Ребенку год что должен уметь делать


Все навыки крохи в 1 год

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

Читайте также:   Учимся есть ложкой самостоятельно

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для годовалых

Толкание

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Читайте также:   Сколько должен кушать новорождённый

Проявляйте заботу

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Бум!

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Пожалеть

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость. Можно купить что-нибудь наподобие в магазине. К примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать самим, есть какое-то разнообразие, и ребенку игрушка не наскучит.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

rebenokrazvit.ru

Что должен уметь делать ребенок в 1 год?

Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

  • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
  • есть с ложки;
  • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
  • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
  • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
  • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
  • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
  • знать свое имя;
  • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
  • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
  • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
  • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
  • ставить кубики друг на друга;
  • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
  • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
  • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу. Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.

Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.

agushkin.ru

Что должен уметь ребёнок к своей первой главной дате - 1 год?

Когда создаётся семья, то все вокруг понимают, что рано или поздно в этом доме должны появиться детки. Это событие нормальное, можно сказать, само собой разумеющееся. Если не брать во внимание грустные истории бездетных семейств, то в самой обычной ячейке общества появление в семье ребёнка — это радостное и долгожданное событие.

Произведение на свет, кормление, пеленание, малыш подрастает не по дням, а по часам. Вот уж скоро и первая главная дата. Один год, а что же мы умеем и должны уметь к этому возрасту?

Не переживайте сильно, если показатели у вашего малыша не будут соответствовать списку мастерства на все 100% (эти данные среднестатистические). Может даже такое быть, что ваш ребёночек будет в чём-то отставать от примерных норм по возрасту.

Детишки в раннем младенчестве развиваются чрезвычайно быстро и физически, и умственно. Многие мамочки даже считают, что их дитя излишне бойкий, порой называя своих чад гиперактивными, хотя такой диагноз может назначить только врач. Детки становятся чересчур любознательными: годовалого ребёнка уже не заставишь посидеть в манеже, для него это тюрьма, ограничивающая свободу, — малышу трудно находиться взаперти и очень хочется исследовать мир вокруг себя и, конечно же, испробовать мамины нервы на прочность и выдержку.

Потому, если вы всё-таки дали малышу свободу и простор в действиях, то запаситесь железным терпением и помните, что теперь за ребёнком, нужно следить вдвое, а то и втрое больше, как говорится, глаз да глаз. К годику малыши уже умеют вставать на ножки, стоять придерживаясь за что-нибудь, сидеть и ползать. Есть малыши, которые сразу начинают ходить вдоль мебели, стены или за ручку взрослого. Причём встают уже из любого положения и без чьей-либо помощи.

Физическое развитие карапуза к году

Что умеет ребёнок в 1 год?

  • делать независимо хоть несколько шажков придерживаясь;
  • сам есть с ложки;
  • удерживать в руках небольшие предметы (любимую игрушку и бутылочку) и приносить их на просьбу мамы или папы;
  • если позволяет рост ребёнка, то уметь залезать на кресло или диван под присмотром взрослых;
  • подражать старшим (ладушки, танцы, коза-коза).
  • различать своих родных и членов семьи по лицу и голосу;
  • показывать свои эмоции — мимикой, голосом, движениями проявлять согласие или несогласие;
  • различать интонацию и реагировать;
  • понимать несложные просьбы и делать то, что попросили: «дай», «на», «кто», «где»;
  • откликаться на своё имя;
  • узнавать окружающих его людей — «мама», «папа», «деда» «баба», «няня»;
  • знать слова и понимать их значение (около 10–30 слов), показывать части тела или предметы в комнате, игрушки, а также, что такое «нельзя», «можно», «горячо», «хороший», «вкусно» и др.;
  • на несколько минут удерживать своё внимание на каком-то событии, деле, например, рассматривании картинок, слушаньи бабушкиной песни и т. п.;
  • уметь собирать пирамидку из 4–5 больших колец;
  • складывать кубики один на другой и строить из них башню;
  • уметь играть с такими же малышатами находясь рядом с ними.

Вопрос, который задают себе все молодые родители: когда?

Папы и мамы, у которых малыш скоро станет взрослым и отметит свой первый день рождения, часто задают вопрос и себе, и врачам, и окружающим, у кого такие же детки, во сколько месяцев наш или ваш ребёночек начинает ходить. Порой родителям может казаться, что именно их наследник слишком медленно осваивает навыки ходьбы, по сравнению с соседским чадом, его ровесником. Это ошибочные предрассудки, все индивидуальны:

  • рост;
  • вес;
  • мышечная активность;
  • интеллект.

Нормальный возраст для начала ходьбы — это от 9– 10 месяцев до года.

Именно сейчас малыш начинает изучать сложнейшую для себя науку — ходить. Теперь как можно больше времени и внимания уделяйте ребёнку. Ходьба — это огромная нагрузка на организм любого человека, взрослого или маленького, особенно на позвоночник, что вызывает усталость. Что умеет ребёнок в 1 год?

А часто карапузы уже твёрдо стоят на ножках и начинают переходить по комнате с одного места на другое, а вот присесть и передохнуть получается не всегда. От усталости ребёнок становится капризным, а сильное переутомление может привести к беспокойному сну или плохому аппетиту. Наши бабушки в таком случае говорили: перегулял. Все занятия для карапуза должны быть в игровой форме и приносить ему удовольствие и хорошее настроение. Для тех, кто рано начинает исследовать мир на своих ногах, самостоятельная ходьба может случиться гораздо раньше, чем мы тут приводим примеры.

Бывает, случается и такое, что ребёнок начинает ходить задолго до 9 месяцев. Подобный ранний путешественник, конечно, редкость, но не настолько, чтобы родители били в барабаны от беспокойства, когда малыш сам начинает проявлять тягу пошагать. Хуже, если его пытаются поставить на ноги, а он к этому ещё не готов.

Природа всё продумала: пока у ребёнка плохо развит мышечный корсет, он просто физически не сможет даже хорошо и крепко стоять, тем более ходить. И наоборот, родители которые с пелёнок не забывали о зарядке, массаже для своего малыша, поворачивание на бочок или животик — всё это укрепляет мышцы будущему бегуну и незаметно для себя и родителей, ваш карапуз сделает первые шаги раньше времени, чем удивит и родню и окружающих.

Знакомы случаи, когда «ранние пташки» начали шагать в 7–8 месяцев, не удивляйтесь, и такое бывает. Если карапуз с первых же недель своей жизни демонстрирует активность, он быстрее сверстников начинает поворачиваться на бочок или со спинки на животик и наоборот, держать головку и ползать, вероятнее всего, и ходить он начнёт рано.

Бытует такая точка зрения, что слишком резвая двигательная активность не принесёт малышу ничего хорошего: это большая нагрузка на позвоночник, который ещё не в состоянии удерживать массу тела ребёнка в вертикальном положении.

В любой ситуации мамочка наблюдает за своим малышом, и если он активный, крепкий, самому нравится ходить и это не доставляет дискомфорт и неудобство, то ничего страшного нет, что ребёнок очень рано начинает обследовать мир.

Но если вашему малышу уже отметили год, а он не желает вставать и ходить, хотя бы опираясь на мебель или за ручку, то на всякий случай обратитесь к врачу за консультацией. Это всё ещё не страшно, потому как педиатры считают нормой возраст до полутора лет. Если проблем со здоровьем у малыша не обнаружено, то не волнуйтесь, окрепнет и побежит.

Возможные проблемы и как их решать

Имеется несколько оснований в позднем развитии ходьбы у детишек:

  • Причина первая – генетика. Если родители начали поздно ходить, не ждите от ребёнка невозможного. Малыш обычно в точности повторяет развитие предков в их ранний период жизни. Лучше проконсультируйтесь у своих родителей, когда вы сами начали ходить и не ждите чудес, развитие вашего малыша — это великий труд. От его ходьбы и у вас поболит спина и руки.
  • Вторая причина – физиология ребёнка. Чтобы крошка раньше начал ходить, вы должны понимать, малыши — богатыри с превышающей массой тела тяжче поднимаются на ножки и первые шаги делать им в большей мере труднее, чем их стройным ровесникам. Зарядка, массажи, сбалансированное питание и не переедание, плюс консультация грамотного специалиста-врача помогут решить вам эту проблему.
  • Третья причина – темперамент ребёнка. Спокойный малыш оказывает большее предпочтение полежать или посидеть. Он лучше понаблюдает со стороны, чем сам будет двигаться. Дабы расшевелить такого ребёнка и заинтересовать, чтобы малыш захотел сам ходить, надо постараться и придумать ему развлечение, забавные игры, чтобы разбудить интерес к движению.
  • Четвёртая причина — психологическая. Если ваш малыш уже ходил, но упав или ударившись по пути, он стал бояться путешествовать, чтобы опять не сделать себе больно. Тут на помощь придут родные и надёжные ручки мамы или папы. Играя с малышом, ходите с ним вместе за руку, когда он пытается идти к вам навтречу обязательно ловите с распростёртыми объятиями, карапуз будет чувствовать вашу поддержку и становиться смелее.
  • Пятая причина — скорее всего, механическая. Это когда малыш учился ходить с помощью вожжей или ходунков. Но эта проблема решается легко. Просто припрячьте эти приспособления с глаз и малышу придётся потрудиться, чтобы достигнуть нужной точки.
  • Шестая причина — индивидуальная. Мы знаем, что часто детишки рождаются недоношенными, в 6, 7 и 8 месяцев. Карапузик, родившийся на два месяца раньше и развиваться будет медленнее, как бы догоняя свой возраст, который он ни добыл и не доразвивался у мамочки в животике. Такие детки, конечно, немного отстают от своих ровесников и это надо знать и не паниковать. Только к одному, а то и к полутора годам, развитие таких деток сравняется с теми, кто рождён в срок.
  • Седьмая причина — болезни и стрессы, которые влекут за собой неврологические расстройства.

После перенесённого недуга потребуется время, чтобы малыш снова освоил и вспомнил всё то, чему успел уже научиться до болезни. Если же нежелание делать шаги у малыша случается из-за стресса, то без поддержки родных и близких людей не обойтись, так он будет чувствовать себя защищённым.

Случаются, конечно, другие причины, которые тормозят и не дают пойти ребёнку, они могут быть связаны с неврологической или ортопедической проблемой, но тут только нужна квалифицированная помощь ортопеда или невропатолога.

Эмоционально-социальное развитие ребёнка в возрасте 1 годик:

Малыш уже может проявлять свои чувства и эмоции:

  • целовать любимых родителей, бабулю;
  • радоваться играм со взрослыми или новой машинке;
  • ликовать приходу близкого человека;
  • узнавать себя, папу, бабу на фотографии;
  • испугаться незнакомого человека;
  • в книжке или на кубиках показывать знакомых животных, котика или собачку;
  • подпевать или пританцовывать под музыку, как папа изображать гитариста;
  • глядя на себя в зеркало, гладить по голове и показывать, какой он хороший, кривляться, улыбаться;
  • «разговаривать» по телефону, как это делает мама.

В год ребёнок должен:

  • знать на своём языке уже примерно 3–12 слов и отвечать на вопросы жестами, коротким одним словом или же звуком. Как делает собачка? Гав. Как делает кошечка? Мяу. Пусть даже эти звучания нечёткие, но ведь родители уже поймут своего малыша;
  • изображать знакомые действия, например, поплясать или погладить «хорошего мальчика», себя по голове, когда его спрашиваешь: как Ванюшка танцует? или «Кто у нас хороший мальчик?»;
  • воспроизводить за старшими новые слова, особенно за детками;
  • повторять слова за своими сверстниками;
  • показывать нужную картинку или приносить игрушку;
  • выполнить просьбу дать, положить, закрыть, открыть;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • помахать ручкой «привет» или «пока-пока», играть в «ладушки», сороку-ворону у и в ку-ку (ладошками закрывать и показывать личико);
  • реагировать на своё имя.

Бытовые навыки малыша к годику

  • Откусывать и пережёвывать кусочки хлеба, бублика, сухарика, банана.
  • Пить самостоятельно из своей бутылочки или поильника.
  • Начинать кушать ложкой независимо, хотя им легче есть руками, тогда точно попадает в рот.
  • Идти в ванную и тянуть ручки и личико для умывания, а потом вытирать себя полотенцем.
  • Когда собираются гулять (а это любят все малыши), приносят свою одежду и обувь и помогают маме себя одевать, протягивают ручки для кофточки, подставляют ножки для ботиков, наклоняют голову для шапочки.
  • Начинают проситься на горшочек или хотя бы показывают или звуками привлекают внимание на то, что мокрые штанишки и их пора сменить.
  • К годику детки уже начинают проситься на горшок, а некоторые только учатся. Молодым родителям потребуется запастись терпением. Вы уже знаете, сколько раз и в какое время (утро, после сна или еды) ваш ребёнок намочит памперс. Значит, примерный график у вас есть. В годовалом возрасте применение подгузников надо свести к минимуму.
  • Малышу удобно без них передвигаться и раз-другой оказавшись в мокрых штанишках, он уже попросится или сам сядет на горшок.

Все детки разные и к каждому нужен особый подход!

mama.guru

Что должен уметь ребенок в 1 год

Первый год жизни малыша обычно для родителей пролетает в один миг – не успели они принести из роддома трогательный кулечек, как уже по дому быстро бегает маленький человечек, со своим характером и привычками. По мнению психологов – к году у ребенка формируется не только важнейшие черты характера, но закладывается основа его отношения к миру, окружающим людям и себе. Большинство родителей вполне согласны с этими выводами – за первый год жизни малыш не только в 3-4 раза увеличивает свой вес, но и учиться сидеть, ходить, есть твердую пищу и еще множеству вещей.

В 1 год малыши последний раз приходят на ежемесячный осмотр, проходят медосмотр у узких специалистов и прощаются с детской поликлиникой на ближайшие несколько месяцев. Вот только ожидания родителей от такого осмотра часто остаются неоправданными – педиатр оценивает только рост и вес ребенка, а невропатолог редко тратит время на доскональную оценку физического и нервно-психического развития. Чтобы не волноваться, правильно ли развивается ваш малыш, можно ознакомиться со специальными таблицами, в которых подробно рассказывается, что должен уметь ребенок в 1 год. Вот основные критерии оценки развития ребенка в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка

К году вес ребенка достигает 10-12 кг, за месяц он прибавляет примерно 200-300 гр, а его рост увеличивается на 1-2 см, так что в 1 год нормальным считается рост ребенка от 70 см, в среднем – 72-75 см.

Большой родничок к этому возрасту должен полностью закрыться, а во рту появиться первые зубы – от 2 до 12, если зубов все еще нет или их прорезание замедлено, стоит пересмотреть рацион питания ребенка, возможно, ему не хватает кальция, фосфора или нужно увеличить дозу витамина Д3.

Большинство детей в возрасте 1 года могут самостоятельно вставать, садиться, стоять и ходить, придерживаясь за опору, многие уже ходят самостоятельно и даже бегают, другие все еще ползают или предпочитают ходить только с поддержкой взрослых. Но родителям активно передвигающегося малыша, ни в коем случае, нельзя заставлять его много ходить, особенно на улице – хождение по ровному асфальту, как ни странно, сильно напрягает мышцы ног – из-за ровной поверхности все время работают одни и те же мышцы, что может привести к их переутомлению, а в самых тяжелых случаях — слабые косточки малыша не выдерживают нагрузки и ножки могут искривиться.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 4 года

К первому дню рождения движения ребенка становятся гораздо более скоординированными, он катает перед собой каталку или коляску, может подниматься по ступенькам, залазит на диваны, столы и стулья и активно изучает все предметы, попадающие в его поле зрения.

В этом возрасте дети обычно предпочитают игрушки, которые издают какие-то звуки, когда на них нажимаешь, различные модели на колесиках или развивающие игрушки – пирамидки, пасочки, кольца, которые можно нанизывать на веревку и тому подобное.

Малыш умеет брать предметы одной и двумя руками, носить игрушки в руках, перекладывать их из одной руки в другую, катать машинки и мячики, надевать кольца на пирамидку, складывать пасочки, сжимать игрушки, чтобы они пищали, бросать предметы прицельно на пол, а также ломать все интересные предметы и изучать их на вкус. Не стоит сердиться на годовалого ребенка, если он ломает и бросает игрушки и какие-то предметы обихода на пол, он еще не понимает результата своих действий, а с помощью таких «варварских» методов изучает строение предметов и законы физики, например, если бросить стакан с водой на пол, вода разольется, а стакан разобьется. В то же время оставлять такие действия без внимания нельзя, нужно спокойно объяснить малышу, что игрушки могут поломаться и его поведение вас очень огорчает. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем и оградить ребенка от травм и повреждений, нужно убрать все опасные, ценные или бьющиеся предметы из пределов досягаемости ребенка. Причем нужно помнить – годовасики отлично лазают и могут забраться куда угодно – на подоконник, стол, шкаф и дотянуться до верхних полок и ручек, подставив стул. Так что – освобождайте подоконники от электрочайников и микроволновок, закрывайте дверцы посудного шкафа на замок и никогда не оставляйте открытыми окна и аптечки.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

Нервно-психическое развитие ребенка

В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права. В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.

К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.

Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.

К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.

В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет. В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями, так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит. Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.

Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.

К основным навыкам годовалого ребенка можно отнести:

  • Умение вставать, стоять и ходить с опорой;
  • Пить из чашки и есть с ложки с помощью взрослого;
  • Понимание большинства слов взрослых, выполнение простейших просьб и указаний;
  • Попытки подражать взрослым в их повседневной деятельности;
  • Знать значение слов «нельзя» и «можно»;
  • Выражать свои эмоции с помощью звуков, плача или улыбки;
  • Узнавать не только ближайших родственников, но и людей, которых часто видит;
  • Узнавать по картинкам животных, игрушки, предметы обихода.

Маленькая «леди» или годовалый «джентльмен»

К первому серьезному юбилею в жизни ребенка отличия между маленькими мальчиками и девочками уже становятся достаточно заметными. Мальчики немного выше и тяжелее – в среднем на 500-600 гр и 2-4 см, девочки же гораздо эмоциональнее и развиваются немного быстрее.

Так годовая девочка обычно уже любит яркие платья и украшения, проявляет любовь к своим пупсам и мишкам, любит танцевать с мамой и сидеть на руках у папы, а мальчики в этом возрасте предпочитают все время проводить на полу, что-то изучать и ломать игрушки. А их предпочтения в игрушках – это машинки, разные «стучалки» и так далее. В этом возрасте они уже могут активно уворачиваться от слишком жарких объятий и поцелуев, и пытаться все сделать самостоятельно. А вот в плане капризов и истерик и мальчики и девочки примерно одинаково действуют на нервы своих родителей, здесь все зависит от темперамента ребенка и особенностей воспитания.

Фото:pixabay.com

onwomen.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное