Как научить детей учиться


6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Фото: Unsplash (Aaron Burden)

mel.fm

Здоровая семьядетский медицинский центр

«А что, разве этому надо учить?» - напрашивается сам собой вопрос. Да, очень даже надо. От желания учиться зависит усвоение материала и успеваемость. Не зря у нас в школе любимыми предметами зачастую были те, что мы понимали. Сегодня мы собрали полезную информацию о том, что может отбить желание ребёнка к учёбе, а также рассмотрим несколько способов мотивации.

Что же может демотивировать ребёнка к учёбе?

Демотивировать ребёнка может множество факторов:

  • Отсутствие режима дня
  • Родительские разногласия, конфликты в семье
  • Развод родителей
  • Появление нового члена семьи (рождение второго/третьего и т.д. ребёнка)
  • Навязывание ребёнку собственных желаний, представлений о будущем
  • Денежные вознаграждения
  • Сравнивание ребёнка с другими детьми
  • Угрозы, побои

А что же мотивирует ребёнка к учебе?

  1. Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.
  2. Адекватная учебная нагрузка и требования к ребёнку.
  3. Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.
  4. Обучение ребёнка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.
  5. Уважение к школе, учителю, учебному процессу.
  6. Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.
  7. Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.
  8. Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.
  9. Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды, и вы будете им гордиться.

Почему важно уметь учиться?

Для ребёнка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать всё возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.

Как формируются навыки обучения

Навык обучения не появляется у ребёнка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же, как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:

1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребёнок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребёнка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребёнка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: «Мне это не интересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать». Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребёнку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребёнка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ему. На этом этапе не зазорно нанять ребёнку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.

2-й этап. Закрепить навык. Важно не один раз ребёнка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что он понял и усвоил навык.

3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребёнка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.

4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: «Достаем двойные листочки», ребёнок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребёнок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.

5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребёнок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.

Как помочь ребёнку учиться с желанием?

Ребенок не хочет учиться, домашние задания на отвяжись, устойчивый интерес только к гаджетам?

Отсутствие учебной мотивации – бич современных школьников. Как родители могут помочь ребёнку учиться с желанием?

Помните поговорку «Насильно мил не будешь»? Заставить полюбить школу невозможно. Только отношения испортите, а вот взаимную ненависть взрастите.

Замечайте таланты, способности ребёнка. В обучении опирайтесь на них. Есть интерес к математике и физике, пусть ребёнок делает упор на эти предметы в школе, и во внешкольной жизни. Остальные предметы по остаточному принципу.

Перестаньте делать акцент на оценках. Важны не оценки, а знания. Не ругайте за плохие оценки, это не провал и «дворник на всю жизнь». Это ошибка, которую можно исправить. Учите ребёнка анализировать ошибки, находить решения, замечать причинно-следственную связь между трудом и полученными результатами, поощряйте ребёнка делать выводы.

Обращайте внимание на успехи. А то как в жизни? За двойки поругать святое дело, пятерки «так и должно быть». Безразличное отношение к успехам ребёнка формирует у него выученную беспомощность. Это состояние в свою очередь становится причиной, по которой какая-либо мотивация учиться пропадает.

Помогайте ребёнку восстанавливать силы, занимайтесь профилактикой переутомления. Никаких домашних уроков за полночь. На уроки отводите максимум 2 часа в день. Важен полноценный сон. Физическая активность. Обязательное время для ничегонеделания.

Научите ребёнка пить воду. Иначе мозг в прямом смысле засыхает, продуктивность мыслительной деятельности снижается.

Поддерживайте отношения с ребёнком. Они всегда важнее школьных отметок. Общайтесь с детьми не только по вопросам школы, уроков, домашних заданий.

Будьте на стороне ребёнка в любых школьных конфликтах. И только наедине делайте разборы полетов.

Если следовать этим принципам, учеба перестанет быть пыткой, у школьника проснется любопытство и желание познавать что-то новое.

Организация рабочей зоны ребёнка

Самое лучшее место для размещения стола – у окна, а главное правило, не нужно делать рабочую зону «на вырост», ребёнок должен сидеть правильно, без вреда для здоровья, расстояние между ребёнком и столом примерно 10 см.

Рабочая зона свободная, и очень хорошо освещена, если деток у вас несколько, то у каждого должна быть своя лампа.

Лишним предметам не место на столе, стоит их убрать на полки или в ящики, что бы ребёнка ничего не отвлекало от занятий, но в случаи необходимости, он мог их быстро достать, не вставая с рабочего места.

Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

Стул, лучше использовать регулируемый, что бы малыш сидел в нем не глубоко, но при этом спина была ровной и прижатой к спинке стула, колени согнуты под прямым углом, стопы стоят на полу или специальной подставке, стул устойчивый не крутящийся, иначе будет велик соблазн баловаться и крутиться.

zs56.ru

Как научить ребёнка учиться: самостоятельность

 Почему уже у полуторалетнего малыша надо поддерживать естественную мотивацию и стремление к самостоятельности, не ожидая, когда столкнетесь с трудностями в школе? Потому что самостоятельность в решении проблемы «как научить ребёнка учиться» – краеугольный камень. Полезно знать следующее.

1. В первые 3-4 года ребёнок закладывает представление о себе как о человеке, который многое может или не может.

Другими словами, уверенность в себе, о которой так много говорится. В это время эффективней всего влиять на процесс. У школьника – уже трудно, но до 10 лет реально. Помним, с каждым годом представление о себе закрепляется. Изменить его трудно.

2. Только через самостоятельное действие и опыт формируется мозг человека.

Это не просто какое-то абстрактное развитие, а созревание мозга – процесс биологический. Сравнимо с внутриутробным развитием. Мы знали, к примеру, сейчас формируется сердце. Надо сделать всё, чтобы оно было здоровым, потому что обратной дороги нет. С мозгом немного проще потому, что своим взаимодействием с малышом мы можем влиять на пластичность мозга. Но не безгранично.

3. Есть отрезки времени, когда ребёнок легче всего учится какой-то деятельности, – сензитивные (особо чувствительные к обучению чему-либо) периоды.

Сензитивные периоды, в том числе и воспитания самостоятельности, проходят безвозвратно. Они определены природой, исправлять очень трудно.

4. Все фазы развития должны быть пройдены своевременно.

Потом любая коррекция происходит с гораздо большими усилиями, хотя до 10 лет процесс активен, открыт. Мы с высокой долей вероятности можем на него повлиять.

Проблемы мам несамостоятельных детей

Несамостоятельность – это не только проблема в жизни ребёнка, но и мамы. Основные проблемы мам несамостоятельных детей со сниженной мотивацией.

  1. много сил и времени уходит на поиск занятий ребенку и их организацию. Тратится огромное количество денег на покупку игрушек, которые вызывают лишь кратковременный интерес. Игрушка бросается, а вы идете покупать следующую. Процесс повторяется. Никакое занятие не занимает ребёнка надолго.
  2. ребёнок имеет очень слабый уровень внимания и большую интенсивность в поведении: раз, и ребёнок сорвался, куда-то побежал, что-то схватил, кого-то дёрнул. Пока вы с ним дома, пока он маленький – такое как-то «проходит». Конечно, маме тяжело, мама устает, но в семейной обстановке выходки как-то сглаживаются. Когда малыш попадает в группу, возникает больше вопросов, потому что еще не подумал, а уже что-то сделал. В школе импульсивность тоже будет влиять на успешность обучения.
  3. постоянное нытье очень раздражает и не оставляет маме ни времени, ни пространства для себя. Мама – «выжатый лимон».
  4. ребёнок с каждым годом кажется всё более зависимым от мамы. Трудно адаптируется в коллективе, с трудом осваивает новое, капризов становится всё больше. Растут проблемы с обучением – много сил прилагается, чтобы ребёнок учился.

 Как научить ребёнка учиться: основные задачи по возрастам

Когда решается задача «как научить ребёнка учиться», надо учитывать, что в разном возрасте формируются свои базовые навыки для этого умения. Разный возраст – разные задачи обучения.

Управление своим телом – до 1,5 лет самая важная природная задача

Взрослым кажется, это так просто. Начал садиться, начал ползти – мама радуется.

Но ещё нам бы хотелось, чтобы он знал цвета, чтобы мы повесили ему буквы, чтобы мы ещё его чем-то важным, умным, интересным заняли. И родители начинают занимать именно в ущерб телесному развитию.

Возникают нарушения. Потому что всё, что природой было предусмотрено как определенные фазы, этапы и в освоении окружающего мира, и в освоении взаимодействия с мамой незаменимо и очень важно.

Родители порой не уделяют достаточного внимания телесному развитию: мало он там не ползает. Это же не какой-то навык важный для школы. И крупно ошибаются, потому что движение тела напрямую связано с созреванием базовых отделов головного мозга, запускающих потом все те прекрасные сложные функции, обеспечивающие возможность читать, писать, управлять, своими реакциями, поведением и всё прочее.

Освоение себя как отдельного от мамы – главная задача 1,5-3 лет

Смысл такой: у меня свои чувства и желания, у мамы свои; я хочу, я не хочу, я буду, я не буду… Это важнейший период, чтобы была собственная мотивация и формировалась самостоятельность. Это ключевой период выхода из симбиотического кризиса.

Освоение представлений об окружающем мире и его качествах через собственную деятельность – основная задача 3-6 лет

Ребёнок – деятель. Здесь не может быть: послушай, я расскажу тебе, почему птицы улетают на юг. Если ребёнок

  1. не махал тем птицам руками,
  2. не задался вопросом, а куда они там летят,
  3. не рисовал и не лепил их, то есть не был включен телом,
  4. то в голове все рассказы останутся ненадолго.

Наши «мониторные» дети часто пропускают огромную фазу – фазу формирования правильного представления об окружающем мире. Оно складывается неверно, если ребёнок всё видит с экрана телевизора или компьютера просто как обучающие программы.

Здесь важна именно своя деятельность. Ребёнок должен быть включен в своё исследование, свою активность (принцип: тело в дело). Он должен задавать вопросы и получать на них ответы. Подготовка к задаванию вопросов происходит на предыдущем этапе автономизации: я спрашиваю, мне интересно. А не маме интересно мне рассказывать, потому что она точно знает, как меня развивать. То есть кругом нужна самостоятельность.

Освоение произвольных целенаправленных действий для достижения результата – 6-10 лет

Если ребёнок 3-6 лет нечто делает, то для того, чтобы практиковаться в каком-то действии. у него не стоит задача достижения результата. Вы наверно замечали, что дети выполняют 157 раз одно и то же действие. Непонятно какой смысл, к примеру, закрывать и открывать дверь так много раз. Ну закрыл, успокойся уже, сядь, займись делом. Но для дошкольника важен процесс самого исследования действия.

В 6-10 лет всё меняется. У ребёнка появляется какая-то цель, и он хочет получить определённый результат.

Развитие самостоятельности и мотивации у дошкольника

Чтобы решалась проблема «как научить ребёнка учиться» в дошкольном возрасте, учтём следующее.

  1. В основе мотивации ребёнка раннего возраста лежит природная программа развития и созревания.

Это внутренняя программа. Она движется. Если мы ей не мешаем, если создаем для её реализации подходящие условия, то она успешно проистекает.

Повлиять на ребёнка, отрабатывающего природную программу, практически невозможно. Попробуйте малыша, обучающегося встать на ноги, уговорить лежать в кровати. Всё равно не удержите, если только привяжете.

Или ребёнку интересно, что там за красный мячик лежит на полочке, и он тащит стул в 2 раза больше себя. Вы запрещаете, оттаскиваете, а он всё равно туда лезет. Это действие его внутренней программы любопытства. Программа развития и созревания движет ребёнком очень активно.

И тут по большому счету то, что вы говорите не так важно. Важно, насколько малыш может программу реализовать, есть ли условия. Если мы посадим ребёнка в манеж, ходунки или другим образом ограничим его передвижение, то нарушим развитие этой природной программы, не создаём условий для созревания.

  1. Далее, после того как ребёнок осваивает первоначальное управление своим телом, к природной программе присоединяется социальный компонент – желание найти себя и свое место в системе отношений.

Ближе к двум годам это происходит, прежде всего, в отношениях с мамой. Начинается выход из симбиотической связи. Ребёнок приобретает некоторую автономию от мамы по двум позициям:

  • а) социальный компонент: кто такой я, я хочу, я могу, я не хочу, я буду, я не буду, нет, да;
  • б) место в системе отношений: я и ты, я и мы (семья), в детском коллективе в дошкольном учреждении, потом в школе.

Это становится ещё одним мотиватором. Не только природная программа (она продолжает свою работу), но и социальный компонент становится очень-очень значимым. Иногда он может значительно влиять и на природную динамику развития.

Свобода движений в теме «как научить ребёнка учиться»

Значение свободы движений в теме «как научить ребёнка учиться» невозможно переоценить, потому что управление своим телом – залог самостоятельности.

Когда ребёнок учится держать голову переворачиваться вставать, это запускает созревание его нервной системы, активизирует работу и центральной, и периферической нервной системы. Никак иначе.

Если малыш обездвижен или ограничен в свободе движений, то созревание нервной системы происходит неадекватно природной возможности ребёнка. Остаются минимальные (больше-меньше) слабости, несформированности.

Не так, чтобы видно: невропатолог вряд ли вам скажет «о-ё-ёй» и напишет что-то в карточке. Там у ребёнка внимания не хватает, тут он не может проконтролировать себя, там у него зашкаливают эмоции… То есть такие минимальные звоночки. Они появляются, и их становится всё больше со временем.

Что делать? Учесть следующее.

Чем лучше ребёнок своим телом управляет, тем лучше он управляет своими эмоциями, поведением. Потому что

  1. всё то, чего мы от ребёнка как раз хотим: внимания, памяти, контроля, планирования своих дел;
  2. всё это становится возможным, когда он тренирует это, начиная со своего тела.

 Вот давайте посмотрим такой пример. Многие родители за ручки водили малышей на этапе, когда они начинали ходить. У нас это считается правильным: ребёнку помогаем. Что в этот момент происходит?

Для понимания психолог Катерина Сорокина предлагает выполнить упражнение. Сядьте и поднимите руки вверх. Большой интересный вопрос: где у вас внимание сейчас? В руках или в стопах. Безусловно, в руках. Что вы лучше ощущаете в данный момент? А теперь ещё представьте, что вас за руку держат. Где внимание?

Взрослый начинает выполнять функции вестибулярного аппарата малыша, который тоже не дополучает информации и соответственно формируется менее активно. А он балансирует, интегрирует распределение всех импульсов, которые мы получаем от органов чувств.

Поэтому надо позволить детям вставать, держаться, падать, подниматься самостоятельно. Главное – расчистить пространство, где это можно делать безопасно, чтобы были опоры, за которые можно держаться, чтобы ребёнок не получил вреда от углов на мебели и прочее.

Следующий вопрос: зачем мама ребёнка водит? Она исходит из не пройденной фазы симбиоза: жалко, он же хочет, плачет, а я не могу выносить этот плач.

Такая позиция – признак очень сильной симбиотической связи, не вступившей в естественную фазу убывания. Малыш смеется, маме от этого хорошо. Она получает мощный заряд энергии, не беспокоится, что он упадет. Потом начинается перегрузка. Мама уже падает от усталости, а ребёнок не отпускает её от себя, требует, чтобы его водили.

Сейчас есть тенденция поскорее научить малыша ходить с теми же «заручками». Между тем гораздо полезнее для опорно-двигательной системы, когда он долго ползает, пока не созреет для ходьбы. Для каждого ребёнка своё время начала ходьбы. И только он сам знает, когда готов пойти.

Из-за родительского «поскорее» ребёнок пропускает важные фазы, которые связаны не столько с ходьбой. Они связаны с головой, с тем, как развивается мозг, как интегрируются связи между его разными отделами. Бывает, малыш долго плохо ходит именно потому, что не встал на ноги самостоятельно.

Ходьба – это природная программа. Когда начинаем малыша водить, мы её нарушаем. Если мама вовремя осознаёт ошибку и отпускает ребёнка, он быстро пропущенное набирает.

Последствия родительских ошибок при освоении ходьбы часто видны в более позднем возрасте. Недаром многие программы нейропсихологической коррекции начинают работу с восстановления пропущенных фаз на этом этапе. К примеру, в 10-12 лет подросток учится ползать, если не ползал в младенчестве.

Кстати, на этапе ходьбы выявляются скрытые дефекты в развитии костей. За этим надо следить, чтобы вовремя обратиться к остеопату.

Как научить ребёнка учиться в дошкольном возрасте? Продолжение следует... 

mama-pomogi.ru

САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР. Как научить ребенка учиться самостоятельно.

Однажды на собеседовании мама первоклассника сказала такую фразу: «Наш папа не понимает, почему ребенка надо дополнительно обучать читать в школе скорочтения. По его мнению, ребенок должен пойти в школу и вернуться оттуда уже «наученный». Я не писала бы об этом, если бы это было единичное высказывание. Поколение родителей, которые учились в школе в период до 2003, года искренне не понимает - почему у детей сегодня такие проблемы. Почему детей надо водить в какие-то школы скорочтения, тратить на это время и деньги? Почему они не могут сами взять и прочитать? Прочитать и пересказать – это ведь так просто!

«Нас ведь специально никто не учил этому, и они тоже сами научатся!» - так считают многие родители.

Да хотя бы потому, уважаемые родители, что когда вы учились, именно школа брала на себя обязательство - научить вас читать, писать, считать, пересказывать…. Сколько с тех изменилось всего и в системе образования и в окружающем нас мире! «Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов (прим. эксобайт это 10 в 16 степени байт) информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях». «Информационные цунами» захлестнули систему образования и ваших детей. Система образования не справляется с таким информационным потоком.

Сегодня ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО УЧЕБЫ, традиционная школа переложила на вас, уважаемые родители.

Сегодня именно вы должны научить своего ребенка учиться. Вы, конечно, стараетесь, помогаете - тратите все свое свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку учиться. Вот что сказала другая мама девочки первоклассницы, проходившей наш тренинг по скорочтению: «Учитель настойчиво порекомендовала мне нанять репетитора , потому что я не знаю современных технологий обучения и непременно нанесу своему ребенку вред, если буду учить ее делать уроки по-своему». Обратите внимание: девочка учится в 1 классе! Благодаря своей деятельности, я очень много общаюсь с родителями. Больше 70% детей занимаются с репетиторами. В среднем, ребенок занимается с 2-3 репетиторами.

И, даже переложив часть ответственности на репетиторов, вам, уважаемые родители, все равно приходится тратить все свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку делать уроки.

Как сказал Кен Робинсон, отрывок из книги которого, я разместила в статье «Как вырастить талантливого ребенка» - есть две категории людей. Одна категория делит людей на 2 категории, вторая категория не делит (шутка). Я отношусь к первой категории и хочу показать, что существует 2 типа репетиторов:

Первый тип - это очень крутой тип репетиров.

Они не просто «натаскивают» на умение решать контрольные, и тесты ЕГЭ. Они помогают выстроить структуру предмета. Они учат ребенка учиться самостоятельно, мыслить системно. Они ведут, они направляют ребенка. У крутых репетиторов есть несколько минусов:
  • Они очень дорого стоят
  • Они очень востребованы на рынке - к ним сложно попасть
  • Они берут не каждого ребенка. Они не работают с детьми, с которыми им работать не комфортно
Второй тип репетиторов – просто готовят к ГИА, ЕГЭ. Они учат шаблонным решениям. Задача этих репетиторов, чтобы заказчик был доволен. Заказчик - это ВЫ. Вы в каком случае будете довольны? Если у ребенка будет выполнено домашнее задание, если у него все хорошо будет получаться, он будет доволен, он будет получать пятерки. Здесь есть важный момент, если дети уходят от репетитора довольными, то репетитор - плохой. Значит, ребенок находится в зоне комфорта. Вы, наверно, много слышали, что развитие начинается только тогда, когда человек выходит из зоны комфорта. Когда у него чуть-чуть не получается. Репетиторы чаще всего не занимаются вот этим именно моментом. И вот - все получается, все довольны и счастливы – ребенок получает пятерки, но при этом - НЕ РАЗВИВАЕТСЯ. Это не самое страшное.

Самое страшное в том, что ребенок привыкает тому, что все «разжевывают».

Разжевали, в рот положили, остается только проглотить. Дети вырастают беспомощными существами.

Их учат, дают новые навыки, но у них не тренируется способность учиться самостоятельно.

Они даже не умеют самостоятельно искать нужную для решения той или иной задачи информацию в интернете. Часть вопросов решаете вы, родители. Решаете в силу того, что вы - РОДИТЕЛИ. Большой процент вопросов, связанных с учебой решают репетиторы. Со всех сторон ребенок - такое опекаемое «парниковое растение», и делать ничего сам не может. И это страшно. Потому, что вступая во взрослую жизнь, он – беспомощен. Он рассчитывает на вас. Ждет, что вы подскажете, поможете, направите, поможете поступить в ВУЗ, на работу, еще куда-то. Он не умеет рассчитывать на себя, на свои силы, на свои знания. Это страшная ситуация, потому что сейчас формируется общество, в котором будут жить наши дети. Пишу эти строки и вижу вас, ваши глаза, скептически прищуренные, а в глазах вот этот вопрос. Увеличение скорости чтения – конечно полезный навык для развития человека и личности. Самое популярное предложение от школ и курсов скорочтения звучит так:

«Вы увеличите скорость чтения в 2 и более раз за такое-то время (обычно 10 дней)».

Мы на собеседовании задаем детям среднего и старшего возраста вопрос: «Смотри, ты сейчас читаешь со скоростью 120 слов в минуту. В результате наших тренировок ты начнешь читать в 2 раза быстрее. Мы в этом даже не сомневаемся. Будешь читать 240 слов в минуту с тем же пониманием текста. Как ты думаешь, что-нибудь изменится в твоей жизни?» Дети задумываются ненадолго и отвечают: «Ничего не изменится».

Вот и мы тоже так считаем, ничего не изменится. Представьте, что вы копаете яму лопатой. Копали медленно, стали копать в 2 раза быстрее. Да, времени потратили меньше. Покидали то же количество земли только быстрее. Устали также, только за более короткое время. Мы, в рамках тренинга по скорочтению выполняем очень большую работу по мотивации, обучаем управлять временем, обучаем видеть в тексте главное, учим работать с деталями.

Фактически мы не только тренируем навык скорочтения, а обучаем детей эффективной технологии обучения любому предмету.

В рамках этой технологии у нас уже работают тренинг по скорочтению и тренинг по развитию памяти. И вот сегодня хочу вам рассказать о нашем следующем тренинге Таких занятий очень ждали наши ученики и их родители. Они просили нас придумать что-нибудь, чтобы получить еще бОльшую пользу от нашей методики эффективного обучения. Суть тренинга заключается в том, что дети на занятиях самостоятельно делают уроки. Сначала мы с вами - родителями определяем по каким предметам надо улучшить знания. Ваш ребенок приходит к нам на занятия. Берет с собой сначала учебники по 2 запланированным предметам (первые 2 недели), потом по 3 предметам. И под руководством нашего педагога разбирает материал, прорабатывает, запоминает, пересказывает. Наш педагог не объясняет сам предмет. Он учит детей самостоятельно прорабатывать материал, искать ответы на вопросы, проверять свои знания.

Ваши дети приобретают навык учиться самостоятельно, без репетиторов Вы перестаете тратить время на помощь в приготовлении уроков с детьми.

Вы перестаете тратить деньги на репетиторов

Занятия будут проводится 1 р в неделю. Возраст детей с 1 по 11 класс.

Первое занятие мастер-группы для детей 4-11 класса состоится 20 февраля, в субботу в 17.00

Присоединяйтесь! Также, напоминаю

20 февраля стартует группа детей 7-8 лет. Занятия будут проходить 2 р в неделю – суббота, воскресенье.

Присоединяйтесь!

Чтобы попасть на наши тренинги в Уфе, необходимо позвонить по телефону 7(347) 266-87-83

или оставить заявку на сайте ufa.turboread.ru и записаться на собеседование. Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - http://vk.com/ufa_turboread Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе

www.ufamama.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное