испытал или продолжает испытывать физическое или (и) психологическое насилие над собой.
  6. Ребёнок, оказавшись в компании сверстников (в детском саду), постоянно испытывает неудачи в общении, он непопулярен у других детей, над ним насмехаются, им пренебрегают, его травят и постоянно обижают.
  7. Ребёнок не нравится взрослым, с которыми ему постоянно приходится иметь дело (воспитателям в детском саду). Малыш кажется им плохим, хулиганом, дезорганизатором.
  8. Они недоброжелательно смотрят на него, указывают на него другим детям как на отрицательный пример, часто изолируют его от других детей.

  9. Ребёнок сталкивается с постоянными неудачами в ситуации обучения, преподаватели считают его неспособным, а дети дразнят «дурачком».
к содержанию ↑

Что делать?

Прежде всего, не нужно паниковать. Проблема решаема. Если ребёнок тревожный, это ещё не значит, что его родители должны от него заразиться этой болезнью.

Нужно понять малыша, определить возможно точнее, в чём корни его недуга. И затем постепенно менять отношения с ним, его образ жизни, чему-то учить.

Основные методы коррекции и снятия тревожных расстройств у дошкольников и младших школьников следующие:

  1. Больше внимания уделять ребёнку, чаще общаться с ним, улыбаться ему, хвалить, но без баловства и гиперопеки.
  2. Не делать за ребёнка то, что он способен сделать сам, но всегда быть рядом и помогать, поощрять, внушая ему уверенность, когда он сталкивается хотя бы с малейшей трудностью.
  3. Внушать ребёнку, что он нормальный, он уверенный в себе и сильный, не только словами, но и самим отношением к нему.
  4. Никогда не кричать на малыша, не бить его, не критиковать его личность, не сравнивать с другими детьми в невыгодном для него смысле, не требовать того, что ему трудно сделать, но и не отказываться от требований полностью.
  5. Дать возможность малышу заниматься каким-то делом, влияющим на него психотерапевтически: часами копаться в песочке, играть и кормить щенка или котёнка, часами разговаривать с плюшевым медведем.
  6. Устранить, по возможности, все психотравмирующие факторы: ссоры в семье, например.

О том, как помочь ребенку забыть ночной кошмар, читайте тут.

Как снять тревожность у детей? Консультация израильского психотерапевта:

к содержанию ↑

Профилактика

Прежде всего, важны гармоничные отношения в семье.

Если в ней царят любовь, дружба, сотрудничество, взаимопонимание, то вряд ли растущий в такой семье ребёнок станет тревожным, а если что-то и спровоцирует болезненное состояние, оно будет легко преодолимо.

В отношениях с самим малышом следует придерживаться такой линии поведения:

  • никогда не сравнивать его с другими детьми, а только с ним самим, каким он был вчера и должен стать завтра;
  • не предъявлять непосильных требований (всегда и во всём слушаться, всегда отлично учиться), но и не отказываться от любых требований: требовать, но то, что малыш в состоянии сделать;
  • давать ребёнку достаточно свободы и самостоятельности в разумных пределах: что-то он должен решать сам, а не взрослые за него; с какими-то трудностями справляться сам, а не мама за него.

Тревожность у детей – результат неблагополучия в жизни и развитии ребёнка. Эффективно устранить болезненное состояние можно, только устранив это неблагополучие, сделав жизнь малыша гармоничной и счастливой.

Может ли чувство страха возникать без видимых причин? Узнайте ответ прямо сейчас.

Как помочь тревожному ребенку? Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное