Как развивать ребенка до года по месяцам


Как развивать ребенка до года по месяцам: практические советы

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы .

Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

o-detyah.ru

Развитие ребенка до года по месяцам / Правильное развитие ребенка

   Для начала, хочу поздравить всех мамочек, у кого уже появилось маленькое чудо, и тех кто в ожидании. Малыш — это правда чудо, самый лучший подарок в жизни. Появившись дома малютке, не успеваешь оглянуться, и даже представить не успеваешь, как дома уже бегает годовалый малыш, просит что-то дать, говорит мама… Нужно дорожить каждым моментом, это лучшее что может быть в жизнь. Не мало важным каким должно быть развитие ребенка в этом возрасте.

   Если вы хотите запомнить, как развивается ваш ребенок, можно, даже нужно, завести блокнот, альбом, что угодно. Там лучше записывать все достижения вашего малыша. Для чего это нужно? Я считаю это полезно не только чтобы помнить, такие заметки позволят вам видеть, как ваш ребенок развивается и благодаря этому вы лучше будите понимать, что еще нужно, что еще можно и так далее.

   Ну и главное это как развивается ваш малыш. Ведь если вы заметите что-то не ладное, то можно вовремя скорректировать что-либо. Уверена, что все Ваши трудности будут вознаграждены — когда ваш малыш скажет «спасибо мамочка», вас переполнят все самые хорошие чувства… реально не описать словами, это нужно  испытать.

Оглавление:

Первый месяц

  Этот период в развитии ребенка называют адаптационным. Это значит малыш адаптируется к новым условия жизни, в это время он много спит и много кушает. Тут можно подробнее прочитать о грудном вскармливании.

   В данное время у ребеночка еще остались инстинкты, появившиеся у мамы в животике, которые исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (все что в ручки попадает и сами ручки),
  • плавательный (при купании если малыша положить на животик, он будет пытаться плавать),
  • хватательный (сжимает кулочки, если коснуться его ладони ),
  • поисковый (если коснуться щечки, начинает искать грудь),
  • шаговый (если поставить на ножки, держа за ручки, будет пытаться ходить).

   Так же ребенок уже может следить за игрушками и слышать звуки. Неплохое упражнение можно делать для глазок, взяв игрушку яркого цвета и водить ее слева на право и обратно и также вверх и вниз.

   Крепкие малыши уже в месячном возрасте могут пытаться держать головку.

Второй месяц

В этот месяц в развитии ребенка начинаются большие перемены, еще этот период называют «оживлением» малыша. Он меньше спит, лучше видит и слышит. Очень важно, чтобы Вы с ним много разговаривали, или пели. При пении малыш как-будто начинает Вам подпевать, очень становится приятно самой.

Что же уже умеет ваш малыш?

  1. Уже может поднимать головку и не долго придерживать ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые уже начинают переворачиваться с бочка на спину.
  3. Изучает свои ручки, может их насасывать.
  4. Младенческие рефлексы начинают немного угасать.
  5. Развивается эмоциональная сфера. Это очень важная составляющая, которая означает что развитие ребенка идет нормально.
  6. Малыш начинает узнавать родителей. Радуется Вам и начинает быстро двигать ручками и ножками.
  7. Ребенок уже начинает гулить — произносить певучие гласные звуки, «агукает». Им очень нравится слушать свои звуки, появляется некая своя речь.

Третий месяц

На протяжении третьего месяца, развитие ребенка продолжает совершенствоваться. Особенно эмоциональная сфера хорошо развивается. Что он уже умеет:

  1. Все лучше и лучше умеет держать головку, а находясь на животике, начинает высоко поднимать голову и пытается оглядеть все  вокруг.
  2. Малыш уже умеет брать предметы и тянется к интересующим его предметам или игрушкам.
  3. Продолжают изучать свои ручки, но некоторые уже пытаются поймать свои колени. Это они изучают свои ножки.
  4. Все что попадается малышу в ручки, оказывается у него во рту. Дело в том, что слизистая рта и язык — самые чувствительные и таком образом ребенок изучает предметы, окружающий его мир.
  5. Некоторые малыши уже умеют смеяться, некоторые только улыбаться. Все это нормально и не стоит переживать, если малыш только сейчас научился улыбаться.
  6. Дети уже умеют подрожать мимике своих родителей. Они внимательно изучает Ваше лицо, Вашу мимику. Играйте с малышами, стройте им рожицы.
  7. Ребенок продолжает развивать свою речь. Может подолгу напевать гласные звуки и некоторые уже пытаются озвучить слоги.

Четвертый месяц

На этом месяце развития ребенка происходят быстрые изменения в психологическом и физическом плане:

  1. Уверенно держит голову. На животике или на ручках вертикально может следить за предметами или звуками, поворачивая голову.
  2. Лежа на животе упирается на локти. Некоторые малыши уже могут на выпрямленные ручки встать.
  3. С этого месяца Ваш малыш учиться переворачиваться с животика на спинку и обратно. Некоторые детишки уже передвигаются, переворачиваясь, или даже ползают по-пластунски! Помните, что оставлять ребенка без присмотра нельзя! Он может упасть. Лучше положите его на пол, там ему будет больше простора для его маневров и не сможет упасть.
  4. Уже осознано манипулирует с предметами, может взять игрушку и поиграть.
  5. Хорошо отличает своих близких.
  6. У ребенка развивается страх остаться без мамы, поэтому он Вас не отпускает. Уделяйте много внимания малышу и будьте терпимыми, этот период скоро пройдет.
  7. Внимательно прислушивается к звукам, у него появляются любимые игрушки, может любоваться своим отражением в зеркале.
  8. В речи появляются более внятные слоги. Вообще, можно сказать, что речевое развитие ребенка закладывается именно в первый год жизни.

Пятый месяц

В этом периоде малыш значительно оттачивает физические навыки:

  1. Уверенно переворачивается в разные стороны.
  2. Лежа на животе лучше поднимается на локоточки и на ладошки.
  3. Может уже принимать позу полу-лежа, на локоточке. Можно сказать готовиться к сиденью.
  4. Пытается дотянуться к интересующему предмету.
  5. Умеет хватать себя на ножки, за ступни и тянет их в ротик.
  6. Может немного стоять, если держать его за подмышки.

   И вот начинает появляться очень важный навык в развитие ребенка. Теперь он хорошо узнает родных, может например у мамы на руках сидеть спокойно, а если кто-то из других попробует взять на ручки, он уже может заплакать ,у него поменяется настроение.

   Очень интересно в это время наблюдать за малышом, как он играет с игрушками, стучит, облизывает, кусает. Может разглядывать книжки или журналы с красивыми яркими рисунками. А если еще показывать что изображено, и читать маленькие стишки, то у ребенка хорошо развивается речь.

   Развитие ребенка продолжается эмоционально, он много улыбается, смеётся, хохочет. Если уделять мало внимания ребенку, он может закапризничать. Так же можно уже учить простым словам: «папа», «мама», «баба», они могут их повторить.

Шестой месяц

 

      Развитие ребенка опять претерпевает изменение жизненного уклада:

  1. Именно в это время ребенок начинает ползать по пластунски, и родителям приходится поднимать все предметы выше.
  2. Малыша уже можно садить не на долго в положение полулежа.
  3. Лежа на животике малыш начинает пытаться встать на колени, может и встать, покачаться. Это важный этап в развитии и подготовке к сидению и ходьбе на коленях.
  4. Не только уверенно в руке держит предметы, но и умеет перекладывать из руки в руку.
  5. Может уже ломать игрушки, разглядывает их со всех сторон и тянет в рот абсолютно все. Это нормально. Малыш изучает окружающий мир.
  6. Можно начинать развивать бытовые навыки, такие как ложка, что с нее нужно кушать. Можно поить с кружки, придерживая конечно.
  7. Начинает развиваться интеллект. То есть ребенок понимает последствия некоторых действий. Например что если бросить кубик, он упадет или нажать на кнопку, будет звук.
  8. Очень уверенно говорят слоги и начинают осваивать согласные звуки.

Семь месяцев

   Развитие ребенка становится более быстрым, малыш становится активным:

  1. Уже уверенно ползает по пластунски и на четвереньках. Некоторые детишки начинают передвигаться задом на перед. И это нормально, скоро малыш научится управлять своим телом.
  2. Могут сидеть с прямой спинкой. А особо упорные пытаются стоять около опоры.
  3. Развивается мелкая моторика малыша. Он берет игрушки в разные руки, стукает друг о друга, кидает. Очень внимательно смотрите за мелкими деталями! Ребенок все тянет в рот.
  4. Рассказывайте малышу о предметах, называйте их, показывайте и называйте части его тела. Детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей (где глазки? где ушки?) Это все стимулирует познание ребенка.
  5. Ребенок начинает подрожать. Например видя как родители кушают, и его легче кормить. Слушая звуки, пытается их повторить («гав-гав», «мяу-мяу»).

   Для развития речи, активации речевого центра, необходимо развивать мелкую моторику. Например игрушка с бусинками разных цветов, надетая на нитку.

Восемь месяцев

В восьмом месяце развитие ребенка направленно на упорство встать:

  1. Ребенок ползет до любой опоры и пытается встать, кому-то это даже удается, но не всем. А если поставить рядом с такой опорой он будет стоять.
  2. Активные детишки ходят вдоль опоры или когда их родители держат за ручки, перебирают ножками.
  3. Малыш уже знает расположение комнат, продолжает изучать обстановку, сам может передвигаться на четвереньках по комнате.
  4. Умеет сидеть, сам садится из положения на четвереньках.
  5. Игры становятся более осмысленными, малыш может игрушки складывать в коробочку, одевать колечки палочку.
  6. В это время малыш может захотеть кушать с ложечки, лучше это поощрять, в дальнейшем возможно не придется прививать этот навык.
  7. Ребенок уже усвоил некоторые простые игры, может слушать музыку и даже пританцовывать, если видел как это делают родители.
  8. Может уже понимать какие-то  просьбы: дать игрушку, показать кроватку. Может и показать части своего тела.
  9. Продолжается развитие речи, кроха пытается повторить слова, появляются новые слоги.

Девятый месяц

 

    Развитие ребенка в этом месяце становится обширнее, появляются новые навыки:

  1. Кроха может перелистывать листочки книжки, мять их и даже порвать.
  2. Малышу можно дать пластилин, но внимательно следить, чтобы не ел его. Это развивает хорошо моторику и нравится детишкам.
  3. Словарный запас постоянно расширяется: они понимают слова «дай», «принеси», «кушать» и другие.
  4. Кроха продолжает пытаться встать самостоятельно, активно ходит вдоль опоры. Но нужно быть крайне внимательным, малыш пытается залезть куда-либо, или слезть со стула например.
  5. Ползая на коленях, может легко развернуться и пойти в другою сторону.
  6. В этот период хорошо проявляется характер. Малыш может пытаться добраться до нужно ему предмета, а если не получается, может заорать, заплакать. Боится остаться без мамы, поэтому всячески может ее привлекать, например если видит что мама уходит, может начинать плакать.

Десятый месяц

   С каждым днем развитие ребенка становится увлекательнее и интереснее самому ребенку. В передвижении все становится увереннее, ползает отлично, особенно в кроватке. Встает уверенно, ходить учится быстрее.

   Становится малыш более любопытным и пытается повторить некоторые звуки, особенно животных. Нужно использовать этот период, проговаривать ребенку не сильно сложные слова и он будет пытаться их повторять. Так же хорошо копирует Вашу мимику, играйте с ребенком в этом направлении. Малыш может выполнить несложные просьбы: показать, спрятать, принести. Еще малыш может обобщать понятия: показать ручки у мамы, у папы, у куклы и так далее.

   Особенно хорошо в данный период совершенствуются игры:

  1. Благодаря развитию моторики, малыш может удержать несколько мелких предметов в одной руке. При этом появляется ведущая рука.
  2. Ребенок уже начинает понимать как играть. Например катает машинку, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.
  3. Может играть с другими детьми, если родители покажут как это нужно делать.
  4. Любят вкладывать стаканчики друг в друга.
  5. Умеют катать или кидать мячик.
  6. Открывают и закрывают дверцы шкафа или выдвигают и задвигают ящики. Могут туда положить игрушки.
  7. Перекладывают предметы в разные коробочки или стаканчики.
  8. С удовольствием играют с едой и водой.
  9. Могут совмещать игрушки. Например толкать мячик палочкой.
  10. Начинают интересоваться крупным конструктором, но пока только разбирать.
  11. Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Одиннадцатый месяц

   Малыш становится очень возбудительным, быстро переходит от смеха к плачу, даже порой одновременно может и плакать и смеяться. Настораживается в незнакомом месте, пугается при появлении нового человека. Все это нормальное развитие ребенка и родителей не должно беспокоить.

  • Очень активно ребенок передвигается по комнатам. Малыш достаточно окреп, чтобы самостоятельно передвигаться. Может делать несколько шагов от одного родителя к другому или от предмета к маме.
  • Продолжает развиваться навык самообслуживания. Пытается сам кушать из ложки, пить воду с чашки, пытается сам снять вещи и так далее. Можно надолго занять ребенка, дав ему ящик с одеждой. Самостоятельность необходимо поощрять.  Детишки в этом возрасте любят когда их хвалят.
  • В это время появляются первые осмысленные диалоги, понимает слова «да», «нет», «нельзя». Может помотать головой положительно и отрицательно.
  • В это время родители лучше начинают понимать свое чадо, он показывает пальцем на предмет, его интересующий. В речи малыша появляются два-три четких слова. Чаще это «папа», «мама», «баба», и другие звучные слоги.
  • Детишки хорошо начинают развивать навыки вежливого общения. Хорошо понимают жести «привет» и «пока», охотно машут ручкой. Хотя для них это и игра, но нужно всегда просить малыша поздороваться и попрощаться. Это закрепит положительную привычку.

Двенадцатый месяц

  Двенадцатый месяц является своеобразным переходным моментом от младенчества к детству. Хотя это и условная граница, но большинство родителей ожидают о своих малышей куда больше, чем от одиннадцати месячного. Хотя развитие ребенка в этот период принимает немного другой оттенок, скорее всего, потому что к году малыш становится более самостоятельным, более взрослым, но именно после года начинается самое самое активное изучение себя и окружающего его мира, так скажем, развивается личность малыша.

   В таком возрасте у малыша словарный запас увеличивается, он не только понимает много слов, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова. В чем же основные изменения:

  • Малыши начинают ходить самостоятельно. Но не волнуйтесь если ваш малыш этого не делает. Дети до полутора лет могут ползать, это не отклонения, это нормальное развитие ребенка.
  • Ребенок умеет приседать, чтобы взять игрушку. Может положить одну и взять другую. Дети хорошо запоминают где что лежит, поэтому они будут искать игрушку именно там, где ее оставили.
  • Учатся самостоятельно перешагивать препятствия, сначала за ручку, потом сам.
  • Кушает с ложечки, пьет из чашки, сам снимает и одевает носочки, шапочку.
  • Если приучали к горшку, то малыш сам просится на него.
  • Кушает ребенок пищу кусочками, даже если жевательные зубки не выросли, жует деснами, они очень твердые.
  • Ребенок уже все понимает. Даже если родители думают что малыш не понимает, это не так. Он радуется, грустит и все переживает с мамой. Поэтому психологи не рекомендуют выяснять отношения при малыше. Он еще не умеет справляться с плохими эмоциями, это может нанести ему психологическую травму.
  • Игры малыша становятся сложнее. Он может кормить куклу, садить на горшок игрушку.

Чему научился малыш за годик жизни?

  Теперь подведем не большой итог в жизни Малыша. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

   Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

   Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

 Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

   Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

   Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

polzablog.ru

Развитие ребенка по месяцам. Календарь развития ребенка до 1 года

И вот в твоей семье поселилось маленькое Счастье – родился малыш. С каждым месяцем он будет становиться старше и радовать тебя своими новыми умениями и достижениями. А что должен уметь ребенок в 1 месяц? А в два? В шесть месяцев? Об этом мы тебе рассказали в нашем «Календаре развития ребенка по месяцам до года» на сайте Твой Малыш. Ведь развитие ребенка до года – это очень важный этап в жизни крохи.

Именно в это время он начинает сидеть, ползать, ходить и выговаривать свое первое слово «мама». А еще очень важно знать нормы веса и роста детки. Все это в комплексе даст понимание того, что твой малыш развивается и растет правильно.

tvoymalysh.com.ua

Развитие ребенка по месяцам до года

Маленький ребенок, появившийся в доме — это крохотное чудо и большая радость для любящих родителей. Первый год жизни для малыша — это получение и усвоение огромного пласта информации. Изучение и освоение навыков, которые малыш будет совершенствовать в последующие годы. Становление характера и приобретение привычек, которые могут помочь или помешать во взрослой жизни. Знание о том, как должно проходить развитие ребенка по месяцам, поможет родителям создать условия для гармоничного роста крохи.

Родители часто волнуют следующие вопросы: как правильно воспитывать младенца, чему учить, какие навыки развивать и в каком порядке. Волнуются родители и о том, как проходит развитие малыша, не отстает ли он от нормы. Надо понимать, что нет жестких временных рамок, которые указывают что и в какой день ребенок должен уметь делать. Каждый ребенок неповторим и индивидуален. И развивается кроха в соответствии со своим внутренним календарем.

Внимательные и добросовестные родители, бабушки и дедушки, могут помочь крохе быстрее освоиться в мире. Даря свою любовь, заботу маленькому человечку, родители создают благоприятное психоэмоциональное поле младенца. Дети выросшие в любящей семье обладают более крепким здоровьем, быстрее осваивают новые навыки. Обращаться к специалистам, педиатрам и психологам, следует в том случае, если заметно существенное отставание в развитии от сверстников.

Календарь, развития ребенка по месяцам

Первый месяц — это период адаптации к новым обстоятельствам и обстановке. Развиваясь в животике у мамы, кроха был защищен от внешнего воздействия. После рождения младенец должен освоить новый способ дыхания, получения пищи, привыкнуть к новым слуховым, зрительным ощущениям.

Основное занятие грудничка в первый месяц, это сон и питание. Кроха не различает времени суток, ему все равно, ночь или день. Главное для малыша полноценное питание и комфортные условия для сна.

Мышцы младенца очень слабы, грудничок не может самостоятельно удерживать головку. При кормлении мамочка должна придерживать головку малыша. Наблюдается небольшая отечность тела. Мышечный тонус повышен. Ручки сжаты в кулачки, ножки — в пружинистом состоянии.

Второй месяц. Кроха уже меньше спит. Период непрерывного бодрствования может составлять около 20 минут каждый час. Черты личика становятся более выраженными, четкими. Одутловатость практически исчезла. Малыш начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает.

Развивается зрение. Грудничок уже может ненадолго фиксировать взгляд на предмете. Пытается рассматривать яркие игрушки, лицо мамы. Если медленно провести игрушку перед глазами, начнет ее провожать взглядом.

Развивается слух. Громкие, резкие звуки могут напугать кроху. Узнает мамин голос. На слова мамы кряхтит, пытается издавать звуки. Если мамочка будет активно общаться с малышом, то к концу первого месяца, кроха может начинать гулить, выпевать отдельные звуки.

Мышцы шеи также слабые, но головку держит дольше. Пора выкладывать ребёнка на животик, для укрепления мышц спины. Маму встречает оживленными движениями ручек и ножек. Понимает интонацию голоса. Начинает улыбаться. Ручки пока сжимаются в кулачки, но если дать грудничку погремушку, он попробует ее удержать.

Третий месяц. Начинает формироваться режим дня. Ночью малыш может спать 5-6 часов и не просыпаться. Сокращается также время и дневного сна. Малыш уже уверенно держит головку. Лежа на животике приподнимает предплечья, при этом упирается ножками.

Гипертонус почти прошел. Ручки и ножки во время сна расслаблены. Активно пытается тянуться к разным предметам, цепко держит погремушку. Рассматривают свои ручки, засовывают и сосут кулачок.

Начинает вместо отдельных звуков произносить слоги, агукает. Может долго разговаривать сам с собой. Некоторые дети уже пробуют смеяться. Может капризничать, если что-то не понравилось.

Четвертый месяц. Увеличивается продолжительность ночного сна до 8 часов. Кроха уверенно держит голову и поворачивает ее по сторонам. Если грудничка придерживать под мышки, может недолго стоять на ножках. Целенаправленно берет игрушки и бросает их. Уже есть любимые игрушки.

Переворачивается со спинки на животик. Некоторые детки начинают перемещаться перекатываясь, поэтому нельзя оставлять детей такого возраста на диване или взрослой кровати. Лежа на спинке понимает плечики и голову, пытается сесть.

Узнает родителей, может позвать криком или движением. Возникает страх потерять маму. Поэтому старается не выпускать ее из вида. Если мама вышла из комнаты, начинает громко плакать. Знает свое имя. Поворачивает голову или переводит взгляд на того, кто его позвал.

Пятый месяц. Кроха может короткое время сидеть, пока на стульчике с опорой. Приподнимается на вытянутых ручках, лежа на животике. Пытается ползать. Некоторые детки, держась за опору пробуют встать на ножки.

Четко различает своих и чужих людей. При виде незнакомца может испугаться, заплакать. Умеет узнавать лица на фотографии. Рассматривает картинки в книжках. Подпевает, когда с крохой играют в «ладушки». Речь более четкая, можно учить слова: мама, папа, баба.

Ищет общения, но может и самостоятельно поиграть минут 10-15. Развивается мимика. Кроме плача и улыбки, малыш может хмуриться, смеяться. У многих деток начинают прорезываться зубки.

Крохе полгода. Может проползти небольшое расстояние до игрушки. Пытается вылезти из коляски или кроватки. Сидит уже самостоятельно. Начинают понимать такие слова, как нельзя, дай, кушать.

С большим вниманием слушают, что им говорят взрослые. Находит взглядом тот предмет, о котором говорит родитель. Слоги произносятся уверенно. Появляются в речи первые согласные звуки.

Умеет поднимать игрушки, перекладывать из ручки в ручку или с одной коробки в другую. Очень нравится изучать игрушки, ломать их. Понимает связь между действиями: бросил игрушку, она упала.

Седьмой месяц. Умение ползать в этом возрасте освоили уже почти все дети. Удержать на одном месте непосед уже не получается. Необходимо подготовить место для ползания крохи. Убрать бьющиеся, тяжелые предметы. На пол подстелить коврик.

Прямо держит спинку, когда сидит. Самостоятельно встает у опоры. Любит игры, где играют с пальчиками «Сорока — белобока». Активно ползает не только в комнате, но и по всей квартире. Любит ходить, когда кроху держать за ручки.

Знает что такое ручки, ножки, носик, ротик, другие части тела. Может показать их пальчиком. Любит купаться сидя в ванной, играя в воде с игрушками.

Восьмой месяц. Развитие крохи продолжается все более интенсивно. Теперь малыш берет вещи и игрушки не всей ладошкой, а пальчиками. Может долго разбирать и собирать пирамидки, строить башенки. У машинки может открыть и показать дверцу.

Хотя много ползает, старается все чаще встать и пойти на ножках. Если придерживать за ручки, то обследует всю квартиру. Нравится слушать музыку и танцевать. Оживленно хлопает ручками, пытается подпрыгивать.

Умеет здороваться и прощаться, помахивая ладошкой. Кроха понимает, о чем спрашивают взрослые. Может выполнить не большую просьбу: показать игрушку, угостить конфеткой.

Увеличивается количество звуков, которые произносит малыш. Обычно в этом возрасте впервые осознанно произносится слова мама, папа.

К 8 месяцам почти все малыши могут похвастаться 4 зубками. 2 сверху и 2 снизу. Начинают откусывать маленькими кусочками твердую пищу. Дети начинают отказываться от еды, которая им не нравится. Отталкивают руки, сжимают зубки. Если же какой-то предмет понравился, могут попытаться отобрать его силой.

Девятый месяц. Навыки и умения, приобретенные ранее, развиваются и совершенствуются. Теперь чадо может встать из положения сидя, или сесть из положения лёжа. Ребенок твердо стоит у опоры, и передвигается, держась за диван или край кровати. Когда ползает, может сменить направление и поползти назад.

Развиваются новые умения:

  • Засовывать пальчики в дырочки. Следует прикрыть специальными накладками все розетки в квартире.
  • Рвать бумагу.
  • Мять тесто и пластилин. Лепка особенно хороша для развития мелкой моторики.

Знают названия многих предметов и слов. Хорошо понимают просьбы старших. Кроха запоминает куда мама убрала игрушки, пытается их достать.

С помощью крика и слез начинают пытаться манипулировать родителями.Дети очень чутко улавливают настроение родителей. Если мамочка пойдет на уступки, будет выполнять капризы крохи, то эти капризы будут усиливаться. Стоит сразу довольно решительно объяснить карапузу, что нельзя поступать плохо и капризничать. Кроха должен понять, что если мама сказала нет, то слезами и истериками добиться ничего не получится.

Начинает пробовать самостоятельно одеваться. Хорошо пьет из кружки, когда ее немного придерживают. Малыш сам ест ложкой.

Десятый месяц. Детки учатся переступать или переползать через препятствия. Могут подняться или спуститься на 2 — 3 ступеньки. Деятельно изучают все шкафы в доме, открывают дверцы, достают и раскидывают вещи.

Любят помогать маме на кухне или с уборкой. Чтобы порадовать любимую маму могут разрисовать стены фломастером. Не стоит ругать кроху или запрещать ему помогать взрослым. Инициативу лучше направить в конструктивное русло. Дать коробку и предложить сложить туда игрушки. Дать в руки кусок теста и попросить его раскатывать, это надолго займет время малыша.

Уже пытается играть с другими детьми. В такой ситуации помощь родителей будет неоценима. Покажите как лепить куличики, строить холмик, набирать песок в ведерко. В 10 месяцев моторика уже развита довольно хорошо, что позволяет крохе держать в руке сразу несколько вещей неправильной формы.

Одиннадцатый месяц. Самое долгожданное достижение — ребенок умеет говорить. В лексиконе у детей примерно 10 — 15 слов. Когда чаду не хватает слов чтобы что-то сказать взрослым, карапуз будет пытаться объясниться жестами, мимикой. Маленький человечек хорошо изображает животных: му — коровка, мяу — кошечка. Бибика — машинка.

Уже почти полностью понимает смысл, обращенных к нему слов. Любит внимательно слушать разговоры взрослых. Ведет себя самостоятельно: одевает носочки и обувь, чистит зубки, расчесывается.

Очень любит когда его хвалят, расстраивается когда начинают ругать. Умеет грустить, скучать, сердиться, радоваться. Научился кивать в знак согласия. Когда отказывается — машет головой из стороны в сторону.

Двенадцатый месяц. Первый серьезный юбилей у детей. Большинство детей начинает ходить именно в 12 месяцев. Но если ваш малыш еще не пошел, а все еще любит ползать, не стоит расстраиваться. Педиатры считают это норма, ребенок может ползать до полутора лет.

Теперь в копилке у малыша много развивающихся игр. Кроха умеет:

  • собирать пирамидки, строить башенки;
  • бросать, ловить, катать мячики;
  • укачивает кукол, кормит их куличиками; играет машинками.

Проявляются предпочтения в еде. Есть любимые вещи и игрушки. Умеет разговаривать по телефону, разбирается чей телефон зазвонил.

Понимает все что ему говорят. При несогласии может устраивать истерики, кричать, плакать. Следует объяснить крохе правила поведения.

Показатели развития ребенка

Вес — сразу после рождения, кроха немного теряет в весе. Но уже в первый месяц поправляется на 700 — 800г. Нормальная прибавка считается, если к 6 месяцам вес младенца увеличится в 2 раза. В год малыш должен весить примерно в 3 раза больше чем при рождении.

Рост — первые 5-6 месяцев рост малыша увеличивается ежемесячно на 2 — 3 см, после шести месяцев, рост замедляется и составляет 1 — 2 смс в месяц.

Двигательная активность. Умение ребенка держать головку, переворачиваться с животика на спинку, сидеть, ползать, ходить.

Развитие речи. Первоначальное кряхтение грудничка к 2 месяцам сменяется гулением. Позже малыш переходит на агуканье и лепет. К году словарный запас ребенка должен состоять примерно из 10-15 слов.

Представленный календарь показывает усредненные по срокам способности детей. Физический рост, вес у недоношенных детей будет немного отставать от средней нормы. Обычно после года детки выравниваются в своих показателях.

Первый год жизни очень сложен и для малыша и для его родителей. Жизнь маленького человечка, развитие его умений и способностей в руках любящих родителей. Надо уметь принимать и любить своего малыша каким он есть, направлять его, помогать развиваться.

pups.su


Смотрите также

Рубрика:  Разное