Календарь новорожденного по месяцам


Календарь новорожденного по месяцам

Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.

Основные этапы развития

Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

  • Начинают работать легкие. а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
  • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
  • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
  • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.

  • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
  • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
  • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
  • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
  • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» — узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

Календарь развития по неделям в таблице

Удерживание головки несколько секунд.

Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

Узнавание запаха грудного молока.

Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

Оживление при приближении родителей.

Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

Поворачивание головы на голос мамы или звук погремушки.

Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

Узнавание мамы и папы.

Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

Оживление при звуке знакомого голоса.

Активные движения ногами и руками.

Узнавание мамы по голосу и запаху.

Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

Крепкое удерживание пальцев взрослого.

Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

Первая неделя

В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.

Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

  • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
  • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
  • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
  • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
  • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
  • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
  • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:

Вторая неделя

Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

Отмечаются и такие нюансы:

  • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
  • Терморегуляция пока еще не наладилась.
  • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей.
  • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
  • Кожа многих деток начинает шелушиться.
  • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
  • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.

Третья неделя

Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

  • Обоняние крохи становится острее.
  • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
  • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
  • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
  • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.

Четвертая неделя

Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

Отмечаются такие особенности развития:

  • Ноги и руки ребенка по-прежнему согнуты, а кулачки сжаты.
  • Ребенок еще не научился хорошо координировать свои движения.
  • Младенец активно учится удерживать голову.
  • При недовольстве карапуз громко плачет и резко двигается, например, сучит ножками, когда его беспокоят колики.
  • Глаза у большинства малышей голубые, но с возрастом они могут изменить окраску.
  • Зрение еще не полностью полноценное, поэтому крохе сложно концентрировать взгляд.
  • Начинают выделяться слезы.

Сколько грамм набирают новорожденные в неделю?

Прибавка веса новорожденного младенца зависит от разных факторов (пола, питания мамы, наследственности, состояния здоровья и других), но существуют усредненные показатели, показывающие, сколько в среднем прибавляет малютка на каждой неделе жизни.

Вес и сколько малыш должен прибавить:

Мальчики рождаются с весом 2500-4400 г, девочки – с весом 2400-4200 г.

В первые дни нормальной является потеря до 10% веса (в среднем теряют 5-7%), с которым кроха родился, но к концу первой недели малыш зачастую набирает этот вес обратно, а некоторые младенцы еще и прибавляют до 100 г.

В начале этой недели вес ребенка примерно тот же, с которым он родился, но некоторые младенцы на второй неделе все еще возвращают вес, потерянный после родов. Большинство малышей начинают активно прибавлять в весе и набирают в среднем 150-250 г (минимум 20 г в день).

На этой неделе детки прибавляют примерно 200-250 г.

К концу недели ребенок прибавляет в среднем 170-200 г, поэтому вес мальчиков в 4 недели составляет 3400-5800 г, а девочек – 3200-5500 г.

Помните, что данные в таблице являются примерными, а каждый карапуз развивается индивидуально, поэтому допустимы небольшие отклонения. Если же отличия от данных показателей значительные, проконсультируйтесь с педиатром.

Свежее в разделе «По возрасту»

Развитие ребенка по месяцам до года

Первый месяц жизни ребенка

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 2 месяца

Развитие ребенка в 2 года

Развитие ребенка в 2,5 года

Развитие ребенка в 3 года

Развитие ребенка в 4 года

Графики роста, веса и других важных показателей развития детей по данным ВОЗ

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Как развивать ребенка в 1 месяц?

Как развить внимательность у ребенка 8 лет?

Все права защищены, 14+

Копирование материалов сайта возможно только в случае установки активной ссылки на наш сайт.

Календарь развития ребенка по месяцам

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см. …читать подробнее…

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров. …читать подробнее…

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см. …читать подробнее…

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см. …читать подробнее…

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см. …читать подробнее…

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см. …читать подробнее…

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см. …читать подробнее…

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см. …читать подробнее…

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см. …читать подробнее…

Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками. Подробнее о 1 месяце новорожденного →

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа». Подробнее о втором месяце жизни новорожденного →

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус. Подробнее о третьем месяце жизни новорожденного →

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба». Подробнее о развитии 4 месячного ребенка →

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими. Подробнее о развитии 5 месячного ребенка →

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п. Подробнее о развитии 6 месячного ребенка →

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки. Подробнее о развитии 7 месячного ребенка →

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки. Подробнее о 8 месячном ребенке →

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям. Подробнее о развитии 9 месячного ребенка →

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д. Подробнее о режиме дня 10 месячного ребенка →

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д. В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Источники: http://www.o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-nedelyam/, http://razvitie-krohi.ru/kalendar-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam, http://moirody.ru/newborn/razvitie-novorozhdennogo-po-mesyacam.html

my-grudnichok.ru

Календарь развития ребенка

Календарь развития ребенка поможет следить за тем, как растет и меняется ваш малыш. Достаточно ли он прибавляет в весе и росте? Каких достижений в двигательном и эмоциональном развитии вы можете ожидать от него в этом возрасте? Как правильно ухаживать за крохой, какие предлагать игрушки, чему учить малыша?

На первом году жизни Календарь развития ребенка предлагает новую информацию каждый месяц, на втором году - раз в три месяца, на третьем - раз в полгода. Показатели веса и роста представлены в двух вариантах: на основании данных отечественных педиатров (1980-1990 гг.) и по результатам исследования ВОЗ (2005 г.).

Каждый малыш развивается индивидуальными темпами, и достижения, обозначенные в Календаре развития, могут не совпадать по срокам с таковыми у вашего ребенка. Если какие-либо умения появляются у вашего малыша с задержкой в месяц и более по сравнению с данными Календаря развития, стоит проконсультироваться со специалистом - педиатром, детским неврологом, психологом, логопедом. Особенно это актуально для первых месяцев жизни.

Другие разделы 7и о развитии детей:

  • До года
  • Грудное вскармливание
  • От 1 до 3
  • Здоровье
  • Календарь прививок

Полезная информация из других источников:

Общение:

www.7ya.ru

Календарь развития ребенка по месяцам до года - узнайте о развитии ребенка на каждом месяце

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

1-й месяц жизни

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

7-й месяц жизни

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

  • Автор: anatomia seo
  • Распечатать

moy-kroha.info

Календарь грудничка

Ирина Рюхова, консультант АКЕВ, IBCLC, координатор проекта «Новый уровень»: Очень часто мамы деток на грудном вскармливании говорят о том, что их малыши ведут себя непредсказуемо. Не спят, не едят, не играют в то время, когда этого ожидает семья, а делают это в непонятном и меняющемся ритме… Особенно это удивляет тех, кто уже имел дело с детками на искусственном вскармливании и привык к довольно четкому графику их существования. И действительно, у грудничков есть свои особенности, потому что жизнь их мало подчинена длительному перевариванию пищи, как это происходит со смесью. Зная ритмы развития малыша на грудном вскармливании, мама уже понимает, чего ей ожидать, и может как-то планировать свою жизнь.Календарь грудничка…

Первый месяц

В подавляющем большинстве случаев новорожденные детки на грудном вскармливании прикладываются к груди очень хаотично – когда-то это может быть три раза за час, а когда-то сон полных три часа. Никакого явного режима при этом в первые недели жизни, как правило, не наблюдается: если мама пробует записывать, когда именно ребенок спит, ест, мочит пеленки, то быстро обнаруживает, что закономерности не прослеживаются. Малыши, которые уже в первый месяц следуют некоторому собственному режиму, встречаются, но совсем нечасто; так что пусть эта неопределенность вас не расстраивает – свой режим у детки обязательно появится, просто обычно этого следует ждать только после исполнения месяца. А пока маме достаточно следить за тем, чтобы кормления не были слишком редкими: для этого возраста максимальный промежуток между кормлениями может составлять 3-3,5 часа днем и 4-4,5 часа ночью. Если малыш спит дольше, то создается угроза, во-первых, недоедания для самого ребенка, а во-вторых, проблем из-за переполнения груди у самой мамы. «Кормление по требованию» в этом возрасте подразумевает требование не только малыша, но и его мамы, и если мама предложит заспавшемуся крохе грудь, это будет только хорошо! Можно даже не будить его до конца, чаще всего вполне достаточно разместить его у груди и поводить соском с капелькой молока по губкам — обычно ребенок, даже не открывая глазки, ловит мамину грудь и начинает в полусне сосать. Длительность кормлений в этот период тоже очень различна, когда-то ребенок может отпустить грудь уже через десять минут, а когда-то находится на ней до часа. Если же кормления все время очень долгие, по часу-полутора, и тем более если они болезненны для мамы, кроха травмирует соски – имеет смысл обратиться к консультантам по грудному вскармливанию, это признаки неправильного прикладывания к груди.

Второй месяц

На втором месяце большинство грудничков формирует свой собственный режим, который может сильно отличаться у разных деток в зависимости от особенностей темперамента, наследственности, обстоятельств родов и первых дней жизни. Например, недоношенных и преждевременно родившихся деток мамы обычно кормят часто, каждые час-полтора в дневное время или даже чаще, но сравнительно недолго. А крупные, флегматичные малыши могут интересоваться маминой грудью раз в 2-3 часа, но и прикладываются к груди минут на сорок. Этот первоначальный режим еще будет меняться, но в любом случае, на втором месяце жизни грудничка мама уже получает примерное представление: вот в это время суток ее малыш обычно спит, а вот в это – просыпается и хочет есть, и так далее. Главное, помните, что у разных деток — разные потребности и соответственно могут быть разные ритмы еды, но только при кормлении по требованию малыш учится сам регулировать свой аппетит и получает именно столько молока, сколько ему и требуется!

Третий месяц

Обычно этот месяц достаточно благоприятный и спокойный в жизни мамы и малыша: они уже приспособились друг к другу, мама лучше понимает своего ребенка, а он научился хорошо взаимодействовать с маминой грудью. Если еще остаются какие-то сложности – не стесняйтесь спрашивать совета у консультантов!

Но вот конец третьего – начало четвертого месяца бывают богаты на сюрпризы. Очень часто в это время у малыша меняется уже ставший привычным маме режим кормлений. Многие детки подрастают настолько, что им становится очень интересным все, что происходит вокруг; они начинают активнее играть, чаще и дольше бодрствуют, нередко настаивают, чтобы их носили на руках в положении «лицом к миру», откуда они могут разглядывать все, что происходит вокруг, и активно общаться с родственниками. На этом фоне нередко дневные кормления становятся очень короткими, буквально по две-три минуты, что может сильно смущать мам, привыкших к гораздо более долгому пребыванию малыша на груди. Не пугайтесь, обычно такие короткие дневные кормления компенсируются, во-первых, возросшей частотой, а во-вторых, по-прежнему длинными ночными кормлениями! Малыш этого возраста уже не позволит оставить себя голодным, и если мама по-прежнему предлагает грудь в ответ на каждое требование – она может быть уверена: сколько ее грудничку молока требуется, столько он и получит.

Беспокоиться в этой ситуации нужно только в случае, если ребенок, кроме груди, активно пользуется соской-пустышкой. Тогда малыш действительно может увлекаться, удовлетворяя свою потребность в сосании пустой соской и недополучая молока. Бывает, что в подобных ситуациях мама замечает резкое снижение лактации, или даже сам ребенок отказывается от груди (совсем или на дневное время). Особенно если мама тут же в качестве альтернативы предлагает бутылочку – ребенок воспринимает это как возможность не отвлекаться лишний раз от такого большого и интересного мира… Поэтому с использованием соски в этот период нужно быть крайне осторожными.

Четвертый месяц

Если малыш не поменял ранее установившийся ритм кормлений на третьем месяце, то это происходит на четвертом. Зато, если ранее ребенок страдал от колик, то на четвертом месяце почти всегда становится намного легче. Многие детки также перестают реагировать на мамину еду, если это проявлялось ранее, так что даже если мама раньше сидела на строгой диете (что на самом деле бывает нужно нечасто), то сейчас уже может значительно расширять свое меню.

Некоторые малыши начинают реже просыпаться ночью, и даже иногда случается, что даже ребенок, который прежде просыпался за ночь до шести раз, начинает будить маму всего раз или два. Если мама не замечает снижения лактации, то лучше ничего в связи с этим не предпринимать – потом ночные кормления опять станут чаще, а пока можно отдохнуть. В целом обычно это спокойный, благоприятный месяц для пары мама-малыш.

Пятый месяц

У части деток он проходит так же спокойно, как и четвертый. Но наиболее активные, хорошо растущие малыши, которые быстро проходят вехи моторного развития, начинают проявлять необычно беспокойное поведение под грудью. Во время кормления ребенок, не отпуская мамину грудь, может сжимать ее деснами и откидывать голову назад, оттягивая сосок; нередко при этом еще и отталкивается от мамы ручками и ножками. Малыш делает это не потому, что отказывается от груди, как нередко думают мамы – это именно проявление определенных стадий мышечной зрелости, подготовка к началу сидения и ползания. Чтобы кормления проходили более спокойно, многие мамы в этот период припеленывают ручки и ножки малыша, или хотя бы просто придерживают его во время кормления под шейку – это не дает при запрокинутой головке слишком сильно оттягивать сосок. И даже если кормления становятся очень утомительными из-за постоянного «брыкания» ребенка, помните, что это тоже сравнительно недолгий период, который скоро пройдет.

Шестой месяц

Многие детки в это время начинают часто просыпаться по ночам, поскольку их беспокоят ночные подвижки зубок. Самый простой способ унять неприятные ощущения в деснах – это приложиться к маминой груди. Но, конечно, большинство мам напрягает просыпаться для кормлений иногда даже каждый час. Кому-то облегчает жизнь совместный сон с малышом: если нет необходимости специально куда-то вставать для частых кормлений, ситуация уже значительно упрощается. По отзывам мам, многим помогают вернуть ночные кормления к прежним 2-4 прикладываниям за ночь (вместо 6-9 на фоне подготовки к появлению зубок) свечи вибуркол или средство дантинорм бэби. Главное, помните: если ночные кормления резко учащаются, самая частая причина этого – не в том, что ребенок голоден, у мамы не хватает молока или что-то еще, а именно близкое прорезание зубок. Иногда это может длиться неделями; затем, когда зубик прорезается, становится легче, но периоды беспокойного сна проявляются до конца первого года жизни, а у некоторых малышей даже дольше.

Многие детки начинают проявлять большой интерес к тому, что едят родители. Это один из признаков готовности ко вводу прикорма, но не торопитесь: одного признака еще недостаточно. Другие существенные признаки, после которых уже определенно нужно начинать прикорм: малыш может пусть недолго, но самостоятельно сидеть; его вес при рождении удвоился; ему стало не хватать обычной порции пищи (съедает обе груди и хочет еще, чаще обычного прикладывается в дневное время) и прибавки в весе за последний месяц значительно снизились.

Седьмой месяц

В большинстве случаев у малыша появляется прикорм, и кормление грудью совмещается с ним. Важный момент, который сохраняется в течение всего первого года жизни: прикорм не заменяет мамину грудь, а идет в добавление к ней, давая малышу дополнительную энергию и питательные вещества, которых в одном только грудном молоке уже не хватает. Но мамино молоко остается по-прежнему основным источником всех питательных веществ, откуда они усваиваются полнее всего, прикорм выступает только в дополнение, поэтому мамина грудь продолжает предлагаться вместе с прикормом, а не вместо него.

У многих деток наиболее активное сосание в течение дня смещается на вечерние часы – малыш может в первой половине дня приложиться к груди всего пару раз, зато вечером проявлять к ней интерес каждый час.

Восьмой месяц 

В прикорме грудничка наступает эра «хватательной еды» — малыши этого возраста очень любят еду, которую можно брать пальчиками. Многим малышам нравится в течение всего дня мусолить сушки, кусочки яблока, твердые сухарики или печенье. В период увлеченности такой едой ребенок может начать прикладываться днем гораздо реже, чем раньше; на этом фоне многие мамы замечают, что гораздо чаще становятся ночные кормления. Иногда, как и раньше, дело оказывается в ночных подвижках зубок, но иногда таким образом просто компенсируется потребность в сосании при редких дневных кормлениях. В таком случае маме стоит попробовать днем иногда предлагать грудь по своей инициативе, и, бывает, после этого ночные кормления становятся заметно реже.

Девятый месяц

Либо в этом возрасте, либо немного раньше детки начинают очень вольно обходиться с маминой грудью: большинство мам встречаются с тем, что ребенок задирает на ней футболку, щипает во время кормления либо ту же, либо другую грудь. С одной стороны, это возрастной этап, развитие мелкой моторики малыша, которое происходит на самом близком и доступном ему объекте. С другой стороны – неудобства от такого поведения не стоит терпеть: чем старше становится ребенок, тем обычно сильнее становятся его щипки. От простого перебирания пальчиками по коже через несколько недель дело может дойти до синяков… Поэтому, как только мама понимает, что поведение ребенка становится для нее напрягающим и неприятным – оптимальнее всего постараться переключить пальчики малыша на что-то другое. Работают пальчиковые игры типа «сороки-вороны»; кормление в специальных бусах с крупными бусинами различной текстуры, которые шалун сможет перебирать; даже маленькие игрушки типа машинок – словом, любые игры для детских ручонок, лишь бы отвлекали от неприятных для мамы хватаний и щипков ее тела.

Десятый месяц

Детки этого возраста уже очень активны, в большинстве своем много передвигаются на четвереньках или ползком, есть даже такие, кто пробует вставать и с маминой помощью делает свой первый шажок. Все это ведет к тому, что повышенный расход энергии малыша требует более частых прикладываний к груди и большего количества прикорма. Почти все груднички к этому возрасту съедают обе груди за одно кормление на фоне довольно активного прикорма.

Одиннадцатый месяц

Кормление грудью может стать более частым, чем еще пару месяцев назад. При этом малыш очень осознанно подходит к процессу кормления – может оторваться от груди, полюбоваться ею, погладить, и приложиться снова. Деткам этого возраста свойственны прикладывания к маминой груди «между делом», когда малыш полз куда-то «по своим делам», но встретил маму, показал, что хочет поесть, приложился на несколько минут буквально стоя, и отправился дальше по тем же делам. Нередко детки этого возраста начинают раскачиваться на маминых коленях, не выпуская грудь изо рта. Ночные кормления начинают смещаться на время после 3-4 часов утра – так называемые подутренние сосания, когда ребенок может спать с грудью во рту много и долго.

Двенадцатый месяц

Количество дневных кормлений может быть очень разным у разных грудничков: есть такие, у кого прикладывания остаются только «вокруг снов», то есть перед засыпанием и после просыпания. Поскольку ближе к году у ребенка остается всего один или два сна в течение дня, то есть и такие детки, кто кормится маминой грудью всего 2-4 раза за день, при этом активно ест прикорм. Но встречаются и такие, кто продолжает прикладываться каждые полтора-два часа, и это тоже вариант нормы, тогда кормления станут реже на втором году жизни.

После года

Напомним, что прекращать грудное вскармливание около года – очень устаревшая рекомендация, кормление грудью может и должно продолжаться. Если на первом году жизни главной функцией грудного молока было питание ребенка, то на втором важнее становятся защитные свойства и успокоение малыша. С одной стороны, молока у мамы вырабатывается теперь заметно меньше, чем прежде; с другой – в нем растет содержание очень многих веществ и иммунных тел, направленных природой на поддержание здоровья ребенка и защиту от инфекций, с которыми может столкнуться активный и любознательный бегунок.

Кормления по первому требованию остались в прошлом, сейчас мама сама решает, когда ей давать грудь малышу, а когда повременить. При этом грудь еще довольно долго остается самым легким и удобным для всех способом уложить ребенка спать и успокоить его при чрезмерном возбуждении. Ближе к полутора годам кормления грудью могут учащаться, затем опять становятся реже. Некоторые малыши сами прекращают кормление на втором году жизни, но это случается не так уж часто. В большинстве случаев, если мама никак не форсирует отлучение, расставание ребенка с грудью происходит только после двух лет, когда мамино молоко с постепенным угасанием интереса малыша к кормлению само (в норме очень медленно и плавно) «сходит на нет».

Смотрите также: вебинар Ирины Рюховой «Введение в материнство» Цикл вебинаров Ирины Рюховой «Кормим грудью. Основы» Вебинар Ирины Рюховой «Кормление подрастающего малыша от 6 до 12 мес» Вебинар Ирины Рюховой «Кормление после года»

Оригинал

soznatelno.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное