Психология ребенка в 7 лет


Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиямИНТЕРЕСНО: средний вес и рост ребенка в 7 лет по данным ВОЗ

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет — к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
Кривляние и паясничание — характерные признаки кризисного периода

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.
Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь кризисов детского возраста

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 8 лет часто врет?

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться — хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что делать родителям?

Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего — не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Право на собственные решения

Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельноЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если ребенок в 7 лет не слушается родителей?

Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать — наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.

Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи — например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Базовые рекомендации

При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

  • объясняли;
  • слушали;
  • советовались;
  • исключили насилие;
  • предоставляли личное время;
  • не относились к ребенку как к собственности.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка материться и стоит ли наказывать?В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

Объяснять

Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

Слушать

Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: что делать, если старший ребенок ревнует к младшему?).

Советоваться

Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

Исключить насилие

Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

Предоставлять личное время

Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

Не относиться к ребенку как к собственности

Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: польза и вред компьютера для детей

vseprorebenka.ru

Ребенок 7 лет: психология мальчиков, девочек, воспитание детей 6–8 лет, советы психолога, как воспитывать, ошибки родителей

Седьмой год жизни ребёнка считается кризисным. В этот период дети идут в школу, знакомятся со своими сверстниками и учителями. Они привыкают к новым порядкам, узнают много интересной информации, которая кардинально меняет их взгляды на жизнь. В семь лет ребёнок теряет наивность, становится чуточку взрослым, нередко сопротивляется приказам родителей. У него появляется самооценка, он обращает внимание на свою внешность, старается походить на человека, которого считает авторитетом. Дети начинают задумываться над смыслом своих поступков. У семилетки меняется физиология, мировоззрение, поведение, взаимоотношения с окружающими. Обязанность родителей — помочь своим детям преодолеть этот непростой этап взросления.

Особенности психологии детей в 7 лет

В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.

Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.

В 7 лет дети активны, они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы. Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.

Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение — это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. Малышу хочется быть взрослым, а взросление в его понимании — это протест и отрицание установленных правил.

Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению.  Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.

Какие особенности поведения детей указывают на кризис:

  • не слушается старших;
  • грубит родителям;
  • не играется со своими любимыми игрушками;
  • часто упрямится;
  • кривляется, передразнивает старших;
  • ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).

Главное для взрослых в этот период — запастись выдержкой и терпением. Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие.

Причины изменений в характере и поведении детей 7 лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения — смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина — желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и самоутвердиться. Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Как воспитывать мальчика 7 лет: советы психолога

Начиная с шестилетнего возраста, мальчики постепенно взрослеют. Их интересуют происходящие вокруг события, в каждой ситуации они демонстрируют свою позицию, высказывают личное мнение, вступают в споры со сверстниками или взрослыми и часто настаивают на своём. Если не получают желаемого, ведут себя агрессивно, грубят старшим. Их тяжело приучить к аккуратности, они непослушны и неприлежны.

Родители, сталкиваясь с изменениями в поведении ребёнка, часто не знают, что делать. Следует понять, что семилетка переживает кризис. Пройдёт немного времени, мальчик успокоится, его поведение улучшится. Ребёнок научится действовать самостоятельно, обретёт собственное мнение, сконструирует свой внутренний мир.

Советы по воспитанию мальчиков 7 лет:

  1. Не смейтесь над его ошибками.
  2. Не давайте ему насмешливых прозвищ.
  3. Разговаривайте с сыном, отвечайте на его вопросы.
  4. Больше обнимайте, жмите в руку в случае одобрения или приветствия.
  5. Просите его помощи, вместе мастерите.
  6. Не акцентируйте внимание на неудачах.
  7. Постоянно хвалите сына.
  8. Радуйтесь даже маленьким достижениям.
  9. Не отговаривайте от намерений.
  10. Разрешите самостоятельно выбрать себе хобби.
  11. Проявляйте строгость по отношению к плохим поступкам (желательно, чтобы это делал отец).
  12. Разрешайте ему поплакать в трудной ситуации.
  13. Если мальчик искренне признаётся в своих плохих поступках, не читайте ему нотаций.
  14. Всегда будьте на стороне своего мальчика, защищайте от сверстников, учителей.
  15. Приучайте к чтению, выбирайте книги, в которых главный герой — мужчина.
  16. Не унижайте сына, особенно в присутствии других детей.
  17. Постарайтесь, чтобы мальчики чаще общались с отцом или взрослыми мужчинами, так они научатся поступать по-мужски.

Если родители с пониманием отнесутся к изменениям в поведении семилеток, детям будет проще пережить этот этап взросления. Мальчику нужно время, чтобы разобраться в своих мыслях и ощущениях. Желательно дать ему больше свободы и дарить максимум любви и тепла.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 7-8 лет — рекомендации родителям:

  • не относится к ребёнку как к собственности;
  • не кричать, не принуждать, исключить любое насилие;
  • предоставить семилетке свободу действий и право выбора;
  • советоваться с ним, разговаривать, отвечать на вопросы.

Семилетки часто не слушают своих родителей. Если взрослые хотят добиться послушания, им нужно перестать говорить с ребёнком приказным тоном. Разговаривать с мальчиком нужно на равных. Если он, например, отказывается от занятий в спортивной школе, нужно поинтересоваться его желаниями. Возможно, семилетке хочется ходить на танцы.

Ошибки родителей

Когда у ребёнка кризисный период, родители должны вести себя тактично. Их ошибки и неправильные методы воспитания могут негативно сказаться на психике мальчика. Полученная в детстве психологическая травма может стать причиной развития комплекса неполноценности.

Как нельзя воспитывать мальчика 7 лет:

  • давить на него своим авторитетом;
  • ставить непосильные задачи и цели;
  • разговаривать повелительным тоном;
  • наказывать за плохое поведение;
  • унижать;
  • преуменьшать авторитет учителя или второго родителя.

Воспитывая семилетку, не стоит полностью полагаться на советы бабушек и дедушек. Лучше читать специальную литературу, например, книги по психологии мальчиков 7 лет.

Ребёнок должен сам выбирать себе друзей. Не нужно его отговаривать, говорить, с кем ему дружить. Мальчики всё равно будут общаться с теми сверстниками, кого больше уважают.

Родителям нужно научиться доверять своим детям. Часто взрослые паникуют понапрасну и преувеличивают масштаб проблемы. Нельзя срывать злость на ребёнке. В любой ситуации нужно сохранять самообладание.

Родители иногда пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты. Если папа хотел стать чемпионом по плаванию, но ему это не удалось, он будет из сына делать спортсмена. Если у ребёнка не лежит душа к спорту, такое занятие не принесёт желаемого результата. Мальчик должен сам понять, чем ему заниматься и какому делу посвятить жизнь.

Воспитанием сына в равной степени должны заниматься мать и отец. Нельзя все проблемы, связанные с мальчиком, оставлять на одного из родителей. Маме бывает непросто достучаться до сердца сына. Мальчик быстрее послушает отца. Хотя от матери ему нужно тепло и забота.

Родителям, в каких отношениях они бы не находились, нельзя плохо отзываться друг о друге. Запрещено настраивать ребёнка против матери или отца. Оба родителя очень важны для мальчика. Взрослые должны демонстрировать приемлемую модель поведения. Ведь их ребёнок в будущем будет строить семейные отношения на основании опыта, полученного в детстве.

В воспитании мальчиков обязательно должен принимать участие отец. Матери нужно поступиться этим правом и дать возможность папе и сыну больше времени проводить вместе. Отец обязан интересоваться успехами мальчика в школе, помогать ему решать трудные задачки. Сын должен научиться советоваться с папой, если не знает, как ему поступить.

К семилетке нельзя относиться как к трёхлетнему малышу. С мальчиком 7 лет нужно разговаривать как со взрослым. Папа с сыном могут вместе пойти в лес, на рыбалку, заняться спортом. Главное для отца — стать авторитетом для своего ребёнка. Правильная жизненная позиция родителя убережёт сына от плохого влияния улицы.

Ребёнок 7 лет переживает трудный период взросления. Он только учится жить. Ему нужна забота и любовь близких. Если родители хотят правильно вырастить своего сына, им нужно знать правила воспитания мальчиков. С детства ребёнка нужно приучать к ответственности, труду, дисциплине. Мальчик должен научиться доводить начатое до конца и не пасовать перед трудностями. На взрослых лежит серьёзная ответственность — воспитать мужчину, который сможет самостоятельно добиваться целей и преодолевать любые трудности.

Если родители столкнулись с проблемами в воспитании детей и не могут найти выход из сложной ситуации, им необходимо обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. К тому же, рекомендуем изучить ютуб-канал, где вы найдете множество видео на различные психологические темы.

propanika.ru

Психология ребенка в 7 лет: как воспитать?

Большинство детей семилетнего возраста становятся школьниками и переходят на новый, важный жизненный этап. Новые обязанности, новый коллектив и более жёсткие поведенческие рамки оказывают давление на детскую психику. Всё вокруг начинает динамично и неуклонно изменяться, а вместе с тем, психика ребёнка терпит серьёзные перемены. Он учится вступать в новые социальные взаимоотношения и приспосабливается к новым условиям.

В зависимости от темперамента, ребёнок может не испытать никаких трудностей – быстро найти своё место в школьном коллективе и с интересом принять на себя новые обязанности, а может и наоборот испытывать в этом большие трудности. Некоторые семилетние дети испытывают новый психологический кризис, и этот кризис немногим напоминает кризис трёхлетнего возраста. Ребёнок начинает пересматривать свою жизненную позицию: то, что ранее для него было жизненно важным отодвигается на задний план. Он ставит перед собой новые цели. Стремится развить в себе новые навыки и способности. Ребёнок совершает огромный прыжок в своём психологическом развитии, пытаясь соответствовать новым требованиям.

Если ваш ребёнок достиг семилетнего возраста, то особое внимание стоит уделить следующим вопросам:

Станьте партнёром для своего ребёнка

Как уже было сказано ранее, когда ребёнок становится школьником, у него случается смена приоритетов. Если ранее его вниманием владели игры со сверстниками и игрушки, то теперь он вынужден уделять время своим новым обязательствам. Не всегда ребёнок воспринимает эти перемены с энтузиазмом. Только представьте себе, как всего за несколько месяцев кардинально меняется мир первоклашки. Ещё недавно он получал запреты, под предлогом «ты ещё маленький», а теперь он уже не может уделить внимание любимым играм и должен идти заниматься уроками, под предлогом «ты уже взрослый». У многих детей такое положение вещей вызовет диссонанс, что приведёт к неусидчивости на уроках и плохому поведению дома.

Вы должны стать партнёром для своего ребёнка и помочь ему адаптироваться в новых условиях. Помните, что у него должно быть время для собственных увлечений.

Помогите ему справиться со школьной нагрузкой

Если до школы ваш ребёнок не успел научиться чтению, письму и элементарной арифметике, то нагрузка на него возляжет более ощутимая, чем на сверстников, которые постигли эти навыки. Ваша задача как родителя – помочь ребёнку справиться с этим стрессом. Пробудите в нем искреннюю заинтересованность к учёбе. К примеру, если ваш ребёнок слаб в чтении, то вы должны рассказать ему, какие замечательные возможности открывает чтение книг. Сколько всего интересного можно из них узнать. Попробуйте, так называемое «партнерское чтение»: возьмите книгу с интересной и увлекательной историей и читайте с ребёнком по очереди. Одну страницу ваш ребёнок, следующие три – вы.

Ребёнку будет очень интересно узнать продолжение сказки, и он с большим энтузиазмом примется читать самостоятельно. Такую же заинтересованность можно пробудить и к другим предметам. К примеру, играйте с ним в математические игры с бытовым уклоном: Попросите его набрать по 2 яблока на каждого члена семьи в магазине, посчитайте с ним, сколько синих машин проехало мимо вас, сколько красных. Чем быстрее ваш ребёнок поймёт, что-то, чему его учат в школе, будет очень полезным умением в жизни, тем быстрее он адаптируется к школьной нагрузке.

Научите ребёнка концентрироваться

Большинство родителей первоклашек столкнулись с этой проблемой на начальном этапе обучения – неусидчивость. Ребёнок не может сконцентрироваться на том, что пытается донести до него учитель, не может монотонно выполнять одно и то же действие. Психологами было установлено, что ребёнок семи лет не способен сконцентрировать свое внимание на чем-то дольше, чем на 25 минут. Вы непременно должны учитывать этот показатель, занимаясь с ребёнком дома. Крайне полезными будут упражнения на развитие концентрации внимания.

К примеру, положите перед ребёнком десять предметов, попросите его внимательно их рассмотреть, а потом попросите отвернуться и назвать эти предметы. Так же можете попросить ребёнка в подробностях рассказать вам о минувшем дне. Незаменимым инструментом для развития внимательности и сосредоточенности является рукоделие или спортивные игры. Обязательно поощряйте подобные занятия ребёнка, если он желает из выполнять в свободное от учёбы время.

Научите его прилежному поведению

Что мы понимает под «хорошим поведением» ребёнка? Для преподавателя это в первую очередь послушание. Ребёнок должен слушать то, что ему говорят и беспрекословно выполнять просьбы учителя. Но не все дети готовы к таким рамкам. Чаще всего, так проявляется энергичный характер ребёнка, его индивидуальность, а иногда это издержки родительского «свободного воспитания». Как бы то ни было – школа ставит своих учеников в определённые рамки, и детям не остаётся ничего другого, кроме как неукоснительно им следовать. Если преподаватель вашего чада постоянно жалуется, что ребёнок не может усидеть на месте, попробуйте найти компромисс и попросите его делать небольшие перерывы во время занятия и постепенно сокращать их, пока ребёнок не привыкнет к новой обстановке.

psychologyc.ru

Детская психология детей 7-8 лет для родителей

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Основные показатели физического развития детей

Название

показателя

7 лет8 лет
Рост121,2 см126,9 см
Масса тела22,9 кг25,5 кг
Окружность головы52 см58 см
Окружность грудной клетки52 см59 см
Частота дыхания20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений85–100 ударов в минуту
Артериальное давление90/60
Объем мышечной массы25% веса тела
Вес сердца92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:

  1. Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому.
  2. Увеличение длины конечностей в 2 раза.
  3. Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой.
  4. Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. Полезными будут занятия кроссом, упражнения с подпрыгиваниями, катание на роликах.
  5. Способность мгновенно сориентироваться и перестроиться, выполняя упражнения.
  6. Недостаточная крепость мелких мышц рук, ведущая к жалобам на боли и усталость при письме.
  7. Смена брюшного дыхания на грудное, укрепление диафрагмы.
  8. Завершение формирования структуры лёгких. 
  9. Перестройка работы иммунной системы, перераспределение нагрузок с вилочковой железы на лимфоузлы, селезёнку, миндалины, костный мозг.
  10. Смена передних молочных зубов на коренные.
  11. Недостаточное развитие нервного регулирования движения, что ведёт к сложностям в точности движений и скорости их выполнения.
  12. Зрение как основной контролёр процессов писания и рисования. Главная особенность – фиксация внимания на всём процессе, а не только на листе бумаги. Заметна чрезмерная напряжённость, вызванная старанием.

У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

Рекомендации по развитию:

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

Рекомендации по развитию:

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

Рекомендации по развитию:

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:

  1. Перестройка восприятия своего места в отношениях.
  2. Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
  3. Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
  4. Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
  5. Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата. 
  6. Утрата детской наивности и открытости.
  7. Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.

Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушенияПричиныПризнакиМетоды борьбы
Физическая агрессияСтрах

Обида

Неумение правильно выражать эмоции

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессияЖелание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

ВспыльчивостьЗакатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощностьПереключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

ПассивностьОщущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

ГиперактивностьМикроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

pups.su


Смотрите также

Рубрика:  Разное