Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста


Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Видео

Видео-презентация на тему:

Профессиональное видео для педагогов дошкольных образовательных организаций, коррекционных образовательных учреждений, логопедов, психологов, социальных работников:

Новые и интересные статьи по теме

www.tikitoki.ru

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

—развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-консультации для родителей;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Социально-коммуникативное развитие детей Мир детства — это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда,.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

Конспект НОД «Социально-коммуникативное развитие». Тема «Перелётные птицы» Конспект НОД «Социально-коммуникативное развитие» Вторая младшая группа. Воспитатель Расулова И. А. Тема : «Перелётные птицы» Цель: познакомить.

Мастер-класс с педагогами «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Мастер – класс с педагогами МБДО на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное.

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие» Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Реферат «Социально-коммуникативное развитие дошкольников 6–7 лет» 1. Понятие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Социально- Коммуникативное Развитие по ФГОС Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Социально-коммуникативное развитие во второй младшей группе Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:

— естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

— социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.

— социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на этапе дошкольного детства имеют специфическое содержание и способы разрешения.

В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Конкретизируя перечисленные направления работы, С.А. Козлова считает, что задачами социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:

  • формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
  • воспитание социальных чувств;
  • воспитание активной социальной позиции;
  • формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.

При этом средствами социально- коммуникативного развития дошкольников являются:

  • формирование бытовых и гигиенических умений;
  • окружающие ребенка продукты материальной культуры;
  • элементы духовной культуры;
  • стиль и содержание общения;
  • последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и продуктивной деятельности.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.

Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

  1. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения».- М., 2010
  2. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с.

Источник: http://doo7.ru/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/

Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область — социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта. К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А.Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. Виды деятельности принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме. При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А.Н. Леонтьева, является условным понятием. В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью).

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности. Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий – то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической). Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент), оценка себя (эмоциональный), отношение к себе (поведенческий).

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер – как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно – требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях – физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.), целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.);
  • дети, имеющие трудности в обучении;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие — динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • развитие игровой деятельности;
  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

Источник: http://fb.ru/article/194200/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-chto-takoe-sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

domashniidoktor.ru

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

6552 (110 за неделю) / 15.11.16 09:00

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе используется множество универсальных средств, специфичных для различных обществ, возрастов и социальных слоёв. Сюда можно отнести:

  • формирование гигиенических и бытовых навыков;
  • стиль и тематика общения;
  • элементы духовной и материальной культуры;
  • приобщение малыша к разным типам отношений, характерных для основных видов жизнедеятельности (познанию, игре, общению, любых видов деятельности).

Каждому малышу приходится открывать для себя мир, поэтому его любопытство, особенно в раннем детстве, не знает границ. Но по мере своего взросления, а также под воздействием разных факторов (семья, детский сад, окружение), он либо сохраняет свою детскую непосредственность, продолжая познавать мир и легко идти на контакт, либо теряет способность выстраивать даже простейшие взаимоотношения со сверстниками, то есть коммуникативное общение.

Проблемы у современных детей

Подобная проблема всё чаще проявляется в современном мире, где уже 2-3-летний малыш общению предпочитает компьютерные игры, а коллективным играм – просмотр телевизора. Благодаря этому он лишается возможности формирования коммуникативных навыков, а это, в свою очередь не только вызывает недостаток собственно общения, но и большие сложности в процессе социализации. В итоге наступает ситуация, при которой отправляющийся в школу ребёнок просто не способен общаться с ровесниками – они кажутся ему чужими, он не умеет с ними играть, не знает, о чём говорить. Если же такого ребёнка кто-то обидит, то он ещё больше замыкается и отдаляется. В реальной жизни учителям некогда разбираться в деталях подобного конфликта, поэтому они делают поверхностный вывод – раз этот ребёнок не способен общаться и дружить, то он и есть невоспитанный и плохой. Анализируя современное социальное развитие дошкольников, можно подметить некоторые типичные особенности.

  • Как бы ни изменилась семья, общество и мир, дошкольники остаются детьми, любящими играть, хотя содержание этих игр и изменилось: к сюжетно-ролевым играм добавились компьютерные игры, современные конструкторы и головоломки.
  • В интеллектуальной сфере у детей произошли существенные изменения – при своей любознательности они стали более информированными, очень быстро справляются с современной техникой, проще ориентируются даже во взрослой жизни благодаря информационной насыщенности дома и в детском саду.
  • Происходят изменения социально-личностного и нравственного развития детей, их общения и поведения.

Проблема на самом деле не в том, что что-то не так с ребёнком, а в том, что ему не показали, его не научили, как правильно выстраивать отношения с ровесниками и как нужно с ними общаться. Поскольку ребёнок этого делать не умеет, то всех сторонится, а порой и сам вызывает конфликт. Подобные казусы в столь раннем возрасте неизбежно оставляют отпечаток на психике ребёнка и формировании его личности. У такого малыша немного шансов вырасти общительным, весёлым, уверенным в себе человеком, что является прямой дорогой к проблемам личной жизни и трудовой деятельности. Поэтому следует разобраться, что такое детское социально-коммуникативное развитие, как к нему подготовиться правильно и вооружить малыша необходимыми навыками общения.

4 3 Физическое развитие детей Физическое развитие детей

Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или обще ...

Что такое социально-коммуникативное развитие?

Под социально-коммуникативным развитием малыша подразумевается сложный процесс обучения установлению и поддержке контактов с окружающими людьми. Именно он закладывает коммуникативные способности будущей личности, под которыми понимается вся совокупность знаний, умений и навыков, с помощью которых человек может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Проще говоря, социально-коммуникативное развитие требуется малышу для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу, он не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценную общественную единицу. Не вызывает сомнений сложность и длительность процесса приобретения коммуникативной компетенции, поэтому начинать его следует с самого раннего детства.

Задачи и цели социально-коммуникативного развития дошкольников

Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер, поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:

  • наследственность;
  • окружающая ребёнка среда;
  • атмосфера, в которой происходит воспитание;
  • игры;
  • собственная деятельность;
  • саморазвитие и самопознание.

Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения, к общекультурным традициям, принятым как в семье, так и в стране в целом, в выстраивании взаимоотношений между ровесниками и старшими поколениями. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в каждом образовательном учреждении должна быть специальная программа, выполнение которой позволяет добиться всех поставленных целей развития детей. Конечную цель, в данном случае заключающуюся в социализации ребёнка, можно успешно достичь, если правильно поставить задачи, важнейшими из которых являются следующие:

  • постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
  • формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;
  • помощь малышу в усваивании основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;
  • научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;
  • воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
  • помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
  • воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;
  • привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей где бы то ни было (дома, на природе, в обществе).

Если эти поставленные задачи удастся решить, то можно надеяться на достижение основной цели социально-коммуникативного развития детей всех дошкольных возрастов. Тогда станет возможным переход к качественно новой школьной среде, поскольку ребёнок будет достаточно подготовлен и не встретит особенных трудностей и неразрешимых проблем.

Игровая деятельность дошкольников Игровая деятельность дошкольников

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для ...

Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей

В своё время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только для малышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры. Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях.

Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.

Игры для самых маленьких

Для детей 2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин»). Но очень важно, чтобы и кто-то из взрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться.

«Эмоция»

Для детей среднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция». В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.

«Ситуация»

Игра «Ситуация» будет интересна для старших дошкольников. Взрослый её участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю? С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.

9 Сенситивные периоды развития ребенка Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич ...

Режим и социально-коммуникативное развитие

В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников – режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой. Общение является сложным, многосторонним процессом, включающим познавательный, эмоциональный и оценочный компоненты. Эмоциональным компонентом является обеспечение чувства защищённости, психологического комфорта. Под познавательным подразумевается удовлетворение потребности в приобретении знаний с последующим практическим их применением. Оценочный компонент – это самооценка и адекватная оценка поступков ровесников или взрослых. Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм: они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов. Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников можно оптимизировать рядом приёмов:

  • традиции, вводимые педагогом явным образом, обговариваемые им заранее, или просто изо дня в день повторяемые фразы их до усвоения детьми;
  • «утро радостных встреч» – приветствовать друг друга или обмениваться рукопожатиями и приятными словами;
  • раз в неделю проводить читательский день, в который один из воспитанников приносит любимую книгу, которую коллективно читают и обсуждают;
  • раз в неделю проводить день любимой игрушки, в который все могут принести из дома любимые игрушки и что-то о них рассказать.

Условные сигналы для перехода к другому виду деятельности:

  • звон колокольчика перед началом занятий;
  • стук воспитателя в бубен, призывающий детей на утреннюю зарядку;
  • устойчивая фраза педагога, звучащая перед началом игры, например: «Я детишек позову в интересную игру»;
  • символика группы (флаг, гимн, эмблема), отличающая её от прочих групп.

Социальные знаки:

  • повязка дежурного по занятиям или столовой;
  • руль у ведущего строй на прогулку или зарядку;
  • флажок замыкающего строй.

У педагогов есть ещё множество иных атрибутов. С помощью каждого такого приёма активней происходит социализация, общение с детьми выстраивается эффективнее, что помогает воспитателю организовать их жизнедеятельность.  

Оцените статью!
1 0
Отслеживайте появление новых статей:на нашем RSS-канале. 1 Развитие внимания у детей дошкольного возраста Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект ...

3 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте ...

4 Зрительное восприятие дошкольников Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения ...

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

Идёт загрузка...

blogs.bebeshka.info

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации.

Социально-коммуникативное

развитие детей дошкольного возраста:

  цели, задачи и методы реализации

    Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

    Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становится неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

      Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

      Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

     На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

     Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И, навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

    Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка

     Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

     Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

     Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

    Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного

развития дошкольников

     Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

     Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И, в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

     Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

    Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

    Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

    Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную.      А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

     Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

      Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

     Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

       Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

     Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

 Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

esperanzavest-ds46himki.edumsko.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное