Синдром навязчивых состояний у детей


Синдром навязчивых состояний у детей: лечение, симптомы, признаки, причины

Некоторые дети озабочены периодически повторяющимися мыслями или действиями, которые постороннему человеку могут показаться глупыми и нелогичными.

.

Такие повторяющиеся мысли (навязчивые идеи, или обсессии) и действия (компульсивные побуждения) не поддаются контролю, могут мешать нормальной жизни и в конечном счете нарушать нормальную жизнь семьи. Примерно у одной трети или даже половины всех детей, которых затронуло заболевание, обсессивно-компульсивные нарушения начинают проявляться в детстве и подростковом возрасте.

Дети с поведением навязчивого невроза могут слишком усердно мыть руки или чистить зубы. Они могут довести себя до состояния постоянной перепроверки своих действий, чтобы убедиться, что с утра они положили в сумку выполненное домашнее задание или обед. Они могут проделывать несколько раз определенный ритуал, возможно, входить и выходить из комнаты определенное количество раз. Они могут дотошно наводить порядок на рабочем столе, а после этого заново переставлять все предметы либо испытывать беспокойства, связанные с микробами, грязью, преступлениями, насилием, болезнью или смертью, в чрезмерно драматической форме.

Один врач лечил ребенка с навязчивым неврозом, которого мучили мысли о разрушительном торнадо. С 6 лет этот ребенок проверял синоптические карты по телевизору и постоянно спрашивал мать, не слышала ли она каких-либо предупреждений о надвигающемся торнадо.

Обсессивно-компульсивное поведение восьмилетнего мальчика начало проявляться в виде частого мытья рук и вскоре обострилось до постоянного чувства страха вероятности пожара или несчастного случая. По 6-8 часов в день он проверял электрические розетки и выключатели света в доме, постоянно мыл руки со щеткой и проявлял другие признаки навязчивого поведения.

Даже в раннем возрасте такие дети зачастую осознают, что их поведение кажется странным, но если они начинают пытаться контролировать его, как правило, их охватывает чувство сильного беспокойства, и они возвращаются к своим прежним привычкам, чтобы почувствовать облегчение. Осознавая, что их поведение отличается от других, такие дети обычно стараются скрыть его от членов семьи и друзей. У многих детей такое странное поведение продолжается в течение многих месяцев, прежде чем кто-либо заметит их странности.

Почему эти дети без конца выполняют одни и те же действия? Большинство детей на этот вопрос отвечают, что они просто не знают, зачем это делают. Специалисты, исследующие причины синдрома навязчивых состояний, описывают их как нейробиологические нарушения, которые зачастую встречаются среди членов одной семьи.

Симптомы и признаки синдрома навязчивых состояний

  • навязчивые действия: навязчивое мытье рук, контролируемые действия, повторение определенных движений;
  • мысли: навязчивые страхи, руминация (умственная жвачка), повторный ход мыслей.

Возможно усиление проявлений вплоть до навязчивых ритуалов.

Значительное отрицательное влияние на повседневную жизнь пациента.

Клинические проявления пациент воспринимает как нелепость, но в некоторых случаях пациент бывает не в состоянии подавить навязчивые действия или мысли.

Методика лечения синдрома навязчивых состояний

Если у вашего ребенка проявляется компульсивное поведение, поговорите с педиатром, который может направить вас к детскому психиатру или психологу. Терапия поведения действует эффективно в отношении многих детей, зачастую уменьшая их восприимчивость к традиционным действиям. К примеру, ребенку, которого слишком сильно беспокоит грязь или он испытывает к ней неприязнь, который моет руки помногу раз в день, могут нанести на руки грязь и не дать возможности сразу же помыть их. Сначала ребенка это сильно напугает и ему сложно будет с этим справиться. Но в конечном счете он осознает, что худшие его страхи не столь губительны, как ему казалось, и что он вполне может обойтись и нерегулярным мытьем рук. Десенсибилизация - специализированная методика, которая должна проводиться только квалифицированным профессионалом в области психического здоровья.

Врач также поможет взглянуть на страхи ребенка в перспективе («Торнадо происходят здесь не чаще, чем каждые 30 лет или около того, и ни разу оно не было слишком сильным; твое беспокойство не стоит того, что на самом деле может произойти»).

Специалисты пришли к выводу, что такой класс лекарственных препаратов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, помогают уменьшить симптомы заболевания. Эти и другие лекарственные средства являются важной частью современного подхода лечения. Как и другие психотропные препараты, эти лекарственные средства должны выписываться только для лечения соответствующих симптомов и требуют пристального наблюдения детского психиатра или педиатра, который знаком с этими препаратами и их потенциально серьезными побочными действиями.

Поведенческая терапия: изучение методов уклонения, негативные упражнения, контроль мыслей, систематическая десенсибилизация, конфронтация и недопущение определенных реакций.

Терапевтические беседы: обеспечивают доступ к собственному чувственному миру, выявляют агрессивные компоненты навязчивостей, обучают стратегиям преодоления, показывают значение навязчивостей как действий, уменьшающих страх.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты, в частности флувоксамин (феварин), сульпирид.

www.sweli.ru

Как определить и вылечить синдром навязчивых движений у ребенка

Невроз навязчивых состояний у детей встречается примерно в два раза реже, чем у взрослых. По статистике, им страдают 1-2 ребенка из 300-500, и далеко не всегда симптомы этого невроза могут быть ярко выраженными.

Часто навязчивые движения, свойственные этому расстройству, родители считают просто дурными привычками. Например, постоянное желание грызть ногти или колпачок ручки, дергать себя за волосы, ковырять в носу – все это порой раздражает родителей, хотя должно было бы насторожить, потому что такие симптомы говорят о повышенной тревожности у ребенка.

Общая информация о заболевании

В настоящее время невроз навязчивых состояний называется другим термином – обсессивно-компульсивное расстройство и имеет код F42 в МКБ-10. Однако при работе с детьми психологи чаще всего пользуются «устаревшим» названием, поскольку оно несколько точнее отражает то, что происходит с ребенком.

Обсессиями называют навязчивые мысли, как правило, негативные, которые больной не может остановить усилием воли. Компульсии – это навязчивые действия, повторяемые раз за разом.

Больше всего данному расстройству подвержены люди с высоким интеллектом, эмоциональные, тонко чувствующие. Для них также характерно ощущение небезопасности окружающего мира, разнообразные страхи и фобии.

Впервые невроз навязчивых состояний проявляется обычно на фоне сильно стресса, переживания. Но чтобы случился дебют заболевания, недостаточно одной лишь психотравмы – она станет лишь триггером, запускающим процесс, но не его причиной.

Иногда появление навязчивостей может быть не связано с конкретным событием – именно этим данный невроз у детей отличается от того же расстройства у взрослых. Тревога как бы «накапливается» постепенно, и симптомы появляются сначала редко, а потом становятся все чаще.

Что касается причин ОКР, то на этот счет есть несколько теорий:

  • Нейромедиаторная – объясняет начало заболевания недостаточностью в организме гормона серотонина;
  • Теория PANDAS-синдрома предполагает, что причиной ОКР может быть перенесенная стрептококковая инфекция;
  • Генетическая теория утверждает, что причиной данного невроза являются генетические мутации, которые передаются по наследству.

И хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения невроза навязчивых состояний, существуют наблюдения практикующих врачей, которые доказывают, что ОКР чаще проявляется у детей, среди родственников которых уже есть больные данным расстройством.

Проявления ОКР у детей

ОКР у детей проявляется чаще всего в виде навязчивых движений и тиков, а также страхов, фобий и «странных», негативных идей и мыслей.

К симптомам обсессивно-компульсивного расстройства могут относиться следующие проявления:

  • Сосание пальцев;
  • Причмокивание губами;
  • Накручивание волос на палец или вырывание волос (некоторые дети съедают вырванные волосы, что иногда приводит к кишечной непроходимости);
  • Назойливое покашливание;
  • Щипание кожи или расковыривание прыщиков;
  • Обгрызание ногтей или других предметов – колпачка от ручки, карандаша и тд;
  • Щелканье суставами пальцев;
  • Частые моргания;
  • Гримасы, наморщивание лба;
  • Притопывание, хлопанье в ладоши.

Это далеко не полный список возможных проявлений, так как у каждого конкретного ребенка проявления невроза могут отличаться. Кроме того, нередко к собственно движениям присоединяются тики – непроизвольные сокращения отдельных мышц, похожие на подергивания или легкие судороги.

Количество таких движений резко усиливается, если ребенок взволнован, перевозбужден. По сути, компульсии (а это именно они) «служат» нервной системе неким «предохранительным клапаном», позволяющим выпустить излишнее напряжение. Уровень тревоги при этом снижается до легко переносимого. Если же заставлять ребенка сдерживать эти движения, то психологическое напряжение будет расти, в конце концов прорвавшись неукротимой истерикой или паникой.

У большинства детей, страдающих ОКР, отмечаются не только компульсии, но и обсессии – навязчивые мысли. Обычно они касаются загрязнений, бедствий или симметрии. Например, ребенок может постоянно мыть руки, бояться заразиться каким-то опасным заболеванием, по той же причине не употреблять в пищу определенные продукты.

Отдельно стоит сказать о детях из религиозных семей, где родители уделяют много времени обрядам и ритуалам, связанным с верой в Бога. Обычно их не настораживает, что ребенок начинает неистово возносить молитвы по многу раз в день, но как ни странно, такое поведение также может свидетельствовать об ОКР. Еще одной ошибкой верующих (или околоцерковных родителей) могут быть попытки отвести дитя к «бабке», которая «с божьей помощью изгонит из него беса». Такие ситуации встречаются довольно редко, но все же они бывают, поэтому мы решили упомянуть о них отдельно. Тем более что ни молитвами, ни «отчитками», ни отварами трав психические расстройства не лечатся.

Психолог Жавнеров Павел рассказывает о причинах возникновения разнообразных неврозов у детей и взрослых.

Дети постарше и подростки, как правило, стараются скрыть свои особенности поведения от окружающих людей, потому что боятся осуждения, что их сочтут «ненормальными». Такие мысли еще больше усиливают дискомфорт и провоцируют новый виток симптомов. Поэтому важно вовремя помочь ребенку, обратившись к специалистам, иначе в подростковом возрасте он получит множество ненужных комплексов и страхов, которые сильно осложнят ему жизнь в дальнейшем.

Лечение ОКР у детей и подростков

Чтобы вылечить невроз навязчивых состояний, обязательно необходимо обратиться к специалисту – психиатру или квалифицированному психотерапевту. Далеко не всегда при неврозах у детей требуется медикаментозная терапия, поскольку психика в этом возрасте гораздо более «гибкая», и опытный врач поможет справиться со многими проявлениями ОКР даже без применения лекарств. Но это зависит от очень многих факторов, которые родители не смогут определить самостоятельно.

Кстати, когда речь идет о неврозе у ребенка, врачи обычно тщательно собирают семейный анамнез и интересуются условиями, в которых растет маленький пациент. Например, если в семье кто-то страдает алкоголизмом, то закономерно, что у ребенка будут проявляться разнообразные невротические симптомы. То же самое можно сказать о семьях, где родители постоянно ссорятся и скандалят, плохо относятся друг к другу и живут вместе «ради детей». Очень сильно давят на юную психику и гиперопека, чрезмерные родительские требования и другие нездоровые проявления отношений в родительском доме. В таких ситуациях, прежде чем задавать вопрос «как вылечить?», нужно внимательно проанализировать возможные факторы, которые постоянно заставляют ребенка переживать и тревожиться.

В деструктивной семье по определению не может вырасти психически здоровое дитя, и родителям следует запомнить, что от их отношения зависит и прогноз болезни, и сроки выздоровления.

Поэтому первое, что следует сделать, если ребенку поставлен диагноз «невроз навязчивых состояний» — это изменить обстановку в доме и снизить давление на психику ребенка. Иначе лечение может оказаться малоэффективным.

Как лечить невроз навязчивых состояний? Основным методом терапии ОКР считается работа с психотерапевтом. Для лечения маленьких детей применяются методы арт-терапии, сказкотерпии, игротерапия и так далее. Для подростков более эффективным будет метод экспозиции, то есть – столкновение со своим страхом лицом к лицу, чтобы убедиться, что ничего ужасного в итоге не происходит.

Но основная мысль, которую терапевт должен донести до ребенка при лечении навязчивых состояний – это убеждение в безопасности мира, в надежности родителей и их поддержке. Маленький пациент в конце концов должен придти к мысли, что «меня все любят, у меня все получится». Уверенность в себе, своем окружении и мире – это тот путь, который, в конечном счете, приводит юного больного к ремиссии, а то и полному выздоровлению.

Что касается лечения лекарственными средствами, то обычно их назначают на небольшой промежуток времени в ситуациях, когда обсессии и компульсии сильно осложняют жизнь. Иногда симптомы проявляются настолько часто, что, в конце концов, приводят к неврастении и нервному истощению. В таких случаях использование медикаментов (антидепрессантов и транквилизаторов) помогает быстро и эффективно убрать большинство признаков невроза, чтобы пациент мог отдохнуть и начать работу с психотерапевтом.

Подведем итог: памятка для родителей

К сожалению, даже в наше время не знают, что такое невроз навязчивых состояний и как он может проявляться у детей. В то же время число детей, страдающих этим заболеванием, увеличивается с каждым годом. Чтобы вовремя распознать признаки данного расстройства у своего чада, папам и мамам нужно внимательно следить за поведением ребенка, и не оставлять без внимания возможные странности и повторяющиеся движения. Помните, что любой невроз легче преодолеть, если начать лечение вовремя, не затягивая ситуацию, а отсутствие подобных симптомов в дальнейшем поможет ребенку нормально адаптироваться в обществе и вырасти уверенным в себе и счастливым человеком.

psihodoc.ru

Невроз навязчивых состояний у детей

Невроз навязчивых состояний у детей – это обессивная форма заболевания, которая имеет психогенный характер. Патологический процесс развивается преимущественно у мнительных детей. При навязчивом состоянии у детей они не могут контролировать собственные мысли и движения.

Причины патологии

Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.

Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.

Навязчивость возникает при  серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.

Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.

Симптомы

Симптоматика патологии навязчивое состояние рекомендуется отличать от тика и навязчивого движения. Тик является непроизвольным мышечным сокращением, которое не поддается контролю. Навязчивые движения – это симптомы невроза, которые возникают в виде реакции на психологический дискомфорт. При возникновении желания такое движение останавливается силой воли.

Синдром навязчивого состояния характеризуется наличием определенной симптоматики, что позволяет родителям самостоятельно определить этот патологический процесс. При заболевании маленький пациент постоянно грызет ногти. Ребенок может периодически щелкать пальцами. Пациент периодически мотает головой.

При патологическом процессе ребенок покусывает губы. Еще один симптом болезни проявляется в виде пощипывания собственного тела. Некоторые дети ищут трещины на асфальте и переступают через них. По пути они обходят преграды принципиально только с одной стороны.

Невроз навязчивого состояния проявляется по-разному, поэтому все его признаки перечислить невозможно. Отличительной особенностью заболевания является то, что малыш периодически повторяет одно и то же действие.

У детей может диагностироваться истерия, которая появляется внезапно. При заболевании наблюдается возникновение бессонницы. У некоторых детей отсутствует аппетит, что приводит к снижению массы тела. Ребенок становится вялым и чрезмерно плаксивым.

Детский невроз может иметь разнообразную клиническую картину, что усложняет процесс его диагностики. Именно поэтому при возникновении первых признаков у малыша рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Диагностические мероприятия

При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом  или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.

Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.

Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании  пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.

Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.

Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.

Лечение болезни

Если патологический процесс протекает в легкой форме, то рекомендовано применение психокоррекции. С этой целью осуществляется использование общеукрепляющих упражнений и психотерапевтических методик:

  • Поведенческой терапии;
  • Игровой психотерапии;
  • Арттерапии;
  • Аутогенных тренировок.

Для того чтобы восстановить  психические и поведенческие реакции малыша, степень нарушения которых зависит от особенностей протекания заболевания, рекомендовано применение комплексного лечения. В этом случае проводится прием медикаментозных препаратов и психотерапевтических техник. Методика требует использовать определенные приемы :

  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Малыш в ходе беседы должен прожить свой страх,  что обеспечивает снятие тревожности.
  • В ходе бесед используется психогимнастика, с помощью которой корректируются эмоции, мысли, поведение.
  • Для того чтобы устранить навязчивые мысли и движения школьника обучают контролировать эмоции.  Также он знакомиться при занятиях с психотерапевтом с методами подавления тревоги и агрессии.
  • Психотерапевт моделирует ситуации, которые пугают ребенка. Для устранения тревожности специалист создает ситуации, которые заставляют ребенка снова пережить свой страх.
  • В период лечения патологического процесса рекомендовано организовать полезное общение с людьми. Маленьким пациентам показывают примеры поведения в социуме.
  • При лечении болезни психотерапевт работает с родителями малыша, что позволяет устранить ее причину. Он обучает правильным взаимоотношениям в семье, а также корректирует методы воспитания.

Существуют разнообразные психокорректирующие методики, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для пациента.  Выбор метода лечения осуществляется доктором в соответствии с особенностями протекания патологии.

Рекомендации родителям

При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.

Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.

В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.

Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.

В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.

В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше  внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания  просматривать телевизор или играть за компьютером.

Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность  которых составляет не менее 3 часов.

Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.

Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.

  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.

  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением  рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.

Медикаментозная терапия

Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:

Антидепрессанты

Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака.  Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.

Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.

Транквилизаторы

Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.

Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.

Нейролептики

Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха,  что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.

Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.

Ноотропные средства

Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса.  Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.

При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.

Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.

Заключение

Невроз навязчивого состояния у ребенка – это патология, которая может привести к нежелательным последствиям. Именно поэтому категорически запрещается ее игнорировать. При обнаружении первых симптомов болезни родители должны показать ребенка доктору.

Только специалист может поставить правильный диагноз после определенных исследований. Это предоставляет возможность назначения действенного лечения с применением медикаментов и психорректироующих методик.

nevrology.net

Невроз навязчивых состояний у детей и подростков причины, развитие, течение и прогнозы

Содержание статьи:

Возникновение навязчивостей у детей

У младших школьников и дошколят, невроз навязчивых состояний может следовать за психическим потрясением, связанным с сильным испугом. Такие же причины вызывают навязчивый невроз у детей со сниженным интеллектом, инфантилизмом (чрезмерная «детскость», не соответствующая возрасту).

В таком случае, самим навязчивым состояниям предшествует резкое и быстрое развитие невроза испуга, который сопровождается страхами сверхценного содержания, переходящими затем в ранг навязчивых фобий.

Важно обратить внимание, что невроз навязчивых состояний у детей неразрывно связан с личностью больного: сильнее, чем любое другое заболевание. Таким образом, невроз навязчивости с большей вероятностью возникнет у тревожно-мнительного ребенка. Развивается патология на основе повышенной боязливости, страха перед новым и неизведанным.

У дошколят проявляется нарастающая тревога, может развиваться плаксивость. Начинает развиваться симптоматика, подобная следующей:

  • — Ребенок становится мнительным
  • — Появляются ипохондрические страхи (боязнь заражения и грязи)
  • — Развивается вера в приметы
  • — Ребенок самостоятельно создает себе запреты
  • — Развиваются игры, по виду схожие с неврозом навязчивости (вроде счета фонарей по пути, суммирования номеров автомобилей)

Имеют место и так называемые семейные факторы, обуславливающие навязчивый невроз. К ним относят чрезмерную опеку над ребенком, тревожную мать, постоянно опасающуюся за здоровье малыша. Эмоциональная депривация и требовательность также положительно действуют на развитие невроза навязчивых состояний у детей.

Группа риска: возрастные рамки невроза

Полностью оформляется патология к 10 годам, что связывается, в первую очередь, с необходимостью определенного уровня развития личности, который необходим для осознания навязчивостей и формирования особого отношения к ним.

Однако практика показывает, что психогенные навязчивости проявляются и в ранних возрастах. Но для оформления расстройства необходимо четкое отношение личности к своим действиям, так что формирующиеся в раннем возрасте отклонения стоит считать невротическими реакциями с вкраплениями навязчивостей, но не собственно неврозом.

Типология навязчивостей: виды заболевания

Двумя типами патологии у детей становятся фобические страхи и навязчивые действия – обсессии. От доминирующих проявлений в структуре патологии выделяют два типа неврозов:

  • — Невроз страхов – фобический невроз
  • — Невроз действий – обсессивный невроз

В чистом виде такие расстройства встречаются в большинстве случаев, но выделяют и пограничные состояния.

Невроз навязчивых действий

В подростковом возрасте, а также школьном, этот невроз навязчивости выражается простыми, не развернутыми действиями и движениями. У дошколят и первоклашек обнаруживаются элементарные навязчивости в виде тиков.

К группе невротических тиков относятся:

  • — Наморщивания
  • — Мигания
  • — Движения плечами
  • — Щелчки пальцами
  • — Облизывания губ
  • — Респираторые тики (покашливание, шмыганье носом, хмыканье)

Поскольку эти действия схожи с тиками, возникающими по соматическим причинам, а также при патологиях головного мозга, необходимо описать их особенности:

Навязчивые тики регулярны, происходят через более или менее определенный промежуток времени. Их задержка вызывает дискомфорт у ребенка. Например, если ребенок щелкает пальцами, родитель может остановить это действие и насильственно удерживать его. Если имеет место невроз навязчивых состояний, то у ребенка запустятся реакции протеста. Школьники, осознавая свои навязчивости, пытаются подавить и скрыть их, чего не происходит при органических поражения мозга.

Навязчивые тики, связаны с другими невротическими проявлениями, вроде страхов и фобий

За исключением раннего и преддошкольного возраста, дети осознают свои навязчивости как бессмысленные, чужые, часто определяют их как дурную привычку. Навязчивый невроз не определяет локализацию тика. То есть ребенок может щелкать как левой рукой, так и правой. В состоянии эмоционального напряжения и при психотравмирующих факторах тики в разы усиливаются и могут повторяться беспрерывно, органические же тики наоборот угасают. Навязчивые действия формируются на основе рефлексов защиты: облизывание губ при высыхании, мигание при попадании сора в глаз и т.д. В дальнейшем они отделяются от первоначальной функции.

В случаях с невротическими тиками психотерапия дает стойкий положительный результат.

Навязчивые действия всегда связаны с неприятными эмоциями или определенными страхами. В случае страхов, невроз навязчивых состояний служит как бы «разрядкой» тревожности. У детей действия такого защитного характера не разворачиваются и ограничиваются несколькими секундами, в подростковом возрасте навязчивые действия могут приобретать сложную систему.

Клинический случай. Нами наблюдалась девушка 15 лет с патологической боязнью отравления (неумышленного). Перед каждым приемом пищи она ставила тарелку с едой на голову и делала три оборота влево вокруг своей оси и два вправо. Бессмысленность действий понимала, тяготилась этим, но ничего сделать не могла. Таким образом, она снимала напряжение от страха отравления. Назначен курс седативных препаратов, проведена психотерапия: навязчивость снята, однако при сильных стрессах может проявляться снова (но тут же угасает).

Таким образом, навязчивости могут быть сняты, но при определенных условиях эпизодично возникают снова.

Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий

Первое, с чем стоит определиться – это с содержанием фобий. Маленькие дети боятся острых предметов, загрязнения и заражения. Биологические обоснованные страхи (темноты, высоты) здесь не проявляются.

Школьники обнаруживают устойчивые страхи, связанные с физиологией самих себя. Самыми распространенными являются фобии:

  • — Страх внезапной смерти и заболевания
  • — Навязчивый страх речи при заикании (логофобия)
  • — Эрейтофобия – страх покраснения на людях
  • — Боязнь подавиться (возникнуть может после реального случая)

Интересно, что страхи, связанные с физическим благополучием переносятся за рамки «Я» подростка и оформляются как страхи за здоровье родственников.

Особые невротические фобии

В категорию относится невроз ожидания, который неразрывно связан с предвкушением провала и неудачи при каком либо деле. Этот тип невроза навязчивости также проявляется и при нарушении операциональной стороны привычного действия.

В эту патологию входит часто встречаемый в школах страх устных ответов у доски, связанный с невозможностью из-за нарастающей тревоги ответить на вопрос при реальном знании ответа. Это расстройство часто выступает «аккомпанементом» для других нарушений и сильно ухудшает их.

Прогнозы

Невроз навязчивых состояний – длительное расстройство, однако в детском возрасте течения болезни благоприятнее и с большей вероятностью будет скорректировано. Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий устраняется посредством психотерапии, а вот неврозы действий могут требовать дополнительных препаратов, назначающихся специалистами.

Проблемы могут возникнуть с патологией у подростков, в характере которых доминируют тревожно-мнительные черты. Фобические неврозы развиваются патогенно реже, однако при отсутствии лечения они приводят к социальной дезадаптации, так как обрастают новыми формами действий, страхов и навязчивостей.

Выводы

Невроз навязчивых состояний у детей – далеко не самое редкое, но и не самое страшное расстройство. Заметить банальные странности поведения может любой родитель, объяснить их причину – меньше. Если удается устранить причины, вызвавшие фобии и тики своими силами, значит, вам удалось задавить зарождение невроза на начальной стадии.

В случаях развернутых нарушений не стоит откладывать поход к психиатру и психологу, чтобы назначить определенный курс лечения. Более того, необходимо провести диагностику у невролога, чтобы исключить поражения головного мозга. Но, будем надеется, что вам никогда не придется сталкиваться с подобными проблемами!

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

love-mother.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное