Как учить ребенка писать правильно


Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов

Автор: Евгения Климкович

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо?  И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

shkolala.ru

Как научить пятилетнего ребенка писать цифры и буквы?

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.

  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции. Хороший эффект дают следующие упражнения:

  • Вырезание простых фигур (можно вырезать снежинки на елку, бумажные куклы и одежки для них или просто геометрические фигуры);
  • Театр теней. В эту игру хорошо играть вечером. Подсветите стену лампой и придумайте персонажей с помощью пальцев;
  • Занятия с песком. Рисование на песке полезно не только для мелкой моторики, но и общего развития интеллекта и психики малыша;
  • Оригами;
  • Игры с конструктором. Выбирайте размер и сложность по возрасту;
  • Лепка из пластилина или теста;
  • Рисование карандашами, красками, фломастерами. Используя карандаши и фломастеры, сразу обращайте внимание, правильно ли малыш держит предмет. Если ему сложно освоить технику работы с ручкой или карандашом, купите специальную насадку с выемками. Она поможет научить ребенка работать с канцелярскими принадлежностями.

Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

iqclub.ru

Как научить ребенка писать правильно и красиво

Умение красиво и грамотно писать считается одним из показателей индивидуальной культуры человека. Никто с рождения не наделен талантом к образцовому письму и природным даром содержать записи в опрятном виде. Только благодаря упорному труду юного создания, его педагогов и родителей можно развить в раннем возрасте способность грамматически правильно и красиво писать.

В какой бы класс ни ходил ребенок, он может допускать множество оплошностей в письме. Тогда родители задумываются о том, как помочь ему безошибочно списывать фрагменты из книги или с доски и как научить ребенка правильно писать под диктовку текст или собственные мысли.

Учим ребенка списывать

Малыш ходит только в первый класс, а ему уже нужно точно и красиво списать печатный или письменный текст из учебника или с примера на доске. Взрослым кажется нелепым то, что их чадо умудряется при элементарном копировании написать половину не правильно, а с кучей опечаток и упущений.

Как только пройден этап изучения букв, учитель, по требованиям школьной программы за первый класс, начинает учить малышей списывать маленькие слова. Это сделать правильно первоклашкам удается не всегда, так как пока взгляд блуждает от доски или книги к тетради, из их поля зрения исчезает написанная буква. Поэтому они тратят силы и энергию на поиск потерявшейся буквы или слова, устают, становятся невнимательными, а текст изобилует ошибками.

Как научить ребенка грамотно писать отдельные слова на основе образца?

Эффективный способ для ребенка, посещающего 1-2 класс, — попросить его последовательно выполнить следующие действия:

  1. Прочесть слово вслух так, как оно пишется, а не слышится, например: Овал, круГ, рОса, рЕдис.
  2. Назвать количество букв в слове.
  3. Снова прочесть слово. Такая подготовка помогает развивать зрительную память малыша, что способствует формированию его навыков правописания.
  4. Прикрыть образец и самостоятельно написать слово в тетрадке.
  5. Побуквенно прочесть написанное слово и сосчитать количество букв в нем. Сравнить количество букв в образце с тем словом, что получилось.
  6. Сверить написанное слово с образцом по букве. Если была допущена ошибка, позвольте малышу найти ее самостоятельно.

Научившись списывать слова таким способом, ребенку, который переходит в 3 или 5 класс, будет проще быстро и правильно воспроизводить часть или целое предложение, а ошибок при этом станет значительно меньше.

Если у малыша есть проблемы со списыванием предложений, проводите занятия с ним по следующему алгоритму:

  1. Ребенок вслух читает предложение-образец.
  2. Рассказывает, о чем сказано в нем.
  3. Считает слова в предложении.
  4. Читает первое слово и записывает его.
  5. Читает первое слово и второе, записывает второе.
  6. Читает три первых слова и пишет третье из них. То же действие выполняется со всеми словами.
  7. Читает вслух написанное предложение. Выясняет, все ли написано правильно и понятен ли смысл.
  8. Сверяет образец с написанным предложением, сравнивая каждое слово.

Развиваем умение писать под диктовку

Сложнее приходится ребятишкам, для которых на смену заданиям на списывание приходят диктанты. Тут уж некуда подсмотреть, нужно знать самому, как пишутся слова и какие знаки препинания ставить. Возникает новая проблема: как научить ребенка писать без ошибок то, что он воспринимает на слух?

Обычно требование писать под диктовку касается учеников, перешедших во второй класс. Детишкам довольно непросто воспроизвести услышанный фрагмент в письменном виде.

Если ребенок нервничает или устраивает истерики, когда в школе нужно писать под диктовку, попробуйте регулярно проводить с ним дома диктанты – используйте слова, предложения или любой текст из параграфов, пройденных им на уроках.

Перед написанием текста под диктовку, проведите с малышом подготовительную работу:

  1. Дайте ребенку прочесть текст.
  2. Обсудите все места, где малыш может допустить ошибки, и вспомните правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы писать правильно.
  3. Повторите правописание слов, которые нужно запомнить, если таковые есть.

Рекомендуем выписать с ребенком на карточки все словарные слова, которые нужно запомнить ему за этот класс, и развесить их по квартире, чтобы ребенок часто их видел и запоминал правильное написание.

Когда приступаете непосредственно к диктанту, учтите следующие моменты:

  1. Каждое предложение сначала нужно прочесть целиком, а затем диктовать его по словосочетаниям. Важно научить ребенка полностью выслушивать предложение, а потом приступать к его написанию.
  2. Если во время диктантов вы заметили, что ваше чадо вот-вот сделает ошибку, можете тихонько подсказать ему — назвать букву, которой здесь место.
  3. Научите ребенка диктовать себе мысленно или шепотом слова по слогам, проговаривая каждый звук.

По окончанию пусть ребенок прочтет написанное. Если обнаружены ошибки, попросите его вспомнить правила написания слов, в которых была допущена оплошность, и внесите коррективы. Затем снова напишите с ребенком тот же диктант и вместе проверьте его.

Если же ваши систематические занятия по описанной схеме не приносят положительного результата, проконсультируйтесь с логопедом. У некоторых детей есть проблемы с фонетико-фонематическим восприятием – ребенок все слышит, но сливающиеся звуки мешают ему быстро осмыслить слова. Специалист может порекомендовать пройти коррекционный курс.

Другие принципы обучения грамотному письму

Создайте все условия, чтобы ребенок мог делать уроки неторопливо и внимательно. Как научить ребенка грамотно писать, да еще и красиво, если во время его занятий слышно телевизор, включен компьютер, или семейство выясняет отношения?

Всегда контролируйте выполнение ребенком домашних заданий. Проверяя вместе с ним правильность написания, делайте акцент только на том, как правильно следует писать то или иное слово. К примеру, если малыш написал «вапрос», не говорите ему, что нужно писать не «а» в первом слоге, а «о». Сразу говорите: здесь нужно писать «о».

Подберите интересные малышу рассказы и приучите его читать по 5-10 минут в день (1-5 класс) или в течение 15 минут (5 класс и старше), правильно проговаривая все слова по слогам так, как они пишутся. Увлекшись чтением, малыш не будет замечать, как запоминает верное написание слов. В будущем он сможет без труда воспроизводить те речевые единицы, которые уже встречал в книгах.

На самом деле, возлагать на школу всю ответственность за обучение ребенка не стоит. Чуткие, заботливые и терпеливые родители могут сделать для детей намного больше. Нужно приложить всего немного усилий.

Как избавиться от растяжек после родов?

Для лечения послеродовых растяжек рекомендуется использовать наружные средства, улучшающие клеточное питание и эластичность кожи, стимулирующие образование коллагена, обеспечивающие длительное увлажнение.

Узнайте прямо сейчас, как Настя избавилась от растяжек.

Как научить ребенка читать правильноКак научить ребенка запоминать буквы

razvitiemalysha.ru

Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения

Умение писать – это один из самых важных навыков наряду с чтением, которым должен овладеть любой человек (см. также: как увеличить скорость чтения у ребенка и улучшить качество речи?). Многие родители необоснованно считают, что начинать учить ребенка надо как можно раньше, что именно это умение является высшим показателем уровня развития. Так ли это? Многие специалисты сходятся во мнении, что не стоит начинать учить ребенка письму до тех пор, пока ему не исполнится 5-6 лет. Обучение красивому письму дошкольника — занятие не из простых, требуется собранность, усидчивость и внимательность.

Все родители хотят гордиться своим чадом и пытаются научить его писать в раннем возрасте. Но такой подход может только навредить, если не знать, как правильно заниматься с ребенком

Дети же в возрасте 3-4 лет, в основном своем числе, непоседы. Они хотят бегать, прыгать, играть, но никак не выводить какие-то буковки и циферки в скучных прописях. Если же вы все-таки решились обучить ребенка письму, то запомните: теперь вам надо будет заниматься с малышом чистописанием регулярно, иначе спустя время он может забыть все, чему вы его научили!

Не каждому могут понравиться эти занятия, поэтому буквы и цифры он может начать писать быстро и неаккуратно, желая как можно быстрее с ними закончить и перейти, в конце концов, к каким-нибудь более интересным делам. Все это может привести к выработке некрасивого почерка, что исправить будет потом не так уж и легко. Разберемся, о чем говорят специалисты: стоит ли начинать учить детей писать в дошкольном возрасте, насколько эффективны будут подобные занятия и их последствия?

Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как родителям научить ребенка писать диктанты без ошибок?Правильную осанку необходимо формировать с самого раннего возраста, как только кроха возьмет свой первый карандашик и сядет рисовать за стол. В будущем это поможет избежать многих проблем с позвоночником

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок, идя в первый класс?

Когда следует начинать?

Обычно, именно в школе мы учимся красиво писать буквы и цифры. Обучение письму там происходит в несколько этапов: сначала детям показывают как правильно сидеть за школьной партой, потом — как нужно держать ручку или карандаш. Учителя дают ребенку первые представления о буквах и цифрах, рассказывают о том, какой высоты и ширины должны быть линии и наклоны в них, показывают как правильно соединять их между собой.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка произносить букву Р без логопеда?

Раннее освоение аккуратного письма цифр и букв не гарантирует сохранность этого навыка в будущем. Важно поставить руку так, чтобы ребенок минимально уставал в процессе работы. Это умение, равно как и навык к красивому почерку, складывается из регулярных занятий. Кроху, который любит бегать и прыгать, с трудом можно заставить посидеть за тетрадкой. Когда родителям это все же удается, то единственная цель у него: побыстрее все закончить, чтобы все отстали, и дальше побежать играть. Такой неправильный подход рискует испортить детский почерк на долгое время.

Ребенок должен сам захотеть учиться писать, а до этого времени занятия можно проводить в игровой формеЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить ребенка хорошо учиться?

Сделаем вывод: с ребенком желательно заниматься в игровой форме. Любая обучающая деятельность должна преподноситься легко и непринужденно. Не спешите сажать малыша 3-4 лет за прописи и тетрадки в линейку. Подождите пару лет, тогда ваши с ним успехи будут более ощутимыми и не такими вымученными. До этого времени следует лишь готовить маленькие ручки к будущему письму.

Подготовка дошкольника к овладению навыками письма

Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати. Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться. Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.

Упражнения для развития мелкомоторной функции

Развивать мелкую моторику можно разными способами, например, лепкой из пластилина
  • пальчиковая гимнастика: прекрасный вариант размять непослушные пальчики – сыграть вместе в игру под названием «Твистер», только пальцами;
  • сделать театр теней при помощи рук;
  • делать аппликации из всевозможных материалов (цветная бумага, фетр, осенние листья, зерна и прочее);
  • обучение вырезанию (сначала простых фигур, потом более сложных картинок);
  • делать рисунки на манке, песке (рекомендуем прочитать: как правильно сделать кинетический песок в домашних условиях?);
  • складывание, моделирование из бумаги, оригами;
  • конструирование;
  • плетение браслетов и фигур из резинок;
  • занятия с сыпучими и мелкими предметами (крупами, бобовыми, камешками): повторение рисунка, составление мозаики, нанизывание макарон на ниточку и пр.;
  • лепка из глины, теста, пластилина;
  • прописи, раскраски, рисование.

Напоминайте о важности осанки. Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку?

Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго. Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение.

Существует множество красочных интересных прописей для младшего возраста, где малыш научится обводить, штриховать и многое другое

Неплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.

Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.

Что надо знать при обучении письму?

Если дошкольник сам попросит вас научить его писать, то во время обучения придерживайтесь следующих правил:

  • обязательно хвалите малыша во время занятий за любой его успех и не ругайте, если вдруг что-то у него не получилось;
  • начинайте учение с простых заданий, сначала рисуйте по точкам, потом по пунктирам;
  • только после того когда малыш поймет как выводить печатные буквы и цифры, уже можно переходить к написанию прописных букв.

Нет никакой необходимости тратить много времени на занятия, хватит и 20 минут в день. Их будет достаточно для того, чтобы ребенок мог чему-то научиться, но при этом не заскучал и был всегда заинтересован.

Цифры

Написание цифр должно быть осмысленным, поэтому следует, в первую очередь, выучить счет до 10. Начать заучивать цифры можно уже к 4-5 годам, а когда уже будете прописывать их с ребенком, обязательно проговаривайте ему названия, чтобы запоминал.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка быстро и правильно считать в уме?

Итак, с чего начать:

  1. Научите малыша ориентироваться в расположении элементов клетки. Он должен уметь определять ее стороны, верхние и нижние границы, разделять клетку на 4 одинаковые между собой части, находить ее центр и углы.
  2. Важным этапом является обучение ребенка соблюдению угла наклона во время написания цифр. Определить наклон можно следующим образом: проведите отрезок, который будет соединять верхний правый угол вашей клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
  3. Прежде чем перейти непосредственно к написанию цифр, ребенок должен потренироваться рисовать черточки, галочки, круги, полуовалы. Именно из этих элементов состоят все числа.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как объяснить ребенку состав числа до 10: видео-уроки

Рассмотрим на примере написание цифры 0 и 1. По аналогии вы сможете самостоятельно обучить ребенка правильному написанию:

  • Ставим точку чуть выше центра клеточки.
  • Проводим прямую линию от центра к правому верхнему углу.
  • Отсюда по диагонали проводим прямую линию до точки, визуально расположенной посередине нижнего края клеточки.
  • Ставим точку в центре верхней части клетки.
  • Рисуем полуовал в правую сторону.
  • Отсюда по диагонали проводим прямую линию до точки, визуально расположенной посередине нижнего края клеточки.
  • Отсюда рисуем волнистую линию по нижнему краю клетки в три этапа: сначала хвостик вверх, затем вниз и снова вверх.

Купите или скачайте математические прописи. Сначала непоседа должен обводить цифры по точкам, потом пунктирам. На одной строчке примеры должны повторяться по 2-3 раза, чтобы можно было все время ориентироваться на них. Можете приобрести для малыша и трафарет, ему обязательно понравится обводить по нему различные знаки. Для предотвращения потери интереса и скуки во время занятий с прописями дайте своему чаду возможность рисовать рядом с циферками кружочки, солнышко или же сердечки. С подобными развлечениями мы учимся и усваиваем новый материал быстрее.

Учим цифры по точкам
Прописи-раскраски с цифрами

Буквы

Прежде чем начать выводить буквы, ребенок должен освоить алфавит, разобраться в том, как выглядит тот или иной знак. В этом ему обязательно помогут прописи с печатными буквами. Обратите внимание вашего малыша на границы строчек, объясните ему, что буквы надо писать так, чтобы они не выходили за эти рамки. Проводите с ним занятия по чистописанию в форме игры, сравнивайте буквы с различными предметами. Например, «О» вы можете сравнить с надувным кругом, «С» – с месяцем, «У» – с рогаткой. Так ваши занятия будут проходить веселее и увлекательнее, а будет легче запомнить названия и внешний вид.

Написание прописных букв начинайте изучать только после того, как ребенком будут хорошо освоены печатные буквы. Сначала несколько раз покажите как правильно прописывать новый знак. Комментируйте свои действия, рассказывайте, как и куда вы ведете линии, из каких элементов состоит буква. Потом напишите эту букву совместно, помогайте дошкольнику в его первых опытах с написанием. Для лучшего понимания можете пальчиками в воздухе показать, как надо, а затем попросите малыша повторить за вами. Как только у него это получится, можете дать ему время для самостоятельного написания.

Занимайтесь со своим ребенком, развивайте его фантазию и воображение, тренируйте мелкую моторику и координацию движений, хвалите каждое его достижение. Тогда вы обязательно сможете научить малыша писать, не тратя при этом много времени и нервов!

vseprorebenka.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное