Почему не разговаривает ребенок


Почему ребенок не разговаривает?

Как и все родители, вы начинаете переживать, если ваш ребенок не говорит «мама», «папа», «ба», «деда» и другие простые слова к определенному возрасту. Согласно общепринятым нормам показателей психического развития детей первого года жизни, они должны:

  • В 2 месяца начать гулить;
  • В 3 месяца обладать певучим гулением;
  • В 4 месяца длительно гулить и смеяться;
  • В 5 месяцев похныкивать и уже произносить некоторые звуки;
  • В 7 месяцев кроха длительно лепечет, и произносит отчетливо слоги;
  • В 11 месяцев в лексиконе малыша впервые появляется слово «мама», «дай», «на», «папа» и другие простые слова;
  • В 12 месяцев ребенок уже произносит до 10 облегченных слов.

До 2 лет ребенок произносит отдельные слова в моменты сильной заинтересованности, во время игры. В лексиконе появляются двусложные и трехсловные предложения. Вы можете услышать от своего крохи прилагательные, местоимения, а также вопросы:  где, куда, что это, соотносит понятия «большой предмет – маленький предмет».

Признаки нарушения речи

У ребенка имеются признаки нарушения речи и проявления языковых навыков, если:

  • Он в 6 месяцев не реагирует на окружающие звуки;
  • В 9 месяцев не отзывается на имя;
  • В 12 месяцев еще не начинал лепетать или же прекратил вовсе выговаривать какие-либо звуки;
  • В 15 месяцев ребенок не понимает, когда вы ему что-то запрещаете, то есть, говорите «нет» или же «пока-пока», «на», «бай-бай» и другие простые слова;
  • В 18 месяцев ребенок произносит только слова «мама» и «папа»;
  • В 2 года выражается только посредством детских звуков, непонятной для окружающих речи;
  • В 3 года словарный запас ребенка не позволяет ему высказаться простыми предложениями;
  • В 3, 5 года только вы, как родитель, понимаете все то, что говорит ваш ребенок;
  • В 5 лет ребенок не может составить простые, но при этом структурированные предложения («Я хочу кушать, мама дай мне йогурт», «Папа на улице тепло, пойдем играть в футбол», «Бабушка, расскажи мне сказку на ночь» и т.д.).

Скажи что-нибудь

Если ребенок не разговаривает, то его родители согласны уже на любую фразу, лишь бы она была. Но, почему ребенок продолжает молчать? Это болезнь, отклонение в развитии? Что это? Нужно ли вести кроху к врачам и если да – к какому?

Как ни странно, но по статистике, 80% родителей жалуются на то, что их ребенок не разговаривает. Подобный вопрос: а почему мой ребенок не говорит, задают на каждом приеме у врача-педиатра. Период этих жалоб приходится на 10 месячный возраст малыша.

Детский и семейный психолог Елена Гольцберг говорит, что проблемы речевого развития действительно сейчас начали волновать родителей намного больше, чем это было, к примеру, 10 лет тому назад. Но, проблема в том, что родители до определенного возраста не воспринимают как личность. То есть, вроде бы есть ребенок, но зачем ему рассказывать о том, как прошел день, что сегодня случилось, почему вы расстроены или наоборот – в хорошем настроении.

Современному родителю намного легче включить мультфильм и отвлечь ребенка, чем посадить рядом, прочитать сказку, рассказать историю.

Врачи говорят нам о том, что до года паниковать не стоит – ребенок может заговорить, но немного позже. Вопрос о том, почему малыш не разговаривает, стоит поднимать немного позже – ближе к 2 годам. Именно в этот время вы можете понять: реагирует ли вас ребенок в плане эмоций, говорит ли он что-нибудь и самое главное – хочет ли он разговаривать.

Речь у ребенка не формируется сразу же в виде говорения. Изначально – это так называемая пассивная речь – лепет, гуление…

Рекомендации

Чтобы ребенок начал говорить, нужно всего лишь начать говорить самостоятельно с вашим малышом. Как это ни странно, но на сегодняшний день можно сказать, что дети чаще всего общаются с телефонами, нежели с мамами и папами. Не существует волшебной таблетки, которая заставит детей разговаривать.

Конечно, ребенок становится «удобным» для мамы, когда тот молчит и чем-то занят. Легко и просто дать крохе планшет с мультиком, нежели все свободное время посвятить развитию его речи.

Важно! Ни один врач-педиатр не рекомендует давать детям до 3 лет гаджеты (телефон, планшет, а также включать телевизор).

Хотите, чтобы ваш ребенок заговорил? Станьте коммуникатором сами. Возьмите мячик и скажите крохе: это мяч, это книга, трава, солнце, кружка, пирамидка, расческа, одежда и т.д.

Если же ребенок не хочет разговаривать до 2 лет, то первое – обратитесь к педиатру, второе – к врачу-отоларингологу (нужно отвергнуть проблемы со слухом). Бывает так, что дети не слышат определенный диапазон звуков – если это так, то обучение речь у маленьких детей нужно проводить со слуховым аппаратом.

Ошибки родителей

  • Не опекайте своего ребенка! Дайте детям возможность выбора – пусть интересуется окружающими предметами, берет их в руки. Если вы будете делать все за малыша, то он станет лениться и уж тем более разговарить ему станет сложно, ведь мама все даст и принесет.
  • Не употребляйте в общении с ребенком уменьшительно-ласкательные слова. Запомните, что крохе сложно сказать «мячик, солнышко, травушка, заинька». Детям проще произнести «ма», «па», «ня» и т.д.
  • Общайтесь с детьми – станьте своеобразным радио, которое постоянно включено. Обозначайте ребенку действия: «папа разговаривает по телефону», «мама готовит кушать», «дедушка ушел на работу» и т.д.
  • Перестаньте сравнивать ребенка с другими детьми. Помните, что развитие детей – сугубо индивидуально. Кто-то говорит «мама» в 8 месяцев, кто-то в 1,6 года. Если же у вас есть сомнения относительно развития речи и слуха у детей, то обратитесь лучше к специалистам, нежели к соседям (у которых дети уже разговаривают).
  • Пойте детям песни, читайте стихи – и тогда ребенок начнет говорить. Вы должны стать своего рода той таблеткой, которая простимулирует развитие речевого аппарата малыша.

В заключении

Ваш ребенок обязательно начнет говорить, если вы сами не будете молчать в его обществе. Достаточно посвящать крохе все свое свободное время и он уже через месяц произнесет звуки и слова. Главное – полностью удалите из жизни детей гаджеты. Замените их на книги и игрушки.

Читайте также:

medportal.su

Почему не разговаривает ребенок?

Почему не разговаривает ребенок?

Существуют определенные нормы, согласно которым врачи могут определить задержку речевого развития у ребенка. В один год ребенок уже должен говорить хотя бы несколько слов, в год и три месяца запас слов может достигать 30, в полтора года ребенок уже должен повторять на слух слова и словарный запас может достигать более 50 слов.

В два года ребенок уже может говорить трехсложные предложения, в три года могут сохраняться сложности с произношением шипящих и свистящих звуков, но ребенок уже может склонять слова по падежам и числам. В 4 года возникает множество вопросов почему, как, зачем, у ребенка возникает интерес к разным действиям и событиям. В 5 лет ребенок уже может рассказать небольшой рассказ, описать картинку в нескольких предложениях. Но надо всегда помнить, что каждый ребенок уникален.

Когда стоит насторожиться?

В некоторых случаях родителям важно обращать внимание не только на развитие речи, но и на различные действия, которые он может делать. Обязательно задумайтесь над посещением невропатолога, если около восьми месяцев ребенок не будет издавать таких звуков, как ааа, и ммм. Если в возрасте 10-14 месяцев он не реагирует, когда к нему обращаются или зовут его, а если у него возникает желание кого-то позвать, он начинает плакать. Также стоит насторожиться, если в возрасте полтора года ребенок не может показать на картинке предметы на слух или если около двух лет он не реагирует на просьбы родителей, не может принести предмет или выполнить другое самое простое действие. Особенно важно, если малыш к трем годам не может сказать определенное предложение, хотя бы из трех слов, также после трех лет обязательно надо обращать внимание на то, есть ли ошибки в речи ребенка.

Почему дети плохо себя ведут?

Причины, по которым может возникнуть задержка речевого развития

Существует несколько причин, по которым ребенок может не разговаривать. Обычно эксперты выделяют всего две основные группы социальные условия или же педагогические ошибки, а также неправильное развитие неврологической базы. Однако существует ряд различных причин, которые ни от чего не зависят. К таким причинам относится кислородное голодание внутриутробное, родовая травма или интоксикация какими-либо препаратами.

Также серьезной проблемой является поражение слуха, когда ребенок плохо слышит речь окружающих, а следовательно проблемой может быть недоношенность, так как это может привести к плохому развитию нервной системы ребенка. Иногда врачи принимают во внимание и тот факт, если родители поздно начали разговаривать, вполне возможно , что это может передаться оп наследству. Случаются и такие события, когда дети долго молчат и затем начинают говорить предложениями буквально за 2 месяца.

Иногда есть причины и другого рода, например, когда речь ребенка просто не востребована. Родители постоянно работают, а бабушка довольна, что ребенок тихо играет, пока она занята хозяйством. Также есть вариант, когда родные отлично угадывают все желания крохи по жестам, и ему просто нет необходимости что-то говорить.

Что делать?

В каждом из случаев, первое, что лучше всего сделать – это определить причину, то есть посетить специалиста. Следует начать с педиатра, затем обратится к логопеду и невропатологу. Есть смысл посетить и лора, чтобы он проверил слух малыша и правильное развитие артикуляционного аппарата. Логопед может провести ряд тестов, которые покажут, насколько речь ребенка соответствует общему развитию ребенка. Врачи ставят диагноз о задержке речевого развития после 4 лет, но, все таки, стоит посетить этих специалистов заранее, чтобы быть уверенным, что нет проблемы со стороны здоровья.

Почему у детей нарушено поведение?

www.voprosy-kak-i-pochemu.ru

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года, 3 или 4

Если одни малыши уверенно лопочут уже в год-полтора, то некоторые упорно молчат до двух, а то и трёх лет. Естественно, родители начинают беспокоиться, всё ли нормально с ребёнком. Какие же факторы задерживают речевое развитие? Как отличить индивидуальную особенность от патологии?

Индивидуальные особенности, пол и наследственность

Иногда долгое молчание обусловлено индивидуальной особенностью ребёнка. Несомненно, каждый малыш уникален и развивается согласно своему определённому темпу и графику (наряду с существующими средними нормами). Одни дети очень рано начинают ходить, а вот разговаривают позже, у других — всё происходит как раз наоборот. К примеру, ребёнок не разговаривает до двух лет, а потом за полгода догоняет в этом отношении своих сверстников, которые начали «болтать» ещё в год.

Подобная задержка речевого развития называется темповая. Малыш сам по себе здоровый, не имеет отклонений, но входит в нужное «русло» развития с некоторым опозданием. Однако специалисты всё-таки списывают на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы.

Ребёнок может быть совершенно здоров, активно двигаться, но в силу индивидуальных особенностей начать говорить с некоторым опозданием

В ясельную группу с моим сыном одновременно пришла одна девочка. Она не говорила ни одного слова и в целом вела себя довольно странно (не шла на контакт с воспитателями, даже проявляла агрессию, совершенно игнорировала других детей, режимные моменты и пр.). Шло время, а она оставалась на том же уровне развития. Её мама уверяла, что старший ребёнок в таком же возрасте вёл себя аналогично, а потом всё наладилось, и он прекрасно пошёл в школу. Между тем воспитатели, медицинский работник и методист дошкольного учреждения убеждали женщину обратиться к врачу, но она упорно отказывалась. В конце концов она, по-видимому, сделала это. Ребёнок перестал посещать детский сад и в школу на сегодняшний день не ходит (очевидно, было выявлено какое-то серьёзное неврологическое нарушение).

Малыши бывают молчунами и в силу наследственного фактора. Если один из родителей поздно начал говорить, то очень вероятно, что и его чадо поведёт себя так же.

Если один из родителей был молчуном, то очень вероятно, что и ребёнок поведёт себя также

Интересно, что задержка речи в основном характерна для мальчиков. Это имеет научное обоснование. У будущих мужчин пучок нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, тоньше и развивается медленнее, чем у девочек (при том, что каждое из полушарий развито хорошо). Из-за этого затруднён обмен информацией между полушариями: трудно облечь свою мысль в словесную форму. Поэтому мальчишки в целом начинают говорить позже, чем девочки — в среднем на четыре месяца. Виной всему — гормон тестостерон, особенно если его показатели превышают средние показатели. Впоследствии же развитие обоих полов выравнивается.

Интересно, что мальчиков с заиканием примерно вдвое больше, нежели девочек. А страдающих дизартрией (ребёнок говорит непонятно, неправильно произносит многие звуки), – втрое.

Интересно, что у девочек проблемы с речевым развитием возникают гораздо реже, чем у мальчиков

Социальные причины задержки речевого развития в целом представляют собой обстановку в семье, степень внимания, оказываемого ребёнку. Здесь можно выделить следующие конкретные моменты:

Отсутствие мотивации

У малыша просто нет необходимости разговаривать, словесно выражать свои мысли. Это бывает, когда родители излишне опекают кроху, угадывают каждое его желание исходя из мимики и жестов, все капризы исполняются мгновенно. На эту тему есть множество анекдотов из серии «повода не было» или «а до сих пор всё устраивало».

У родителей сын семь лет не разговаривал. Они и свыклись с мыслью, что ребёнок родился немым. И вот сидят они, обедают. Вдруг сын ни с того ни с сего: — Суп пересолен. Родители, поражённые: — Сынок, ты разговариваешь?! А раньше-то чего молчал? — А раньше нормально было.

Если родители сами по себе общительные, много разговаривают друг с другом и с ребёнком, то велика вероятность того, что малыш заговорит рано. Причём вовсе не обязательно заниматься с ним какими-то специальными упражнениями. Достаточно подробно проговаривать все действия при кормлении («это кашка, а это котлетка»), одевании («какие красивые ползунки, рубашечка» и пр.), и прочих процедурах, болтать с младенцем, задавать ему вопросы и самим же отвечать на них. Пассивный словарный запас крохи будет постоянно пополняться ещё даже на этапе доречевого развития.

Для полноценного речевого развития важно всё время разговаривать уже с грудным ребёнком

И наоборот, бывает так, что мама и папа молчаливые, угрюмые, не разговаривают с ребёнком, а только исправно выполняют необходимые процедуры ухода за ним. Малыш не слышит обращённой к нему речи, и говорить начнёт поздно (ситуацию может исправить, например, поступление в детский сад).

Затруднённость речи у ребёнка может быть вызвана и тем, что с ним просто-напросто мало разговаривают. Если малыша, допустим, воспитывают не склонные к разговорам бабушка и дедушка, то вполне может быть, что в детском саду, в коллективе, ребёнок наверстает упущенное, начнёт разговаривать нормально.

Е. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/v-3-goda-ne-razgovarivaet.html

Когда я работала в детском саду воспитателем, в группе была девочка. Её родители были очень своеобразными: почти всегда молчали, особенно мама, никогда не улыбались, не интересовались жизнью группы, успехами дочери: редкие вопросы задавались исключительно «по делу». Как и следовало ожидать, у девочки была совершенно такая же манера поведения и общения: из неё трудно было вытянуть слова, не говоря уже об ответах на занятиях.

Противоположный пример — внук нашей соседки. Сама она чрезвычайно разговорчивая, особенно любит вечером выйти на площадку и там громко вести беседы со своим мужем. Мальчик часто подолгу живёт у неё, особенно летом. В результате уже в полтора года рот у него точно так же «не закрывался», причём он подмечал вокруг все мелочи и озвучивал их, разговаривая при этом распространёнными и сложными предложениями.

Двуязычная семья

Если ребёнок слышит вокруг себя речь на двух языках, то ему нужно время, чтобы отделить один язык от другого. Поэтому он может начать говорить с опозданием, равно как и строить распространённые и сложные предложения. Более частыми будут ошибки в грамматическом построении фраз.

В билингвальных семьях дети часто начинают разговаривать позже

Неблагоприятная атмосфера в семье

Причиной «молчаливости» могут быть частые ссоры родителей, сильный испуг. Ведь для гармоничного развития ребёнку необходимы положительные эмоции. Источником проблемы может быть и постоянно работающий телевизор в доме: человеческая речь в этом случае становится просто фоном, малыш в неё не вслушивается.

Как всегда свою роль может сыграть стрессовый фактор, например, частые ссоры родителей

Негативизм у ребёнка

Некоторые взрослые, стремясь «разговорить» кроху, настолько настойчивы (десятки раз проговаривают одно и то же слово и заставляют ребёнка делать то же самое), что добиваются обратного результата: малыш молчит из протеста, замыкается в себе, особенно если он по характеру упрямый и не любит уступать.

Иногда взрослые слишком усердствуют в стремлении разговорить ребёнка, и он молчит в знак протеста

Иногда мама говорит слишком быстро (тараторит), и ребёнок просто не в состоянии вычленить отдельные слова. В итоге он перестаёт пытаться понять взрослого.

Патологические ситуации, требующие лечения у специалиста

В некоторых случаях задержка речевого развития у ребёнка обусловлена физиологическим фактором, определённой патологией развития. Возможны следующие основные варианты:

  1. Нарушение слуха. Естественно, когда ребёнок не слышит речь окружающих, то ему очень проблематично заговорить. Аномалия может быть врождённой либо приобретённой (перенесённое инфекционное заболевание, длительные простуды, отиты, черепно-мозговые травмы, ушибы, приём сильных антибиотиков). Заподозрить нарушения слуха можно, если младенец не обращает внимания на звуковые сигналы (например, погремушки), никак не реагирует на обращение к нему мамы.
  2. Недоразвитие органов артикуляции. Ведь произношение звука непосредственно зависит от работы речевого аппарата. Проблема может возникнуть из-за сниженного тонуса лицевых мышц, короткой уздечки языка, аномалии строения губ, мягкого нёба. Родителям стоит обратить внимание, если малышу сложно жевать твёрдую пищу, у него часто текут слюни, всё время приоткрыт рот.
  3. Поражения головного мозга, например, первичное недоразвитие речевых центров (алалия). Первопричиной могут стать осложнённое течение беременности (гипоксия плода, гестозы, вредные привычки будущей мамы и пр.), сложные роды (травмы, асфиксия и пр.), падение либо тяжёлые заболевания в младенческом возрасте. Формирование речи непосредственно связано с психическим развитием малыша. Так, обозначенная проблема имеет место, например, при умственной отсталости, аутизме, синдроме Дауна (все эти заболевания имеют свои характерные симптомы).

В любом случае, если у ребенка возникают проблемы с речью, в первую очередь нужно убедиться в том, что ребенок хорошо слышит. Если реакция на звук нормальная — болезнь ушей как причину речевого расстройства можно исключить. Очень редко, но все же бывает, что причиной «речевой отсталости» становится какая-нибудь болезнь мозга. Даже фоновая неврология может вызвать расстройство речевого центра. Если у ребенка наблюдается что-либо подобное, то нужно лечить основное заболевание — причину затрудненности речи. Обращаться следует к невропатологу, и чем раньше, тем лучше.

Е. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/v-3-goda-ne-razgovarivaet.html

Задержка речевого развития может быть обусловлена нарушением слуха

Видео: почему у детей возникают проблемы с речью (объясняет врач-невролог)

Когда нужно обращаться к врачу

Вообще, критическим возрастом, когда стоит бить тревогу, если ребёнок не разговаривает, многие медики называют три года. Но только при условии, что малыш здоров, во всех остальных отношениях нормально развит. Если есть какие-то сопутствующие очевидные нарушения — это нужно сделать раньше.

Если же неговорящий ребёнок здоров, всё понимает, активно общается с окружающими, узнаёт близких, то до 3-х лет волноваться не следует.

Е. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/v-3-goda-ne-razgovarivaet.html

Некоторые проблемы становятся заметными в раннем возрасте. Например, нарушения слуха очевидны уже в младенчестве: малыш не реагирует на хлопанье в ладоши, звучание погремушки и пр. В этом случае, конечно же, нужно незамедлительно обращаться к отоларингологу и сурдологу.

Кроме того, важны следующие показательные моменты:

  1. В первые восемь месяцев жизни младенец не произносит никаких звуков.
  2. В 10–14 месяцев не реагирует на обращённые к нему слова, даже не оборачивается. Если взрослый задаёт вопросы «где?» (просит указать на знакомый предмет домашней обстановки), то реакции также не следует. Чтобы привлечь к себе внимание кроха использует не звуки, а только плач.
  3. В 14–18 месяцев не показывает свои части лица (носик, глазки и пр.), не различает на слух окружающие предметы, не может показать их на картинке.
  4. В 1,5–2 года малыш не может выполнить элементарные словесные инструкции взрослого (например, «Возьми мячик и дай его мне»).
  5. В 2–3 года малыш не может сложить слова в простое предложение: «Мама, дай», «Мама, пойдём на улицу». То есть отсутствует фразовая речь .
  6. В 3–4 года кроха не способен произнести распространённое предложение — то есть состоящее из подлежащего, сказуемого и дополнения (например, «Папа ушёл на работу», «Машинка закатилась под стол»). Кроме того, многие звуки произносятся неправильно.

Аномалии строения артикуляционного аппарата может заметить педиатр, а также стоматолог (например, в один год ребёнка обязательно осматривают несколько специалистов, в том числе зубной врач).

Если ребёнку исполнилось три года (а тем более четыре, если родители не обращались к врачу раньше) и он не разговаривает, невропатолог назначит необходимые исследования. После исключения проблем со слухом и артикуляцией скорее всего проведут исследования головного мозга (компьютерная томография и прочие процедуры). По их результатам доктор назначит необходимое лечение: медикаментозные препараты, физиотерапию и пр.

Однако иногда после обследования может оказаться, что малыш физиологически здоров. В этом случае понадобится консультация психолога (конечно же, вместе с мамой, которая будет отвечать на все вопросы) — возможно, причина проблемы кроется в упомянутых ранее социальных факторах, специалист посоветует, как исправить ситуацию, и малыш заговорит (возможно даже «в один день», как это иногда бывает).

Если ребёнок не разговаривает до трёх лет (при отсутствии сопуствующих проблем), нужно обращаться к врачу

Специалисты выделяют множество причин, по которым может тормозиться речевое развитие ребёнка. Оказывать влияние способны самые разные факторы: от коммуникативной обстановки в семье до серьёзных патологий. Соответственно, одни моменты родители могут откорректировать самостоятельно, а в некоторых ситуациях помочь может только врач.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

babyzzz.ru

Почему ребенок в 2-3 года не разговаривает – причины, и что делать родителям? Лечение, тесты, консультации логопедов, занятия и игры

По статистике Минобразования России за последние несколько лет количество детей с задержкой психоречевого развития увеличилось в 2 раза. Обычно эта проблема начинает проявляться в возрасте от 2 до 3 лет. Наблюдая, как сверстники вашего малыша уже не просто лопочут на непонятном языке, а радуют мам с папами, запоминая все больше новых слов, сложно сохранять спокойствие. Так и хочется запаниковать и побежать по врачам с расспросами, как ускорить развитие речи ребенка. Главное в этой ситуации – не паниковать и не давать воли негативным эмоциям. Специалисты утверждают, что некоторое торможение речевого развития – не повод для беспокойства. Обычно задержка обусловлена определенными причинами, выявив и устранив которые, вы услышите долгожданные первые слова своего крохи. Главное – вовремя обратиться к специалистам. Идеален вариант обращения к врачу, когда малышу будет 2 – 3 года. В более взрослом возрасте задержка речевого развития будет тормозить развитие мышления ребенка. Рассмотрим основные критерии, по которым может задерживаться развитие речи крохи, и то, как их преодолеть.

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

  1. Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
  2. Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
  3. Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, www.myvocab.info. Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
  4. Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
  5. Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
  6. Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
  7. Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
  8. Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
  9. Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
  10. Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
  11. Ощущает мелодии, их ритм.
  12. Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
  13. Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
  14. У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
  15. Спрашивает о незнакомых предметах.

Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.

Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу (подробно о заикании и причинах);
  • Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
  • Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
  • Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
  • Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
  • Дизартрия – это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
  • Серьезные травмы и инфекции в анамнезе, вызвавшие нарушение функций головного мозга;
  • Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
  • Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
  • Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
  • ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
  • Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
  • Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
  • Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
  • Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.

Психологические причины задержки речевого развития:

  • Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
  • Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
  • Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
  • Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
  • Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

Лечение задержки речи у ребенка 2 – 3 лет

Итак, если вы определили, что развитие речевых навыков вашего малыша ниже заявленных норм, необходимо обратиться к специалисту. Самостоятельно исправить ситуацию, не обладая нужными профессиональными навыками, не удастся. Сомнительные методики неизвестных псевдоспециалистов из Интернета тоже не помогут.

Важно понимать, что задержка речевого развития напрямую влияет на формирование мыслительных способностей человека, поэтому необходимо как можно оперативнее обратиться к хорошему врачу. Чем скорее это будет сделано, тем ниже вероятность осложнений в дальнейшем развитии малыша. Отложив решение проблемы на потом, вы рискуете обречь ребенка на отставание в развитии, сложности школьного обучения, и как следствие – перевод в коррекционную школу.

К какому врачу обращаться?

  1. Педиатр – в первую очередь стоит посетить педиатра, наблюдающего вашего ребенка. Он проведет осмотр малыша и определит, к какому узкопрофильному специалисту необходимо обратиться.
  2. Сурдолог – специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с органами слуха.
  3. Оториноларинголог или, проще говоря, лор – медицинская специальность, направленная на лечение и профилактику заболеваний системы ухо – горло – нос – голова – шея. В случае проблем с речью врач поможет установить, есть ли связь с нарушениями в работе артикуляционного аппарата. Например, короткая подъязычная уздечка существенно усложняет у детей произношение многих звуков. После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  4. Логопед – специалист, напрямую занимающийся устранением нарушений речи у детей и взрослых. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  5. Логопед-дефектолог – врач, работающий с проблемами речи именно у детей.
  6. Невропатолог – определит, не связана ли задержка развития речи с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  7. Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь родителям и детям. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.

В  комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Основные методы лечения

  • Микротоковая рефлексотерапия – разрешена для использования для детей с 6 месяцев. Представляет собой воздействие слабого электрического импульса на нейрорефлекторные зоны и области головного мозга, связанные с восприятием и формированием речи (есть ряд противопоказаний);
  • Магнитотерапия – аналогичная методика, при которой воздействие осуществляется при помощи низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей;
  • Лекарства – назначается неврологом или психиатром на основе индивидуальной схемы лечения. В большинстве случаев используют ноотропные лекарственные средства для питания нейронов мозга и активизации зон, отвечающих за речевую деятельность: лецитин, когитум, нейромультивит, кортексин и др. Эти препараты имеют множество противопоказаний и побочных эффектов, поэтому лечение ими нужно согласовывать с узким специалистом;
  • Работа с логопедом-дефектологом – ориентирована на развитие мелкой моторики, правильной работы артикуляционного аппарата и развитие мышления;
  • Логопедический массаж – весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка, что способствует облегчению произношения. Наиболее эффективными считаются методики массажа по Дьяковой, Краузе и Приходько.

Альтернативные методы лечения

  • Остеопатия – нетрадиционный метод воздействия на биологически активные точки на теле ребенка, направлен на регенерацию функций центральной нервной системы и головного мозга;
  • Иппотерапия – метод лечения при помощи езды на лошадях и общении с животными;
  • Дельфинотерапия – лечение с помощью ультразвуковых колебаний, воспроизводимых дельфинами и благотворно действующих на головной мозг человека (купание с дельфинами);
  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку для решения психологических проблем;
  • Арт терапия – способ терапии, использующий в качестве лечебного средства творческую активность;
  • Работа с детским психологом – необходима в случаях, когда задержка речевого развития обусловлена неблагополучной обстановкой в семье, психологическими травмами ребенка;
  • Домашнее развитие речи – комплекс игр, гимнастики и других занятий, ориентированных на прогрессирование речи и выполняемых в домашних условиях.
  • И, конечно, упражнения, которые нужно будет выполнять дома.

Занятия и игры с ребенком в домашних условиях

Как бы усиленно не работали с малышом узкопрофильные специалисты, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит и львиная доля работы ляжет на плечи родителей. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики

Педиатры и неврологи твердят родителям о чрезвычайной важности развития мелкой моторики чуть ли не с самого рождения ребенка. Мелкая моторика действительно тесно связана с развитием речи (центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь). Наиболее действенные упражнения – игры с просеиванием и пересыпанием круп, бисера, поиск игрушек, «утонувших» в крупе и т.п.; рисование пальцами; плетение косичек; пальчиковый театр; игры с конструкторами, лепка из пластилина или теста,

Беседы по картинкам

Подойдут книги по возрасту с большими и яркими изображениями. Либо расклеенные по дому рисунки любого размера с изображением людей, животных, овощей и фруктов, транспорта, игрушек, сказочных персонажей. Стимулируйте ребенка к речи, задавая ему вопросы формата «Кто это?» или «Что это?», «Что он делает?», «Какой он?» и т.п. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам). Ежедневно находите повод обсудить несколько картинок – расскажите забавный эпизод, связанный с изображением, предложите соревнование, кто быстрее найдет на картинке какое-либо животное и т.д. Рисунки нужно менять еженедельно.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Артикуляционная гимнастика

Какой ребенок не любит покривляться? Организуйте соревнование на лучшую страшную или забавную рожицу, проверьте, кто дальше вытянет губы, достанет языком до носа. Задействуйте зеркало или камеру. Потренируйтесь улыбке, чем она шире, тем проще произнести букву «ы». Малыш будет в восторге, даже не заметив, что выполнил комплекс артикуляционной гимнастики. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!

Чтение

Один из важнейших аспектов всестороннего и гармоничного развития малыша любого возраста. При задержках формирования навыков речи необходимо активно вовлекать малыша в процесс чтения, просить повторить небольшие стишки, загадывать загадки, разучивать скороговорки и потешки для самых маленьких. При прочтении сказки останавливаться для того, чтобы задать крохе несколько вопросов формата «Как зовут главного героя?»,  «Мишка добрый или злой?», «Почему зайка убежал от волка?» и т.д. Пробуйте пересказать небольшие эпизоды произведения или разыграть мини-спектакль по ролям. Читайте как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцы и песни

Музыка – прекрасный инструмент для развития областей мозга, отвечающих за речь. Слушайте детские песенки, разучивайте и пойте самые любимые. Придумайте ритуальные песни перед сном, обедом или прогулкой. Укладываясь спать, обязательно спойте колыбельную куклам, плюшевым игрушкам или машинкам. Обязательно танцуйте с ребенком, задействовав не только руки и ноги, но и двигая пальчиками и строя гримасы.

«Непонимание» жестов ребенка

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Учите малыша «кривляться»

Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!

Зарядка для языка

Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Логопедические игры

Их количество и вариации ограничены только вашей фантазией. Имитируйте голоса зверей и птиц, разложите вокруг ребенка игрушки-животных и поговорите на их «языке». Отличное упражнение – мама произносит звук («ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «мяу-мяу»), а кроха угадывает, какое это животное.

ТОП-5 игр от логопеда, которые помогут ребенку заговорить и развивать свою речь

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развитие речи – это в первую очередь результат серьезного родительского контроля и взаимодействия с ребенком. Даже достаточно сильное торможение психоречевого развития вполне исправимо в возрасте до 5 – 6 лет, поэтому постарайтесь заняться этим вопросом как можно скорее. После 6 лет вероятность излечения составляет всего лишь 0,2 %. Если вы запустите процесс, и ребенок не заговорит до 7 лет, то шансы на полное выздоровление равны нулю.

3 лайфхака как развить речь ребенка. Развиваем речь ребенка. Лайфхаки от логопеда Ольги Сахаровской

Как играть, чтобы развивать речь (логопед Татьяна Ланская)

Если ребенок не говорит, то с ним нужно не просто заниматься, а активно играть. В этом видео я расскажу о том, как  лучше организовать игру с ребенком, чтобы она принесла как можно больше не только пользы, но и радости как родителям, так и ребенку. Так же вы узнаете, зачем играть, в какие игры лучше играть, чтобы развивать речь, правила игры, как сделать игру речевой, и почему взрослым сложно играть с ребенком. Видео поможет и тем, кто хочет играть со своим ребенком, но не знает, как лучше. А также тем родителям, которые заставляют себя играть со своим малышом.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное