Развитие мальчика до года по месяцам


Развитие ребенка по месяцам до года мальчику

С появлением малыша у новоиспечённых родителей возникает много вопросов относительно того, как происходит развитие ребенка по месяцам до года, мальчика и девочки. Какие навыки приобретает маленький человечек с течением времени? Что должен уметь кроха в том или ином возрасте?

Примерные нормы развития ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка по месяцам до года девочки и мальчика не отличаются. При этом будет несколько различаться лишь набираемый вес и рост.

С самого рождения малыш различает звуки, причём уже сейчас новорожденный может отреагировать на них собственным плачем. В это время дети почти всегда спят. Во время бодрствования карапузы обычно сосут грудь. У младенцев очень сильно выражены рефлексы, например, если легонько прикоснуться к их губам, новорожденные начнут искать грудь и совершать сосательные движения. Если вложить палец в ручонку крохи, он сильно сожмёт его – это проявление хватательного рефлекса. Подошвенный рефлекс проявится, если провести пальцем по стопам, в ответ тут же сожмутся пальчики ног.

В течение первых 30 дней жизни карапузы учатся фокусировать взгляд на предметах. Особенно нравится им мамино лицо. К концу месяца ребёночек может одарить вас первой улыбкой и даже попытается удерживать голову на 1-2 секунды, если положить его на животик. К концу первого месяца дети набирают в среднем от 500 г до 1 кг веса и вырастают в длину примерно на 2-3 см.

Второй месяц жизни крохи характеризуется некоторыми изменениями в поведении. Малыш уже более осмысленно рассматривает предметы, его взгляд фокусируется на них, и ребёнок может следить глазами за вашими движениями. Кроме того, малыш поворачивает голову, когда слышит какой-то звук, он пытается найти его источник. Карапуз всё чаще улыбается, особенно оживляясь, когда с ним ласково разговаривают. В ответ на внимание может проявлять свои чувства, активно двигая ножками или ручками.

Находясь в положении на животе, ребёночек приподнимает головку и держит её несколько секунд. Хотя мышцы шеи уже немного окрепли, всё же следует придерживать голову сына или дочки, когда вы берёте их на руки. Большинство детишек уже с лёгкостью совершают переворот с бока на спинку, заинтересованно рассматривают свои пальчики и изучают их с помощью губ и языка. К концу второго месяца чадо может улюлюкать в ответ на ваши нежные слова. Сон ребёнка становится более упорядоченным – он спит три раза в день и ночью.

Трёхмесячный младенец уже узнаёт лица родных, оживляется, когда они попадают в его поле зрения. Если же к нему никто не подходит, проявляет недовольство своим криком и хныканьем. Повесив над кроваткой игрушки, родители могут наблюдать, как сын или дочка стараются ухватить их ручками. Если же дать в ручки погремушку, он внимательно изучит её визуально и попробует на вкус. Важный этап развития на этом возрастном периоде – дети уже уверенно держат голову, вертят ею, рассматривая всё вокруг. Некоторые девочки и мальчики приподнимаются на локотках. Становятся сильнее и мышцы ног – если придержать кроху подмышки, маленькие ножки рефлекторно упрутся в твёрдую поверхность. У некоторых деток в этом возрасте полностью раскрываются кулачки.

Четырёхмесячный карапуз уже не довольствуется простым лежанием в кроватке, ему нравится двигаться. Уже сейчас многие детишки учатся переворачиваться с животика на спинку и обратно. Теперь кроху нельзя оставлять без присмотра, он легко может скатиться с кровати. Четырёхмесячные младенцы открывают для себя новый объект для исследований – собственные ножки. Они пинают висящие над кроваткой игрушки, берут руками пальцы ног и даже кладут их в рот!

Теперь кроха способен различать голоса родных людей. Его реакция на привычные и незнакомые вещи различна. Малыш уже отдаёт предпочтение каким-то игрушкам, тогда как другие не вызывают у него интерес. Уже сейчас младенец понимает, когда его называют по имени, и иногда реагирует на него, поворачивая головку. В этот период детишки уже произносят некоторые звуки, напоминающие слоги.

Чадо становится всё более подвижным, ему уже не интересно лежать без дела. Он постоянно пытается приподниматься, встаёт на предплечья и даже на ладони, лёжа на животике. Пятимесячные дети могут вставать на колени и раскачиваться взад-вперёд, что вызывает умиление близких. В этот период некоторые малыши уже пытаются сидеть, опираясь на подушку. Они берут то одну игрушку, то другую, пробуя все на вкус, а затем с силой бросают их. Малышам нравится, что падающие предметы издают грохот, их это забавляет.

В этом возрасте кроху интересует всё вокруг, он пытается достать ручками все неизученные ранее предметы, с любопытством рассматривает яркие изображения. Малыш легко распознаёт голоса и отличает незнакомцев от родных по лицам. Кроме того, некоторые мальчики и девочки проявляют настороженность по отношению к людям, которых видят впервые. Дети активно играют с маминой грудью или бутылочкой. В этом возрасте может прорезаться первый зубик. Сейчас меняется режим сна – мальчики и девочки перестраиваются на двухразовый дневной сон.

Когда карапузу исполняется полгода, можно заметить, что он стал более эмоциональным – весёлый звонкий смех часто сменяется плачем, настроение нестабильное. Просто мальчиков и девочек переполняют эмоции, а что с ними делать, детишки не знают. Теперь малыши умеют складывать предметы в коробку и снова вынимать их.

Им нравится наблюдать за цепочкой «причина-следствие». Развитие мальчика и девочки доходит до того, что они бросают предмет на пол и провожают взглядом, чтобы посмотреть, куда полетит или закатится игрушка. Детишки в это время настолько активны и подвижны, что запросто перемещаются по кровати, причём некоторые делают это ползком на животе, другие с помощью переворотов. Шестимесячные мальчики и девочки сидят более уверенно. Самые активные малыши приподнимаются на ножки, держась за бортик кроватки. Они любят повторять звуки, в речи проскальзывают многие слоги – па, ба, ма, гу, та, да.

Кроха понимает, о каком предмете вы говорите, реагирует на своё имя, может показать то, что вы просите, например, нос, глазки, какую-то игрушку. В полгода обычно вводят прикорм, а у чада вырабатываются собственные вкусовые пристрастия, — если ему не понравилась пища, он откажется кушать.

Семимесячные мальчики и девочки учатся ползать, причём, если не получается двигаться вперёд, они ползут назад. Карапузы уверенно стоят и даже переступают ногами, когда держатся за опору. Семимесячные малыши осваивают и более сложный переворот – с живота на спину, если им это не удалось сделать раньше, а сидеть получается всё дольше. Если в руки крохи попадает маленький предмет, мальчик или девочка с интересом перебирает его пальчиками. Большие игрушки семимесячные дети удерживают обеими руками. Сейчас крохе интересны жестовые игры, особенно увлекает игра в ладушки.

Развитие девочки и мальчика таково, что они уже могут неуверенно пить из чашки и есть из ложечки. Крохе нравится вкладывать небольшие предметы в крупные, листать плотные страницы книги с яркими изображениями. В этом возрасте дети начинают испытывать болезненную привязанность к маме, боятся с ней расставаться. Чадо умеет произносить имитирующие звуки «би-би», «ав-ав», «бе-бе». Кроха понимает запрещающий тон мамы, равно как и распознаёт похвалу и одобрение с её стороны.

Начинается тот самый период, кода родители могут впервые услышать от сына или дочки слова мама и папа. Способность передвигаться ползком открывает перед малышом новые возможности – теперь совсем несложно оказаться где угодно и взять любой интересующий предмет. Кроха уверенно встаёт, придерживаясь за опору, пританцовывает, если слышит музыку, умиляется своему отражению в зеркале, стучит по нему ладошками и целуется.

Страх при расставании с мамой ещё больше обостряется, а чужих карапуз сторонится. Мальчики и девочки в данном возрастном периоде с удовольствием грызут печенье или сушки, пробуют жевать пищу, содержащую небольшие фрагменты (обычно в этом возрасте уже прорезались 3-5 зубов). Однако многие дети упорно продолжают есть только пищу с жидкой консистенцией. Карапузы понимают, о чём их просят. Можно начинать высаживание на горшок.

Теперь чадо не только ходит у опоры, но и подпрыгивает и приседает. Его любопытству нет предела – исследователь засовывает маленькие пальчики во всевозможные отверстия, поэтому стоит быть более внимательными к тому, чем занимается карапуз. Ловкость и силу рук можно натренировать, давая малыш разминать глину. Море удовольствия приносит игра с бумагой. Что касается речи, то младенец чаще имитирует тон голоса, звуки и мимику взрослых. Девятимесячные мальчики и девочки легко показывают почти все части тела на себе или кукле.

В этом возрасте у ребёнка может обостриться чувство собственности, ему не понравится, если кто-то заберёт игрушку или спрячет её. Подросшие малыши готовы повторять снова и снова действие, за которое получили похвалу и одобрение. Некоторые детки уже способны подняться из положения сидя без опоры.

Маленькие карапузы теперь передвигаются по дому очень быстро, используя все возможные способы – на четвереньках, на ногах, придерживаясь за диваны и тумбы. Малыш залезает на кровать или диван, учится сам спускаться. Одно из любимых занятий – заглядывать в шкафы, доставать оттуда предметы обихода и перебирать вещи. Карапузы подражают взрослым в различных действиях – пытаются мести веником, пользоваться пылесосом, играют с кастрюлями и другими предметами быта. Особенный интерес вызывают мелкие игрушки. Теперь карапуз может легче расстаться с мамой, начинает интересоваться другими детьми.

Теперь имеет смысл ежедневно бывать на детской площадке хотя бы четверть часа, чтобы ребёнок наблюдал за играми других деток, попробовал покачаться на качеле, походил с мамой вокруг песочницы. Уже сейчас крошкам интересны песочные принадлежности, и он охотно ими воспользуется, повторяя за малышами. Десятимесячные мальчики и девочки пытаются самостоятельно держать ложку и набирать еду, хотя пока это получается не слишком хорошо. Некоторые детишки в этом возрасте уже готовы перейти на единоразовый дневной сон, который длится примерно с 12 часов дня до 15 часов.

Теперь кроха самостоятельный, разве что первые шаги ему даются с трудом, но переставлять ножки, держась за руки мамы и папы, ему доставляет море удовольствия. В этом возрасте дети начинают говорить и другие слова, кроме «мама», «баба» или «дай». В лексиконе появляются простые слова типа «дядя», «тётя» и даже «что это». Порой не сразу удаётся их разобрать, но всё же малыш потихоньку учится говорить.

Карапузы зачастую имитируют взрослые беседы, лепеча что-то на своём языке. Мальчики и девочки умеют посылать воздушные поцелуи и обниматься. Любимые игры – мяч, кубики, по-прежнему мелкие игрушки. Дети в этот период интересуются, как всё устроено, например, заглядывают в телефон, чтобы понять, де же там уместилась бабушка. Оттачивается мастерство самостоятельно есть ложкой и пить из чашечки, ребёнок лучше жуёт пищу с мелкими фрагментами. Кроха уже может висеть на перекладине, удерживая свой вес почти в течение минуты, а также залезать на 2-3 перекладины по шведской стенке!

В годик чадо уже произносит около 15 слов, самостоятельно ходит, сам складывает игрушки, ест ложкой и пьёт из чашки, хорошо жуёт, понимает, о чём говорят взрослые. В ответ кивает утвердительно или отрицает, просит то, что ему нужно, может самостоятельно поиграть несколько минут. Кроха умеет проявлять любовь и нежность. В этом возрасте дети интересуются техникой – пультами, мобильными телефонами, планшетами. Любят, когда им читают сказки. Карапуз способен сам построить невысокую пирамиду из кубиков, скатывать колбаски из пластилина. Особый интерес вызывают игрушки-каталки.

Мамам и папам важно понимать, что все дети индивидуальны и вышеприведённые нормы развития не являются догмой. Не стоит бить тревогу, если первый зуб появится не в 5 месяцев, а в 10. То же самое касается развития речи и других показателей. Развитие до года, приведенное тут среднестатистическое.

Ольга Самойлова, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Похожие новости

Комментарии (0)

Развитие ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

  • Движения хаотичны. Ребенок может часто вздрагивать от неожиданных громких звуков.
  • Спит 18-20 часов в сутки.
  • Какое-то время удерживает взгляд на предмете, находящимся в поле зрения.
  • Смотрит на человека который находится над ним.
  • Реагирует на звуки: колокольчика, погремушки, звонка. В эти моменты он может вздрагивать, прислушиваться или плакать.
  • В положении “на животе”, пытается поднять голову.
  • Ребенок узнает маму по запаху и голосу.

В первый месяц ребенок должен спать от 18 до 20 часов в сутки, бодрствует мало, и это совершенно нормально. Для этого возраста характерно частое мочеиспускание до 7-9 раз в сутки и частый стул, практически после каждого кормления. Движения малыша не координированы. Узнать больше о ребенке в 1 месяц

  • Издает звуки, например “Аааа”, “Ауу”, “Агг”, “Агу”.
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

Уже на втором месяце жизни ребенок пытается несколько секунд более уверенно держать голову, координировать движения глаз. Ребенок вслушивается в голоса и пугается при громком звуке. Хватать предметы, предлагаемые взрослыми, малышу еще достаточно сложно, но попытки присутствуют. Следит за движением предметов по горизонтали. Малыш уже выражает все чувства: радость, испуг, спокойствие, боль и другие. Узнать больше о ребенке в 2 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения “на животе” и “столбик” и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения “стоя” и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

К третьему месяцу ребенок становится все более активным. заметно больше времени бодрствует. Самыми главными достижениями ребенка в плане физического развития: отталкивание от опоры, стоя, при поддерживании малыша за подмышки перебирает ножками. Многие дети в этом возрасте наслаждаются водными процедурами. Не хотят вылезать из воды. Малыши уже отличают людей своего ближнего окружения от чужих. Узнать больше о ребенке в 3 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

В возрасте четырех месяцев дети начинают переворачиваться со спины на живот, и обратно. Поэтому оставлять малыша без присмотра становится опасно. А в кроватке лежать малышу скучно, он начинает капризничать, если мамы нет даже 3-4 минуты. Хватаясь за руки взрослого, подтягивается, пытаясь сесть. Ребенок более уверенно следит за игрушками. Активно развиваются речевые навыки. Дети этого возраста лепечут, агукают, произносят неосознанные слоги. Ребенка в этом возрасте интересуют предметы мебели, картины, игрушки. Узнать больше о ребенке в 4 месяца

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

В возрасте пяти месяцев ребенок уже лучше управляется с игрушкой и часто тянет ее в рот. Как правило к 5-ти месяцам у ребенка начинают чесаться десна и вырастают первые зубки. Количество общего дневного сна уменьшается. Узнать больше о ребенке в 5 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

Шестой месяц жизни ребенка очень важен. Малыш пытается сесть и к семи месяцам этот навык уже сформирован у большинства детей. Пытаться посадить ребенка не стоит. Малыш должен сесть сам. Что это значит? Обычно ребенок переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки, вытягивает ножку, отталкивается и садится на попу. Вот! Ребенок сел. И это главное достижение детей этого возраста. Сидеть подолгу еще малыш не может, но 10-15 минут игры в таком положении увлекают любого кроху. Узнать больше о ребенке в 6 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально. Некоторые дети садятся на седьмом месяце и это не должно вас расстраивать. Малыш развивается только по своему графику и процесс этот условен. В 7 месяцев у многих деток появляются зубы, обычно первым появляются нижние передние зубки. В возрасте семи месяцев ребенок встает на ножки, держась за рейки кроватки, подтягивается. Несколько секунд стоит без опоры. Многие малышы любят в этом возрасте ходить, держась за руки взрослого, пытаются ползать. Узнать больше о ребенке в 7 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

Моторика рук уже хорошо развита. В возрасте восьми месяцев ребенок начинает издавать новые звуки и слоги. Возможно у него уже выросло 4 зуба. В это время ребенку можно вводить мясной прикорм. Узнать больше о ребенке в 8 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже. Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о ребенке в 9 месяцев

10 месяцев

10 месяцев

  • Легко поднимается возле опоры и какое-то время стоит самостоятельно.
  • Двигается под музыку: приседает, притоптывает держась за опору, махает ручками, издает звуки в такт музыке.
  • Улавливает жесты и мимику взрослых, и воспроизводит сам.
  • Любит переносить предметы с места на место.
  • Любит вытаскивать предметы из ящиков.
  • Более ярко проявляются вкусовые пристрастия.

Ребенок понимает смысл многих слов. Он пытается самостоятельно ходить, придерживаясь за опоры. Вообще малыш становится все более самостоятельным. Многие практикуют высаживания на горшок. Узнать больше о ребенке в 10 месяцев

11 месяцев

11 месяцев

  • Делает первые шаги без опоры.
  • Понимает строгую речь и слово “нельзя”.
  • Махает рукой на прощание.
  • В словарном запасе появляются новые слова. Например: “дай”, “нет”, “да”, “ка-ка”
  • Уверенно держит кружку и ложку.
  • Много разговаривает на своем языке.

Многие дети в этом возрасте делают первые самостоятельные шаги, без опоры. Ребенок уже спокойно жует более твердую пищу, пьет из кружки, играет подолгу один. Узнать больше о ребенке в 11 месяцев

12 месяцев

12 месяцев

  • Без опоры встает и ходит.
  • Знает как использовать домашние предметы, такие как: телефон, выключатель.
  • Собирает пирамидку.
  • Лучше управляется ложкой в процессе еды.
  • Играет в прятки.
  • Ищет предмет, который спрятали.
  • Начинает проявлять самостоятельность.
  • Словарный запас растет.

К году ребенок уже без труда передвигается по дому на ногах самостоятельно. И даже бегает. Малыш зовет маму и папу, бабушку, выражает мысли словами, тем самым донося о том, что ему необходимо в данный момент. Говорит простенькие слова «дай», «на», «нет», «буду». Узнать больше о ребенке в 12 месяцев

Как развивается малыш по месяцам до года — основные этапы

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Антропометрическая таблица развития ребенка — показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Я не сплю, я не сплю — сплю — плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе больше обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Рекомендуем к прочтению:

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать. необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.

Ага — это уже интересно

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

Могу пить сам — но не буду

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

Забавная телега — пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

Так — что-то новенькое

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

Хватит занятий — давайте праздновать

Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

Подробное видео по каждому месяцу до года

Источники: http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/20014-razvitie-rebenka-po-mesyacam-do-goda-malchika-i-devochki.html, http://novorozhdennyj.ru/razvitie_detei_pervogo_goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyacam/, http://rearchildren.ru/doshkolnik/do-goda/vospitanie-po-mesjacam/

vospitanye.ru

Развитие ребенка до года по месяцам. Этапы, скачки, нормы у мальчика, девочки, моторное, психологическое, эмоциональное, раннее

Развитие ребенка до года протекает индивидуально, но согласно общим закономерностям. Стандартные показатели нормы становления навыков по месяцам помогают выявить возможные отклонения и своевременно предотвратить запоздания в развитии.

Календарь развития

Развитие ребенка помогает отследить специальный календарь по месяцам. С его помощью можно понять насколько гармонично растет малыш. Календарь нужен для отслеживания роста, веса, моторных навыков и эмоционального развития.

Месяц первый

Развитие ребенка до года отслеживается на регулярных приемах у педиатра по месяцам. Первый месяц – это переходный период, адаптация младенца к жизни вне утробы.

Ребенок учится:

  • находиться в воздушной среде вместо водной;
  • получать питание самостоятельно с помощью сосания;
  • регулировать теплообмен;
  • контактировать с мамой.

В первый месяц режим сна и бодрствования не установлен – у младенца еще не произошла закладка циркадных ритмов. Он может путать день и ночь. Поверхностная фаза сна преобладает над глубокой фазой, поэтому ребенка легко разбудить.

Питается младенец примерно каждые 2 ч, так как усвоение грудного молока происходит быстро. ВОЗ рекомендует придерживаться грудного вскармливания по требованию. Если это невозможно – следует подобрать качественную молочную смесь.

Новорожденный нуждается в частых кормлениях и просыпается ночью от 2 до 6 раз. Среднее время бодрствования днем между снами составляет 40-60 минут.

За месяц со дня рождения внешность ребенка меняется. Проходит физиологическая желтуха новорожденных, акне, сходят отеки, кожа приобретает естественный цвет.

Период часто сопровождается младенческими коликами. Этот недуг связан с незрелостью ЖКТ, начинает проявляться примерно в 3 недели с момента рождения, проходит самостоятельно. Помочь ребенку можно с помощью специального массажа живота – поглаживаниями по часовой стрелке. Также помогает согревание – ношение ребенка на руках «живот к животу».

Основные признаки нормального физического развития младенца к концу первого месяца:

  • может удерживать головку 2-3 секунды в положении лежа на животе;
  • конечности находятся в тонусе, прижаты к туловищу;
  • движения хаотичные;
  • начинает интересоваться контрастными картинками и игрушками;
  • выделяет маму среди других взрослых;
  • может начать повторять мимику взрослых, улыбаться;
  • появляется гуление.

Физическое развитие в этот период осуществляется медленно. Единственное упражнение для ребенка – это выкладывание на живот. Манипуляция поможет укрепить мышцы шеи для поддержания головы и является хорошей профилактикой газообразования.

Благополучное психоэмоциональное развитие тесно связано с поведением мамы по отношению к ребенку. Первые три месяца после рождения называют еще «четвертым триместром беременности» или периодом «донашивания». Это связано с тем, что ребенок нуждается в телесном контакте с матерью.

Второй месяц

Развитие ребенка до года по месяцам должно находиться под пристальным вниманием мамы и ближайшего окружения, так как в этот период младенец растет быстрее, чем в какой-либо другой период жизни.

Второй месяц считается завершающим этапом адаптации младенца к жизни вне утробы. Периоды бодрствования удлиняются, а ночной сон может составлять 10-12 ч с обязательными пробуждениями на кормление. Время бодрствования между дневными снами – от 1 ч 15 мин до 1 ч 20 мин. Если пропустить оптимальное время засыпания, то ребенок может бодрствовать дольше, но уложить на сон его будет сложнее.

Ребенок уже адаптировался к новому способу получения пищи. У детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, может наблюдаться задержка стула вплоть до недели. Это состояние считается нормальным, если ребенок не проявляет беспокойства, и связано с тем, что грудное молоко усваивается практически полностью.

В 2 месяца ребенок:

  • удерживает голову до 20 секунд;
  • следит взглядом за игрушкой;
  • тонус конечностей постепенно уходит, первыми расслабляются руки;
  • при виде мамы и других знакомых взрослых включает «комплекс оживления»;
  • уверенно гулит;
  • рассматривает свои руки;
  • исчезает хватательный рефлекс и рефлекс ходьбы;
  • поворачивается, услышав речь;
  • выделяет голос матери от всех остальных;
  • удерживает в руках легкую игрушку.

В возрасте 2 месяца помимо выкладывания на живот прибавляется первый комплекс массажа и гимнастики. Помимо развития моторных навыков, массаж и гимнастика способствуют общему закаливанию, что благотворно влияет на иммунитет ребенка.

Третий месяц жизни ребенка

У большинства детей в 3 месяца устанавливается примерный режим сна и бодрствования. Важно его не нарушать и не допускать переутомления. Хороший сон так же полезен для развития, как и пища, и занятия с мамой.

Оптимальное время бодрствования составляет от 1 ч 20 мин до 1 ч 35 мин. При проявлениях признаков усталости лучше начать укладывание, так как перевозбуждение ребенка препятствует хорошему сну.

Основная пища ребенка – это грудное молоко или смесь, вводить прикорм пока не рекомендуется.

Вместе с едой нужно обеспечить поступление достаточного количества витамина, которого не хватает в грудном молоке. Для профилактики рахита, педиатр выписывает витамин Д в каплях (ежедневно по 500 МЕ). При искусственном вскармливании добавка рекомендована только в том случае, если адаптированная смесь содержит менее 400 МЕ.

Основные навыки ребенка в 3 месяца:

  • держит голову;
  • может опираться на предплечья в положении лежа на животе;
  • удерживает взгляд на неподвижных предметах;
  • сосет свои кулачки и игрушки в руках;
  • помимо улыбки может появиться смех;
  • появляются новые звуки в речи;
  • различает близких взрослых;
  • появляются первые попытки переворотов со спины на живот, может научиться поворачиваться на бок.

В 3 месяца внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Первые занятия – это пальчиковые игры-потешки или массаж ладоней и пальцев. Для раскрытия кулачков рекомендуется бить рукой по разным поверхностям, например, по кровати, пеленальному столу или фитболу. Помимо этого можно давать ребенку трогать различные на ощупь предметы: ткань, бумагу, силиконовые прорезыватели.

Месяц четвертый

Развитие ребенка до года по месяцам осуществляется стремительно, но уже к 4 месяцу постепенно замедляется рост и прибавка в весе. Это связано с освоением новых двигательных навыков и общим увеличением подвижности.

Показатели физического развития ребенка до 1 года (рост, вес) по месяцам

В этом возрасте у ребенка меняется структура сна. Он начинает спать циклами по 40 минут. Процесс сопровождается регрессом сна, который проявляется в повышенной возбудимости, коротких дневных снах и частых просыпаниях ночью. Регресс сна заканчивается также внезапно, как и начался, в течение 2-4 недель.

Родителям нужно поддерживать ребенка, не допускать сильного переутомления.  Важно соблюдать время бодрствования, которое в этом возрасте составляет от 1 ч 45 мин до 2 ч. Чтобы помочь ребенку засыпать по режиму, вводятся «сонные ритуалы». Это может быть купание, чтение книги, прощание с игрушками.

Основные навыки ребенка в 4 месяца:

  • осваивает переворот со спины на живот;
  • проявляет интерес к находящимся рядом игрушкам, тянется к ним;
  • сосет кулачки и тянет все в рот (для безопасности нельзя давать поиграть с мелкими предметами);
  • окончательно проходит тонус конечностей (если этого не случилось – нужно обратиться к детскому неврологу);
  • активно гулит, смеется, улыбается;
  • в речи появляются слоги;
  • реагирует на свое имя

Для помощи в становлении речи родителям рекомендуется озвучивать все свои действия, а также поддерживать постоянное общение с ребенком. Если этого не делать, то развитие речи может регрессировать обратно к простому гулению.

В 4 месяца у ребенка повышается двигательная активность, поэтому не рекомендуется оставлять его одного на пеленальном столе или кровати без бортов – это чревато падением. В 4 месяца рекомендуется знакомить ребенка с пространством на полу. Так как поверхность пола твердая, на нее проще опираться. Соответственно, будет проще начать ползать.

Пятый месяц

В этом возрасте происходит закрепление полученных навыков и начальное осваивание ползания. Чтобы поддержать эти попытки, нужно предоставить ребенку больше простора, не ограничивая его пространством манежа или кроватки. Чтобы стимулировать его к ползанию, можно положить рядом любимую игрушку, до которой он не сможет дотянуться рукой.

Оптимальное время бодрствования в 5 месяцев составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин. В это время нужно успеть провести ежедневный массаж и гимнастику, пообщаться и поиграть с ребенком.

Основные навыки в 5 месяцев:

  • постепенное освоение ползания по-пластунски;
  • уверенный поворот на живот;
  • ребенок может долго играть с предметом в руках;
  • проявляет пищевой интерес к продуктам, которые употребляют родители;
  • может вставать на четвереньки;
  • укрепляется речевой аппарат, возникают новые слоги;
  • окончательно учится различать близких людей от чужих.

Для развития речи нужно продолжать делать массаж ладошек и проводить пальчиковые игры. Также полезно знакомство с книгами, имеющими выпуклые детали.

Развитие полугодовалого ребенка

В 6 месяцев большинство детей начинают проявлять стойкий пищевой интерес, что говорит о необходимости ввода прикорма. Нужно помнить, что прикорм не должен замещать молочную пищу. Грудное молоко или смесь остается в рационе как основной источник пищи. Для поддержания пищевого интереса следует брать ребенка с собой за стол.

В этом возрасте оптимально оставить только 2 сна днем. Время бодрствования без переутомления составляет от 2 ч 15 мин до 2 ч 30 мин.

Новое в развитии ребенка:

  • может начать прорезываться первый зуб;
  • обучается ползать, встает на четвереньки, ползет по-пластунски;
  • подражает взрослому;
  • у малыша появляется любимая игрушка;
  • поворачивается на звук своего имени;
  • развивается защитный инстинкт, ребенок опасается чужих людей;
  • в речи появляется больше согласных звуков.

Для нормального развития тазобедренного сустава не нужно сажать ребенка. Оптимально сначала научиться ползать, а затем сидеть. Для развлечения можно использовать музыкальные игрушки и различные коробочки, в которые можно что-либо вложить. Также малышу понравится игра со спрятанной игрушкой.

7 месяцев

К 7 месяцу большинство детей уверенно ползают и могут вставать у опоры на короткий промежуток времени. Не стоит поощрять долгое стояние, так как мышцы еще не готовы к ходьбе. Для развития навыка ползания нужно дать ребенку как можно больше открытого безопасного пространства.

Время бодрствования может удлиниться до 3 ч. Нужно отслеживать признаки усталости и не допускать перевозбуждения.

Ребенок может:

  • ползать на четвереньках;
  • пробует садиться из положения на четвереньках;
  • пробует стоять у опоры;
  • может подолгу удерживать внимание на одной игрушке или книге;
  • пробует еду кусочками;
  • подолгу повторяет отдельные слоги;
  • активно исследует окружающее пространство;
  • изучает столовые приборы, пробует кушать самостоятельно;
  • в прикорм вводится мясной фарш.

В 7 месяцев ребенок начинает проявлять самостоятельность, которую следует поощрять. Без помощи взрослого он может самостоятельно играть некоторое время. Для этого создается безопасная среда дома. Пассивный словарный запас постоянно расширяется. Поэтому нужно показывать и озвучивать ребенку названия игрушек, предметов, явлений.

Для поддержания пищевого интереса следует поощрять тягу ребенка к взрослой пище. Мама может предложить ему кусочек разрешенной пищи из своей тарелки.

8 месяцев

Период сопровождается усиленной привязанностью к матери или другому близкому взрослому. Ребенок может бояться незнакомцев, что характерно для данного возраста. Время бодрствования может доходить до 4 ч, часто возникает регресс сна. Это связано с освоением новых навыков. Ребенок может садиться во сне или пытаться ползти в кровати. Регресс сна проходит через 2-4 недели.

Новые навыки восьмимесячного ребенка:

  • сидит без опоры;
  • умеет ложиться из положения сидя;
  • ищет глазами предмет по названию;
  • уверенно стоит с опорой;
  • делает попытки кушать самостоятельно;
  • развивает «пинцетный захват» (кончиками пальцев);
  • узнает себя в зеркале;
  • показывает на предмет по названию;
  • развивает навык питья из кружки;
  • могут появиться первые простые слова в речи.

В 8 месяцев ребенок знакомится с предметной игрой. Родители должны поддерживать этот навык и показывать, что можно делать с той или иной игрушкой. Ребенку понравятся игры в прятки с помощью пеленки. Малыш понимает простые просьбы. Например, если попросить его дать какой-то предмет.  Развивается самостоятельная игра. С интересной игрушкой может играть до 10 минут.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Пассивный словарный запас девятимесячного ребенка расширяется все больше. Для помощи необходимо продолжать называть и показывать ему новые предметы, поддерживать постоянное общение. Режим дня у большинства детей налаживается. Наступает относительно спокойный период. Время бодрствования остается в пределах 3-4 ч.

Новые навыки девятимесячного ребенка:

  • активное ползание, исследование пространства;
  • активное развитие мелкой моторики;
  • ходит приставным шагом у опоры;
  • повторяет за взрослым несложные действия;
  • уверенно держит в руках предметы;
  • активно демонстрирует свои эмоции;
  • помогает при одевании;
  • может показать игрушку или предмет по названию.

Для правильного гармоничного развития стопы ребенку категорически запрещается носить обувь дома. Помимо этой рекомендации нужно заниматься с ним на ортопедических ковриках, давать возможность наступать на разные поверхности, осваивать перекладины шведской стенки.

В 9 месяцев основная часть прикорма должна быть нарезана кусочками. Начать можно с размятых вилкой овощей. Ребенок может перетирать мягкие кусочки еды с помощью десен. Развивать речь помогут красочные книжки с картинками. Лучше всего подойдут стихи и потешки с повторяющимися словами. Во время чтения нужно показывать на картинки и говорить, как называется тот или иной предмет.

Если ребенок еще не освоил ползание на четвереньках – можно ему помочь. Скрученный валик из полотенца продеть под живот, а концы оставить у себя в руках. Таким образом, нужно помочь ребенку доползти до игрушки, поддерживая его полотенцем.

Десятый месяц жизни ребенка

В этот месяц некоторые дети начинают ходить. Не стоит торопить этот процесс, так как ползание развивает межполушарные связи, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

Режим дня остается неизменным. Но некоторые дети начинают переход с 2 дневных снов на 1. Педиатры рекомендуют сохранять 2 сна до 18 месяцев. Переход на 1 сон нормален только в том случае, если во время бодрствования ребенок весел, спит в день не менее 3 ч и имеет хороший аппетит.

10 месяцев – спокойный на скачки развития период. Помочь ребенку можно в освоении речевых навыков с помощью развивающих игр, с их же помощью нужно развивать мелкую моторику. Простые игры для развития моторики – это игры с крупами под присмотром взрослых. Лучшие игрушки – это обычные деревянные кубики, пирамидка, юла, мяч и сортер.

Новые навыки ребенка в 10 месяцев:

  • ходит с поддержкой за обе руки;
  • знает место нахождения каждой игрушки;
  • понимает практически все, что говорит ему взрослый;
  • копирует поведение взрослых;
  • все больше времени может играть самостоятельно.

В этом возрасте многие дети не набирают вес или показывают совсем маленькую прибавку, что связано с активным времяпрепровождением и сокращением времени сна. При общении с ребенком нужно не забывать хвалить его за достижения и ругать за нарушения запретов. Однако запретов не должно быть более 3, иначе слово «нет» со временем обесценится.

Малыша можно обучить простым действиям. Таким как: махать на прощание, целовать, поднимать ручки при раздевании. Для развития речи нужно постоянно разговаривать с малышом. Желательно делать это односложными предложениями. Также нужно начать учить с малышом части тела, названия игрушек и животных.

Ребенку 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев в основном направлено на освоение ходьбы. В связи с этим может нарушаться сон.

В этом возрасте большинство детей могут:

  • стоять без опоры несколько секунд;
  • ходить с взрослым за руку;
  • приседать за игрушкой;
  • делать самостоятельно несколько шагов;
  • прорезывается от 4 до 6 зубов;
  • прикорм вытесняет молочную пищу, ее доля в рационе составляет 1/3 часть.
  • повторяет за взрослыми слова на свой манер;
  • в словарный запас могут добавляться новые слова из двух слогов.

В 11 месяцев прогрессирует предметная игра. Ребенок повторяет действия за взрослым, включая их в свои развлечения. Для помощи можно показать ему, как играть с той или иной игрушкой, разучить простые игры (например, «коза рогатая»). Ребенок уже может собрать пирамидку с помощью взрослого и построить «башню» из кубиков.

Развитие годовалого ребенка

Освоенные навыки ребенка к концу первого года:

  • ходит самостоятельно или за руку;
  • выполняет простые действия с игрушками;
  • знает несколько простых слов;
  • проявляет черты характера;
  • осваивает столовые приборы, хочет кушать только сам;
  • показывает части тела на кукле или взрослом;
  • имеет сформированные пищевые привычки и пристрастия;
  • может садиться из положения стоя;
  • проявляет интерес к своим сверстникам;
  • танцует под музыку;
  • проявляет самостоятельность.

В психологическом развитии наступает так называемый «кризис одного года», связанный с осознанием собственного «Я». Ребенок хочет познать все вокруг и очень злится, когда родители ему что-либо запрещают. Также, он пытается проверить «границы дозволенного».

В 1 год следует начать прививать привычку чистить зубы 2 раза в день. Пасту нужно выбирать без фтора, адаптированную под возраст. Для чистки зубов достаточно количества размером с рисовое зерно. До 6 лет ребенку чистит зубы родитель. При отсутствии признаков прорезывания – необходимо обратиться к стоматологу.

В ритуалы перед сном можно добавить чтение книг с картинками. Это поможет постепенно успокоить нервную систему для подготовки ко сну. Чтобы укрепить иммунитет и расширять кругозор ребенка, необходимо гулять от 2 ч в день.

Ребенок активно подражает взрослому, поэтому первый год жизни – подходящее время для обучения простым бытовым действиям, например, уборке.

Разница в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки по-разному развиваются как физически, так и социально-психологически. Формирование мозга тоже имеет отличия. Так, новорожденные девочки опережают развитие мальчиков на 3-4 недели.

Различия между младенцами:

  • развитие речи у девочек проходит раньше на 3-4 месяца;
  • мальчики начинают ходить позже на 1-3 месяца;
  • мальчики чаще рождаются с патологиями;
  • масса мозга девочек выше;
  • девочки ориентированы на стабильность, а мальчики – на вариативность;
  • игры мальчиков рассчитаны на дальнее зрение и большое пространство, девочек – на узкое пространство;
  • девочки более чувствительны к тактильным ощущениям, громким звукам, телесному дискомфорту;
  • у мальчиков лучше развито зрительное восприятие, а у девочек – слуховое.

Развитие ребенка по месяцам и его ориентировочные показатели (до года) представлены в таблице:

Ключевые моменты развития ребенка до года

Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально и зависит от протекания беременности, срока рождения, черт характера, комплекции и даже наследственности. Однако формирование основных навыков у детей осуществляется по общей закономерности.

Ключевые моменты развития ребенка представлены в таблице:

МесяцНавыки
11.   Удерживает голову в положении лежа на животе несколько секунд.

2.   Следит взглядом за движением предмета.

21.   Удерживает взгляд на интересном неподвижном предмете.

2.   Начинает гулить.

31.   Осваивает поворота на бок.

2.   Первый смех.

3.   Держит голову.

4.   Пробует перенести опору на предплечья в положении лежа на животе, отрывает плечи от поверхности.

41.   Следит за своими руками.

2.   Пробует освоить переворот со спины на живот.

51.   Переворачивается со спины на живот.

2.   Осваивает ползание по-пластунски.

61.   Становится на четвереньки и раскачивается.

2.   Проявляет пищевой интерес.

7-81.   Осваивает ползание на четвереньках.

2.   Садится из положения на четвереньках.

3.   Сидит без опоры.

4.   Пробует пищу кусочками.

9-101.   Встает у опоры.

2.   Ходит приставным шагом у опоры.

3.   Начинает ходить прямо с поддержкой за 2 руки.

111.   Может самостоятельно стоять.

2.   Садится из положения стоя.

3.   Делает первые 2-3 шага.

121.   Ходит, держа взрослого за 1 руку.

2.   Начинает ходить самостоятельно.

Что делать, если ребенок отстает от норм

Советы родителям при подозрении на отставание в развитии:

  1. Регулярно посещать педиатра для отслеживания динамики роста и веса.
  2. Обратить внимание на качество питания, сна и ухода.
  3. Оценивать показатели психомоторного развития по границам норм.
  4. Обратиться к детскому неврологу, за консультацией при подозрении на сильный мышечный тонус в 3-5 месяцев.
  5. При отставании в развитии речи обратиться к отоларингологу и врачу-дефектологу.
  6. Регулярно заниматься с ребенком массажем и гимнастикой по возрасту, а также дарить ему свое внимание и общение.

До года происходит самый важный этап взросления ребенка: закладка привычек, навыков и формирование картины окружающего мира.

Следует ориентироваться на закономерные стадии развития ребенка по месяцам, регулярно с ним заниматься и ежемесячно наблюдаться у педиатра.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: развитие ребенка до года по месяцам

Календарь физического и психического развития ребенка до года:

kidteam.ru

Развитие мальчиков до года, по месяцам

Развитие мальчиков до года входит в первую стадию (период 0-6 лет) – это возраст, когда ребенок наиболее связан с матерью. В эти годы мальчику передается большая любовь, а также ощущение безопасности.

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть определенные нормы. В основном рассматриваются следующие показатели: статика и моторика, речь и эмоции, сенсорные реакции. Если быть проще, педиатры смотрят на двигательную активность, восприятие ощущений и внешних воздействий, ну а речь и эмоции и так понятно. Далее рассмотрим развитие новорожденного ребенка по месяцам, разберем нормы.

Развитие мальчика по месяцам

1 В первый месяц, чтобы выжить малышу в нашем мире, особо выражаются безусловные рефлексы (особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы). К месяцу угасает хаотичное движение конечностями. Также уменьшается физиологический гипертонус.

Еще к концу первого месяца кроха некоторое время может удерживать головку (при условии, что будет лежать на животике). Он может кратковременно разглядывать и прислушиваться к окружающей обстановке, всматриваться в лицо матери, издавать гласные звуки («е», «и», «а»). Он реагирует на яркий свет и громкий звук.

2 В 2 месяца мальчик умеет поворачивать головку в стороны, гораздо дольше держит ее в вертикальном положении. Уже может сосредотачиваться на предметах, вслушиваться. Начинается речевое гуление, издает более продолжительные звуки. Он может растянуть улыбку и следить за лицом, например, матери, даже когда она двигается.

3 В 3 месяца исчезают безусловные рефлексы, тонус нормализуется, малыш хорошо держит голову. Он тянется за игрушкой, у него появляется реакция, причем активная и сосредоточенная. Мальчик активней реагирует на свет и звук, сам продолжительно гулит, происходит развитие эмоционального общения с матерью. Еще он может улыбаться даже незнакомым людям.

4 В четыре месяца малыш умеет переворачиваться на бок, брать понравившуюся игрушку, да и вообще его движения целенаправленные. Взятую в свои руки игрушку он рассматривает. Близких он узнает, радостно выкликивает, может смеяться при эмоциональном общении. В его речи появляются некоторые согласные.

5 В пятимесячном возрасте мальчик переворачивается на живот со спины, тянется потрогать игрушки и другие предметы в доступном радиусе и при возможности тянет их в рот. Он хорошо различает своих-чужих, произносит ритмично слоговые цепочки. Его радует общение с ему подобными (такими же крохами).

6 В пол годика он берет игрушку и может перекладывать ее из руки в руку, активно переворачивается, пытается садиться. Он активно реагирует на родственников, просится на руки. Умеет соединять слоги, менять тональность звуков.

7 7 месяцев – возраст, когда мальчик сидит с прямой спиной, а, лежа на спине, двигает и играется ногами. Если его поставить на ножки (конечно же, при этом придерживая), то он пружинит ими. Игрушки мы уже достаем даже те, которые дальше радиуса свободного доставания (то есть не просто потянуться, а дотянуться, изменив положение тела). Он требует большего эмоционального общения, включения простейших игр.

8 В 8 месяцев малыш уже ого-го. Может ползать, садиться и ложиться, вставать, брать по игрушке в каждую руку. Он может кивать одобрительно или отрицательно головой, выполнять действия, которым его учили (махать ручкой «пока», игра «ладушки»). Развитие речи такое, что он может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. А так, сам по себе лепечет.

9 В девять месяцев мальчик может повторять действия за кем-либо, самостоятельно играется, специально скидывает предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать (отсюда «ма-ма», «па-па»).

10 В 10 месяцев целенаправленно производит действия (возможно сложит пирамидку, откроет-закроет ящик, положит игрушку туда, где взял). Будьте аккуратны, ведь он умеет поднимать мелкие предметы, так как научился захватывать пальцами, а не всей рукой. Малыш активно ползает, но может и ходить, держась за руку, опираясь о стену. Он может играть с другими детьми, произносить первые слова.

11 11 месяцев – ребенок должен понимать указания «можно» и «нельзя». Он может стоять без поддержки. Может радоваться, когда приходят другие детки, говорить «ляля», махать рукой на прощанье, у него появляются первые друзья.

12 В годик мальчик начинает ходить. Он может заниматься игрой с игрушками подолгу. Словарный запас тоже увеличивается (в основном слова, понятные только родителям). Малыш обожает играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы и ждет похвалы.

По таким нормам развивается среднестатистический ребенок. Причем, мальчик или девочка – до года разницы особой нет.

Спасибо, что пользуетесь кнопочками:

beautifulkids.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное