Развитие речи для детей 5 6 лет


Развитие речи детей 5–6 лет: особенности развития и симптомы нарушений

Речевое развитие детей с 5 до 6 лет

Речь у дошкольников этого возраста имеет большое значение и подразумевает, что они должны уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания.

Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

Особенности речевого развития детей шестого года жизни

Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения.

Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3–4 месяца до поступления в первый класс.

Интенсивные занятия с репетитором может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперёд потеряет своё значение уже к середине первого учебного года, если у ребёнка неразвита речь. Между тем за два года до школы ещё многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных ипереставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

  • испорченный телефон;
  • как назвать по-другому (на подбор синонимов);
  • скажи наоборот (поиск антонимов);
  • что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
  • узнай предмет по описанию;
  • закончи фразу.

Речь ребёнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребёнок будет делать так же.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти - пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Особенно внимательно следует отнестись к появлению заикания или речевых запинок. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Заикание возникает у детей, когда мысли не поспевают за речью, у ребят со слабым типом нервной системы, при излишне строгом семейном воспитании, а также в результате элементарного подражания ребёнком речи заикающегося взрослого.

Связная речь

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.

К сожалению, некоторые родители не контролируют время, потраченное детьми на компьютерные игры. Даже если не учитывать их отрицательного влияния на психику, увлечение гаджетами негативно сказывается на речевом развитии. Грустно смотреть, как дошкольник, с трудом подбирающий ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, через минуту, торопясь и захлёбываясь, с увлечением рассказывает о своих успехах в компьютерной игре.

Активное развитие зрительного восприятия компьютерной действительности в таких случаях происходит в ущерб восприятию речи на слух, умению связно выражать свои мысли. Если вовремя не принять нужных мер, в будущем это может стать серьёзной проблемой в детском развитии.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

После того как мы разобрали особенности речевого развития детей 5–6 лет, поговорим о существующих нормах. Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.

Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.

Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.

Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].

Симптомы задержки речевого развития в 5 лет

Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:

  • его не всегда могут понять посторонние люди;
  • он говорит невнятно;
  • из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
  • словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
  • фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
  • неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.

Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.

Самостоятельная диагностика задержки развития речи

Родители могут самостоятельно определить, всё ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Для проверки словарного запаса можно предложить следующие задания:

  • спросить, что делает тот или иной человек, как действует какой-либо предмет. Например, «Что делает корабль?» (плывёт). «Что делает дедушка?» (копает грядку);
  • попросить назвать противоположные действия, например, «сел – встал, открыл – закрыл» или противоположные признаки, например, «лёгкий – тяжёлый, мягкий – твёрдый»;
  • предложить назвать детёнышей животных, например, «У козы кто детёныш? Козлёнок. У медведя кто? Медвежонок. У коровы кто? Телёнок. У лошадки кто? Жеребёнок» и т. д.;
  • проверить, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольная, круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, многоугольная);
  • проверить, может ли он описать предмет, например, «Стул какой? Мягкий, деревянный, коричневый, с металлическими ножками»;
  • предложить достать предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками для определения правильного употребления предлогов.
  • образовать множественную форму слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это… окна. Это воробей, а это... воробьи»;
  • просклонять существительное: «Это что? Книга. Нет чего? Книги. Что убрали? Книгу. К чему положить тетрадь? К книге. Чем я закрыла тетрадь? Книгой. О чём мы говорим? О книге»;
  • изменить слово, употребив его в другом роде: «Сын пришёл в парк. Как это можно сказать про дочку? Дочка пришла в парк». Разложить перед ребёнком картинки (жёлтая груша, жёлтый цыплёнок, жёлтое солнце, жёлтые бусы) и попросить их назвать.

Развиваем речь:

Для проверки построения фраз, надо предложить ребёнку закончить предложение, используя при этом сюжетную картинку: «Девочка… поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Далее, можно задавать наводящие вопросы, чтобы фраза стала более полной: «Чем поливает? Где поливает? Зачем поливает?»

Проверяя, не страдает ли у детей структура слова, им предлагают повторить сложные слова типа простокваша, академия, механизатор, складчина, потолок, фармацевт. Пусть ребёнок повторит слово несколько раз подряд, чтобы проверить, не переставляет ли он слоги местами, не пропускает или не заменяет слоги и буквы в слогах.

Профилактика речевой задержки

На формирование совершенной речи старшего дошкольника влияют условия его жизни, особенности родительского стиля воспитания, а, главное, усилия неравнодушных взрослых. Чтобы на пороге школы не оказаться в ситуации, когда у ребёнка обнаружились многочисленные речевые нарушения, и нет времени на их коррекцию, нужно заранее заботиться о гармоничном развитии детской речи.

Для решения данное задачи большое значение имеет тесное общение детей со взрослыми. Совместные прогулки, занятия творчеством, рассматривание книжных иллюстраций с параллельным обсуждением увиденного, прочувствованного. Данная проделанная работа даст мощный толчок развитию речи малыша. Очень ценно разучивание и использование такого богатейшего материала, как считалки, скороговорки, стихи, загадки, поговорки, потешки, пословицы. Все слова, непонятные детям, нужно объяснять, следить, чтобы они правильно использовались.

Чтение детской литературы надо сопровождать беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором. «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной…» «Про какую шапку написал поэт?» «И заснул под нею тихо, беспробудно…» «Как ты думаешь, может ли лес заснуть?» «Как ты понимаешь слово беспробудно?»

Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.

ourkids.ru

Особенности речевого развития детей 5 6 лет

Особенности речевого развития детей 5- 6 лет

Особенности речевого развития детей 5- 6 лет

Особенности речевого развития от 5-6 лет

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный малознакомые слова ( экскаватор).

2. Грамматический строй речи.

У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных. а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи.

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется ль. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой.

Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ), звонкие (в,б,г,д) и глухие (ф, п,к,т) звуки, но в речи они могут смешивать. т.е. вместо одного звука употребляют другой.

На шестом году жизни детей учат четко произносить все звуки родного языка, различать на слух и в произношении такие группы звуков: с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р, продолжать совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, ведут работу по воспитанию звуковой культуры речи. Для различения звуков в собственном произношении ребенку предлагают называть изображенные на картинках предметы в названии которых есть оба дифференцируемых звука, близкие по звучанию. При этом ребенок должен произносить слова так, чтобы в них ясно слышались отрабатываемые звуки ( т.е. произносить звуки протяжно, например, при дифференциации звуков с и з воспроизводить слова так: ссслон-зззаяц).

Таким образом, ребенок одновременно упражняется в четкости произнесения трудных в артикуляционном отношении звуков, укрепляет свой артикуляционный аппарат.

Игры и упражнения для детей шестого года жизни направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова т.д. ( т.е. различать на слух и в произношении те звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки четкой дикции и закрепления правильного произношения определенных групп звуков даны чистоговорки, скороговорки, насыщенные звуками, требующими очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Ребенку предлагают отгадать их, определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках. Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы поупражнять ребенка не только в правильном произношении звуков, но и в четком произнесении слов, фраз, служат для развития голосового аппарата ( умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационными средствами выразительности).

В этом возрасте ребенку предлагают и более сложные задания, например выделение из фраз, небольших стихотворений лишь тех слов, в которых есть дифференцируемые звуки.

Для различения звуков з и ж взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву»; «Жук живет в дупле большого дерева»-и предлагает ребенку назвать слова, в которых есть звуки з и ж. Рекомендуя такие задания для работы в условиях семьи, логопед раскрывает родителям цели, методы выполнения упражнений.

В работе с детьми шестого года жизни важно продолжать развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Для этого в качестве упражнения можно давать детям задания, которые помогли бы устанавливать смысловые неточности.

Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с ребенком как в дошкольном учреждении; так и в семье. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают найти на картинках среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки, например только ч и щ. При подборе таких слов ребенок учится различать звуки на слух, четко, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.

Логопед обращает внимание родителей на то, чтобы при чтении стихотворений дошкольник воспроизводил их, учитывая интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно. громко, не торопясь.

Развитие речи у детей от 5 до 6 лет

Содержание:

Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения. Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет. Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению. так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важно Важно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Нормы развития речи

  1. Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед). В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).
  2. Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.
  3. Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
  4. Оттенки речи. Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.
  5. Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей. Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
  6. Навыки общения . Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).

Отклонения и нарушения

Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

  1. Лексические нарушения. бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов. перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения. послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание .
  4. Проблемы с произношением. пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений .
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов .

Рекомендации родителям

совет При нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим малышом говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у карапуза мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Следите за тем, чтобы кроха выполнял артикуляционную гимнастику.
  5. Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику ребенка .
  7. Развивайте речевое дыхание малыша, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  8. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  9. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать карапуза.
  10. Не перегружайте свое чадо, начинайте заниматься постепенно.
  11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к своему малышу с любовью.
Юлия Литвиненко
Другие статьи этого автора:

Подробности Опубликовано: 02 октября 2015 Обновлено: 23 июня 2016 Просмотров: 33

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных слов. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности. может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными. обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами. обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными инаречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Используют в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дети подбирают слова на заданный звук, находят определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце слова).

Свободно делят слова на слоги.

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно составить описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Кругчтенияребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий .

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Источники: http://homepink.ru/fotogalereya/vospitatelyu/94401-osobennosti-rechevogo-razvitiya-detej-5-6-let-dlya-vospitatelej-detskikh-sadov, http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-5-do-6-let/, http://dou24.ru/322/index.php/-1-qq/34-2011-02-01-05-56-21/2012-12-25-00-33-12/263-5-6

Комментариев пока нет!

orebenkah.ru

Развитие речи ребенка в 5-6 лет

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —- легкий, пушистый — гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка)

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Характеристика речи старшего дошкольника

Что знает и использует в речи ребенок 5—6 лет? Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Словарь и грамматический строй отражают зрелость познавательных процессов и степень сформированности различных видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

studfiles.net

Воспитание и развитие детей

Уважаемые родители и педагоги!

Данное пособие по развитию речи соответствует типовой программе воспитания и обучения в детском саду и предназначено для занятий в старшей группе детского сада и для домашних занятий с детьми 5-6 лет.

Материал подобран и оформлен таким образом, чтобы по книге смогли заниматься не только педагоги и воспитатели, но и родители, не имеющие специального педагогического образования.

Лучше всего заниматься 2-3 раза в неделю и сочетать занятия по развитию речи с уроками грамоты и чтения.

Очень важно проводить занятия так, чтобы детям нравилось учиться - иначе вместо раннего «развития» можно добиться лишь раннего «отвращения» ко всякого рода занятиям.

Все занятия построены по единому принципу: вначале дается артикуляционная гимнастика, чистоговорки и скороговорки для развития дикции, затем вводится новая тема по формированию грамматического строя речи и расширению словарного запаса.

В конце занятия дается задание на развитие связной речи, в котором детям предлагается объяснить значение пословицы или поговорки.

Занятия по данной тетради можно дополнить играми и устными заданиями.

На родительской странице вы найдете часть дополнительного материала и ответы к заданиям.

e-bookshelf.info


Смотрите также

Рубрика:  Разное