Как приучить ребенка


Как приучить ребенка к порядку?

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

0 207 1 Сентября 2018 в 10:22

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын — аккуратным и чистоплотным человеком. Но приучить ребенка к чистоте и порядку бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

  • Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  • Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге. А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

  • Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения. Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии Комментарии 0 Отправить комментарий

www.yburlan.ru

5 простейших правил, как приучить ребенка к порядку

Здравствуйте, дорогие читатели!

Одной из основных задач мам и пап, которая должна быть привита в раннем детстве, это как приучить ребенка к порядку, дабы не получить великовозрастного подростка, лежащего в куче барахла в своей непроветренной комнате (шутю конечно).

О том, как приучить ребенка к порядку и помогать родителям не только в уборке, но и в любой другой работе, поговорим об этом ниже.

Формируем у ребенка привычку

Вырабатывая у ребенка привычку убирать за собой сначала игрушки, потом свою одежду, потом карандаши и альбомы и любые другие принадлежности.

Мы формирует в ребенке самостоятельную личность, способную самому себя обслужить.

Посредством уборки ребенок становится более ответственным, дисциплинированным, уверенным в себе, приобретает способность планировать и ранжировать свои дела, отдает отчет времени.

Все это очень важно. Конечно же все это мы получим намного позднее, но семена порядка мы должны сеять уже сегодня.

В противном случае вы всю жизнь будете за ним убирать, и убирать, и убирать! И конца этому не будет никогда!

Пока ваше чадо не улетит из родного гнезда, где это переходящее знамя будет нести его супруга или супруг. Тьфу, тьфу, не дай бог, конечно. Чтобы этого избежать приступаем:

Правило № 1. Рано не бывает

Когда же начинать этот сложный процесс? Как только узнали об этом — тут же и начинаем, не откладываем на следующий понедельник.

Многие родители оттягивают этот момент, жалея свое солнышко, что он еще слишком мал, он еще не понимает, он не умеет и прочие отговорочки, тогда, как времячко идет и ваш малыш привыкает к тому, что за ним убирают.

И чем старше он становится, тем сложнее вам будет приучить его к порядку.

Вот ваш малыш научился ползать — он ползет и на своем пути все сметает, ой, а если он поднялся на ножки, то вообще берегитесь — вот оно самое время для сбора этих самых игрушек.

Так же ребенок вряд ли будет поддерживать чистоту, если у вас в квартире повсюду бардак. Не требуйте от ребенка того, чего сами не делаете.

Ребенок всегда подражает своим родителям, если мама содержит дом в чистоте, то разбросанные игрушки, сразу бросятся в глаза и объясняйте крохе, что везде все прибрано — посмотри, все вещи на своих местах и твои игрушечки тоже хотят на свои места.

 Правило № 2 Убираемся играя

Ну и как же это все организовать? Как приучить ребенка к порядку?- ну конечно же посредством игры. Заставить его не получиться, а вот заинтересовать - это да!

Включите фантазию и тогда ребенка увлечет этот процесс. Этот мишка устал валятся на полу, он хочет к себе в домик в коробку, эта машинка поехала в гараж, в эту же коробку.

А этот конструктор сейчас убежит от тебя, если мы его не спрячем в специальный ящик, где живут такие же детали.

Этот зайка хочет к мишке в коробку, ему здесь скучно, давай его отвезем на этом поезде и этот поезд отправляется с зайкой на конечную остановку под названием «коробка для игрушек».

Можно прочитать веселый стишок и подбодрить ребенка:

1, 2, 3, 4, 5, будем игрушки с тобой убирать: раз — слоненок, два — мишутка, три — плюшевая утка, отправляйтесь на места, отдохните до утра. Четыре — машинка, а пять — кенгуру, утром опять я за вами приду.

Играйте вместе с ребенком. Иногда даже процесс уборки игрушек может быть увлекательнее процесса их разбрасывания.

Только когда ребенок еще мал, то это занимает очень много времени, не торопите его, и не откладывайте до тех пор, пока ребенок окончательно выбьется из сил.

Навряд ли он будет собирать игрушки, тереть при этом глаза и зевать. Начните уборку заблаговременно.

На фото мой сын все прибрал — и не только свои игрушки — сложил все в горшок!

 Правило № 3 Изображаем радость

Так же не делайте вида, что вам надоело каждый день прибираться, что вам это не нравиться.

Иначе ребенок будет понимать, что это в тягость.

Он очень восприимчив к вашим эмоциям, и инстинктивно чувствует, когда мама раздражена. Измените свое отношение, улыбайтесь.

Правило №4 Не торопитесь

По началу ребенок будет не столько помогать вам, сколько наоборот, меня это порой вообще раздражало. Так мне напомогает, в два раза больше уборки после такой помощи.

Держите себя в руках, всему свое время и ваш ребенок тоже научится.

Не торопите его и не подталкивайте, пусть он получает от этого свое маленькое удовольствие. Привыкает к труду.

Давайте ему поручения, такие, какие он сможет выполнить в силу своих умений. Просите его помочь вам, а не приказывайте.

Расскажите ему сказку, что неубранные им игрушечки могут на него обидеться и уйти от него к другим ребятам, которые следят за своими игрушками и прибирают их на места.

Правило №5 Метод пряника, кнут нам не нужен

Всегда хвалите и поощряйте свою кроху, если он стремиться все делать с вами, не пресекайте его желание вам помочь, вроде тех: «не мешай, я сама быстрее сделаю» и прочими. Этим вы можете отбить желание у ребенка помогать вам.

Упреки и придирки оставьте за дверью, только улыбка, ласка и фантазия вам в помощь!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Как приучить ребенка к порядку? Действенные методы воспитания в ребенке любви к порядку

Дети – милые и прекрасные создания, с которыми, однако, бывает слишком много хлопот. Плохие оценки и шалости – ничто, по сравнению с реальной проблемой длинною в жизнь – беспорядком. Казалось бы: ребенок просто неряшлив или это возрастное, но это не так. Любовь к порядку и чистоте должна прививаться родителями.

Но как правильно приучить ребенка к порядку и с чего же начать?

 Первые шаги к порядку

Чтобы приучить ребенка к порядку нужно понять: что лично для вас является порядком и донести это до ребенка.

Возраст, с которого можно и нужно обращать внимание малыша на необходимость навести чистоту – 2-3 года. В этот момент ребенку уже можно донести, что конкретно в вашей семье считается чистотой и порядком. Например, в одной семье просьба мамы навести порядок, означает влажную уборку, возвращение каждой вещи на свое место, полив цветов. В другой семье эта же просьба является лишь призывом к тому, что нужно собрать игрушки и заправить постель.

Делая первые шаги в процессе приучения ребенка к порядку, следует помнить, что такие качества как организованность и внимательность находятся в стадии развития вплоть до 19 лет.

Также не стоит упускать из внимания и свое влияние на малыша. Дети до 5 лет полностью копируют членов своей семьи. Если вы не соблюдаете порядок, не демонстрируете ребенку процесс уборки на собственном примере или вслух комментируете необходимость уборки как наказание – то не ждите от малыша успехов на этом поприще.

Одним из главных принципов в процессе приучения к порядку – похвала. Многие родители часто грешат тем, что негативно комментируют действия ребенка или совсем не дают довести начатое до конца.

Обычная картина: мальчик пяти лет старается помочь маме и берет в руки пылесос. Долго и усердно он пылесосит небольшой ковер, затратив при этом все свои детские силы. И что он слышит от мамы? Здесь соринка, там соринка, плохо пропылесосил. Или вовсе отбирает пылесос, чтобы скорее закончить уборку.

Важно помнить: дети нуждаются в вашей похвале и поддержке. Воспринимайте любую детскую инициативу с восторгом. Хвалите ребенка, не упрекайте и не указывайте на недостатки. Главное – приучить ребенка к порядку, а остальные качества (точность, аккуратность, организованность, внимательность) сформируются с возрастом.

Как приучить к порядку ребенка 2-4 лет

Период от двух до четырех лет является сенситивным для прививания любви к порядку, а также для того, чтобы формировать чистоплотность как привычку. Именно в этом возрастном периоде легче всего сформировать привычку соблюдать порядок. Почему так важно сформировать именно «привычку»? Потому что этот термин означает выполнение какого-либо действия автоматизировано. То есть ребенок будет соблюдать порядок самостоятельно.

В этом возрасте достаточно мало приемов для приучения ребенка к порядку. Но, тем не менее, 2-4 года являются период самого эффективного воздействия на малыша. Следует соблюдать лишь несколько рекомендаций:

•    Собственный пример

В этом возрасте 90% успеха зависит от любви к чистоте и порядку членов семьи ребенка. Дети в возрасте 2-4 лет полностью подражают родителям. Демонстрируйте ребенку как вы моете посуду, как пылесосите или протираете стеллаж, чтобы ребенок взрослел с осознанием того, что уборка – это норма.

•    Уборка – не наказание

Родители очень часто допускают очень жесткую ошибку, позиционируя уборку как наказание. Именно этот метод в последствие приводит к отторжению порядка. Уборка должна быть в радость, ассоциироваться с чем-то приятным.

•    Задания по возрасту

Малое количество родителей заставляют детей выполнять непосильные для детей 2-4 лет здания по наведению порядка и чистоты. Наоборот, детей принято жалеть и освобождать от каких-либо трудностей.  Но все же следует напомнить, что здания должны быть посильны для ребенка, не причинять ему боль и сильное утомление.

•    Игровая форма

Игровой метод в воспитании дошкольников активно используется во всех образовательных областях. Трудовая деятельность – не исключение. Предложите ребенку представить, что в комнате начался дождь и все игрушки нужно убрать на полки (в корзину для игрушек, шкаф), устройте соревнование: кто поставит больше книжек на полку. Благодаря этому методу дети воспринимают уборку лишь как увлекательную игру.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой. Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

•    Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком. Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств. Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

•    Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

•    Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку с ребенка 9-15 лет

Переходный возраст, для которого характерна конфликтность, бунтарство, принципиальность, начинается как раз с девяти лет. Если говорить честно, то в этом возрасте прививать любовь к порядку и чистоте уже поздно, но донести до подростка необходимость уборки еще возможно.

•    Мотивируйте

Мотивация – движущая сила. Варианты «Если уберешься – комната станет чище» для подростков не эффективны. Учитывайте интересы подростка. Например, моя пол – он может слушать музыку, поливая цветы – смотреть телевизор.

•    Не высмеивайте

Подростки зачастую страдают от неуверенности в себе, заниженной самооценки, самокритичности и родительские насмешки и упреки раззадорят ребенка не на шутку. Если вы уже добились того, что ребенок начал уборку, то поддержите его, похвалите результат. Если же отношения с подростком носят конфликтный характер, то лучше оставить его в покое и не комментировать его действия.

Итак, мы выяснили, что приучать ребенка к порядку необходимо с малых лет, используя хитрости и педагогические методы воздействия.

zhenskoe-mnenie.ru

Как приучить ребенка к горшку быстро, легко и без слез: главные правила, эффективные методики и нюансы обучения

Приучение ребенка к горшку — один из самых непростых периодов в жизни каждой мамы. Да и малышу в это время тоже не всегда бывает просто.

Многие родители изначально сомневаются, когда же можно приступать к такому ответственному делу, ведь у одних дети знакомы с горшком и до годовалого возраста, а другие не спешат пробовать даже после года.

А есть ведь еще разные методики приучения, а также много правил и нюансов — одним словом, чтобы малыш как можно быстрее и наиболее безболезненно освоил навык пользования горшком, родителям и самим предстоит серьезная подготовка и работа.

Итак, запасайтесь терпением, ведь впереди у вашего ребенка долгая дорога — от подгузников к самостоятельному пользованию горшком.

Когда можно приучать ребенка?

Нередко родители жалуются на неудачи, ругают и отчитывают малыша за то, что у него ничего не получается, винят себя за неспособность хорошо научить. Масла в огонь обычно подливают истории о гениальных детях, которые прекрасно овладели горшком еще до того, как умели ходить.

В любом дворе или компании обязательно найдется такой рассказчик, который не преминет похвастаться, если не собственным ребенком с чудо-способностями, то детьми друзей или дальних знакомых.

Первоочередная задача родителей — понять, что начинать приучение к горшку нельзя с принуждения или просто потому, что, по вашему мнению, уже пришла пора. Активно заставляя ребенка, наказывая его за промахи и ругая, вы добьётесь только отторжения и антипатии к самому горшку и даже к вам, к тому же, можете спровоцировать у малыша нервный срыв и массу прочих проблем.

Все обычно так и происходит, когда родители слишком рано пытаются пробовать знакомить кроху с горшком или же хотят, чтобы ребенок вдруг совершил невозможное, не имея необходимых навыков и не будучи даже готовым к этому.

Обратите внимание на умения и навыки вашего малыша

Процесс обучения пройдет гораздо легче и быстрее, если начинать его, когда ребенок будет уметь следующее:

  • уверенно ходить, нагибаться, поднимать с пола небольшие предметы;
  • обслуживать себя самостоятельно — может натянуть и снять трусики, штанишки;
  • малыш активно участвует в процессах одевания и раздевания, выявляет желание сделать все самостоятельно, знает названия предметов одежды, уверенно обращается с разными вещами своего гардероба;
  • ребенок может показать и назвать основные части тела;
  • он способен понять и выполнить ваши простые поручения — к примеру, что-то принести или отнести, положить на место и т. д.;
  • ребенок в состоянии контролировать мочевой пузырь — об этом умении можно судить, когда малыш уже спит без подгузника во время дневного сна, просыпается сухим или с просьбой пойти в туалет, бывает также, что на ребенка еще надевают памперсы, но после пробуждения они остаются сухими;
  • у него установился более-менее стабильный режим дефекации;
  • может сообщить о своем желании или потребности сходить в туалет, как по-маленькому, так и по-большому, а после завершения дела говорит, что закончил;
  • если случается неприятность, то малыш чувствует себя неуютно в мокрых трусиках или штанишках, просит их сменить;
  • умеет сосредотачиваться, может спокойно посидеть на одном месте или с определенным занятием хотя бы в течение пяти-десяти минут, к примеру, смотреть мультфильм или самостоятельно играть.

Как видите, прежде чем приучать ребенка к горшку, необходимо помочь ему овладеть хотя бы такими навыками. Обратите внимание, что речь идет не только об определенном уровне физического развития малыша, но и его психоэмоциональных достижениях.

Ориентируемся на возраст: знакомство с горшком годовалых, двухлетних и более старших детей

Исходя из уже сказанного, можно сделать вывод и о примерном возрасте ребенка, ведь малыш сначала должен дорасти до всех требуемых умений.

Как правило, большинство педиатров и психологов сходятся в мнении, что оптимальный возраст для начала знакомства с горшком — полтора-два года. Именно к восемнадцати месяцам у ребенка может сформироваться полноценный и, что немаловажно, сознательный контроль над собственным телом, то есть, он уже начинает контролировать физиологические позывы своей выделительной функции.

У многих деток такая способность вырабатывается в двухлетнем возрасте, а некоторые могут похвастаться полностью осознанным рефлексом ходить на горшок / туалет намного позже — лишь к трем-четырем годам, ведь развивается каждый ребенок по-своему, в собственном индивидуальном ритме и темпе.

Тем не менее, вы можете встретить мнение, что ребенка стоит приучать к горшку, как только он научится сидеть — тогда уж к полутора годам он точно освоит этот навык. А есть и более кардинальные суждения, согласно которым малышу нужно знакомиться с горшком чуть ли ни с первых недель жизни, а родители просто должны помочь ему выработать рефлекс постоянными командами к мочеиспусканию и дефекации.

Надрессировать ребенка вполне возможно, поэтому не удивляйтесь историям, рассказывающим о малышах, которые задолго до года научились писать и какать при высаживании на горшок и произнесении команды.

Это, конечно, можно назвать достижением, однако врачи предупреждают, что подобные эксперименты чреваты некоторыми неприятными последствиями. К примеру, в дальнейшем уже вполне сознательный малыш, все понимающий и контролирующий свои потребности, вдруг наотрез отказывается от пользования горшком и т. д. Единственная польза от этого для родителей — экономия подгузников.

Но все же для приучения ребенка к горшку лучше подождать действительно подходящего возраста.

Доктор Комаровский дает советы родителям, как сделать процесс приучения к горшку простым и результативным.

Выбираем горшок правильно

Определившись с возрастом и готовностью малыша, можно заняться поисками и приобретением того самого нужного для процесса обучения предмета — горшка.

Сегодня купить горшок не составит проблем. Однако помимо эстетической стороны вопроса или предпочтений по цвету существует много других критериев, о которых следует знать при выборе горшка.

  • Комфорт и удобство для малыша — прежде всего. Не берите красивую, но не устойчивую или замысловатую модель, на которой ребенку будет просто неудобно сидеть. Если он в самом начале обучения упадет с этого горшка, то вряд ли захочет на него садиться в ближайшее время.
  • Обращайте внимание на материал, из которого сделано изделие. Керамика или железо совершенно не подходят в этом случае, ведь соприкосновение с холодным горшком будет не самым лучшим мотиватором для малыша. Отдайте предпочтение качественным моделям из пластика.
  • Исходя из анатомических особенностей строения тела детей разного пола, врачи советуют выбирать горшки круглой формы для девочек и овальные изделия — для мальчишек.
  • Еще один момент относительно горшков для мальчиков — можно поискать модель, у которой впереди есть специальная перегородка или возвышающийся выступ. Эта маленькая деталь в конструкции поможет маме мальчика избежать маленьких неприятностей в виде мокрых пятен на полу около горшка.
  • Чтобы ребенку было удобнее и легче сидеть, выбирайте модели со спинкой.
  • Если вы часто путешествуете, то приобретите горшок со съёмной крышкой.
  • Цветовую гамму или общее оформление изделия вы можете выбирать на свой вкус, но не стоит гнаться за слишком ярким или кричащим дизайном, чтобы он не отвлекал ребенка от процесса.
  • Также педиатры не рекомендуют приобретать модели со световыми или звуковыми эффектами. Во-первых, малыш будет воспринимать такой горшок, как свою очередную игрушку, а не по его прямому назначению, во-вторых, у ребенка может выработаться ненужный рефлекс на какую-то определенную музыку или другие сигналы, издаваемые изделием, а потом сходить в туалет без них ему уже будет трудно.

Подобрав для ребенка горшок, можно приступать к делу.

Полезные и нужные советы: учимся ходить без памперса днем и ночью

С готовностью малыша к делу мы уже разобрались, но родители должны понимать, что помимо этого, они и сами должны быть готовы. Выражается готовность взрослых и в моральном плане, когда вы отдаете себе отчет, что процесс обучения не может зависеть от вашего плохого самочувствия или настроения.

Также вам следует осознавать, что пока ребенок поймет, чего вы от него хотите и полностью привыкнет к горшку, понадобится немало времени, поэтому придется запастись терпением и выдержкой.

На раннем этапе обучения рекомендуется сделать следующее:

  • дать ребенку познакомиться с горшком — это новая вещь для малыша и пока что он никак не соотносит ее с тем, что обычно делается в подгузник, однако разрешать играть с горшком нельзя;
  • постарайтесь поймать момент, когда ребенок захочет в туалет и усадить его в это время на горшок, объясните ему, что и как надо делать;
  • обычно лучшим примером для ребенка считаются его родители, однако если вы стесняетесь брать малыша с собой в туалет и показывать ему все лично, то можно посмотреть обучающий мультик, прочесть перед этим книжку с картинками, где показывается, для чего нужен горшок;
  • также можно встретить рекомендации показать ребенку, как пользоваться горшком, на примере его любимой игрушки — идеальным вариантом для этих целей будет функционал куклы BabyBorn— разденьте куклу, усадите ее, прокомментируйте, что кукла делает, потом проделайте все, что необходимо, и в конце похвалите куклу, покажите малышу, что кукла чистая, расскажите, как приятно и комфортно ходить в чистой и сухой одежде;
  • намного проще в этом плане тем семьям, в которых есть старшие братики или сестрички, также детки гораздо быстрее учатся пользоваться туалетом в детском саду, просто глядя на своих сверстников;
  • если у ребенка получилось помочиться или сходить по-большому на горшок, обязательно похвалите его за этот большой успех;
  • если случилась неудача или вы не успели, не огорчаемся и ни в коем случае не подаем виду — можно просто спросить у ребенка, помнит ли он о горшке, для чего нужен этот предмет и т. д.;
  • горшок должен быть на виду у ребенка и в пределах его досягаемости — многие ставят горшок на пол в детской комнате, кто-то даже предпочитает, чтобы горшок находился в кухне, так как именно там проводится большое количество времени, есть вариант и размещения горшка непосредственно в ванной комнате / туалете — по принципу, чтобы малыш сразу привыкал;
  • покажите ребенку, как «взаимодействовать» с горшком — перед тем, как усесться, нужно снять подгузник или трусики и штанишки, поднять крышку горшка, сделать свое дело, потом можно выбросить содержимое горшка в унитаз, вместе помыть горшок, закрыть крышечку и поставить на место, вымыть руки — одним словом, целый новые ритуал;
  • усаживайте малыша на горшок не только тогда, когда вы видите, что он хочет в туалет, но и приучайте его понемногу к режиму и распорядку дня, к примеру, обязательно посадите ребенка перед сном — и дневным, и ночным, также и после пробуждения, перед прогулкой и после нее и т. д.;
  • будьте рядом с малышом, пока он сидит на горшке — некоторые родители пытаются помочь ребенку намекающими звуками, как «пись-пись» или «а-а-а», иногда это может способствовать формированию условно рефлекторного навыка;
  • максимально подробно старайтесь объяснить малышу весь происходящий процесс, будьте готовы к тому, что он заинтересуется своим телом, особенно, если до этого он все время был в памперсе — не препятствуйте его самопознанию.

Идеальным временем для приучения считается лето, так как в жаркое время требуется намного меньше одежды. Запаситесь большим количеством простых трусиков и штанишек без лямок или застежек, чтобы ребенок мог самостоятельно и без труда их снимать и надевать.

Маечки для времени обучения выбирайте короткие — так их не нужно будет поднимать вверх или бояться замочить.

Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, то малыш может тяжело привыкать к горшку. Однако памперсы придется снять, ведь иначе ребенок ничему так и не научится.

Это не значит, что вы должны отказаться от них в один день. Можно оставить подгузники на сон и пока прогулки или поездки, а потом постепенно учиться обходиться без страховки. Также следует быть готовым к более частой уборке, ведь в процессе обучения без случайных луж никак не обойтись.

Вэтом видео эксперт рассказывает о том, когда можно приступать к приучению к горшку, и как лучше это сделать.

Легкие хитрости, которые могут вам помочь приучить малыша проситься на горшок

Иногда ребенку бывает сложно привыкнуть — он боится этих новшеств и перемен, не хочет отказываться от подгузника и даже может в штыки воспринимать горшок.

Такой исход событий вероятен при слишком ранних попытках приучения, при недоброжелательном или даже насильственном отношении к малышу, то есть, когда он соотносит процесс взаимодействия с горшком только с негативными впечатлениями.

Это часто случается, если родители сильно ругают или стыдят ребенка за каждый промах, применяют физическое наказание и т. д.

Чтобы добиться положительных ассоциаций и показать малышу, что горшок — это совсем не страшно, а очень даже хорошо и весело, используйте в процессе обучения небольшие хитрости в виде игры:

  • детям очень нравится спускать в унитазе воду — позвольте ребенку осуществить это самостоятельно после того, как он сделает все нужные дела в горшок;
  • чтобы у малыша все получилось, ему нужно расслабиться, ведь стрессовая ситуация в виде посторонних людей в доме или незнакомой обстановки никак не будут способствовать успеху — обязательно обеспечьте максимально спокойную и комфортную обстановку для ребенка в начале обучения;
  • пусть малыша при походах в туалет сопровождает его любимая книжка или игрушка — возможно, это поможет ему чувствовать себя увереннее, однако не переносите к горшку целое собрание книг и все игрушки из детской комнаты;
  • не забывайте хвалить ребенка в случае успешного исхода, акцентируйте его внимание, как здорово оставаться сухим и быть в чистых трусиках или штанишках.

Табу или чего делать категорически нельзя

Для того чтобы возникало меньше неудач, стоит избегать некоторых распространенных ошибок:

  • приступать к обучению ни в коем случае нельзя, если ребенок болеет или у него режутся зубки;
  • также следует повременить с горшком, если вы переезжаете, либо происходят еще какие-то перемены в семье / доме, которые могут стать поводом для нервного стресса у малыша;
  • процесс обучения может быть безрезультатным или неэффективным в период кризиса одного года, когда ребенок категорически протестует против любых действий, приказов или просьб взрослых;
  • не рекомендуется излишне настаивать, заставлять малыша, кричать на него и насильственно высаживать на горшок, даже когда он сопротивляется или плачет — ничего хорошего из этого не выйдет, так как ребенок замкнется и начнет ненавидеть горшок, а это значит, что он будет либо терпеть, либо станет делать свои дела везде, где угодно, но не на горшке;
  • педиатры также акцентируют внимание родителей, что различные стимуляторы, как звук льющейся воды, к примеру, если и помогут вам частично на первых порах, то затем станут источником некоторых проблем в развитии ребенка, поэтому лучше так рефлексы малыша не стимулировать.

Из видео можно узнать некоторые рекомендации психолога по исправлению распространенных ошибок при попытках приучить ребенка к горшку.

Какие наиболее эффективные методики приучения?

Помимо обычных советов и рекомендаций, вы можете воспользоваться проверенными методиками.

Обучение за семь дней

Эта экспресс-методика называется «Добровольный малыш». Ее разработала Джина Форд, однако подойдет она только тем деткам, которые достигли определенного психологического возраста, то есть, ребенок уже может выполнить различные простые действия, он понимает слова родителей, выражает свои желания и т. д.

Рекомендуется начинать работать с малышом по этой методике не раньше полуторагодовалого возраста.
День первый

Утром первого дня, как только ребенок проснется, вам необходимо переодеть его с памперса в чистые трусики, рассказывая, что теперь ему не понадобится подгузник, ведь он уже большой, а все взрослые ходят без памперсов.

Затем отправляйтесь с малышом в туалет. Будьте наглядным примером, показывающим, что и как нужно делать. Постарайтесь объяснить все так, чтобы кроха все-таки хоть отчасти сходил на горшок. Если не получилось сразу, повторите высаживание через какой-то промежуток времени или когда заметите, что малышу действительно нужно в туалет.

Не держите его на горшке больше десяти минут — лучше чаще садите. Можно высаживать практически каждые пятнадцать-двадцать минут, пока наконец хоть что-то получится. Не давайте ему вставать раньше времени, посидите рядом, расскажите ему что-то интересное.

Если все же вы не успели добежать вовремя, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Будьте готовы к постоянному контролю и наблюдению за ним на протяжение всего дня.

День второй

На следующий день действуем точно так же, стараясь закрепить вчерашние навыки. Время от времени напоминайте малышу о горшке и о том, что ему нужно сходить в туалет, так как часто неприятности и промашки случаются, когда кроха просто заигрывается или увлекается чем-то интересным, забывая о том, что он без подгузника.

Дополнительно можно усаживать вместе на горшочек куклу или другую любимую игрушку, чтобы малыш лучше усвоил, что и зачем надо делать.

Параллельно покажите, как убирать за собой после похода в туалет — разрешите ему самостоятельно вылить содержимое горшка в унитаз, спустить воду, вместе помойте горшок.

День третий

Далее необходимо не отступать от намеченной линии обучения, то есть, если вы решили днем обходиться без памперсов, то не нужно их надевать даже для прогулки. Иначе малыш просто запутается, когда проситься, а когда нет.

Перед прогулкой обязательно усадите кроху на горшок и дождитесь, чтобы он на него сходил. Затем на самой прогулке тоже постоянно спрашивайте малыша, не хочет ли он в туалет.

Некоторые родители берут с собой на улицу специальный горшок, так как их чадо может наотрез отказаться делать необходимые дела в кустики. Тогда такой вариант будет оптимальным, хотя и не слишком удобным. Также стоит взять на прогулку запасной комплект одежды и влажные салфетки, если вдруг неприятных неожиданностей избежать не удастся.

Дни с четвертого по седьмой

До конца недели повторяйте те же действия. Чем старше ребенок, тем легче и быстрее пойдет процесс.

Постарайтесь запомнить биоритмы малыша и высаживать его примерно в то время, когда это необходимо. Почаще напоминайте крохе о надобности, хвалите его в случае успеха. Очень скоро ребенок совсем освоит этот новый навык, и вы сможете вовсе отказаться от подгузников.

Для сна со временем можно будет пробовать использовать непромокаемую пеленку или подстилать клеенку под простынь. На ночь лучше ограничивать потребление жидкости и высаживать ребенка перед сном.

Если видите, что малыш забеспокоился во сне, предложите ему пойти в туалет, но специально лучше не будить и не поднимать, ведь ему нужно научиться самому контролировать свои позывы даже во сне.

Обучение за три дня

Существует и другая методика, действуя по которой, вы приучите малыша к горшку в два раза быстрее. Она подойдет в экстренных случаях, когда необходимо познакомить ребенка с новым навыком в очень короткие сроки, к примеру, перед предстоящей поездкой, путешествием или походом в детский сад.

Обратите внимание, что с помощью такой экспресс-методики вы сможете просто более быстро освоить малышу «туалетный» навык, однако это совсем не значит, что за три дня он научится ходить на горшок и не будет допускать промашек в дальнейшем.

Готовимся заранее

Для успешного обучения нужно определить, готов ли малыш к нему в принципе. Вот что должно быть для вас отправной точкой:

  • кроха не хочет использовать подгузник и всячески противится его одеванию;
  • вы видите, что он просыпается чаще сухим, даже после ночного сна снимая чистый памперс, также он может не хотеть в туалет в течение нескольких часов днем;
  • у ребенка выработался стабильный режим дефекации, так что он ходит по-большому практически в одно и то же время ежедневно;
  • не рекомендуется прибегать к методике быстрого обучения в слишком раннем возрасте, оптимальное время — полтора-два года, но лучше и не затягивать.

Перед тем, как приступать, подготовьте малыша. Начинать можно приблизительно за две недели до начала обучения:

  • выберите и приобретите горшок — кроха должен видеть его, узнать, что это за предмет и зачем он нужен;
  • рассказывайте о том, что большие детки не пользуются подгузниками, а просятся в туалет;
  • через неделю объясните малышу, что скоро и он будет носить только трусики и штанишки, а не подгузники, можете выбрать и купить вместе новые комплекты одежды, чтобы ребенку хотелось надеть обновки и было легче расстаться с памперсом;
  • выделите в ближайшее время для обучения три дня — вы должны их полностью посвятить общению с малышом, поэтому для выполнения других домашних дел понадобится найти помощника.
День первый

После пробуждения снимаем с крохи подгузник и сообщаем, что теперь днем он не будет его больше надевать.

Если это жаркое время года, пусть малыш ходит максимально раздетым или даже голеньким. Попробуйте усадить кроху на горшок сразу после сна, чтобы он сделал в него все, что нужно. Не получилось — не страшно, значит, ходим за ним по пятам. Как только видите, что ребенок хочет в туалет, сразу усаживайте. Даже если часть дела уже сделана на пол, малыш все равно начнет постепенно улавливать связь между своими действиями и горшком.

Чтобы эта связь окончательно закрепилась в сознании ребенка, необходимо ловить его постоянно, не пропуская ни одной попытки мочеиспускания или дефекации. День будет напряженным, однако несколько раз у вас все же должно получиться полное попадание в горшок. Не забудьте похвалить малыша, сообщив ему, за что именно вы его хвалите. На прогулку в первый день лучше не отправляться.

Перед тем, как укладывать кроху спать, садите на горшок. Но на сон продолжайте использовать подгузник.

День второй

Продолжаем действовать по той же схеме, но добавляем прогулку.

Чтобы избежать неприятных случайностей, не уходите гулять далеко от дома. Также стоит взять с собой сменные комплекты одежды, а если у вас есть специальный надувной походный горшок, то обязательно возьмите и его.

День третий

На третий день можно идти гулять уже дважды по своему графику, не забывая усаживать малыша на горшок перед прогулкой.

Активное приучение непременно даст свой результат: ребенок начнет нормально воспринимать горшок, поймет, для чего он предназначен и даже, возможно, будет на него проситься при надобности.

Иногда малыши забывают о правильной последовательности действий и садятся на горшок прямо в одежде, особенно, если она плохо расстегивается или тяжело снимается. Не стоит ругать кроху за такую промашку — со временем он обязательно научится, а вот гардероб на период обучения лучше максимально упростить, чтобы ребенок мог самостоятельно раздеться и одеться.

Почему приходится приучать повторно?

Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, что малыш, до какого-то момента нормально просившийся на горшок, вдруг наотрез отказывается им пользоваться и начинает писаться не только во время сна, но и днем.

Такое может произойти и в полтора-два года, когда ребенка слишком рано пытались приучить к горшку. Как говорилось выше, если у малыша не выработается сознательный рефлекс, то он никак не сможет себя контролировать, тем более, во сне. Иногда протест против горшка возникает и позже — к трем-четырем годам.

Причин для этого состояния есть несколько:

  • возможно, вы столкнулись с очередным кризисом возраста у ребенка — одного года или трех лет — в это время малыши обычно действуют наперекор, пытаясь отстоять собственное мнение и свою позицию;
  • категорический отказ возможен при сильном нервном потрясении или в стрессовых ситуациях — резкая смена места и обстановки, как переезд, начало посещение детского сада и т. д.
  • случается подобное и при смене уклада жизни малыша — разводе или постоянных скандалах родителей, появлении братика или сестрички;
  • также причиной нередко бывают болезни или дискомфортные состояния — прорезывание зубов, простуды и температура, травмы;
  • иногда это может быть простая забывчивость, особенно, когда малыш гиперактивен — он сильно увлекается, заигрывается и ему просто некогда думать о походах на горшок.
Нельзя просто ругать ребенка, ведь он не на пустом месте перестал ходить на горшок. Обязательно выясните причину его поведения и попытайтесь ее устранить. Ваша задача — действовать максимально спокойно и терпеливо, заново проходя при надобности с малышом путь обучения.

Что делать, если ничего не помогает?

Однако случается и так, что кроха попросту боится горшка или реагирует на одно его появление в поле зрения бурной истерикой. Естественно, что в этом случае ни о какой результативности не может быть и речи. Прежде всего вам нужно обнаружить, в чем может быть дело.

Подобная реакция возможна в следующих случаях:

  • крохе сразу не понравился горшок — ему было неудобно или холодно сидеть, ребенок испытывал дискомфорт, но вы продолжали настаивать — лучше избегать таких ситуаций, ведь от первого впечатления малыша зависит очень многое;
  • также отторжение бывает, если вы усаживали ребенка сонным или заболевшим, когда он и без того был не в настроении и раздражен;
  • кроха будет бояться горшка, если он с него падал;
  • плохие эмоции либо ассоциации тоже послужат причиной страха и неприятия — такое случается при насильственном усаживании, ругани и физическом наказании за промахи ребенка со стороны родителей;
  • нередко малыши страдают от проблем с животиком — их мучают запоры и боли и они соотносят это состояние с горшком.

Обратите внимание и на то, нет ли у вашего ребенка урологических или других заболеваний, которые могут служить причиной недержания мочи и ночного энуреза.

Среди патологий у детей встречаются:

  • цистит,
  • неопущение яичек,
  • фимоз,
  • инфекции мочевыводящих систем,
  • посттравматический синдром и т. д.

Также возможны задержки в развитии нервной системы или неврологические заболевания. При подозрении на подобные проблемы лучше пройти обследование у специалистов и сдать необходимые анализы.

Заключение

Каждый малыш рано или поздно осваивает навык пользования туалетом. Если ваш ребенок физически и психически здоров и нормально развивается, то не торопите его в угоду придуманных временных рамок. Ваше спокойствие и терпение — залог успеха в процессе обучения. Чем увереннее и благоразумнее вы будете поступать, тем быстрее и легче малыш всему научится и в скором времени начнет с удовольствием пользоваться горшком по назначению.

dozhdalis.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное