Как научить ребенка математике


10 увлекательных способов обучить ребёнка математике

Поскольку ведущая деятельность у малышей — игра, то и обучаться проще всего в процессе игры. Перед вами самые интересные и увлекательные забавы, обучающие ребёнка азам математики.

Если раньше читать, считать и писать учили только в школе, то в наши дни учебные программы рассчитаны на то, что первоклассник уже кое-что умеет. В некоторых школах при зачислении в первый класс даже проводятся собеседования, на которых малышам задают элементарные вопросы, чтобы оценить уровень их развития. Поэтому обучить кроху сложению и вычитанию стоит до школы. Как это сделать быстро, легко и весело? Конечно, с помощью игр!

  1. Счёт с подручными материалами. Первое, что нужно сделать, — научить малыша считать от 1 до 10. Сделать это проще простого: считайте ступеньки, кнопки в лифте, окна домов, деревья, цветы, перекладины на площадке, собак и кошек, людей — всё, что только видите. Когда кроха освоит элементарный счёт, приступайте к сложению и вычитанию. Примеры можно придумывать на ходу (стояла одна бабушка, а вот к ней подошла ещё одна — сколько теперь бабушек?), можно считать на пальцах или же подготовить особый материал для обучения. Например, волшебную математическую коробку для сложения. Возьмите любую коробку с крышкой и проделайте в ней два отверстия так, чтобы туда можно было просунуть мелкие игрушки или предметы (шарики, пуговицы, бусины). Вешайте над отверстиями бумажки с примерами и просите ребёнка положить в коробочку нужное количество предметов. Например, 4+1 — малыш кладёт в одну дырочку 4 пуговицы, а в другую одну. Попросите кроху угадать, сколько пуговиц в коробке, потом откройте крышку и проверьте. Поначалу ребёнок будет ошибаться, но довольно скоро научится считать в уме.
  2. Игры с едой. Что может быть веселее и нагляднее, чем счёт с едой? Возьмите миску с чем-то мелким, чего ребёнок может съесть много (надо ведь повторить примеры много раз, чтобы запомнить). Например, с ягодами, кусочками фруктов или кукурузными палочками. Выкладывайте еду из миски на доску или тарелку и придумывайте примеры на сложение. «На тарелке лежала одна клубничка, прибавим к ней ещё одну — сколько получилось?» Нетрудно догадаться, что познать вычитание поможет поедание. «Было три клубнички, ты съел одну — мы её вычли. Сколько осталось?» 
  3. Игры с деталями Lego. Подойдёт и любой другой аналогичный конструктор. Есть много способов обучить ребёнка сложению и вычитанию с помощью деталек. Например, строить башню из блоков. «У нас было три жёлтых кирпичика, прибавим 2 красных. Сколько этажей получилось у нашей башни?» Таким же образом можно убирать блоки — это будет вычитание. Другой вариант — сделать «дорожку» из блоков, написать на них смываемым маркером цифры от 1 до 10 и «ходить» человечком Lego. «Человечек сделал один шаг, а потом ещё два шага. Сколько шагов получилось? Вот он сделал 3 шага вперёд, а потом один назад — это «минус» один шаг. Сколько вышло?» 
  4. Игры с пластилином. Весёлым будет и счёт с пластилином. Скатайте вместе с малышом множество разноцветных шариков из пластилина. Выкладывайте их на стол, прибавляйте и вычитайте, превращая шарики в лепёшки. Ребёнку обязательно понравится давить шарики ладошкой. Когда кроха освоит сложение и вычитание, можно переходить к составу чисел. Например, объяснить, что два шарика и три лепёшки в сумме дают пять.
  5. Счёт с прищепками. Прищепки — очень удобный инструмент для обучения математике старших дошкольников. Приклейте к прищепкам бумажки с примерами (3+1, 4-2 и так далее) и попросите ребёнка прицепить каждую на карточку с числом, которое является правильным ответом. Так, прищепку «3+1» надо прицепить на карточку с цифрой 4. Другой вариант — класть прищепку с примером в стаканчик, на котором написана верная цифра (для этого подойдут не только прищепки, но и деревянные палочки от мороженого — на них тоже можно написать примеры).  
  6. Примеры с домино. Идея для обучения сложению. Вместе с ребёнком считайте точки на костяшках от домино и записывайте на бумаге соответствующий пример, где два числа — количество точек на двух половинках костяшки. Можно не только записать цифры, но и нарисовать сами костяшки, чтобы запомнить ещё лучше. 
  7. Бродилки с игральными кубиками. Ещё одна игра на сложение. Возьмите любую настольную бродилку, пару игральных кубиков и начинайте играть. Учите ребёнка складывать выпавшие точки с двух кубиков, чтобы узнать, сколько шагов он может сделать.
  8. «Гномики в домике» от Сергея Полякова. Педагог со стажем, автор собственных методик обучения чтению и математике Сергей Поляков считает, что важно как можно быстрее отучить ребёнка от счёта на пальцах и обучить его устному счёту, при котором задействованы и память, и мышление. Для этого необходимо, чтобы малыш запомнил состав чисел. Начинать следует, конечно, с одного десятка. Материал — коробка с нарисованными в ней квадратиками-ячейками и одинаковые кубики. Это домик и гномики. Каждый гномик занимает один квадратик — комнату. Для начала научите кроху определять, сколько гномиков в домике, не считая их пальчиком. Ежедневные тренировки позволят добиться этого очень быстро. А дальше переходите к задачкам: пусть гномики приходят и уходят из домика, а кроха в уме прикидывает, сколько их внутри. Задав задачку, закрывайте коробку крышкой или рукой, чтобы малыш считал по памяти. Когда он ответит, пусть самостоятельно положит в коробку или уберёт оттуда кубики и проверит, правильно ли решил пример.
  9. Методика Глена Домана. Глен Доман, приверженец обучения с пелёнок, также уверяет, что главный навык для малыша — с ходу определять количество предметов. В математической методике Домана крохе показывают картинку с хаотично нарисованными точками и карточку с соответствующим числом. Со временем ребёнок учится самостоятельно выбирать правильную карточку, быстро определяя количество точек. С помощью этих же карточек детей обучают сложению, вычитанию и равенству.
  10. Методика Николая Зайцева. Обучение счёту проводится по карточкам «Стосчёт», на которых изображены цифры от 0 до 100 и их количественный состав (их можно купить или сделать самостоятельно). Все карточки представляют собой таблички с 2 строками и 5 столбцами, а каждая цифра проиллюстрирована закрашенными ячейками. При переходе к изучению десятков используют несколько карточек: количество закрашенных карточек, равное первой цифре (десятку), и карточка единиц с аналогично закрашенными ячейками по необходимому количеству. Как и с таблицами Зайцева для чтения, располагать карточки надо по стенам детской на уровне глаз ребёнка. Каждый раз, изучая новые числа, вы вывешиваете дополнительные карточки, и у вас получается обучающий «паровозик» из цифр, благодаря которому будет видно порядок чисел и состав числа. Уже начиная с первого десятка Зайцев предлагает познакомить карапуза с простыми действиями над числами: сложением и вычитанием. Все примеры решаются на этой же цифровой цепочке — ребёнок просто перемещается вперёд или назад на заданное число карточек, тем самым получая ответ.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

detstrana.ru

Как научить ребёнка математике

Конечно же, думать, что математика ограничивается устным счётом или определением форм предметов, было бы в корне неверно, даже если мы имеем в виду эту дисциплину как прикладную, используемую нами в быту. Не говоря уже о гранях нашей жизни, касающихся взаимоотношений с социумом и внутри его.

Да, эта удивительная наука охватывает гораздо больше сфер нашей жизни, включая, конечно же, и величины, и соотношения целого и частного, и пространственные формы. В какой-то мере математика становится особой философией жизни. Недаром для аналитического мышления, которое развивают занятия математикой, необходимо пространственное видение мира – абстрактное мышление. Мало выучить цифры и освоить порядковый и количественный счёт: для целостного формирования личности необходимо развивать навыки математического мышления, начиная с детства, с дошкольного возраста.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Мыслю, значит, существую

В этой замечательной фразе Рене Декарта заложен глубокий смысл. И наверное, не случайно, что прозвучала эта фраза из уст философа и математика. Именно математическое мышление способствует становлению мышления критического. Ведь математика включает, помимо уравнений и задач, ещё и знания об отношениях, структуре и порядке всего существующего в нашем мире. Анализируя, сравнивая, сопоставляя и познавая явления, которые описывают термины математики, человек одновременно учится понимать причинно-следственные связи, «докапываться» до сути. Он обретает критический взгляд на вещи, а это помогает, в свою очередь:

  • видеть в проблеме задачу: это значит, что из любой ситуации есть выход, нужно только найти решение;
  • уметь разложить ситуацию на составляющие, чтобы быстрее и с наименьшими ресурсными затратами решить вопрос;
  • видеть в ошибках стимул для личностного развития и роста.

Анализируем и делаем выводы

Речь идёт о необходимости развивать в малыше математическое мышление как основу дальнейшего мировосприятия и своего личностного развития. А вот математические азы и навыки до школы детям преподавать не нужно. И уж тем более не стоит давать дошкольнику уроков математики. Это – задача школьного образования. И Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает в программе начальной школы учебники, требующие от первоклассника обязательного знания математики как дисциплины. Учебники программы «Начальная школа XXI века» – подтверждение тому, что дети занимаются математикой как наукой именно в школе. Они доносят азы этой науки до первоклассника в доступной и наглядной форме, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка и его успехи в освоении информации, делают процесс познания нового интересным и, главное, учат учиться!

Причины неудач в мире математики

«Почему у моего ребёнка проблемы с математикой?» – таким вопросом часто задаются родители. И нередко ставят крест на этом непростом деле: «Наверное, способностей нет». Но как раз способности здесь ни при чём. Именно родители могут помочь своему малышу научиться, ещё в дошкольном периоде, мыслить логически и развивают абстрактное образное мышление. Необходимо также заинтересовать малыша видеть в цифрах не просто значки. Пусть уже в возрасте 5–7 лет ребёнок сможет почувствовать увлекательный мир взаимоотношений чисел, превращений целого в частное и наоборот, а также увлекательность совершения открытий путём неординарных решений. Тогда причин, по которым в старшем школьном возрасте математика станет головной болью для родителей школьника, станет уж точно меньше. Кроме того, существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – вот вам и страх перед решением задачи, а следовательно, низкая оценка за контрольную работу в школе. Итак, можно выделить несколько причин возникновения проблем с математикой:

  • недостаточное развитие логического мышления,
  • недостаточное развитие абстрактного мышления,
  • психологические комплексы,
  • недостаток интереса и понимания изучения математики как увлекательного процесса приобретения знаний, нахождения решений, совершения открытий.

Существуют психологические причины математических неудач. Ребёнок пасует перед сложностями, боится ошибиться или взять ответственность в принятии решения – отсюда и страх перед решением задачи.

Развивая математическое мышление ребёнка, нужно понимать: любое занятие с дошкольником должно проходить в форме игры либо в осуществлении обычных для него повседневных действий. Методы, направленные на развитие математического мышления, приводим ниже.

  • Сравнение: большое яблоко/маленькое яблоко.
  • Деление на части: мамин пирог режем вместе на равные куски. Берём один от восьми, а если отложим половину, это будет четыре куска от восьми! А если малыш съест сладкий кусок пирога, это будет пример вычитания. Согласитесь, вкусный способ научиться решать задачи с вычитанием.
  • От части к целому: если половинки яблока сложить вместе, получится целое яблоко. Сколько частей сложили? Не правда ли, замечательный способ освоить сложение? Можно успешно использовать пазлы для составления картинки.
  • Поиск причины и следствия объясняем на подобных примерах: солнце зашло за горизонт, и поэтому стало темно; если сорвать этот прекрасный цветок, то он завянет и красивым уже не будет.
  • Выстраивание порядка: ставим кубики разной величины от меньшего к большему; или, гуляя в лесу или в парке, пересчитываем деревья по порядку.
  • Метод аналогий. Замечательная прогулка получится, если посмотреть, к примеру, на облако и определить на что оно похоже, или увидеть в луже… слона! Для детей постарше можно придумать игру в слова, называя объединённый смыслом ряд понятий. Хороши также загадки и ребусы.

Дети в дошкольном возрасте уже умеют математически мыслить и применять многие навыки. Общаясь с ребёнком, не забывайте ежедневно играть в какую-либо математическую игру, применяя один из вышеописанных методов.

Давая творческое задание с пластилином, вспомните, что именно он отлично подойдёт для изучения цифр. Вылепите цифру вместе с ребёнком – возможность подключить чувство осязания поможет более качественному запоминанию цифр. А если, вылепив цифру 3, ребёнок скатает три пластилиновых шарика, то это будет хорошим способом научить его ассоциациям. Соотнести цифру с количеством – одна из первых и очень важных ступеней в изучении математики в целом.

И обязательно помните: ваш малыш талантлив и у него есть способности к математике изначально. Научите его просто быть открытым миру, совершать открытия, интересоваться окружающим, смело делать выбор и принимать свои первые маленькие, но такие важные решения.

Софья Рогозинская

shkolaveka.ru

Как научить ребенка математике

Множество умений, необходимых каждому уважающему себя человеку, нужно развивать в детстве. Одно из самых главных среди них - умение считать. На первый взгляд, нам может показаться, что сегодня это умение уже не требуется даже взрослым. Ведь сейчас на каждом компьютере, мобильном телефоне и любом другом цифровом устройстве есть калькулятор, с помощью которого можно решить любой пример. Но гораздо лучше, если человек может сделать это самостоятельно. Впрочем, обучать ребят счету нужно не только для того, чтобы они умели складывать или умножать какие-либо числа. Помимо этого, развитие математических способностей благоприятно сказывается на формировании детского мышления, улучшает память и аналитические способности. Об этом обязательно нужно знать родителям каждого дошкольника.

Как научить ребенка цифрам

В возрасте двух лет многие современные дети осваивают порядковый счет. Они способны, указывая пальцем на какие-либо предметы, подсчитать: один, два, три, четыре. Но считают дети в столь юном возрасте неосознанно. Лишь по достижении трех с половиной - четырех лет ребенок будет готов к осмысленному обучению математике. В этот период дети должны выучить цифры, а также решать простые примеры с числами от одного до пяти. А чуть позже ребенок способен складывать и вычитать до десяти.

Научить математике можно любого ребенка. Но если вы хотите сделать это обучение по-настоящему эффективным, его обязательно нужно грамотно строить. Дети-дошкольники не способны еще долго концентрировать свое внимание на одном деле в течение продолжительного времени. Так что каждое занятие по математике не должно длиться более пяти-десяти минут. В день можно проводить несколько таких уроков общей продолжительностью 30 минут. Очень важно делать занятия максимально интересными для малыша, проводя занятия в игровой форме. Чем веселее уроки, тем быстрее ребенок их усвоит.

Еще до того, как ваш дошкольник будет способен к осмысленному счету, его надо к этому готовить. Первым делом следует научить его сравнивать разные характеристики различных объектов. Дошкольник должен осмыслить понятия «больше», «меньше», «длиннее», «короче» и так далее. Он без труда сделает это, если вы будете обращать на это его внимание в бытовых и игровых ситуациях. Здесь вам помогут фразы такого рода: «в ведре больше яблок, чем на блюде», «у тебя в кармане меньше конфет, чем у меня» и т.д.

Постоянно употребляйте в своей речи числа и иные элементарные математические понятия, чтобы они стали привычными для ребенка:

- В домике живут три зайчонка.

- У Вани пять конфет, а у Саши – только одна.

- Наш автобус приедет через пять минут.

Огромную роль в обучении малыша математике играет развитие у него пространственного воображения. Он должен осмыслить понятия: «сверху», «снизу», «дальше», «ближе», «над», «под», «снаружи», «внутри» и т.д. Эти нехитрые методы обучения элементам математики — основа всей дальнейшей учебы.

Прививать дошкольнику это умение нужно с помощью различных игр. Очень нравится ребятам, к примеру, такая игра, в ходе которой они должны найти какой-либо заранее спрятанный предмет, руководствуясь подсказками взрослого. Они могут звучать так: «Давай найдем зайчика. Встань рядом со столом. Сделай один шаг вперед, а теперь – два прыжка направо. Опустись вниз и проползи под стулом. Встань между шкафом и кроватью. Посмотри наверх. Там на тумбочке стоит ящик. Что внутри? Зайчик! Молодец, нашел игрушку». В этой игре можно меняться ролями, чтобы она была более полезной и интересной для малыша.

Для развития пространственного воображения можно вместе с ребенком нарисовать план детской комнаты, спортивной площадки во дворе, дорогу от своего дома до какого-то знакомого объекта и т.д. Ребенку будет интереснее сделать это не просто так, для себя, а для кого-то. Предложите ему: «Нарисуй для бабушки дорогу от дома до детского садика», «Давай нарисуем дорогу от трамвайной остановки до нашего дома для тети Кати, чтобы она не заблудилась, когда поедет к нам в гости».

Как научить детей решать элементарные математические примеры

Подготовленного с помощью приведенных выше рекомендаций дошкольника можно обучать азам математики. И первый вопрос, который встает перед родителями - как научить ребенка числам. Малышу уже знакомы на слух цифры от одного до пяти или более. Теперь надо обучить его осмысленному оперированию ими.

Делать это надо на наглядном примере. Малыши очень любят яркие предметы и легко концентрируют на них свое внимание. Для занятий по математике вы можете брать разноцветные шарики, пуговки, игрушки, специальное детское домино и т.д. С их помощью нужно будет объяснять дошкольнику решение простейших примеров. Возьмите две машинки и попросите ребенка подсчитать их. Затем добавьте еще одну и спросите: сколько получилось? Сначала следует прибавлять и отнимать только по одному предмету. А уже после того, как дошкольник в совершенстве овладеет сложением и вычитанием единицы, можно переходить к числам два, три и далее. Очень скоро ваш ребенок сможет легко оперировать в пределах от одного до пяти, позже – до десяти.

Практические рекомендации, о том, как научить ребенка учиться.

Случается, что малыш никак не может решить совсем простой, на взгляд его мамы и папы, пример. Не стоит его за это наказывать и ругать. Просто нужно вернуться немного назад в своей программе и постепенно дойти до решения не удавшегося с первого раза примера. Вообще, при обучении ребенка математике надо регулярно возвращаться к уже пройденному ранее материалу, чтобы с уверенностью закрепить его.

Как научить ребенка решать задачи

Иногда дети, в совершенстве освоившие решение примеров, сталкиваются с трудностями при переходе к математическим задачам. Иногда это случается из-за того, что в учебнике используется сложная для детского восприятия терминология. Объясните задачу на понятном для ребенка языке, и тогда ее решение не составит труда.

Как и при обучении дошкольника цифрам и числам, при решении его первых задач полезно обращаться за помощью к наглядным примерам. Это пригодится не только малышам, но и детям школьного возраста, которым нужно будет решать задачи более высокого уровня сложности - на скорость, объем и т.д.

Помните, главное условие в процессе обучения математике — научить ребенка понимать суть того, что требуется и составлять логический алгоритм решения (пошаговые действия) для достижения конечной цели.

ladushki.info

Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

vogazeta.ru

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными. 

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

iqsha.ru

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = суммауменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведениеделимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

 5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

6. Задачи на цену, количество, стоимость

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

Творческий подход в решении задач

www.craftykidsathome.com

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

На школу надейся, а сам не плошай

Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

«Расшифровка» следующая.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

  • К решению задач нужно подходить творчески.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

  • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

  • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

Практические советы по решению задач от реальных мам

fb.ru

Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл. 

«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

«С задачами старшая плохо дружит))  Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает». 

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

Наталья, мама ученика 5 кл.

«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы. 

rastishka.by


Смотрите также

Рубрика:  Разное