Развиваем связную речь


Развитие связной речи у дошкольников

Теги: Логопедия, Развитие речи

Развиваем связную речь у ребенка: игры и другие методы

Взрослея, ребенок учится говорить, он узнает новые слова и правила их использования в словосочетаниях, предложениях. Но в речевом воспитании часто родители упускают такой момент, как развитие связной речи у собственного чада, уделяя больше внимания формированию навыков запоминания, логического мышления, усидчивости, дисциплинированности, творческого потенциала и т.д. Делается это из банального соображения, что малыши, слушая речь взрослых, умело им подражают, а значит, смогут со временем самостоятельно выстраивать логически правильную связную речь. Однако это не так. Детям нужно помогать правильно высказывать собственные мысли, устанавливая логические связи в их речи. А как это сделать, расскажем дальше.

Что называют связной речью дошколят?

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.

В диалогической речи детьми используются односложные предложения, наполненные интонациями и междометиями. Ребенок, вступая с собеседником в диалог, должен научиться быстро формулировать вопросы и отвечать, если они были поставлены ему. При этом речь малыша должна быть четкой и по делу.

Развитие связной речи будет успешным, если обучение производится целенаправленно. И этот момент считается главным в плане подготовки дошкольника к школе. Поэтому развитие диалога и монолога у детей входит в программу ДОУ. Но это не означает, что занятий в д/с будет достаточно: работа по формированию связности речи должна проводиться в домашних условиях тоже.

Как происходит формирование связной речи у ребенка?

Работая над связностью речью, преследуют следующую последовательность в занятиях:

  • работают над пониманием связной речи;
  • воспитывают диалогическую связную речь;
  • воспитывают монологическую связную речь.

Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направлены не только на логически правильное изложение своих мыслей, но и на пополнение словаря. Основными средствами являются сказки и прочая литература, дидактические игры, театрализованные действия. Важно, чтобы занятия соответствовали возрасту ребенка. При этом может использоваться как один вид деятельности, так и несколько.

Формирование связной речи у дошколят проходит несколько этапов.

  1. Возраст от рождения до года. В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает крики, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков. В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (например, часики – тик-так, машинка – бр-р-р, коровка – му-у-у), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом. При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа», «ляля» и т.д.
  2. Предшкольный этап, возраст 1-3 года. В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например, слово «дай» - его ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.
  3. Дошкольный этап, возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.
  4. Школьный этап, возраст 7-17 лет. Главное отличие развития речи в этом возрасте – ее сознательное усвоение. Школьники осваивают звуковой анализ, грамматические правила, по которым принято строить высказывания. Развивается и совершенствуется письменная речь.

Четких границ между описанными этапами не существует. Каждый из них постепенно перетекает в следующий и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.  

Какие приемы используют для развития связной речи?

Формирование связности речи у дошколят происходит успешней при использовании таких основных методик:

  • развитие диалогических навыков;
  • обучение пересказам;
  • обучение рассказу по картинкам;
  • сочинение описательных рассказов.

Во время диалога дети учатся слышать и понимать речь собеседника, общаться со сверстниками, отвечать на вопросы, строя диалогическую речь, повторять слова и разные по объему фразы, запоминая их. Детей дошколят учат построению простых форм монолога.

Если говорить о пересказах, то этот прием развития связности речи немного сложней диалога, так как от ребенка на таких занятиях требуется усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Работа начинается с подготовки к пересказу: для этого взрослый читает текст, а ребенок его внимательно слушает. Затем взрослый задает вопросы по тексту, на которые дошкольник должен ответить. Совместно составляется план рассказа, после чего взрослым снова зачитывается выбранный материал, после чего начинается его пересказ ребенком. Дошкольники практически всю работу делают совместно с взрослым, а вот старшие дети могут выполнять задание самостоятельно.

Картинки значительно облегчают самостоятельный пересказ и являются незаменимым приемом для развития связности речи у детей. Ребенку так легче, ведь он весь сюжет видит на картинке. Для младших дошкольников используют картинки с изображением простых предметов, а описывают они их, отвечая на наводящие вопросы взрослого.

С четырехлетнего возраста дошколята учатся создавать рассказ по картинкам. Подготовка к работе требует предварительного рассматривания изображения, ответов на вопросы взрослого, прослушивания рассказа взрослого. Только после этого ребенок может приступать к самостоятельному рассказу.

Все время взрослый должен контролировать речь ребенка, он может приводить опорные слова, словосочетания. К пятилетнему возрасту детей учат составлять план, по которому ими будет производиться рассказ. В возрасте 6-7 лет ребенок может подмечать незаметные на первый взгляд детали, описывать пейзаж или события на заднем плане картины. В этом возрасте дошкольник должен уметь, глядя на изображение, рассказать, что происходило перед показанными событиями и после них. Таким образом дошкольник выстраивает свою сюжетную линию, а взрослый должен ему в этом помогать. Задача взрослого – следить за грамотностью речи, правильностью построения предложений, последовательностью излагаемых мыслей, богатством словарного запаса. Наиболее полезно уделять внимание картинам с изображением пейзажей, где от детей требуется использовать слова в переносном смысле, антонимы и синонимы, сравнения.

Описательные рассказы тоже помогают развивать связную речь. Сначала детей учат описывать игрушки, различные предметы. Затем, с возрастом, задача усложняется, и ребенку предлагают описать ситуацию или время года. По мере взросления, ребенку предлагают делать сравнительное описание нескольких предметов или живых объектов с похожими или разными характеристиками.

Еще одна достаточно интересная методика – мнемотехника. Для ее выполнения все художественные произведения, предназначенные для пересказа, кодируются картинками: например, если говорится о домашних животных, то рядом с ними рисуют дом, если говорится об овощах, растущих в саду, рисуются деревья и т.д. Главное, чтоб эти коды максимально напоминали речевой материал.

Как пересказы влияют на развитие связной речи?

Если картина или рассказ отвечают таким требованиям, как красочность, яркость, интересность, понятность, не перегруженность событиями, предметами и прочими мелкими деталями, то пересказ по их сюжету помогает развить и совершенствовать у ребенка:

  • внимание;
  • память (зрительную и слуховую);
  • логическое мышление;
  • активный словарный запас;
  • грамотность речи;
  • правильность построения речи;
  • воображение;
  • фантазию;
  • умение замечать детали и описывать их, используя сравнения и метафоры.

Поэтому важно обычный пересказ сменять выборочным, кратким, творческим пересказом, а также предсказыванием без опоры на наглядность.

Оценивая качество работы ребенка, следует опираться на:

  • полноту сказанного;
  • порядок изложенных событий (последовательны ли они);
  • использование собственных, то есть авторских, словосочетаний и речевых оборотов, а не тех, которые звучали в оригинальном рассказе;
  • правильность построения предложений;
  • длительность пауз, а точнее их отсутствие, которые могут быть связаны с затруднением подбора нужных слов/фраз.

Работа по развитию связности речи у дошколенка должна быть последовательной и регулярной. Начинать стоит с простейшего, постепенно увеличивая нагрузки, усложняя задания. Так ребенок сможет быстро и качественно пополнить свой активный словарь, быстрее овладеет грамотностью, образностью и выразительностью речи. На практике схема развития связной речи выглядит так:

  1. Изначально разучиваются названия предметов, деление их на тематические группы с использованием наглядности или без нее.
  2. Затем детей учат подбирать слова-признаки по характеристикам предметов.
  3. Детей учат подбирать глаголы к существительным.
  4. Подбор к глаголам наречий.
  5. Сравнительные конструкции.
  6. Подбор синонимов.
  7. Подбор антонимов.
  8. Образование новых слов при помощи префиксальной приставки.

К концу обучения в детском саду словарный запас ребенка значительно увеличивается и систематизируется, становится осмысленной, четкой и грамотной.

Как определить уровень связности речи у ребенка?

Чтобы понять, насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи. Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь детей делится на 3 уровня:

  1. Высокий уровень – словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения. Ребенок с высоким развитием связной речи справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное, содержательное.
  2. Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, и без помощи старшего ему не обойтись.
  3. Ребятам с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.

Чтобы формирование связности речи происходило надлежащим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не только педагоги, но и родители, близкие люди. На таких занятиях можно использовать разные методы, но если они будут проводиться в игровой форме, информация будет усваиваться и запоминаться лучше. Результатом непрерывных трудов станет красивая, правильная и грамотная речь ребенка. А это – одна из важнейших наград для родителей.

← Речевые нарушенияЛогопедический массаж →

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

jliza.ru

Учимся пересказывать (развиваем связную речь)

 Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинкахНовиковская Ольга Андреевна

Учимся пересказывать (развиваем связную речь)

Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специально организованных речевых игр.

Обучение проходит в несколько этапов:

— обогащение словаря;

— активизация речевой активности малыша;

— рассматривание картинок;

— выслушивание рассказа взрослого;

— ответы на вопросы.

При этом, конечно, нельзя забывать и о формировании грамматических и звукопроизносительных навыков, особенно у детей с речевыми нарушениями.

Вот самые известные и эффективные виды игровых занятий для развития и совершенствования связной речи:

— пересказ литературных произведений;

— составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы;

— создание разных видов творческих рассказов;

— освоение новых, более сложных жанров (рассуждение, повествование — сочинение рассказа по картине или серии сюжетных картинок).

С 4 лет ребёнка уже можно обучать пересказывать, а затем составлять первые описательные рассказы — сначала по вопросам, а затем и самостоятельно.

У старших дошкольников и младших школьников значительно возрастает речевая и мыслительная активность. Поэтому ребёнок 6–8 лет уже способен самостоятельно или с помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец истории.

Взрослый должен помогать малышу связно рассказывать об увиденном или услышанном, выражать словами чувства и мысли, рассказывать последовательно, не отвлекаясь от темы, не торопясь.

Очень важно поддерживать ребёнка, подсказывать ему нужные слова, если он будет испытывать затруднение, но не рассказывать ЗА него.

Помните: малыш научится говорить живо и выразительно, если будет получать удовольствие от собственной речи и ощущать вашу поддержку.

В этой главе вы найдёте проверенные временем рассказы классиков нашей литературы Льва Толстого и Константина Ушинского, придуманные специально для чтения и обсуждения с маленькими детьми.

Воспользуйтесь предложенными вопросами — они помогут вашему малышу последовательно пересказать весь текст в вопросно-ответной форме.

Взрослому при этом следует стимулировать ребёнка отвечать не одним словом, а распространенным предложением, повторяя словосочетания, услышанные в самом вопросе.

Например, на вопрос: «Кто был дома?» — следует ответить: «Дед был дома», а не просто: «Дед».

Помните: от ребёнка не требуется дословный пересказ только что прослушанной истории.

Запомнить небольшой по объёму текст малышу несложно.

Важно научить его самостоятельно пересказывать знакомый текст, сначала опираясь на иллюстрации и вопросы, а затем уже и самостоятельно.

Рассказы и сказки русских писателей

Деду было скучно дома. Пришла внучка., спела песню.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кто был дома?

Какое настроение было у деда?

Кто пришёл к деду?

Что сделала внучка?

Иди, Ваня, тише. Ноги у тебя ещё малы.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Как зовут малыша?

Что ему советуют?

Почему Ване надо идти тихо?

У Миши были сани. Миша и Петя сели на сани. Вези сани, Миша. А у Миши силы нету.

(Л, Толстой)

Вопросы:

Что было у Миши?

Кто сел на сани?

Кого просят везти сани?

Почему Миша не может везти санки?

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры!

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кто спал на крыше?

Кто сел возле кошки?

Почему птичке опасно сидеть рядом с кошкой?

Нашли дети ежа на траве.

— Бери его, Вася, на руки.

— Мне колко.

— Ну, клади шапку на землю; а я скачу его в шапку.

Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кого нашли дети в траве?

Почему дети не смогли взять ежа в руки?

Куда они хотели положить ежа?

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Где шла Жучка и что она несла?

Что увидела Жучка в воде?

Что подумала Жучка и что произошло дальше?

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

— Пора тебе, чиж, петь.

— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кто был у Вари?

Пел ли чиж в клетке?

Что Варя сказала чижу и что ответил чиж?

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа. «Учи, кукла, буквы! Это — А. Это — Б — БЕ. Смотри, помни».

(Л. Толстой)

Вопросы:

Что знала Таня?

Что она взяла?

Что Таня сказала кукле?

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем — другие съедят, мне спасибо скажут».

(Л. Толстой)

Вопросы:

Какие деревья сажал старик?

Что сказали старику?

Что он ответил?

За что люди скажут старику спасибо?

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Чего хотела галка?

Сколько воды было в кувшине?

Что придумала галка и удалось ли галке напиться?

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Чего испугался Саша?

Куда он залез?

Чего не слышал Саша?

Как называют людей, которые всего боятся?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кто заблудился в толпе?

Что делал напуганный малыш?

О чём люди спросили у него?

Что малыш сказал о своей маме?

Рассказ о Серёже

Серёжа, как проснётся, так и начнёт свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится… и опоздает в класс.

(К. Ушинский)

Вопросы:

Как зовут мальчика?

Что происходит с Серёжей по утрам?

Где его чулки?

Где его сапоги?

Из-за чего Серёжа опаздывает в школу?

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:

— Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

— Я.

Отец сказал:

— Спасибо, что правду сказал.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Что разбил мальчик?

Видел ли кто-нибудь, как мальчик разбил чашку? Что спросил у мальчика отец?

Что ответил мальчик?

Чего он боялся?

Что отец сказал сыну?

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

(К. Ушинский)

Вопросы:

Что брат сказал сестре и что она ответила?

Где дети сели играть?

Что случилось дальше?

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошел. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на yxd говорил?

— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Где шли два товарища?

Кто выскочил из леса?

Что сделал первый товарищ? А второй?

Как повёл себя медведь?

Как бы ты поступил, если бы твой друг оказался в опасности?

Колосья

Спросил мальчик отца:

«Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой торчмя торчит?»

— Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнётся; а который пустой, тот торчит кверху.

(К. Ушинский)

Вопросы:

О чём спросил мальчик у отца?

Что отец рассказал сыну о полном колосе?

А что он сказал о пустом?

Лгун

Мальчик стерёг овец и, будто увидал волка, стал звать: — Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

— Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит: бояться нечего — на просторе перерезал всё стадо.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кого стерёг мальчик?

О чём кричал мальчик?

Кто прибежал на помощь?

Сколько раз мальчик обманывал людей?

Что случилось, когда волк действительно напал на стадо?

Поверили люди мальчику на этот раз?

Как называют людей, которые обманывают других?

Коза и волк

Волк видит — коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

— Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза говорит:

— Не за тем ты, волк, вниз меня зовёшь, — ты не об моём, а о своём корме хлопочешь.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кого увидел волк?

Где паслась коза?

Могли волк подобраться к козе?

Что сказал волк козе?

Что ответила волку коза?

О чём на самом деле думал волк?

Обезьяна и горох

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка: обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Что несла обезьяна?

Сколько горошин выронила обезьяна?

Что захотела сделать обезьяна?

Что произошло?

Сумела ли обезьяна собрать горох?

Что в результате сделала обезьяна?

Так ли нужно поступать?

Мышь, петух и кот

Мышка вышла погулять. Походила по двору и пришла опять к матери:

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать сказала:

— Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

— Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!

— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

— Глупая ты, глупая. Ведь это сам кот.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Где гулял мышонок?

Что мышонок рассказал матери, вернувшись в норку?

Каких зверей видел во дворе мышонок?

Как выглядел страшный зверь?

Кто же это оказался на самом деле?

Что посоветовала мышонку умная мышь?

Что делал добрый зверь? Как он выглядел?

Кем оказался этот зверь?

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, услышав, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь — бывает и от мыши добро.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кого поймал лев?

О чём просила мышь льва?

Что она ему пообещала?

Отпустил ли лев мышку?

Какая беда случилась со львом?

Кто выручил льва?

Что сделала мышь?

Что она сказала льву?

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:

— Скажи, собака, откуда вы корм берете?

Собака сказала:

— Люди нам дают.

— Верно, вы трудную людям службу служите?

Собака сказала:

— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.

— Так только за это вас так кормят? — сказал волк. — Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.

— Что ж, иди, — сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.

Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он сказал:

— А это у тебя, собака, отчего?

— Да так, — сказала собака.

— Да что так?

— Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

(Л. Толстой)

Вопросы:

Кого встретил волк в деревне?

Каким был волк и какой была собака?

О чём говорили волк с собакой?

Почему он передумал служить людям?

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.

Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить:

— Пусти меня!

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы.

Мне всегда скучно, а на вас смотришь — вы там, вверху, всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол.

Тебе злость сердце жжёт.

А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

(Л. Толстой)

Вопросы:

На кого упала белка?

О чём белка попросила волка?

Отпустил ли волк белку?

О чём спросил волк у белки?

Что она ему ответила?

Почему волку скучно?

А почему белкам весело?

Как ты понимаешь слова: «Тебе злость сердце жжёт»?

Кого мы называем добрыми?

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!.

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

(К. Ушинский)

Вопрос:

Почему отец предложил записывать желания?

Курица и утята

Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у неё утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.

Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает — корма им ищет.

Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, — боится, что они утонут.

А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.

Вопросы:

Почему у курицы вывелись цыплята, а не утята?

Почему беспокоилась курица, когда утята пустились вплавь?

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашеста, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

(К. Ушинский)

Вопросы:

На кого попал первый луч?

Какую песню запел жаворонок?

На кого попал второй луч? Что сделал зайчик?

Куда попал третий луч? Что стали делать петух и куры?

Куда попал четвёртый луч? Что делали пчёлки?

Куда попал пятый лучик?

Что значит слово «лентяй»?

Следующая глава

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка — очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Учимся сравнивать и рисовать (развиваем речь и мелкую моторику) В этой главе вы найдёте игры с элементами рисования для закрепления лексико-грамматических навыков развития связной речи.Наверное, не всем известен такой научный факт: оказывается, процессы формирования

Учимся наблюдать и отвечать на вопросы (развиваем внимание, мышление и речь) Хорошее внимание — залог успешного обучения ребёнка в школе: невнимательный ученик не сможет точно, аккуратно и чётко выполнять самые разные действия. Кроме того, при развитом внимании

Учимся рассказывать (развиваем связную речь) Дети любят рассматривать картинки, рассказывать о том, что на них изображено, и делают это живо и заинтересованно — так велико у маленького человека желание поделиться своими впечатлениями с окружающими. Очень важно

Учимся думать и объяснять (развиваем мышление и речь на материале народных пословиц и поговорок) Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности как маленькие произведения народного искусства, воплощение народной мудрости. С той самой поры они сопутствуют нам в

Развиваем наблюдательность: исчерпывающее руководство Кроме крика и плача новорожденный может выражать себя движениями, мимикой и положениями тела. Вы должны «читать» своего ребенка почти всеми органами восприятия – ушами, глазами, пальцами, носом – и, конечно,

Развиваем интересы годовалого ребенка: отталкивайтесь от того, что ему (и вам) уже нравится Какие иллюстрированные книжки нравились вам в детстве? Постарайтесь найти их и познакомьте со своими любимцами собственных детей. Это часть вашего культурного наследия,

Растим прирожденного читателя: побуждайте ребенка пересказывать любимые истории Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика! Как начать общение: Можешь прочитать эту книжку своему медвежонку? Что случилось,

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша. Это интересно! Известны случаи так

Развиваем речь Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие малыша.Это интересно! Известны случаи так

Развиваем другие бимануальные навыки По мере того как ребенок все больше совершенствуется в движении с помощью перехвата рук, улучшаются и все остальные мануальные функции. Он начинает проявлять интерес к бимануальным видам активности. Вас испугал этот термин? Не

Часть 2 РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ Чем раньше — тем лучше! Умный и здоровый ребенок — мечта любых родителей. Тому, как развить физические способности ребенка и сделать его здоровым, посвящена первая часть этой книги. Здесь, во второй части, мы собрали методики,

Речь Обычно малыш начинает говорить первые слова и фразы в возрасте около полутора лет. Конечно, задолго до этого ребенок начинает обращать внимание на человеческий голос. Он издает всевозможные звуки и подолгу лепечет сам с собой и другими.Это постепенно приводит к

Глава 6. Развиваем творческое воображение Наше мышление часто движется по привычному кругу, как цирковая лошадка. Причина в том же – оно у нас дрессированное. Привычные движения тела и мысли составляют некое множество, из которого мы обычно выбираем то, что нужно

Учите смотреть и пересказывать сны, переделывать ужастики в занятные аттракционы Педиатров интересует продолжительность и глубина сна. Психологов – их содержание.Сны снятся даже младенцам. Но научиться рассказывать о сновидениях дети могут только в том возрасте, когда

educ.wikireading.ru

Развиваем связную речь дошкольника

Программа дошкольного образования подчеркивает важность формирования компетентной, самосознательной личности, способной свободно мыслить, анализировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения в любой жизненной ситуации.

Изменения, происходящие в нашей стране, обусловливают необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем.

Поэтому, оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда (откровенно говоря) устаревшими методами и приемами воспитания и обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников. Одним из таких условий является интерактивное обучение дошкольников – активное использование в образовательном процессе инновационных методов обучения.

[note]Инновационные методы – это способы целенаправленного взаимодействия, обеспечивающие оптимальные условия развития детей.[/note]

Характерными особенностями этих методов являются: оптимальная активизация связной речи детей; совместная деятельность воспитателя и детей в режиме равноправного общения; создание условий для переживания успеха каждым участником педагогического взаимодействия; обязательная рефлексия процесса обучения и воспитания – осмысление целесообразности выбранных задач, форм работы, способов деятельности, причин неудач или достижения целей и тому подобное.

Одним из таких интерактивных методов является методика ТРИЗ. Почему стоит выбрать ТРИЗ? Ибо это ключ к развитию творческого мышления, метод формирования системного и диалектического мышления, способ преодоления учебных проблем и обучения ребенка самовыражению, путь к самосовершенствованию воспитателя.

В работе с дошкольниками используются адаптированные методы. Есть группа игр, которые направлены на познание признаков и функций объектов и обучение анализу ситуаций («Мои друзья», «Что я умею», «Найди целое по частям»), составление загадок об избранном объекте.

Еще одна группа методов формирует умение преобразовывать, менять объект и ситуации: морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектики, приемы типового фантазирования, метод противоречий.

Метод противоречий – один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей), наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. Противоречия могут быть техническими и физическими.

В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

Научить детей формировать и решать противоречия – это значит научить их основам ТРИЗ.

Морфологический анализ – перебор вариантов сочетания определенных характеристик при создании новых образов, ситуаций.

Метод фокальных объектов – предоставление признаков случайно выбранных объектов объекту, который хотим усовершенствовать (знакомя детей с этим методом, надо подбирать объект с нетипичными признаками – веселый автомобиль, сладкий сон – и организовывать обсуждения, где выясняется, при каких условиях это может быть).

Метод отличается простотой и огромными возможностями поиска новых точек зрения на знакомые вещи или ситуации. Берем любой объект, явление с целью его совершенствования. Произвольно выбираем несколько других объектов – к ним подбираем характеристики в виде прилагательных (свойств). Затем переносим эти свойства на наш объект. Получаем новую модель.

Детям предлагается придумать новую породу собаки, называем любые слова, к ним подберем определения:

Корова – рогатая, молочная, травоядное.

Затем переносим все качества на собаку – выходит какое-то несуществующее животное с оригинальным названием.

Изобретения можно рисовать, лепить, придумать, где живет, чем питается, какую пользу приносит.

Эмпатия (личная аналогия) – представление ребенком себя каким-то конкретным образом и передачи чувств, переживаний, настроения этого образа. Происходит это средствами вербальной и невербальной выразительности. Это умение посмотреть на себя глазами окружающих: «Считай себя частью объекта, который совершенствуют, и выясни при этом свои чувства, ощущения».

Даем детям задания типа: Представь себе… Ты – кустик. О чем мечтаешь? Кого боишься? О чем шепчутся твои листочки?

Хорошим помощником в работе могут стать методы, предложенные Джанни Родари, известным итальянским педагогом и писателем, для работы со сказкой, адаптированы многими педагогами-новаторами к условиям детского сада.

Опыт свидетельствует, что наиболее пригодными и эффективными творческими упражнениями для становления связной речи детей являются «Салат из сказок», «Конструирование загадок», «Бином фантазии».

Также можно убедиться в эффективности таких приемов (как во время создания сказок, так и в поисково-познавательной деятельности в повседневной жизни):

  • увеличение–уменьшение – дает возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим; сделай наоборот – меняет духовные свойства, внешность, другие свойства на противоположные (универсальное эвристическое преобразование);
  • ускорение–замедление; создание нового объекта или персонажа в результате сочетания свойств, элементов или части того или иного объекта;
  • салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок;
  • продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки;
  • внесение изменений в сказки – введение в известную сказку нового героя;
  • сказка о себе – является вершиной детского фантазирования.

Метод символической синектики в работе с детьми

Знакомство с символами начинать нужно с первых дней учебного года. Сначала детей надо научить обозначать знаком один или несколько реальных образов, выделив в них общий признак, то есть самое главное.

На прогулках во время наблюдений за живыми объектами, отгадывая загадки, проводя беседы и используя определенный жизненный опыт, дети определяют главные признаки предметов и обозначают их символами.

Так складывается определенный комплект символов. Каждый воспитатель может составить свою «азбуку символов» — набор условных обозначений, что будет понятен ему и детям, с которыми он работает.

Вот основные направления работы по формированию связной речи дошкольников, к которым относятся: сравнение предметов; описание предметов; составление предложений; заучивание стихотворений; составление сказок.

Описания предметов

Цель: учить детей составлять описательные рассказы по картинками символами, обогатить словарь словами, что означают названия овощей, их качества и свойства, пиры подбирать синонимы, отгадывать загадки. Развивать связную речь .

Алгоритм работы (на примере темы «Помидор»)

  1. Отгадывание загадок про овощи.
  2. Сюрпризный момент, где Незнайка приносит посылку.
  3. Рассматривание детьми опорных схем.
  4. Описание воспитателем огурца, который содержится в посылке, за символами.
  5. Предложение воспитателя описать помидор, используя картинки-символы: а)цвет; б) форма; в) размер; г) вкус; д) место выращивания; е) употребление в пищу.
  6. Описание овощей детьми.
  7. Заучивание загадки про овощи

Использование схем при составлении описательных рассказов поможет детям усвоить сравнения предметов не в общей форме, чем подобные или чем отличаются предметы, а дифференцировать, сравнивать предметы по форме, величине и тому подобное.

Такие упражнения способствуют развитию речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов, активизируют мышление детей.

Составление предложений

Цель: упражнять детей в составлении предложений по схемам, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Развивать связную речь.

Алгоритм работы:

  1. Рассмотрение иллюстраций.
  2. Беседа по содержанию.
  3. Составление 2-3 предложений с иллюстрацией.
  4. Составить предложение по схеме.
  5. Рассмотрение детьми опорных схем, объяснение непонятных символов.
  6. Наведение воспитателем образца составления предложения.
  7. Составление предложений детьми.
  8. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Составление сказок

Цель: учить коллективно составлять новую сказку с помощью знаков-символов, рассказывать составленный таким образом рассказ, используя предложения разных грамматических конструкций, выразительную интонацию. Развивать связную речь детей.

Алгоритм работы:

  1. Создание эмоциональной атмосферы.
  2. Предложение воспитателя придумать сказку.
  3. Высказывания детьми своих мыслей.
  4. Образец начала сказочного повествования, представленный воспитателем.
  5. Продолжение сказки детьми.
  6. Запись сказки с помощью символов.
  7. Рассказ сказки по символам.

Если возникают трудности в придумывании отдельных условных обозначений содержания сказки, их можно постепенно заменить буквенными обозначениями.

Сначала проводится индивидуальное занятие с детьми, которые нуждаются в уточнении, систематизации знаний по отдельным темам, а затем индивидуально-групповое; заканчивается работа со схемами-моделями на фронтальном занятии во время обобщения знаний по лексико-грамматической теме.

Практика показывает целесообразность использования карточек-символов во время развития связной речи, формирование познавательной активности.

Схемы целесообразно использовать и при обучении детей составлению творческих рассказов.

Обучая детей пересказывать литературные произведения, также можно использовать опорные картинки. Развитие событий фиксируем в рисунках или с помощью условных обозначений. Опираясь на них, дети легко воспроизводят ход событий.

Интересным приемом активизации речи детей является комментируемое рисование. Его суть заключается в том, что воспитатель берет большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинает фантазировать и рисовать. Дети составляют описательные рассказы, а воспитатель рисует по их указаниям.

Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах. Эта ситуация побуждает их к высказываниям. Не напрягаясь, и не прикладывая больших усилий, дети легко описывают предметы, явления, выделяют их существенные признаки, выражают свои мысли, предположения.

Интересных сюжетов с разными героями можно придумать множество, вместе с детьми придумывать содержание рассказов, развивать фантазию, воображение, побуждая их к речевой деятельности. Это могут быть разнообразные сюжеты: Приключения маленького паучка; Зайчик и его друзья и т. д.

Комментируемое рисования имеет очень большое значение для становления личности дошкольников.

Метод решения проблем или «дерево решений» тоже используется в развитии речи дошкольников и содержит несколько этапов. Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?»

Затем рассматриваем схему – «дерево решений», в которой ствол «дерева» — обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и презентует его.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно, при оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.

Содержание метода: дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный или воображаемый микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему – предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Например: «Как лучше путешествовать?»

При использовании этого метода следует придерживаться определенных правил: говорить только тогда, когда получаешь микрофон; говорить быстро и кратко; не оценивать высказывания товарищей.

Для того чтобы раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка используется метод опорного моделирования. Опорное моделирование – довольно распространенный прием обучения. Модели помогают не только наглядно представить объект, но и модифицировать его (видоизменить). Экспериментировать с ним.

Моделирование – это высшая форма обобщения и метод развивающего обучения. Систем моделирования при обучении детей речи и языка описано большое количество. Остановимся на моделировании сказочных сюжетов.

Этапы обучения детей моделированию сказок

Первый этап – ознакомительный. Начинаем работу по составлению сказки по предметно-схематической модели. Как правило, предмет или рисунок может стать исходной позицией относительно составления сказки.

Второй этап – коммуникативно-деятельностный. Этот этап более сложный, потому что детям предлагаются схемы, не напоминающие ни одну из сказок, которые дети знают. Так, три одинаковые окружности могут напоминать сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников – «Репка», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга – напомнят сказку «Три медведя».

Третий этап – моделирующий. Подводим ребенка к пониманию того, что не только знакомых сказочных персонажей можно схематически представить в виде геометрических фигур, схем, моделей, но и можно составить совершенно новую сказку с новым сюжетом, персонажами и т. п.

Рассказывая сказку, воспитатель может сопровождать ее условными картинками-символами. Сказку «Теремок» можно иллюстрировать буквами-зверьками. Также могут быть использованы цветные геометрические фигуры, обозначающие тот или иной персонаж, или другие символы.

Для развития речи и воображения детей широко используются дидактические игры.

Да – нет. Ведущий загадывает предмет, а дети, задавая вопросы так, чтобы на них можно было отвечать только «да» или «нет», должны отгадать, что это за предмет.

Мозговой штурм. Педагог ставит перед детьми определенную проблему, и они ее решают, предлагая новые идеи или развивая предложенные.

Следовательно, использование инновационных технологий помогает не только обогатить словарный запас дошкольников, но и способствует развитию познавательной активности и образного мышления, способствует формированию речевой компетентности ребенка, помогает детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они учатся отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно принимать решения. А это, согласитесь, чрезвычайно важная и полезная работа для дальнейшей деятельности ребенка в любой сфере жизни.

podrastu.ru

Развитие связной речи ребенка до школы: советы логопеда

Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов к школе. К сожалению, немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника. В чем же причины отставания развития связной речи у детей? Как нужно заниматься с ребенком, чтобы к школе малыш справлялся с пересказами и мог составить связный рассказ. Об этом написано в нашей статье.

Критерии нормального развития связной речи дошкольника

Родители с нетерпением ждут от своих детей первых слов. Мамы и папы мечтают услышать от своего малыша стихотворение и показать выступление перед друзьями и родственниками. Родители начинают переживать из−за того, что их ребенок в возрасте 5−7 лет не может составить связный рассказ или пересказать простую историю. Для успешного обучения в школе у дошкольника должна быть хорошо развита связная речь.

Перечислим критерии, которые входят в это понятие.

  • Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями.
  • Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам.
  • Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки.
  • Способность передать содержание картинки по памяти.
  • Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.

Для того чтобы выявить нарушение развития связной речи, необходимо провести диагностику.

Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника

Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте ребенка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.

Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребенка.

  • Поставьте перед ребенком его любимую игрушку. Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке.
  • Для второго теста вам понадобится серия из 3−4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.

Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.

  • Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов.
  1. У тебя есть любимая игрушка?
  2. Как ее зовут, как она выглядит?
  3. Как ты любишь с ней играть?

Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.

Высоким показателем речевого развития будет, если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.

Заключительным заданием является проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 5−6 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребенок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.

Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.

Причины, которые тормозят развитие связной речи

У родителей часто возникает вопрос: почему у нашего ребенка речь плохо развивается, ведь мы ему даем все, что нужно. Ответ не может быть однозначным. Каждый ребенок развивается по−своему. Одной причины быть не может. Чаще всего существует несколько предрасполагающих факторов, которые приводят к неблагополучному развитию связной речи. Перечислим их.

В период беременности мама перенесла одно или несколько инфекционных заболеваний, которые отрицательно повлияли на развитие речевых зон в головном мозге малыша. Редко, кто обращает внимание на ранние токсикозы беременности. Именно они могут стать причиной речевых нарушений.

Родовые травмы, асфиксии и гипоксии новорожденного и другие осложнения родов в будущем могут привести к речевым нарушениям у ребенка.

Нередко малыши в раннем возрасте получают различные травмы головы. Если у ребенка затронуты зоны, где расположены речевые зоны, нарушений речи будет не избежать. На развитие речи влияют все психические процессы, поэтому любая травма головы может негативно сказаться на речевом развитии ребенка.

  • У ребенка общее недоразвитие речи.

Одной из характеристик ОНР является нарушение развития связной речи. Это тяжелое нарушение речи. Данный диагноз ставят примерно к пяти годам. Но если до этого возраста ваш ребенок плохо общается с взрослыми и сверстниками, не может пересказать рассказ или сочинить небольшую историю, значит уже можно заподозрить речевое нарушение.

  • Погрешности в воспитании ребенка.

Если родители не дают возможности общаться ребенку с другими детьми и взрослыми, то ждать быстрого и правильного развития связной речи не стоит. Речь развивается, как условный рефлекс, нужен сильный стимул, чтобы ребенок хорошо говорил. Также наиболее частая ошибка родителей состоит в том, что они «задаривают» ребенка игрушками, а вот почитать или поиграть с малышом времени не хватает. Если малыш предоставлен самому себе, развиваться связная речь не будет.

10 правил, которые помогут развить связную речь ребенку

Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малышу может только специалист. Есть простые правила, которые помогут вам поверить в свои силы, и вы начнете сами заниматься с ребенком.

Разговаривайте с ребенком на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с вашим ребенком. Обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает. Радуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям и планируйте вместе следующий день.

  • Станьте примером правильной и красивой речи.

У ребенка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребенком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.

  • Отвечайте на вопросы ребенка.

Дети задают очень много вопросов. К возрасту пяти лет малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы.

Каждый день читайте книги ребенку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребенок должен видеть, что чтение вам очень интересно.

Учить ребенка читать «с пеленок» не стоит. Вы сами заметите, когда малыш заинтересуется буквами и словами. Если малыш сам научится прочитывать слова, тогда вскоре он сможет сам читать любимые стихи и рассказы.

Важно не просто прочитать книгу, необходимо понять ее содержание. После того, как вы прочитали сказку или рассказ, попросите ребенка рассказать, что он запомнил. Если малыш затрудняется, помогите ему или перескажите сами. Вскоре малыш попробует сам пересказать любимую сказку.

  • Рассматривайте иллюстрации в книгах.

Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду героев, чем занимаются, что находится вокруг них.

  • Фантазируйте вместе с малышом.

Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он сам начнет пытаться сочинять.

  • Путешествуйте с ребенком.

Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребенком во время путешествия. Рассказывайте ребенку о том, куда вы едите, чем вы будете заниматься. Не забывайте фотографироваться с ребенком и обязательно проявляйте снимки. Вместе с ребенком рассматривайте фотографии и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда к вам придут гости, попросите малыша самостоятельно по фотографиям рассказать эту историю.

  • Консультации специалистов.

Если ребенок избегает общения, не пытается пересказывать, у него не получается ответить даже на простые вопросы, значит вам необходимо проконсультироваться со специалистами. В первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу. Следуйте указаниям педагогов и врачей.

Обращайте внимание на развитие связной речи ребенка, уделяйте время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ребенком. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребенка будет развиваться правильно.

medaboutme.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное