Мотивационная готовность ребенка к школе


Вопрос 3: Психологическая готовность к обучению в школе

К концу дошкольного детства у ребенка формируются качества, которые являются предпосылкой его перехода в новую фазу – фазу школьного детства. Уровнем сформированности этих качеств и определяется степень подготовленности ребенка к новому жизненному этапу, к обучению в школе.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  1. умственная готовность;

  2. мотивационная готовность;

  3. эмоционально-волевая готовность;

  4. коммуникативная готовность (готовность к общению с одноклассниками и с учителем).

Умственная готовность к обучению в школе

Умственная готовность определяется степенью осведомленности ребенка об окружающем, его кругозором, представлениями о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, системностью этих представлений, уровнем развития познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, мышление, речь), наличием предпосылок для формирования учебной деятельности (умение принять задание, инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею, выполнять правила) Степенью владения некоторыми элементарными учебными навыками – осуществление звукового анализа слова, чтение, вычислительные навыки, подготовленность руки к письму.

Мотивационная готовность к обучению в школе

Готовность ребенка к школе характеризуется наличием у него желания учиться, стремление к деятельности, которая имеет общественное значение, к новой социальной позиции. Эта тенденция приобретает форму желания стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и старшие дети. Такую направленность на школу, складывающуюся на адекватных представлениях ребенка о школе, определяют как мотивационную готовность к школе.

Правильные представления ребенка о школе и мотивы учения будут формироваться непосредственно в самой школе, в процессе учебной деятельности. Однако те их предпосылки, с которыми дети начнут учебу в первом классе, во многом предопределят будущие достижения и трудности. Если у ребенка сформировалось желание учиться в школе, основанное на адекватном представлении о ней, о тех требованиях, которые предъявляет школа, то это один из благоприятных факторов, обеспечивающих нормальный переход к школьному детству, к учебной деятельности. Стремление к школе только ради внешних атрибутов (форма, портфель, отметки, перемены) свидетельствуют о недостаточной мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.

Важным условием этой готовности является наличие или становление познавательных интересов у ребенка. Основными проявлениями познавательного интереса у старших дошкольников являются предпочтение определенного вида деятельности, возникновение вопросов познавательного характера, желание восполнить свои знания об определенных предметах или явлениях окружающей действительности, стремление делать выводы из собственных наблюдений, владение некоторыми умениями и навыками в предпочитаемых видах занятий (в конструировании, в труде, в изобразительной деятельности или в занятиях музыкой), реакция у ребенка на успех или неудачу в деятельности, внимательность, желание привлечь других детей к любимому делу, поделиться с ними результатами своих наблюдений, внешнее проявление интереса (интонация мимика, жесты), желание самостоятельно включиться в интересующую ребенка деятельность.

studfiles.net

Мотивационная готовность к школе будущих первоклассников

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть.

Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию или лицей очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические знания – являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.

Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а портфеля или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам и учительнице. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1. Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».

3. Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».

4. Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».

5. Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».

6. Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства. Поэтому родителям нужно:

• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.

• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.

• Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».

• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.

• Научить сравнивать результат с образцом.

• Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок) .

• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься) .

• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить) .

infourok.ru

Будущий первоклассник. Мотивационная готовность к школе.

«Разве непонятно?»- спросите вы. Понимаю ваше недоумение, ведь ответ вроде бы на поверхности лежит : учиться, конечно!

Это просто отлично, если у будущего первоклассника действительно  мотивация именно такова-учиться!

Ведь  важным условием успешного учения ребёнка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов учения. Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, занять позицию школьника.

Ни для кого не секрет, что успешность первоклассника, да и школьника вообще определяется не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть его мотивацией.Практика показывает,что нередки случаи, когда дети, обладающие высокими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.

Почему же так происходит?

Причина в том, что мотивация школьника является весьма сложным явлением.

Так, психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний.Ребёнку с развитыми познавательными мотивами интересен  как процесс учёбы, так и то, что он становится обладателем новых знаний. Социальные мотивы – стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определённую позицию.

И здесь я хочу вспомнить о синдроме недолюбленного ребёнка , который может в школе решать совершенно не учебные проблемы. В школе он  ждёт внимания, похвалы взрослого, признания сверстников. Для него учёба часто, к сожалению, носит  второстепенный характер. Он будет из кожи лезть вон, лишь бы его заметили, такие дети часто поднимают руку не потому, что готовы отвечать,а потому, что таким образом они привлекают к себе внимание. Даже полученное замечание  — это тоже знак внимания.

Психологи считают, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации.

Как вести себя родителям, чтобы развить у ребёнка  учебную мотивацию, готовность быть учеником?

Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, что могут учёбу сопровождать. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно  говорить  ему о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и все всегда у вас получалось (даже если это на самом деле так).

Постарайтесь адекватно отнестись к способностям ребёнка,и подумайте о том, чего вы на самом деле хотите, когда речь идёт об успехах или неуспехах малыша?  Если  какие — то школьные проблемы ребёнка (успеваемость. например,) в первую очередь бьют по вашим родительским амбициям, то это не тот  путь, который ведёт к формированию учебной мотивации. В данном случае формируется мотивация внешняя: «учусь, потому что родители будут ругать, накажут…»   и т.п.. Внешняя мотивация не может «работать» долго. Итогом может стать невротическое расстройство (ведь получается, что ребёнок живёт вашими желаниями, а это прямой путь к неврозам). В качестве приспособления к данной ситуации  ребёнок нередко выбирает враньё. Иногда дома. Иногда в школе. А иногда и там,и там. Не по силам ему оказывается жить по  чужим мотивам.

Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Первоклассник пришёл в школу. Для него это зачастую непростой период. Он  закончится быстрее и благополучнее, если  рядом будут близкие понимающие  и помогающие люди, родители. Помните, что вы для ребёнка прежде всего мама и папа. поэтому не старайтесь быть для него строгим учителем,требуя,например, больше, чем ему задано, заставляя  неоднократно переписывать домашние задания.

По своей практике знаю, что если первоклассник постоянно делает домашние задания с родителями, а в последующих классах такая возможность исчезает  (мама выходит на работу после декрета, меняется график работы  и т.д.),то  ребёнок становится практически беспомощным  в этой ситуации,и его успеваемость падает. И дело здесь вовсе не в его лени, а в  состоянии, которое психологи называют «выученная беспомощность».

Желаю успеха вам и вашим детям!

l-pankova.ru

Особенности мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе

Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой — успешность последующего развития и обучения ребенка в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах великих мыслителей древности - Аристотеля, Гераклита,

Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа, упоминавших о «нужде» как учительнице жизни. Актуальность проблемы формирования мотивационной готовности обусловлена обновлением и увеличением объема содержания обучения, постановкой задач формирования у будущих школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, А. Маслоу, К. Мадсен, А.А. Реан) )[5; 262] (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др. и как динамичное образование или характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ребер А. Х. Хекхаузен [8;384], [2; 256].

Одним из видов мотивации является учебная мотивация (мотивация учебной деятельности). Учебная мотивация, по мнению И.А. Зимней, выступает как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина, А.Б. Орлов выделяли внешнюю и внутреннюю готовность к школьному обучению. Где внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется высокой познавательной активностью ребенка в процессе обучения, овладение знаниями является и мотивом и целью выполнения предлагаемой взрослым деятельностью. Дошкольник непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием предлагаемых взрослым знаний выступает средством достижения других целей (получение вознаграждения, подчинение требованиям взрослого, получение похвалы и признание товарищей). При внешней мотивации дошкольник, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего [4; 74].

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений -позицией школьника. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость.

По мнению Божович Л.И., успешное обучение в школе это новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником» выполнять новую, общественно значимую деятельность образует внутреннюю позицию школьника.

Становление внутренней позиции происходит 2 этапа. На первом этапе появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьной учебной деятельности отсутствуют. Ребенок выделяет лишь внешнюю формальную сторону. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, а также желание получать хорошие оценки. Ребенок хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни. На втором этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные и на собственно учебные моменты школьной жизни, хотя такого уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам [1].

В качестве важнейших мотивационных образований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии. Говоря о мотивах учения, то имеется в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития.

Диапазон мотивов старшего дошкольника достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику (красивая школа, новый ранец) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интерес к новым занятиям. Л.И. Божович выделяет 2 группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;

2. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения [1].

Анализ исследований Божович Л.И. показал, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте, потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Как указывают, Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.А. в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. В структуре мотивационной готовности к обучению в школе Нижегородцева Н.В., Шадриков В.А. включают следующие группы мотивов.

1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться»).

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

3. Оценочные мотивы, связанные со стремлением ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки и четверки»).

4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что мне купят новый портфель и ручки»).

5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»).

6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно будет играть с друзьями») [3].

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в структуре мотивационной готовности ребенка 5-7 лет, каждый оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетания мотивов индивидуальны.

Л.И. Божович, В.М. Матюхина структуру учебно – познавательной мотивации ребенка представляют в виде двух групп: мотивация содержанием и мотивация процессом. Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесс совершения действия[7].

Опыт Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной показал, что в системе мотивов, побуждающих старших дошкольников к познавательной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса познания как социально – ценной деятельности. Этот мотив для ребенка настолько силен, что определяет его положительное отношение к деятельности, даже тогда, когда она лишена познавательного интереса.

Что касается мотивации содержанием, то следует отметить, что на первых порах детей интересуют в первую очередь отдельные факты, явления, события, то есть занимательность изучаемого материала.

В современном обществе становится актуальным изучение влияния факторов, влияющих мотивационную готовность старших дошкольников. Так, А.К. Дусавицкий изучал влияние познавательного интереса на мотивационную готовность. Он выделял, что снижение или отсутствие познавательного интереса негативно отражается на готовности ребенка к обучению в школе (падает интерес к познанию, послушание, успеваемость).

А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Д.Б. Элькониным была выделена общая картина динамики мотивов учения в зависимости от возраста, где линии развития социальных и познавательных мотивов в школьных возрастах взаимосвязаны между собой [6; 91].

Индивидуально-психологические особенности обучающихся также являются одним из факторов, влияющих на мотивационную готовность к обучению в школе. К индивидуально – психологическим особенностям С.Д. Смирнов относит уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); высокую самооценку, приводящую к формированию высокого уровня притязаний, и др.

П.П. Калчев отмечает, что познавательные интересы ребенка характеризуются преимущественной ориентацией на взрослого. Дошкольнику интересно не любое новое задание, а прежде всего то, которое он получает от значимого взрослого. Это во многом определяет ситуационный характер познавательных интересов ребенка, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование мотивационной готовности к обучению в школе [9; 274].

Таким образом, термин «мотивация» в современной психологии ученые рассматривают как систему факторов, детерминирующих поведение субъекта и как динамичное образование, которое стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Одним из видов мотивации является мотивация учебной деятельности. Так же в психологии многие авторы выделяют различные факторы, влияющие на формирование мотивационной готовности - влияние познавательного интереса, возрастных и индивидуально-психологических особенностей, а также роли значимого взрослого в формировании познавательного интереса.

Список литературы.

  1. Копорулина В.Н Психологический словарь / В.Н. Копорултина. - Феникс, 2004. – 569с. – ISBN.
  2. Большой толковый словарь / под ред. А.Ребера.- в 2 т. – Т2: Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 592. – ISBN.
  3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
  4. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. - №1. - 74 с.
  1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Работа психолога в начальной школе [Текст]/ Л.И. Божович. - М.:Воронеж, 1995.
  2. Венгер, А.Л. Психология готовность детей к обучению в школе [Текст] / Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М: Педагогика, 1985. - 245 с.
  3. Матюхина, В.М. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М., Педагогика, 1999. – 346с. – ISBN.
  4. Кузьмишина, Т.Л. К вопросу о готовности дошкольников к обучению в школе /Т.Л. Кузьмишина // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2. - 101-106 с.
  5. Смирнов, С.Д. Психологические факторы успешной учебы / С.Д. Смирнов // Вопросы психологии. – 2005 - . № 1. - С. 76–84.

dohcolonoc.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное