Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста


Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы решения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста:

проблемы и перспективы решения

Автор: Бурмистрова Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №186»

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. При этом интеллектуальную готовность следует рассматривать особо.

1. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

2. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

3. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать в самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт)

Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом вам помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Классификация и специфика интеллектуальных игр

Направленность игр

Актуальность интеллектуальных игр

Примерный перечень игр и упражнений

Игры математического содержания. Игры на развитие логического мышления.

Эти игры активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения.

Математические блоки «Дьениша»,Цветные палочки «Кюизенера»,«Сложи узор» (Кубики Никитина),

«Танграм», «Пифагор»,

«Крестики-нолики»,

«Игры со счётными палочками»,

Игры на нахождение закономерностей,

Ребусы, лабиринты,

Шашки, шахматы.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. При помощи творчества и воображения ребёнок формирует свою личность. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и др. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Сюжетно-ролевые игры.Космическое путешествие,Необитаемый остров,Волшебные превращения, Кубики и конструкторы,Самодельные подарки,Поделки из природных и бросовых материалов,

Игры ТРИЗ и др.

Игры на развитие памяти, внимания.

Эти игры развивают все типы и виды памяти и внимания.

Заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулки.Запомни и нарисуй,Съедобное- несъедобное,Кто наблюдательнее?Летает – не летает,Нарисуй узор,Найди пару, отличие,

Будь внимателен и др.

Игры на развитие мелкой моторики

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, воображения, навыкам классифицирования, формируют творческое начало.

Рисование, лепка, Нанизывание бусин, пуговиц,Вырезывание ножницами.Мозаика,Картины из крупы,Счётные палочки.

Пальчиковые игры.

Работа в тетради:

Дорисуй, продолжи узор,

Графический диктант.

Мир вокруг нас

Эти игры знакомят ребёнка с тем, что его окружает; развивают определённые навыки. 

Игры призваны показать, какой разнообразный и захватывающе интересный мир вокруг.

«Все по местам»,«Дорожное движение»,«Докажи»,«Что из чего сделано»

«Следопыты»,

«Кто где живёт»,

«Времена года»«Хочу всё знать» и т.д.

Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или полузнайки – все ясно (индийская пословица).

От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.

  2. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М., 2001.

  3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 1996.

  4. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

  5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

gigabaza.ru

Дети дошкольного возраста и особенности их интеллектуального развития

Некоторые представляют интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста как необходимость передать подрастающему поколению значительный багаж собственных знаний или подать всевозможную информацию из различных источников на блюдце с голубой каемочкой. По этой причине родители зачастую гордятся тем, что их дети посещают всевозможные кружки и секции с очень раннего возраста или умеют читать, писать и считать, когда как другие ребята не знают буквы и не могут сказать даже, сколько им лет.

Тем не менее восхищение обычно вызывает не те девчонки и мальчишки, которые подолгу готовы рассказывать обо всем, что они знают или умеют, а тот малыш, который может на каверзный вопрос дать вразумительный ответ, самостоятельно решает проблему, или достойно и рассудительно ведет себя в нестандартной ситуации.

Интеллект ребенка формируется на основе умения познавать новое и обучаться, логически мыслить, анализировать и систематизировать полученную информацию, определять возможность применения изведанного в различных видах деятельности.

Кто ответственный за развитие интеллекта у малыша

Некоторые взрослые, не желающие или не имеющие возможности уделить много времени своему чаду, подсознательно перекладывают ответственность за его умственное развитие на других. Особое доверие вызывают у них школы раннего развития ребенка. Малыши учатся решать разнообразные задания, проявляют творческие способности. Но если знания и умения, обретенные на подобных занятиях, не находят в жизни применения, все усилия педагогов оказываются потраченными впустую. Близкие ребенка должны участвовать в его развитии и воспитании самым активным образом.

Большинство родителей, бабушек и дедушек воспринимают ребенка как кусок сырой глины, из которой лепить можно все что заблагорассудится. Модным стало водить малышей, которые еще не вкусили всю прелесть детства, на танцы, уроки английского, в спортивные секции или в музыкальную школу. Это часто происходит вопреки нежеланию ребенка или безуспешным попыткам научить его нелюбимому занятию. Неудивительно, что такое раннее умственное развитие ребенка за счет чрезмерной загруженности всевозможными видами деятельности дает обратный эффект – малыш не может сосредоточиться на проблеме, становится невнимательным, упускает важные моменты и, в результате, может отставать в чем-то от сверстников.

В детском коллективе воспитатели часто всех малышей подгоняют под одну гребенку, и требования ко всем предъявляются одинаковые. Хотя из-за особенностей темперамента дети могут отличаться способностью к восприятию, быстротой мышления, длительностью сосредоточения внимания.

В стремлении воспитать в ребенке желанные черты или привить ему определенные умения, взрослые иногда пренебрегают данными, присущими ребенку от природы. Польский педагог и писатель Януш Корчак утверждал: Все, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно. Родители и воспитатели обязаны разглядеть в ребенке задатки и на основе врожденных способностей и желаний развивать потенциал малыша.

Эффективные меры для развития умственных способностей ребенка

Стимулирование пытливости ума

Взрослые должны позволять ребенку познавать то, к чему у него душа лежит. Одобрение и поддержка родителей – залог успешного интеллектуального развития ребенка. К примеру, если малыш любит всеобщее внимание, которое он привлекает красноречивыми повествованиями, не стоит препятствовать его самовыражению. Из него может вырасти талантливый актер, телеведущий или писатель. Не стоит заставлять малыша ходить на уроки музыки, если он все свободное время предпочитает посвятить игре в футбол. Если постоянно пресекать эмоциональные порывы ребенка и подавлять его желания, есть риск замедлить его развитие и взрастить неуверенного в себе и безынициативного человека или загубить истинный талант.

Любое проявление любознательности нужно поддерживать, чтобы стимулировать развитие интеллекта у детей. Следует не только разделять интерес ребенка, но и формировать у него широкий кругозор с раннего возраста. Это возможно при отсутствии множества запретов на познание ребенком окружающего мира. Так, если хочется девочке сорвать цветок с куста, не запрещайте это, а лучше подарите микроскоп или энциклопедию растений. Хочет мальчик разобрать предмет по деталям – пусть учится познавать устройство механизма и, по сути, всего материального мира.

Раннее знакомство с материалами и инструментами

С первого года жизни малыша целесообразно проводить с ним пальчиковую гимнастику, использовать развивающие коврики, развивать мелкую моторику при помощи игр с крупой и крупными бобами. Контрастные тактильные ощущения способствуют раннему развитию интеллекта, так как стимулируют мыслительную деятельность и дают первые впечатления обо всем неизведанном.

Развитие ребенка не возможно без ролевых игр или «игр взрослых». Не стоит прятать от малышей посуду, которой пользуются взрослые. Пусть они играют с настоящими столовыми приборами и учатся накрывать на стол. Купите ребенку безопасный нож, которым он сможет помочь вам нарезать мягкие продукты. Лепите с малышом пластилином, даже если он не умеет еще скатать шарик. Дайте ему карандаши и учите правильно их держать – пусть рисует каракули. Делайте с ним аппликации из цветной бумаги и рисуйте мелом или на песке. Не бойтесь дать ему ножницы с тупыми кончиками и бумагу. Чем богаче практический опыт у малыша в раннем детстве, тем больше возможности для развития его воображения. В будущем он будет склонен проявить себя в большем количестве видов деятельности. Использование перечисленных предметов должно проходить исключительно с вашим активнейшим участием и пояснением.

Вовлекайте ребенка в семейные будничные дела. Обычно дети сами просятся покрутить мясорубку, пропылесосить, вытереть пыль, лепить вареники и т. д. Так ребенок узнает сам, а не из мультиков или понаслышке, о том, как функционируют бытовые приборы, из чего готовятся блюда, как выбирать свежий товар в магазине, как смастерить стул и прочее.

Многообразие развивающих занятий

Задача родителей не только накупить множество игрушек для своего чада, но и подсказать ему, как ими пользоваться. В вашей компании он не только построит башню из кубиков с картинками и других фигур, но и изучит формы, цвета, буквы, названия предметов, изображенные на них. Карточки с картинками и буквами пригодятся для раннего знакомства малыша с азбукой. Подберите пазлы и мозаику, соответствующие возрасту ребенка, и собирайте картинку вместе. Читайте с малышом книги со сказками и обсуждайте иллюстрации или выполняйте задания для дошкольников сообща. Учите сынишку или дочку при этом размышлять и делать выводы самостоятельно.

Увлекательный и познавательный досуг

Ничего нет предосудительного в том, чтобы дитя целыми днями играло с друзьями во дворе. Но не ленитесь регулярно вносить разнообразие в его обыденную жизнь. В.А. Сухомлинский говорил: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Водите ребенка на разные игровые площадки, в цирк, в кукольный театр, музей, на стадион, в парк, на концерты, берите с собой на рыбалку, ходите в гости, устраивайте семейные пикники. Важно во время совместной прогулки с малышом поддерживать беседу, обсуждая все с ним как с взрослым.

Расширение круга общения

Если у вашей семьи много знакомых и друзей с детьми разного возраста, ваш ребенок имеет возможность обогатить словарный запас, овладеть осмысленной речью, учиться налаживать контакт с разными людьми, приспосабливаться к обстановке. Это возможность для социального развития малыша. Кроме этого, встречи с общительными образованными людьми всегда познавательны для маленького почемучки.

Общение на равных

Старайтесь говорить ребенку правду, где это уместно. Разговаривайте с ним как с взрослым человеком. Не сочиняйте небылицы, а старайтесь дать понятные и исчерпывающие ответы для его полноценного развития. В противном случае, в один момент может случиться казус, когда ребенок не будет знать, чему верить: версии родителей или услышанной от других или прочитанной информации. А главное, нужно «рисовать картины», наиболее приближенные к реальности.

Создание благоприятных условий для развития юного организма

Малыш будет здраво мыслить, когда созданы для этого все необходимые условия: здоровое питание, свежий воздух и дружелюбная атмосфера в семье. Позаботьтесь о том, чтобы он без помех и с радостью узнавал окружающий его мир.

pervenets.com

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста

Наиболее важную роль в программе подготовки детей старшего дошкольного возраста играет их творческое и интеллектуальное воспитание. Дошкольный возраст – это наиболее благодатное время для формирования и воспитания эстетической и целеустремленной личности. Необходимые базовые знания, заложенные родителями в раннем возрасте, окажут неоспоримую поддержку и в процессе обучения, и в дальнейшей жизни. Исходя из этого, каждый родитель должен четко понимать серьезность роли умственного развития в жизни крохи, и не перекладывать его полностью на учителей и педагогов.

Интеллект – это одно из первостепенных качеств человеческой психики, его становление начинается еще в младенческом возрасте. На формировании характера ребенка отражается каждое новое услышанное слово, полученное ощущение, увиденное явление.

Творческие способности – это индивидуальные черты, присущие каждой личности и влияющие на качество выполнения любых творческих заданий.

Программа формирования творческих способностей

В каждом новорожденном заложен неплохой художественный потенциал, особенности дальнейшего усовершенствования которого ложатся на плечи родителям и воспитателям детских садов. Дошкольный возраст, это самый лучший период для воспитания в детях развитой эстетической личности, а также умения видеть и ценить красоту окружающего мира.

Эстетические способности человека определяются целым рядом его особенностей и навыков.

  • Способность придумывать максимальное количество нестандартных идей за короткое время;
  • Умение применять знания, полученные в результате выполнения одних задач, при решении других;
  • Умение воспринимать окружающую реальность целиком;
  • Способность памяти воспроизводить необходимую информацию в нужный момент;
  • Тяга к экспериментам.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать заключение, что для формирования творческих способностей в первую очередь необходимо развивать у ребенка воображение, креативное мышление и художественный потенциал.

Методы и средства для быстрого и максимального раскрытия творческих возможностей, заключают в себе определенные условия и программы, следуя которым дети и родители смогут легко достигнуть положительных результатов.

  • Физические занятия с малышом играют важную роль в его развитии, и начинать их необходимо с первых месяцев его жизни.
  • Окружайте ребенка игрушками, немного опережающими его потребности. Их конструктивные особенности будут подталкивать кроху к быстрому становлению креативного мышления и воображения.
  • Предоставьте чаду свободу в выборе видов деятельности. Не навязывайте ему свое мнение, пусть он сам определится какое занятие приходится ему по душе.
  • Во время выполнения обучающей программы оказывайте сыну или дочке посильную, но не чрезмерную помощь, и не подсказывайте им в тех случаях, когда они в состоянии сами додуматься до верного решения.

В семье и детском образовательном учреждении должна сохраняться теплая и дружеская атмосфера. Родители и педагоги должны всячески побуждать детей к занятиям творчеством, поощрять их за это и утешать в случае неудач.

Особенности интеллектуального развития

Умственное развитие дошкольника можно условно разделить на несколько этапов, соответствующих возрасту ребенка. Главный период в формировании интеллекта у крохи начинается в первые месяцы его жизни, и обусловлен изучением окружающего мира и получением новых эмоций и знаний. Уже в это время у чада закладываются зачатки аналитического мышления и накапливается первый приобретенный опыт. Чем больше опыта наберется кроха в начале своего жизненного пути, тем активнее будет его эстетическое развитие и воспитание.

Читайте также:   Правильное обучение ребенка чтению: советы родителям

Следующий этап интеллектуального становления выпадает на более осознанный возраст ребенка. Двухгодовалый малыш с интересом наблюдает за происходящим вокруг себя и с удовольствием применяет приобретенный ранее опыт, для достижения новых целей. В этот период кроха много экспериментирует, он активен и любознателен, а задача и роль родителей всеми возможными средствами поощрять его стремления и особенности.

Третий период развития умственных способностей проходит в непростых условиях первого возрастного кризиса 3-х лет. На данном этапе развитие ребенка идет семимильными шагами, он познает окружающий мир, учится сопоставлять увиденное и услышанное с накопленными ранее знаниями, и даже способен делать свои первые самостоятельные выводы. Он очень любознателен и постоянно задает взрослым различные вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Первостепенная миссия родителей и педагогов удовлетворять и вознаграждать всяческие проявления детской любознательности.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен четвертый период, который отличается не только формированием интеллекта у ребенка, но и развитием его коммуникативных особенностей.

Методы и средства воспитания интеллектуальных способностей

Особенности любых занятий для дошкольников и старшего, и младшего возраста, это их проведение в форме игры. В этом случае усвоение программы проходит гораздо легче и быстрее, дети меньше устают и более продолжительное время не теряют интереса к занятиям.

Задача родителей обеспечить кроху необходимыми игрушками, книжками, раскрасками и прочими наглядными пособиями. С самого раннего детства необходимо покупать ему не просто яркие и красивые безделушки, а приобретать те, которые помимо развлекательной будут играть еще и развивающую роль. Для этих целей отлично подходят всевозможные пирамидки, рамки-вкладыши, различные сортеры, волшебные сферы, конструкторы и музыкальные игрушки.

Хорошо влияют на интеллектуальное развитие дошкольников старшего возраста разнообразные ролевые игры и занятия, особенно если тема и план игровой программы будут придуманы самим малышом.

В возрасте 3 – 4 лет отличным обучающим развлечением для крохи станут кукольные спектакли, участие в которых принимает, и он сам, и другие члены семьи. Сюжеты развлекательных программ и постановок могут быть самыми разнообразными, но непременно должны включать в себя нравственную и поучительную составляющую.

Прекрасное содействие в воспитании интеллектуальной личности оказывают загадки, развивающие память и умение мыслить логически. А для развития внимательности и умения красиво излагать свои мысли, хорошую роль сыграет совместное чтение сказок и стихов.

Ведение диалогов с сыном или дочкой играет не последнюю роль в формировании интеллекта, логики и креативного мышления. Отвечайте на их вопросы, объясняйте почему надо сделать именно так, а не иначе, заставляйте анализировать услышанное и увиденное, размышлять и делать выводы.

Положительное влияние на эстетическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста оказывает музыка, физкультура, изучение иностранных языков.

Одну из ведущих ролей в воспитании художественных и интеллектуальных способностей детей играет совместное творчество. Не экономьте средства при покупке материала и различных наборов, для таких занятий идеально подойдет тесто для лепки, всевозможные раскраски и аппликации, кинетический песок, краски и многое другое. Если с первого раза вам не удалось заинтересовать своего ребенка, возьмите инициативу на себя, покажите ему, какие замечательные произведения он может создать собственноручно, проявив немного фантазии и воображения.

Читайте также:   Гиперактивный ребенок в возрасте 2 лет и старше

Роль игр и занятий в формировании интеллектуальных и творческих способностей

В настоящее время в сфере дошкольного образования существует большое количество методик и программ, направленных на эстетическое воспитание детей. Но одной из важных составляющих художественного и интеллектуального воспитания является игра. Начиная занятия с малышом достаточно повторять два-три упражнения, тогда кроха не запутается в правилах, а ваши уроки дадут быстрый положительный результат.

  • Назовите любой предмет и предложите вашему чаду придумать к этому слову хорошие и плохие ассоциации. Например, «зима», хорошие ассоциации – снег, Новый Год, санки, лыжи, плохие – скользко, можно упасть, холодно.
  • Завяжите крохе глаза и дайте ему в руки любой знакомый предмет, с помощью тактильных ощущений он должен догадаться, что держит и рассказать на память как выглядит этот предмет, и перечислить его особенности и характеристики.
  • Даже совсем небольшим деткам будут весьма интересны занятия лепкой. Купите специальные наборы «Теста для лепки» включающие всевозможные формочки, стеки и доски. Разрешите малышу фантазировать и творить, немного помогая ему в этом.
  • Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры и предложите ему проявить фантазию и превратить их во что-то совершенно новое, дорисовав и раскрасив на свое усмотрение.
  • Во время прогулки предложите сыну или дочке поиграть, придумывая противоположности к загаданным вами словам. Например, «сладкий» — «кислый», «сухой» — «мокрый».

Заинтересуйте ребенка различными игровыми программами с использование дидактического материала: карточек, лото, детского домино, мозаики.

  • Покажите малышу картинку с изображением нескольких различных предметов, один из которых повторяется два раза. Задача ребенка отыскать два одинаковых.
  • Предложите ему карточку, на которой изображено нескольких предметов, 4-5 из которых одинаковые, а один существенно отличается. Предложите найти его.
  • Изобразите на картинке дом без окон или дверей, велосипед без колес, или дерево без листьев, предложите чаду найти недостающие детали и дорисовать их самостоятельно.
  • Разложите на столе несколько предметов и предложите малышу запомнить их расположение, затем он отворачивается, а вы, тем временем, либо убираете одну из них, либо добавляете, либо меняете игрушки местами. Повернувшись, он должен догадаться какие изменения произошли на столе.

Воспитывая ребенка, необходимо уделять внимание не только физическому или умственному развитию, но и воспитывать в нем разностороннюю личность. И пусть из него не выйдет великого художника или музыканта, зато со временем он превратится в гармонично развитого человека, способного найти творческий подход к любой жизненной ситуации.

rebenokrazvit.ru

ДЕТСТВО-ГИД

Методические рекомендации «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Дозморова Юлия Михайловна, воспитатель МАДОУ № 3,

г. Каменск-Уральский Свердловской обл.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет главное назначение, потому что формирует навыки успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстро происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дети с более развитым интеллектом лучше осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах. Большую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, у детей повышается интерес к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать: — развитие речи и речевого общения; — развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время); — развитие логического мышления (классификация, соотношение); — формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка); — формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения; — знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком; — воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Все вышеперечисленные компоненты можно развивать с помощью игр предложенных ниже:

Задания на обозначение предметов: 1. «Придумай сам» — формировать умение детей видеть в различных предметах возможные заместители (2 младшая, средняя, старшая группы). 2. «Зверюшки на дорожках» — формировать умение детей пользоваться заместителями — уметь соотносить картинки с определенными значками (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы). 3. «Загадки и отгадки» — формировать умение детей соотносить речевую форму описания предметов с графической (для всех возрастов). 4. «Солнышко и дождик» — формировать умение детей обозначать один предмет с помощью другого (домиком может быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги) – (для всех возрастов). 5. «Через ручеек» — формировать умение детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации» (2 младшая группа). 6, 7. «Наседка и цыплята», «Лохматый пес» — формировать умение детей по-разному обозначать предметы в игре (2 младшая группа).         8. «Мышеловка» — показать детям, что при помощи действия можно обозначить предмет (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). 9. «Зайцы и волк» — формировать умение сопоставлять план с пространством групповой комнаты (средняя группа).

Задания на анализ строения предмета: 10. «Сложи картинку», «Танграм» — способствовать умению детей анализировать элементарную контурную схему (для всех возрастов). 11. «Нарисуй картинку палочками» — формировать умение детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины (2 младшая, средняя, старшая группы). 12. «Пирамидки» — закреплять умение детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения. ( старшая, подготовительная к школе группы).

13. «Звезды на небе» — формировать умение детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий (старшая, подготовительная к школе группы). 14. «Веселые человечки» — способствовать умению детей анализировать элементарную схему (старшая, подготовительная группы).

Задания на выделение пространственных отношений: 15. «Поезд» — формировать умение соотносить план комнаты с реальной комнатой (2 младшая группа). 16. «Кукла Маша купила мебель» — формировать умение детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана (2 младшая, средняя, старшая группа). 17. «Куда спрятался жучок?» — формировать умение детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). 18. «Найди игрушку» — закреплять умение детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы). 19. «Секреты» — помогать детям ориентироваться по плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы).

Задания на создание новых образов: 20. «Какая игрушка?» — развивать воображение детей, формировать умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям (для всех возрастов). 21,22.  «Что это такое?»,  «На что это похоже?» — способствовать созданию у детей воображаемых образов на основе характерных признаков предметов (для всех возрастов). 23, 24. «Волшебные картинки», «Перевертыши» — формировать умение детей создавать образы на основе схематичного изображения (средняя, старшая группы).

Задания на использование логических отношений: 25. «Кто веселее?» — закреплять умение детей располагать предметы в заданной последовательности (старшая, подготовительная к школе группа). 26. «Угадай, как нас зовут?» — закреплять умение расшифровывать слова предложенным способом (символическое замещение). Выделять в слове первый звук (подготовительная к школе группа).

Источник: Журнал «WomanAdvice — советы на все случаи жизни».

detstvogid.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное