Развитие познавательной деятельности


» Развитие познавательной деятельности детей

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка — читайте в нашей статье.

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

Познавательная деятельность направлена на:

  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Формирование мышления у детей

Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Новорождённый мышлением не обладает. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти. К году у малышей появляется элементарное мышление. Основное условие для развития мышления — это воспитание и обучение детей в этом направлении.

Развитое мышление ребёнка выражается в:

  • овладении предметными действиями
  • развитии речи
  • умении решать задачи (простые, а потом и сложные)
  • умении понимать взрослых и детей
  • последовательном изложении мыслей
  • разнообразии и последовательности форм способов мышления.

Основные виды мышления:

  • логическое — с помощью логических связей
  • наглядно-образное (или просто образное) — с помощью зрительного представления
  • творческое — интуитивный способ решения ранее неизвестных задач
  • наглядно-действенное — с помощью практических проб.

Рекомендации по развитию мышления

  1. Занимайтесь творчеством. Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления.
  2. Учите ребёнка рассуждать. Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия.
  3. Занимайтесь математикой. Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить.
  4. Обогащайте словарный запас ребёнка. И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

Что следует делать родителям малыша?

  1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
  2. Реагируйте на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
  3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
  2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
  3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
  4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
  5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка. Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь малыша в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых — ориентир для подражания.

Развитие понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года — не менее 30, начать говорить предложениями — к 2-м годам.

Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

  1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
  2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
  3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
  4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит новые слова. Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

Функция обобщения

Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

 

Развитие восприятия

Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста. Восприятие — это система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств. Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания. Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений.

«Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе».

Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.

Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался.

С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:

  1. «На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.
  2. «Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.
  3. «Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета. Пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.

Смотрите видео о развитии речи и восприятия у малышей

Формы развития познавательной деятельности

Главное условие поддержания познавательного интереса детей — это педагогически грамотный подбор элементов для всестороннего развития ребёнка.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

  1. Сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
  2. Наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
  3. Диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
  4. Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
  5. Занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке.
  6. Экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
  7. Коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
  8. Конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.

Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

Выводы

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

paidagogos.com

Развитие познавательной деятельности - способы

[dropcap type=»1″]Ч[/dropcap]еловечество всегда нуждалось в людях, обладающих уникальными способностями, умеющих эффективно работать и творить что-то новое. На сегодняшний день и наука, и бизнес базируется на высокообразованных профессионалах, способных решать сложные разноплановые задачи. Именно поэтому современная психология и педагогика ставит во главу угла развитие познавательной деятельности. Как утверждают специалисты, гораздо проще обучить человека чему-то новому, если он сам в этом заинтересован.

Безусловно, тяга к знаниям и познанию закладывается в человеке еще с самого раннего детства. И то, как родители относятся к вопросам обучения, в конечном счете, сказывается на развитии ребенка,  как результат, отражаясь на уровне его будущего благополучия и благосостояния. В этой статье мы расскажем Вам о существующих методах развития познавательной активности у детей дошкольного и школьного возрастов. Кроме того, мы приведем наиболее яркие примеры воплощения в жизнь самых эффективных методик, чтобы Вы смогли помочь Вашему малышу развить то, что дано ему природой.

Методы развития познавательной деятельности

Ребенок по своей природе первооткрыватель и исследователь! Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности малыша начинается с его первых вздохом. Он сталкивается с непривычными для него звуками, прикосновениями и светом. Врожденная любознательность и высокие адаптационные способности ребенка позволяют ему крайне быстро учиться, приспосабливаясь к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно кроха адаптируется, и начинается быстрое развитие его познавательных навыков – младенец старается все потрогать, пощупать, укусить… Он пробует вести себя по-разному, внимательно наблюдая за реакцией взрослых, чтобы затем сделать свои собственные выводы и избрать тактику поведения. Конечно, все желания ребенка сперва просты, но с каждым днем он становится все старше, постепенно учится переворачиваться, вставать, сидеть, ползать, ходить и говорить. А как только у малыша «развязывается» язык, наступает время вечных «Почему?», и этот момент нужно не упустить, ведь именно от окружающих ребенка взрослых зависит, насколько любознательным, открытым и общительным он станет.

На сегодняшний день в педагогике и психологии описаны многочисленные методы развития познавательной деятельности у деток дошкольного возраста. Основные методы познания – это эксперимент и опыт. Данные методы исследования действительности являются для ребенка врожденными. Малыш постоянно пробует что-то новое, строит простейшие логические цепочки и приходит к собственным выводам о причинах происходящего, выбирая свой способ решения поставленной задачи. Эксперимент сопровождает детей повсюду: в еде, во сне, в играх, в ежедневных процедурах и ритуалах. Проводя же опыты, ребенок получает тот или иной результат. Он приходит к определенным умозаключениям и учится поступать правильно. От взрослого в таких случаях требуется только уважительно и терпеливо относиться к потребности малыша сделать что-то самостоятельно (завязать шнурки, подмести пол, вытереть посуду, разрисовать картинку не по образцу, построить свой уникальный замок и т.п.), а не пытаться навязать ему свою волю.

Если ребенок задает тот или иной вопрос, лучшим способом стимулировать дальнейшее развитие познавательно-речевой деятельности будет обстоятельно и с интересом ответить на этот вопрос, а не отмахиваться от малыша, отделываясь невнятным или заумным бормотанием. Ребенок должен чувствовать, что вещи, которые его интересуют, для Вас также важны и интересны.

Конечно, специальные занятия по развитию познавательной деятельности у дошкольников проводят их воспитатели. Но любой родитель является лучшим педагогом своему ребенку. Мама и папа могут всегда рассказывать малышу обо всем, что его окружает, красочно, ярко, доступно, так, чтобы крохе хотелось слушать еще и еще. Родители должны задавать вопросы, обсуждать все, что вызывает у ребенка интерес, наблюдать с ним за различными явлениями в природе, обучать работе по дому и т.п. Самое важное – это вызывать у ребенка положительные эмоции, связанные с процессом познания, ведь дети воспринимают мир через эмоции. Если у малыша заложится понимание того, что учиться – это здорово, интересно и полезно, он до самой старости будет крайне любознательным, что, безусловно, облегчит ему жизнь, сделав ее яркой и наполненной смыслом.

Развитие познавательной деятельности школьников

Развитие познавательной деятельности школьников, по сути, строится по тем же принципам, что и для дошкольников. Только в эту концепцию восприятия обучения также встраиваются посылы о том, что учиться – не только здорово, но и крайне важно, чтобы быть успешным, востребованным и разносторонне развитым человеком. В школьном возрасте важно заложить ребенку понимание того, что знания он должен добывать преимущественно самостоятельно. Каждая крупица того, что он сам нашел и понял, стоит дороже тонны того, что ему рассказали и «преподнесли на блюдечке». Активное развитие познавательной деятельности младших школьников способствует тому, что их учебная деятельность становится эффективнее, давая качественные результаты.

Развитие познавательной деятельности учащихся базируется на применении различных методов. Все методы эмоционального стимулирования направлены на то, чтобы ученик ассоциировал учебу с чем-то положительным. Если ребенок воспринимает учебу с энтузиазмом, он становится более внимательным, лучше запоминает информацию, старается ее осмыслить и сделать выводы.

К основным методам эмоционального стимулирования относят:

  • создание успешных ситуаций в учебе — когда ребенок должен справиться с задачами нарастающей сложности. Выполнение первого, наиболее простого задания, мотивирует ребенка продвигаться дальше, выполняя все более и более трудные задачи;
  • дифференцированная помощь в выполнении заданий в виде карточек-консультаций, примеров-аналогов, которые раздают слабоуспевающим школьникам, чтобы помочь им справиться с заданием, после чего предлагают аналогичную задачу, с которой ребенок должен справиться уже своими силами;
  • поощрение и порицание – особое искусство, которое помогает управлять эмоциями учеников. Очень важно и вовремя похвалить, и сдержанно поругать;
  • использование игр, дидактических материалов и других игровых форм организации учебы – этот метод выстроен на том, что ключевой способ познания мира для ребенка – игра. Малыш не должен воспринимать учебу как «обязаловку». Чем чаще он играет, тем лучше!

Помимо положительного настроя на учебу, очень важно стимулировать познавательный интерес у детей. Для этого педагоги используют другие методы:

  • формирования готовности восприятия материала путем выдачи небольшого задания в форме конкурса «Кто напишет больше слов к теме урока», например. В таком случае дети будут внимательно следить за тем, что говорит учитель, чтобы в следующий раз написать больше, чем в прошлый раз и больше, чем все остальные;
  • выстраивание вокруг темы урока приключенческого сюжета и наполнение ее интересным содержанием – фактами, загадками, заданиями и т.п.;
  • создание ситуаций творческого поиска в виде заданий придумать упражнения по теме, составить кроссворд, ребус, загадку, стихотворение и т.п. В такой нестандартной форме дети проявляют свои врожденные способности к творчеству и лучше запоминают материал.

Работают также и методы постановки проблемы, когда ученики готовы учиться, решать задачи и выполнять задания, чтобы разрешить проблему и найти выход.

Очень важно постоянно повышать уровень развития познавательной деятельности. Однако в этом процессе не всегда должен участвовать учитель, воспитатель или родитель. Поощряйте детей общаться между собой, обсуждать интересные им темы, вместе выполнять задания и т.п. Взрослому в таких ситуациях отводится лишь роль наблюдателя для того, чтобы скоординировать работу детей и вовремя помочь, если они зайдут в тупик. Основная задача родителей – любить, уважать и слушать своих детей, поощряя их к самостоятельному изучению мира. Кроме того, очень важно на собственном примере демонстрировать, как здорово учиться!

bambinostory.com

Механизмы познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является важной частью работы с малышами. Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться. Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию.

Таким образом формируется познавательная деятельность дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников непрерывно. Это важнейший этап построения когнитивных функций психики, которые Л.С. Выготский определял как высшие психические функции. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность.

Познавательное развитие

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:

  1. Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
  2. Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
  3. Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.

Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.

В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.

Познавательные процессы и способности

Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.

Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.

Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов. Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром.

Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д. В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его.

Развитие познавательных способностей

Существуют упражнения на развитие каждого вида познавательных способностей. Познавательные способности ребенка изначально носят непроизвольный характер. Малыш не контролирует, на что ему обращать внимание, оно рассеяно. Однако чем старше становится ребенок, тем сильнее развивается произвольность — важнейший аспект психики. Дошкольник может сам выбирать, как распределять внимание или память.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Именно в игре ребенок лучше всего познает окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире.

Игра как инструмент развития

Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».

Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста. Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул. Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.

Эксперимент

Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.

В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем. Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.

Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.

Поисково-исследовательская деятельность

Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.

Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.

Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.

Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

Значение познавательного развития

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.

doshkolnik.net

Развитие познавательной активности детей

Содержание статьи: Современный успешный человек должен не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать ими. Поэтому проблема развития познавательной активности детей достаточно актуальна. Ребенок познает окружающий мир через деятельность. Если он активный, значит он деятельный. Дошкольники от природы стремятся к активной деятельности, а взрослые должны развивать в них это стремление. Разнообразные занятия помогут ребенку быстрее развиваться. Однако следует помнить, что не каждая деятельность развивает. В процессе совершенствования познавательной активности нужно учитывать интересы, потребности, возможности и особенности личного роста детей в определенном возрасте.

Познавательная деятельность дошкольников

Ребенок – это исследователь мира, в котором он живет. Он познает все окружающее через свои ощущения, чувства, переживания, действия. По мнению психологов, деятельность ребенка будет продуктивной, если он много видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях. В дошкольном возрасте зарождается познавательная сфера, которая состоит из следующих компонентов: • Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение). • Информация (опыт, достижения, которые накопило человечество во время познания мира). • Отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира). Все эти компоненты тесно связаны друг с другом. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – это важная задача педагогики. Чтобы создать всесторонне развитую личность, нужно создать подходящие условия для саморазвития. Познавательная деятельность побуждает в дошкольнике любознательность, пытливость, повышает интерес ко всему окружающему. Цели познавательной активности: • Получить новые знания, усвоить их. • Овладеть необходимыми умениями и навыками. • Освоить навык воспроизводить и применять полученные знания. У младших дошкольников возможно сформировать задатки исследователя. Малыши в этом возрасте очень интересуются всем происходящим, каждый день встречают новые предметы, которые они сравнивают, узнают названия, стараются их запомнить. Если родители и педагоги будут постоянно поддерживать интерес детей ко всему новому, то они будут стимулировать их познавательную активность. Для этого достаточно проводить ежедневные ритуалы: подниматься, умываться, одеваться, принимать пищу, выходить на прогулку, играть. При этом взрослый должен рассказывать малышу о назначении предметов и явлений. Так ребенок получает нужные знания с раннего возраста, проявляет любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность дошкольников предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания ее, формирование умения обобщать и т. д.

Принципы развития познавательной активности

Чтобы познавательная активность ребенка развивалась, он должен войти в человеческую культуру через овладение средствами и способами познания окружающего мира. Чтобы у дошкольника было желание развиваться, познавательная деятельность должна базироваться на следующих принципах: • Создание благоприятных условий для саморазвития. • Во время занятий нужно учитывать характер, возраст, а также индивидуальные особенности ребенка. • Создание психологически комфортной обстановки во время познавательной деятельности. • Взаимная активность всех субъектов воспитательного процесса: «ребенок – воспитатель», «родители – ребенок», «воспитатель – родители». • Формирование деятельности, которая обучает дошкольника ставить цели и реализовать их. • Осмысленное отношение к окружающему миру. • Здоровьесберегающий принцип и т. д. На основе этих принципов педагоги определяют подход к воспитательно-образовательной работе. Перед воспитательной работой педагог должен определить уровень развития познавательной активность детей. С помощью полученных результатов он сможет составить схему занятий по основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. Эта работа реализуется через образовательную деятельность, игру, самостоятельную и продуктивную деятельность.

Организация образовательной деятельности

Развитие познавательной активности детей в обучении состоит из 4 частей: • Актуализация имеющихся знаний ребенка. Обращение к имеющемуся опыту дошкольника помогает ему быстрее усваивать новые знания. • Получение знаний через вопросы. Воспитатель задает вопросы, заранее зная, что ребенок на них не ответит. Вопросы могут быть представлены как план, по которому дошкольники получают новую информацию. • Усвоение нового материала через познавательный рассказ, экспериментальную деятельность, комбинации рассказа педагога и экспериментов. • Подведение итогов. Ребенку предлагается рассказать, что нового он узнал во время занятий. Воспитатель должен подчеркнуть, что людям известны и другие сведения по предложенному материалу. Также он должен объяснить, что найти дополнительную информацию можно в книгах, телевизионных передачах, а также у родителей. Необходимо создать условия для самостоятельной поисковой деятельности. На следующих занятиях дети должны поделиться новой информацией с другими. Важно правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность. Обычно ее проводят во второй половине дня или на прогулках. Самостоятельная работа позволяет расширить представления ребенка о мире, а также овладеть новыми методами получения знаний.

Средства и методы развития познавательной активности

Психологи выделяют такие средства развития познавательной активности ребенка: • Эксперименты. «Мини-лаборатория», которую нужно постепенно пополнять новыми материалами для различных экспериментов. Такая деятельность поддерживает интерес дошколят, позволяет им опять провести опыт и убедиться в своих представлениях. • Дидактические игры. Например, блоки Деньеша, палочки Кюизенера, Геоконт и т. д. Познавательная активность развивается с помощью таблиц, схем, развивающих настольных игр. • Наглядно-графические материалы. Глобус и физическая карта являются отображением целостного «пространства мира», которые хорошо знакомы современным дошкольникам. Во время путешествия ребенок сравнивает растительный и животный мир разных уголков Земли, узнает, как там живут люди, чем они занимаются. • Настенные часы, календарь помогают познакомиться с понятием времени, сформировать чувство времени. • Микроскоп, лупа и другие материалы применяются во время экспериментальной деятельности. Все эти предметы и пособия должны находиться в свободном доступе у ребенка, чтобы он мог в любое время поработать с ними. Результаты познавательной деятельности зависят от правильного выбора метода обучения. Как правило, во время воспитательной работы дети ходят на экскурсии, рассматривают картины, беседуют, читают художественную литературу, используют фольклор и т. д. Особое место занимают дидактические игры для развития познавательной активности детей. С их помощью ребенок с легкостью усваивает новую информацию. Кроме того, во время занятий применяют следующие методы совершенствования познавательной активности: • Объяснительно-иллюстрированный помогает усвоить новый программный материал информационного характера. • Репродуктивный помогает обрабатывать практические умения и получить навык при действии по образцу. • Проблемное изложение помогает решить игровые проблемные ситуации. • Частично-поисковый позволяет детям решить поставленную задачу во время поисковой работы. • Исследовательский применяется, когда дошкольники самостоятельно выполняют работу по усвоению новых знаний. Во время воспитательной работы рекомендуется использовать следующие приемы развития познавательной активности ребенка: • Простой анализ. • Сравнение предметов и явлений по отличиям и сходству. • Задания на классификацию. • Моделирование пространства. • Вопросы проблемного характера. • Приучение к самостоятельно работе и нахождению ответов на вопросы. • Проведение экспериментов. • Решение простых логических задач. • Исправление намеренно допущенных ошибок в высказывании педагога ребенком. Привлечь и удержать внимание учащихся поможет голосовая модуляция (громкость голоса, интонация), а также изменение темпа речи, паузы. Так ребенок лучше воспринимает информацию. Дети должны переживать всю «палитру» интеллектуальных эмоций. Для этого используют игры, которые повышают качество усвоения новых знаний. Сюрпризный момент настроит детей на познание, обострит их желание разгадать загадку. Элемент новизны изменяют форму организации занятий с детьми и места их проведения, например, экскурсия, поход, выставка и т. д. Юмор повышает эмоциональность обучения, делая занятия более интересными и запоминающимися. Во время занятий и самостоятельной работы нужно хвалить, словесно поощрять дошкольника за находчивость и сообразительность. Взрослые должны искренне радоваться достижениям детей. Тогда они поверят в свои силы и будут стремиться к знаниям независимо от похвал. Только при таких условиях ускориться познавательная активность дошкольников.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное