Ребенок и окружающий мир


Познание ребенком окружающего мира

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Каждый родитель мечтает о счастливой, успешной, красивой жизни для своего ребенка, стремится дать как можно больше с самого раннего возраста. Понимая, что...

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями. Время — абстрактное понятие, которое...

Каждый ребенок, независимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится...

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться...

Нашим крохам достаточно тяжело дается понимание абстрактных понятий. Оно и ясно, такие вещи как время нельзя потрогать или увидеть. Тем не менее,...

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве....

С самого рождения малыши всё время находятся в процессе обучения! Недавно мы учили наших крох цифрам, а сегодня мы расскажем вам одну очень простую...

kukuriku.ru

Ребенок и окружающий мир дискомфорта

Тип поведения, диктуемый взрослыми детям

Всем привет! Здравствуйте и будьте здоровы.

В преддверии праздника, чтобы обрадовать племянника необычной игрушкой, зашёл в магазин детской игрушки. Рассматривая стеллажи с игрушками, никак не мог остановить свой выбор между автоматом со световой имитацией выстрелов и пожарной машиной с проблесковыми маячками.

Стоящая рядом мама с сыном лет десяти, указывая на мягкую игрушку котёнка, обращаясь к сыну, в восхищении произнесла: «Смотри, совсем как наш Леопольд. Помнишь его?» Мальчуган, весело улыбаясь, с готовностью откликнулся: «Конечно, помню».

— Хочешь такого? – мальчик, продолжая улыбаться, радостно кивнул, и спустя мгновенье пушистая копия котёнка оказалась в его руках. Всё это было для меня настолько удивительно, что я ещё долго после того, как мама с сыном ушли с покупкой, «переваривал» впечатление. Без сомнения, за этого мальчугана можно было только порадоваться.

Значительно чаще приходится наблюдать обратное. Как-то так у нас сложилось, что мальчику, малышу, к примеру, семилетке, играющему с мягкой игрушкой, скорее скажут: «Ты что, маленький?» Насмешка, неодобрение близких заставят малыша стыдиться своих добрых чувств. Нашим детям приходится расти в агрессивной среде, когда ребенок и окружающий мир, выстроенный на принципах вражды, погружается в атмосферу психологического дискомфорта.

Возвращаясь к магазину с детскими игрушками, я после ухода мамы с сыном, уже совершенно по-иному окидывал стеллажи магазина. Если до эпизода приобретения мамой сыну мягкой игрушки, я как бы сразу исключал обилие милых и смешных игрушек в качестве подарка, отдавая предпочтение оружию и военной технике, то теперь в сознание закралось сомнение того свойства, что негоже навязывать племяннику свой тип поведения.

Наши желания естественны в том плане, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, но при этом мы постоянно не можем нащупать грань между мужественностью и бездушной агрессивностью. К сожалению, нашим детям приходится расти в слишком агрессивной и враждебной среде.

О психической атаке с экрана телевизора — монитора компьютера

За примерами не надо далеко ходить, так как даже сюжеты многих мультфильмов построены на вражде, на ситуации нападения и отражения нападения. И, естественно, суть не меняется оттого, что в мультфильме речь идёт о кошке и мышке. Боевики, фильмы ужасов, изображающих злобных монстров под тяжёлую музыку, кочуют на телевидении изо дня в день с одной программы в другую.

Множество же компьютерных игр, построенных на тех же принципах вражды с яркими эпизодами преследования, нападения, уничтожения не позволяют расслабиться и успокоиться. С моей стороны не будет преувеличением указать на то, что на наших детей направлена и осуществляется настоящая психическая атака, которую им без нашей помощи не выдержать.

Мы же порой в беспечном увлечении нажимаем кнопки телевизора, не особенно переживая, что рядом ребенок. В своей наивности полагаем, что, мол, маленький – не понимает, станет постарше – пусть привыкает, да и зачем всё усложнять, когда интересно. Однако назрела необходимость всё же присмотреться к тому, что же происходит в действительности.

Слёзы ребёнка и психологическая атмосфера его мира

Исследованиями было установлено, что малыш, которому до рождения оставалось ещё два месяца, двигался в такт музыке, звучавшей со сцены. Несомненно, он слышал и понимал музыку, так как каждый громкий аккорд оркестра он сопровождал энергичными толчками. В этих же исследованиях малыш, которому от рождения было всего один месяц, когда, включали в записи произведения Моцарта, он продолжал спокойно играть.

О том, что музыка по силе своего воздействия на психику человека может сравниться с самыми мощными лекарствами, я уже говорил и почитать об этом можно здесь. Обязательно обратите внимание на эту информацию.

Если же встречались фрагменты в минорном звучании, то малыш морщил личико и вскоре разражался громким плачем. А вот произведения в мажорном сопровождении он слушал с удовольствием. Всё это указывает на то, что наши дети чувствуют и переживают впечатления гораздо сильнее и ярче, чем мы. Мы в слепой своей эгоистичности зачастую не обращаем внимание на слёзы детей, рассуждая: пустяки, детское горе не продолжительно.

Однако специальными исследованиями подтверждено, что хотя переживания ребенка остры и глубоки, но природа позаботилась о том, чтобы они были непродолжительными. При затянувшемся по времени сценарии переживаний мы все погибли бы от разрыва сердца в раннем детстве, не снабди нас природа замечательной способностью быстро переключаться на другие мысли и настроения.

Малыш вполне естественно может и не понимать слов или особенностей сюжета, но настроение, отношения, формирующие психологическую атмосферу, он чувствует очень остро и безошибочно улавливает малейшие её оттенки. Не следует обольщаться тем, что он, как нам кажется, увлечён игрой или своими мыслями. Нет, всё, что происходит вокруг, не проходит мимо его внимания.

Дети в среде пропаганды насилия и жестокости

Как-то девчушка лет девяти, возвращавшаяся из школы домой, услышала, как взрослые обсуждали в подробностях уголовную историю с убийством, случившемся накануне в соседнем подъезде. Несколько дней она ходила подавленная и напуганная, остро переживая потрясение, так как реальная действительность оказалась совсем не такой как в сказках.

О проблемах, с которыми сталкиваются наши дети, когда жизнь многих из них не носит налёт идеала, я также уже говорил. Познакомиться с информацией о трудностях их взросления можно вот здесь.

Однако помимо вот такого разового подслушанного эпизода убийства нам приходится не только слушать, но и видеть не только единичные, но и горы трупов. Большая часть информации выливается на нас и, соответственно, на наших детей с экрана телевизора. И что характерно, так это то, что ни один из центральных каналов не отличается щепетильностью и вкусом в подборе для распространения своей видеопродукции.

Мне, как зрителю, в желании обобщить то, что мелькает на экране телевизора, видится три типа сюжетов.

Самое частое – это боевики, в которых отрицательный персонаж осуществляет козни против положительного героя. От самых первых и до последних кадров положительному персонажу удаётся выстоять и остаться живым. В промежутках между этими эпизодами в многосерийном кинофильме каждодневно по два часа оба персонажа с одинаково зверскими лицами стреляют, бьют, преследуют и убивают кого-то.

Естественно, по сценарию положительного персонажа пуля, конечно, щадит. Чего, обычно, не бывает с отрицательным персонажем, который, по тому же сценарию, погибает в мучениях. Доводы же тех, кто говорит о том, что в таких боевиках в конце концов-то побеждает добро, несостоятельны, так как побеждает пропаганда насилия и жестокости.

Две—три минуты ликования в самом конце боевика не могут перечеркнуть и уравновесить зверства, злобу, кровь, которые в течение многих дней дозировано по два часа выплескивались на нас, телезрителей.

Помимо боевиков, есть ещё транслируемые так называемые страшилки, которые тиражируются по вполне отработанной методике. Как правило, сюжет выстраивается на том, что среди людей заводится какая-нибудь враждебно настроенная живность отвратительно – отталкивающего вида. И вот зритель, вовлечённый в сюжетную задумку по выслеживанию противоборствующими сторонами друг друга, длительно дрожит и трясётся от тревоги и напряжения.

Есть ещё симбиоз двух первых сюжетов, благородно преподносимый зрителю, как фантастика. Но в подавляющем своём воздействии такая фантастика вызывает в душе у здорового зрителя ощущение тоски и отчаяния.

К сожалению, наши дети, оставшись один на один с телеэкраном или же с монитором компьютера, получают мощнейшую дозу отрицательных эмоций. Ожидание беды, страх и ужас от натуралистических сцен ещё долго не выветриваются из их сознания. А если добавить сюда совершенно изуродованные понятия о справедливости и морали, то в самый раз задаться вопросом: «А нужно ли это нашим детям?»

Конечно, есть много не просто хороших, а отличных программ и фильмов, в которых сконцентрированы ум, добро и любовь к зрителю. Но пока наше широковещательное телевидение всё так же будет продолжать оставаться не слишком разборчивым в выборе программ для показа кинофильмов, то между телевизором и ребенком должны стать мы, родители.

И в заключение должен напомнить, что физические травмы, хотя опасны и болезненны, но царапины заживают, переломы срастаются. Последствия же душевных, психических травм – непредсказуемы.

На этом разрешите и завершить повествование на эту сложную и непростую тему.

Была ли статья «Ребенок и окружающий мир дискомфорта» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.

Если Вам понравилась статья «Ребенок и окружающий мир дискомфорта» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.

dolgo-zivi.ru

О. В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет

Страница:

  • 1
  • 2
  • Следующая »
  • Последняя >>

   Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.   Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.   «Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.   К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.   Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.    Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.   Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.   Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:   • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);   • природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам);   • воспитательная ценность знаний.   Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу.   Введение в предметный мир предполагает:   • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);   • восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.   В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т. п.   Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:   • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;   • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);   • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);   • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);   • формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

   Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Учить называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань и др.); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по функциональному назначению (посуда для чаепития кукол и т. п.). Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

   Семья. Учить ребенка узнавать свой дом и квартиру; называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).   Детский сад. Учить детей узнавать свой детский сад, находить свою группу. Создавать условия, способствующие формированию доверия и любви детей к своим воспитателям, помощнику воспитателя и другим сотрудникам дошкольного учреждения. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам. Объяснять, что нельзя драться и обижать других детей.   Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка).

   Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут, название их улицы.

   Труд взрослых. Воспитывать у ребенка интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).  

   К концу года дети могут:

   • Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.   • Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.   • Знать имена членов своей семьи и персонала группы.    Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.   Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки).   Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда – мебель; чайная, столовая, кухонная посуда).    Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о друге.   Детский сад. Напоминать имена и отчества некоторых работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.   Родная страна. Учить детей называть родной город (поселок). Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке, на даче). Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.   Труд взрослых. Продолжать знакомить с человеком труда (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на личностные качества и трудовые действия, их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.  

   К концу года дети могут:

   • Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их функции и назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.   • Знать, что предметы сделаны руками человека.   • Уметь рассказывать о личностных и деловых качествах родителей.   • Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.    Знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.   Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». Подводить детей к пониманию того, что у предметов есть прошлое и настоящее.   Рассказывать об объектах, заинтересовавших детей при рассматривании картин, рисунков в книгах, а также в телепередачах и т. п.   Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин – из металла, шины – из резины и т. п.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь.   Расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход).    Семья. Дать детям представление о том, что такое семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.   Детский сад. Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (приглашать их на чаепитие). Вместе с педагогами поздравлять хорошо знакомых детям работников детского сада с днем рождения. Привлекать к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Приучать звонить и писать письма заболевшим товарищам и взрослым. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения.   Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), других его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, авиация и т. п.).   Труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель), его содержанием, с их личностными и деловыми качествами; с различными профессиями. Ввести понятие «профессия». Формировать интерес к профессиям родителей.  

   К концу года дети могут:

   • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, необходимые для труда, игры, рисования; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.   • Уметь рассказывать о прошлом и настоящем предметов.   • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.   • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.   • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).   • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).   • Уметь рассказывать о личностных и деловых качествах человека труда.    Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (бра, вентилятор, пылесос и т. п.). Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.   Закреплять умение определять цвет, величину, форму, вес предметов. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.); что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться (гусиное перо – перьевая ручка – авторучка). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.    Семья. Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Дети должны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд; иметь постоянные обязанности по дому, уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников.   Детский сад. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ и т. п.). Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.   Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03).   Продолжать учить детей быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.

   Родная страна. Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках. Знакомить с народными традициями и обычаями. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Показать на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. Рассказать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна.

   Наша армия. Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.   Труд взрослых. Расширять представления детей о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий, как строители, земледельцы, работники транспорта, связи, швейной промышленности. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика; о важности и значимости его труда. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать мотивы и цели деятельности взрослых.  

   К концу года дети могут:

   • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.   • Определять размер, цвет, форму и другие свойства и качества предметов; на основе этого описывать предмет.   • Знать, что предметы имеют свою историю, прошлое и настоящее.   • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.   • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свою умелость, творчество, аккуратность и т. д.   • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.   • Знать своих родственников, домашний адрес.   • Различать некоторые рода войск.   • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специально отведенных местах; через дорогу можно переходить только на зеленый сигнал светофора.   • Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.    Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Расширять представления детей об истории создания предметов.   Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.   Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.    Семья. Напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи. Дети должны знать свое отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, интересы своих родственников. Продолжать вместе с детьми рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо. Поддерживать стремление детей активно участвовать в подготовке семейных праздников. Обращать особое внимание детей на воинов разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Продолжать развивать интерес к профессиям родителей.   Детский сад. Познакомить с адресом детского сада. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Учить опекать малышей, показывать им спектакли, приглашать на чаепитие и т. д. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении.   Расширять представления детей о школе. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.   Продолжать знакомить с библиотеками, музеями, достопримечательностями региона, в котором живут дети.

   Родная страна. Расширять представления о родном крае. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и мире, воспитывать чувство гордости за свою страну. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления детей о Москве – главном городе, столице России.

   Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках. Рассказать о полетах в космос Ю.А. Гагарина, В. В. Терешковой и других космонавтов. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.

   Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

   Наша армия. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.   Труд взрослых. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.  

   К концу года дети могут:

   • Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).   • Знать, что предметы – это творение человеческой мысли.   • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.   • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.   • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.   • Иметь представление об истории создания предметов.   • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.   • Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.   • Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности – защищать Родину.   • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.   • Иметь первичные представления о школе, библиотеке.    Детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования: функциями («Из чашки пьют чай и компот»; «На автобусе люди ездят на работу, в гости»).   Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины – кабина, колесо; у платья – карманы, пуговицы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань).   При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если ребенок неоднократно опробует его (мнет, гладит, рвет и т. п.).   Так, в игре-занятии «Теремок» детей знакомят с деревом. Дети встают парами лицом друг к другу, взявшись за руки, и декламируют стихотворение, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад):  Мы сейчас бревно распилим.Пилим-пилим, пилим-пилим,Раз-два, раз-два!Будут на зиму дрова.

Е. Благинина

    Воспитатель обращает внимание детей на деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать их, постучать ими о стол и задает вопросы: какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева? Затем предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок. В заключение воспитатель уточняет, с каким материалом познакомились дети: «Какое оно, дерево? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

thelib.ru

Мир вокруг нас: детям об окружающем мире

Дорогие читатели! В разделе «Мир вокруг нас» вы найдете: познавательные сказки и рассказы для детей, детские обучающие видеофильмы, познавательные развивающие задания и игры, презентации для занятий с детьми, стихи об окружающем мире, варианты пальчиковой гимнастики.

В каждой статье дается не просто познавательный материал, но и детские развивающие игры по данной теме, картинки, варианты упражнений, творческие задания, которые помогут вам сделать ваши занятия с детьми увлекательными для них и для вас! Многие игры, сказки, задания из этой рубрики авторские и сочинены мной для моих занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром.

«Мир вокруг нас» — это  детская он-лайн энциклопедия для ознакомления детей с окружающим миром, проведения познавательных проектов с детьми и тематических недель. Вы познакомите ребенка с миром растений, животных, природных явлений, техники, с временами года, с профессиями людей; проведете интересные речевые игры,  эксперименты и опыты; узнаете сами много нового и сможете интересно рассказать об этом детям; получите интересные материалы для проведения прогулок с детьми.

rodnaya-tropinka.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное