Перечень заболеваний для домашнего обучения школьников


Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение | Милосердие.ru

Министерство здравоохранения разработало обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение. Проект документа и приказа о его утверждении вынесены на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Сегодня учебные учреждения оснащены всем необходимым для посещения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Однако до недавнего вышеуказанные категории граждан попадали в перечень лиц, которым показано обучение на дому.

Новый перечень должен будет заменить собой ранее утвержденный, и содержит уточненный список заболеваний при которых показано обучение на дому», — рассказали в Минздраве.

В предложенный список внесены 55 заболеваний, в том числе отсутствующие в ныне действующих документах. Речь идет о различных патологиях зрения, последствиях травм, нервных и психических расстройствах и ментальных нарушениях. Также в перечень был добавлен диабет I типа, проходящий в тяжелой форме, и различные онкологические заболевания, требующие длительного лечения.

«На данный момент Перечень заболеваний, по которому дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержден письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 – рассказали порталу Милосердие.ru. в юридической службе Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».

— На сегодняшний день назрела необходимость уточнения данного перечня заболеваний, что и делает Министерство здравоохранения РФ в своем новом проекте приказа. Новый перечень уточняет наименование заболеваний согласно Международной классификации заболеваний 10-го пересмотра, а также указывает на особенности течения заболевания, требующего обучение на дому (форма, стадия, фаза, степень заболевания, течение заболевания, терапия).

К примеру, в старом перечне было указано заболевание «Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения», тогда как в проекте нового перечня перечислены конкретные наименования заболеваний опорно-двигательного аппарата (пункты 23-24, 26-32, 45-48, 52-55).

Это, в первую очередь, удобно для работников здравоохранения при вынесении медицинского заключения о необходимости обучения на дому, а также для самих родителей при самостоятельном определении возможности обучения на дому, прежде чем обращаться в учреждения здравоохранения.

Также стоит напомнить, что право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому закреплено в ст.19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в ст.41 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».

Общественное обсуждение проекта приказа Минздрава, утверждающего перечень, продлится до 12 мая.

Ранее о необходимости ускоренного утверждения перечня заболеваний, гарантирующего право детей-инвалидов на получение образования на дому заявляла Генеральная прокуратура. По мнению ее представителей, ныне действующий порядок не определяет право детей-инвалидов на получение на дому дошкольного образования. Это затрудняет их родителям получение компенсации соответствующих затрат, указали в Генпрокуратуре.

Перечень заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (проект):

Новообразования 

Злокачественные новообразования (которые требуют иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии больше месяца, но не требующие стационарного лечения) Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм  Апластические анемии (также требуют длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но без стационарного лечения) Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени тяжести, ‎не требующие стационарного лечения) Пурпура и другие геморрагические состояния, отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии) Болезни эндокринной системы  Сахарный диабет I типа (тяжелой степени тяжести, протекающий с осложнениями, не требующий стационарного лечения) Психические расстройства и расстройства поведения  Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения ‎и дисфункции головного мозга, шизофрения, шизотипические ‎и бредовые расстройства, расстройства настроения (аффективные расстройства) (со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения) Умственная отсталость (со значительными нарушениями поведения, не требующими стационарного лечения) Общие расстройства психологического развития, гиперкинетическое расстройство поведения, комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)  — все с тяжелой степенью тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения. Энкопрез неорганической природы (тяжелой степени тяжести, исключается каломазание) Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст (тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения) Болезни нервной системы  Идиопатическая семейная дистония, идиопатическая несемейная дистония, миоклонус, хорея, вызванная лекарственным средством, другие виды хореи, другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения ( в тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения) Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы  (требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске) Эпилепсия с частыми (более 4 раз в месяц) дневными вторично-генерализованными и генерализованными приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса Мышечная дистрофия, врожденные миопатии, митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках, другие первичные поражения мышц, другие уточненные миопатии, детский церебральный паралич, параплегия и тетраплегия  — все болезни должны протекать в тяжелой форме, из-за которой ребенку трудно находиться или передвигаться в инвалидной коляске. Болезни глаза и его придаточного аппарата  Кератит, хронический иридоциклит, хориоретинальное воспаление, неврит зрительного нерва (часто рецедивирующие, вялотекущие, требующие длительной терапии) Отслойка и разрывы сетчатки (в течение года после операции) Глаукомы (далекозашедшие и терминальные стадии) Болезни системы кровообращения  Сердечная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения) Болезни органов дыхания  Хроническая респираторная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения) Болезни органов пищеварения Неинфекционный энтерит и колит (тяжелой степени тяжести с частым рецедивирующим течением) Хроническая печеночная недостаточность (тяжелой степени тяжести) Болезни кожи  Буллезные нарушения (тяжелой степени тяжести) Дерматит и экзема (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии) Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани Воспалительные полиартропатии (тяжелой степени тяжести, сопровождающиеся болевым синдромом и нарушением самообслуживания) Другие поражения суставов (после оперативного вмешательства на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и/или нижних конечностей) Системные поражения соединительной ткани  (требующие длительной терапии) Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) — после хирургического вмешательства и требующий иммобилизации в гипсовой повязке дольше месяца. Болезни мочеполовой сферы  Гломерулярные болезни (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии) Тубуло-интерстициальные болезни почек (тяжелая степень тяжести или осложенное течение) Хроническая почечная недостаточность (тяжелая степень тяжести) Последствия травм  Последствия травм головы (сложненные дефектом костей свода черепа, требующие хирургического вмешательства (пластика костей свода черепа) или осложненные носительством трахеостомической канюли) Последствия травм шеи и туловища, травм нижней конечности, а также травм, захватывающих несколько областей тела  (требующие иммобилизации в гипсовой повязке более месяца). Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

www.miloserdie.ru

Какие диагнозы при домашнем обучении в школе по состоянию здоровья?

Каждый ребёнок школьного возраста, проживающий в Российской Федерации, имеет право на получение среднего образования. Для учеников, лишённых возможности посещать занятия из-за болезни, предусмотрены индивидуальные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поможет понять, кому положено домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, перечень заболеваний, утверждённый Минздравом РФ.

Практически все дети, находящиеся в возрасте от 7 до 18 лет, получают среднее образование в школах. Однако существует категория учеников, которые из-за некоторых врождённых или приобретённых заболеваний не могут посещать занятия вместе со своими сверстниками. Таким школьникам предоставляется возможность обучаться на дому. Решение о необходимости получения индивидуального образования в этом случае принимает контрольно-экспертная комиссия (КЭК), в которую родители больного ребёнка должны обратиться с документами, подтверждающими наличие у него серьёзного недуга. Направление на КЭК им необходимо получить у врача, под наблюдением которого находится их сын или дочь. Рассмотрев поданные документы, комиссия выносит решение о необходимости обучения ребёнка на дому и выдаёт соответствующую справку.

В каких же случаях ребёнку положено домашнее обучение в школе по состоянию здоровья? Перечень заболеваний, при которых учащиеся могут получать образование на дому, достаточно велик. В него входят соматические, неврологические, психоневрологические, хирургические, кожные и прочие недуги.

В список соматических болезней, при которых ребёнок имеет право на получение индивидуального домашнего образования, входят онкологические заболевания разных органов, панкартид, тяжёлые формы бронхиальной астмы, муковисцидоза и тетрады Фалло, ревматизм в фазе обострения, хронические течения диффузного гломерулонефрита и пиелонефрита с признаками почечной недостаточности, хронический цирроз печени и гепатит с симптомами брюшной водянки. Кроме этого в перечне присутствуют пороки сердца, тяжёлая форма гемофилии и хроническая форма пневмонии III стадии.

К неврологическим заболеваниям, при которых ребёнок может учиться дома, относятся тяжёлые нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата при различных гиперкинетических синдромах и после полиомиелита, миопатия и тяжёлые состояния после полирадикулоневрита и энцефаломиелита. Получение среднего образования в домашних условиях показано детям, страдающим такими психоневрологическими недугами, как различные виды неврозов, психозов и психопатий, шизофрения, эпилепсия, тяжёлые энцефалоастенические проявления.

Домашняя форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья положена, если ребёнок страдает дневным недержанием мочи, недержанием кала, параличом нижних конечностей, спинномозговой грыжей, тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с отсутствием возможности передвигаться. Справка о необходимости получения домашнего обучения выдаётся в случае, когда ребёнок длительное время вынужден находиться в гипсовой повязке, а также при затруднённом передвижении при травмах и после хирургических вмешательств.

Основанием для надомного обучения являются такие кожные заболевания, как прогрессирующая склеродермия, почесуха, ихтиозоформная и псориатическая эритродермия. Также в список болезней внесены герпетиформный дерматит, диффузный нейродермит и экзема в стадии обострения и тяжёлые формы буллёзного эпидермолиза и акродерматита энтерпатика.

Что нужно знать родителям учащегося, оформляя ему домашнее обучение в школе по состоянию здоровья? Перечень заболеваний, при которых детям положено получение среднего образования на дому, не включает в себя недуги с выраженными нарушениями слуха, зрения и речи. Дети, страдающие этими болезнями, должны посещать специализированные школы, которые сегодня функционируют во многих городах России.

Автор:    

veselajashkola.ru

Отказ врача в выдаче справки с рекомендацией для надомного обучения

Ребенку поставлен диагноз «Имбецильность». Общеобразовательная школа согласна оформить ребенка на надомное обучение. Вправе ли главный врач поликлиники отказать в выдаче справки на надомное обучение, ссылаясь на то, что ребенка с таким диагнозом невозможно обучать в общеобразовательной школе?

Надомное обучение регламентируется Постановлением Правительства № 861 от 18.07.1996г. «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели». Согласно указанному Постановлению, Минздрав РФ должен утвердить перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку-инвалиду на обучение на дому. Однако такой документ не принят , в связи с чем применяется старый нормативный акт Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».

Теперь, что касается вопроса о невозможности обучения на дому детей с умственной отсталостью в степени имбецильности, т. к. такие заболевания не включены в список заболеваний для обучения на дому в соответствии с вышеуказанным актом. («…Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности»). Несомненно, что в целом данный акт задуман как дискриминационный – не разрешить детям с определенными проблемами обучаться в обществе сверстников. И поэтому попытка применения его чиновниками в дискриминационных целях – «отлучить» особого ребенка от образования может быть оспорена в суде (если не удалось договориться «миром»). Однако, юридически название этого акта можно трактовать как возможность освобождения от посещения школы и вывода на индивидуальное обучение. Если же его название трактуется чиновниками как необходимость вывода на индивидуальное обучение (запрет заниматься в классе), то это входит в противоречие со ст. 52, п.1 Закона «Об образовании», который дает право родителям самим выбирать формы обучения своего ребенка. А поскольку существует примат поздних законодательных актов над более ранними, то такая трактовка юридически не правомочна.

И еще хотелось бы подчеркнуть одно обстоятельство, если дети с подобными нарушениями в соответствии с этим письмом не могут обучаться на дому, то это не означает для них запрета на образование вообще, это означает только, что ему необходимо создать специальные условия в рамках обычной или коррекционной школы, так как каждый ребенок независимо от состояния здоровья имеет право на образование. Ведь для детей школьного возраста адекватной формой социализации является именно образование.

Итак, родителю необходимо обратиться в органы здравоохранения с обжалованием незаконного отказа главного врача лечебно-профилактического учреждения в выдаче Заключения, который является препятствием для организации обучения на дому ребенка-инвалида. Желательно приложить к жалобе характеристики, справки специалистов (педагогов, врачей) о том, что ребенку необходимы для развития педагогические занятия. Ссылаться при этом следует на Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», где гарантируется право каждого гражданина России на получение образования независимо от состояния здоровья, указав при этом, что ссылка на Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы» является юридически несостоятельной в силу вышеизложенного.

Итак возможны два варианта, которые не исключают друг друга:

  1. Оформить ребенка в данную школу на индивидуальное (не надомное) обучение, т.е. педагог проводит в школе индивидуальные занятия с ребенком по индивидуальному учебному плану;
  2. Если же Вы все-таки хотите оформить ребенка на надомное обучение, когда педагог будет приходить к ребенку домой и проводить занятия, то Вам следует быть готовым обжаловать в дальнейшем в суд отказ органов здравоохранения в выдаче справки о невозможности обучения ребенка, т.е. оспаривать в суде законность применения Письма Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы».

www.osoboedetstvo.ru

О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы

Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 «О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения

массовой школы»

 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

8 июля 1980 г. N 281-М

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

28 июля 1980 г. N 17-13-186

ПИСЬМО

Направляется для сведения и руководства дополненный Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому.

Данный Перечень заболеваний необходимо довести до сведения руководителей районных (городских) отделов народного образования, школ, органов и учреждений здравоохранения.

Перечень заболеваний, утвержденный Министерством просвещения РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР в феврале 1969 г. N 65-М и 17-52, считать утратившим силу.

Заместитель Министрапросвещения РСФСР

Г.П. ВЕСЕЛОВ

Заместитель Министраздравоохранения РСФСР

А.Г. ГРАЧЕВА

Соматические заболевания

1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.

2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4. Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.

5. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.

6. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.

7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.

9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.

10. Тяжелые формы муковисцидоза.

11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

12. Злокачественные новообразования различных органов.

13. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

Неврологические заболевания

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.

2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.

3. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания

1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.

2. Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей - декомпенсированная форма).

3. Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6. Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.

7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания

1. Экземы, распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3. Псориатические эритродермии.

4. Артропатический псориаз.

5. Пруриго Гебра.

6. Дерматит Дюринга (в период обострения).

7. Ихтиозоформная эритродермия.

8. Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).

9. Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).

10. Острая красная волчанка.

11. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детейна дому по программе вспомогательной школы

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

а) развернутыми дневными эпилептическими припадками;

б) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

в) выраженным энцефалоастеническим состоянием;

г) синдромом двигательной расторможенности;

д) энкопрезом и дневным энурезом;

е) реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения

Показания для освобождения от обученияна длительное время (полный учебный год) учащихся,

страдающих психоневрологическими заболеваниями

По общеобразовательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

5. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

По вспомогательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченногорежима учащимся, страдающим соматическими,психоневрологическими заболеваниями (дополнительныйвыходной день, освобождение от некоторых уроков,

неполный перевод на индивидуальное обучение)

По общеобразовательным школам

Соматические заболевания

1. Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).

2. Гемофилия.

3. Гипопластическая анемия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.

2. Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий).

3. Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.

4. Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.

paralife.narod.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное