Художественное развитие дошкольников


Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение

Задачи художественно-эстетического развития

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

  • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

    В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества

  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.

    В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров

  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

    Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития

Виды художественно-эстетической деятельности

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Занятия продуктивным творчеством оказывают благотворное влияние на психологическое состояние детей

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Аппликация как вид изобразительной деятельности развивает у ребёнка чувство цвета, формы и величины

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

    Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду

  • Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы

Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце

Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ

Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

Видео: занятие с дошкольниками по лепке

https://youtube.com/watch?v=XHkTGqKd2Nk

Видео: занятие по рисованию в ДОУ

https://youtube.com/watch?v=rl7Du67H9Lg

Видео: занятие по изобразительной деятельности

https://youtube.com/watch?v=xbgUEUWExYA

Видео: музыкальное занятие в детском саду

https://youtube.com/watch?v=zaeCMBDkydc

Видео: хоровое пение в детском саду

https://youtube.com/watch?v=2JjurKellh5

Видео: приобщение детей к художественной литературе

https://youtube.com/watch?v=NGijJJSe3EU

Видео: театрализованные игры

https://youtube.com/watch?v=bKgrhWj8Z1g

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию

Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством

На занятиях ребята могут знакомиться с особенностями гжельской росписи Народный костюм вдохновляет на продуктивное творчество Познакомиться с шедеврами мирового искусства можно прямо в детском саду Знакомство с произведениями литературы проходит во время досуга Мероприятие за пределами детского сада вызывает усиленный интерес дошкольников В образовательную программу может входить знакомство с особым видом театра

Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

В кружке дети узнают много нового и удовлетворяют потребность в творческой активности

Центр литературного развития в детском саду

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
  • определение задач центра и направлений работы;
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Центр литературного развития оказывает положительное влияние на будущих читателей

Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка

Отчёт о художественно-эстетическом воспитании

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

melkie.net

Художественное развитие детей

Важность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы  школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.

Художественное развитие детей через изобразительное искусство

Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.

Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.

Художественное развитие детей через чтение книг

Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.

Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.

Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать  себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.

Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.

Художественное развитие детей через прослушивание музыки

Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.

Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя,  слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.

Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.

Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.

Художественное развитие детей через просмотр фильмов

Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.

Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.

Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками

Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек  и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.

Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.

В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.

В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также  природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.

Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

www.rastut-goda.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС: его задачи и виды, примеры проектов, планирование, цель и диагностика + фото и видео

В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природным естественным тяготением к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по трансформации этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС

Этапы и условия

Художественно-эстетическое развитие — процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

Программа для детей-дошкольников включает несколько этапов:

  • 3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.
  • 5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
  • 6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность

Условия, стимулирующие переход ребёнка на новый качественный уровень художественно-эстетического развития:

  • грамотное обустройство материально-культурной пространственной среды, она должна включать объекты, привлекательные для созерцания и изучения;
  • высокий уровень профессиональной компетентности и личностных качеств педагогического коллектива, осуществляющего эстетическое воспитание детей;
  • интерес и внимание к творческим экспериментам ребёнка, желание заметить и услышать его мысли и переживания;
  • продуманная целенаправленная педагогическая деятельность по организации эстетического восприятия воспитанников.

Воспитание преобразует развитие в направленный и управляемый процесс, по мнению Л.С. Выготского смысл эстетического воспитания в том, чтобы «вести за собой развитие».

Цель такого воспитания в педагогическом определении

  • Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.
  • Становление и развитие в личности ребёнка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Выработка глубокого понимания и грамотной оценки объектов искусства.
  • Актуализация созидательных способностей личности и их воплощение в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формирование морально-этических общечеловеческих норм и ценностей, достижение высокого уровня общей эрудированности, расширение сферы эстетических интересов.
  • Осознанная творческая работа способствует развитию культуры мышления и речи, волевых качеств личности, навыков самоорганизации, внутреннего контроля и дисциплины.

В процессе театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал каждого ребенка, а родителей завораживает разнообразие персонажей, непринужденность в общении детей со сверстниками и взрослыми

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Н. Варкки

Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. С.53.

Задачи художественно-эстетического развития уточняются в соответствии с особенностями возрастной психологи детей и делятся на четыре группы:

  • Развитие эмоциональной сферы эстетических чувств, личных приоритетов и интересов — формирование собственной коллекции художественных образов, благодаря чему внутренняя жизнь личности ребёнка приобретёт насыщенность и содержательность.
  • Знания и суждения — накопление базового арсенала эстетических знаний и внутреннего личного опыта чувственных переживаний, без которого невозможно пробуждение живого личного интереса к миру эстетических явлений. Для реализации этой задачи воспитанников вводят в мир эталонов сенсорного восприятия, красоты, эстетических категорий, эмоционального поведения и т. д.
  • Становление на основе приобретённых знаний и опыта социально-психологических качеств личности, позволяющих испытывать чувство эмоционального удовлетворения от восприятия эстетических объектов и явлений. При этом необходимо развить у ребёнка умение анализировать, критически и аргументированно оценивать любое произведение.
  • Воспитание и развитие способностей к созидательной деятельности в области искусства — проявление и совершенствование художественных, музыкальных, пластических сторон творческих наклонностей.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей»

Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию.

  • Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
  • Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
  • Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.
  • Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
  • Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
  • Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Уже изначально от своей природы дети — творцы и задача педагога — помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности

Виды художественно-эстетического развития:

  • Эстетическое общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
  • Контакт с природой — сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.
  • Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.
  • Организация предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно-эстетическую работоспособность детей.
  • Проведение праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.
  • Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.
  • Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы организации эстетического развития:

  • Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
  • Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
  • Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
  • Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
  • Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.

Интегрированное развлечение с детьми: «Покров-осенины» (календарный праздник)

Планирование

Как осуществляется планирование

Проект педагогической деятельности — это необходимое условие для осуществления научно обоснованной, упорядоченной, последовательной и управляемой организации воспитательно-образовательного процесса с конкретизацией необходимых программных задач, методов и средств. Колоссальное значение при планировании имеет не только понимание педагогом особенностей возрастной психологии, но и учёт личностных возможностей и способностей ребёнка. Развивающая концепция образовательной стратегии потребует от воспитателя:

  • изучения личностных особенностей характера, мировоззрения, наклонностей, социальных условий жизни ребёнка;
  • умения оценить уровень зрелости личностных качеств;
  • понимания психологической мотивации поведения, знания сферы интересов воспитанников;
  • умелого стимулирования активности, инициативности, самоорганизации деятельности ребёнка;
  • своевременного диагностирования и устранение проблем, препятствующих достижению образовательных целей.

Задачи планирования:

  • осознание перспективы деятельности;
  • равномерное распределение учебного материала с учётом конкретного периода времени;
  • подготовка необходимых форм работы, разработка педагогических приёмов и техник.

Календарный план — разрабатывается на короткий временной период (1–2 занятия) и включает:

  • содержательную часть с указанием программных целей;
  • формулировку воспитательных задач;
  • указание методических приёмов;
  • перечень необходимых дидактических пособий.

Перспективный план — стратегическое распределение образовательного процесса на длительный временной период (от 1 месяца до 1 года).

План базируется на программном документе, в котором для каждой возрастной категории указывается объём знаний, умений и навыков.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами освоения техники народных промыслов

Программа развития в соответствии возрастным группам

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Младшие дошкольники. Первая и вторая младшие группы (2–4 года).

  • Развивается самостоятельная предметная деятельность — осваиваются нормативные способы манипуляции с различными предметами. В 3–4 года ребёнок выходит за ограниченные рамки домашнего пространства семьи, это становится причиной первого возрастного кризиса, вызванного конфликтом желаний и реальных возможностей малыша. Начинает закладываться самооценка, но ключевыми ориентирами продолжают оставаться оценки взрослых.
  • Совершенствуется речь — продолжается процесс знакомства с названиями окружающих предметов, усложняется ситуативно-деловое общение со взрослыми, помимо этого, обогащается лексикон, осваиваются основные грамматические конструкции построения предложения. К концу периода младшего дошкольного возраста дети запоминают небольшие отрывки любимых произведений.
  • Закладываются первичные формы произвольного поведения — преобразование природной модели активности ребёнка в культурную на основе подражания взрослым формам поведения, воспринимаемых ребёнком в качестве регулятивного образца для воспроизведения.
  • Совершенствуются навыки сенсорно-пространственного ориентирования — ребёнок может выполнять простые задания на определение и выбор из двух-трёх предметов по отличительным признакам цвета, формы, величины. Постепенно у детей закрепляется понимание сенсорного эталона, младшие дошкольники четырёх лет могут определить более пяти форм предметов и более семи цветов, свободно ориентируются в пространстве своей группы детского учреждения.
  • Развивается звуковое и слуховое восприятие — ребёнок способен различать звуковой рисунок мелодии, может петь, правильно слышит звуки речи, но произношение пока довольно искажённое.
  • Возникает осознанная изобразительная деятельность — ребёнок чётко формулирует желание изобразить предмет, распространённым является рисунок человека в форме «головонога» — большого круга с отходящими от него линиями.
  • В игровой деятельности развивается воображение, когда в сознании ребёнка одни предметы являются символическими заместителями других.
Видео: художественно-эстетическое развитие детей в детском саду

Средняя группа (4–5 лет).

  • Игра начинает приобретать ролевой характер, ребёнок уже отделяет себя от исполняемой им роли, ролевые и реальные события не смешиваются.
  • Интенсивно развивается изобразительная деятельность. Рисунок приобретает детализацию, графическое изображение человека обладает конкретной и точной прорисовкой черт лица, частей тела, элементов одежды. Дети учатся самостоятельно вырезать и наклеивать фрагменты аппликации на бумагу.
  • Развиваются способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации, формируется произвольное запоминание, дети могут выполнить задание на запоминание.
  • Усложняются грамматические конструкции речи, пополняется словарный запас.
  • Уровень развития образного мышления детей позволяет включать в педагогическую деятельность задания, связанные с умением расшифровать простые схемы.
  • Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 15–20 минут, в подготовительной группе это способность окрепнет до продолжительности в 30 мин.

Проект «Весёлая ярмарка» для старшей группы познакомит детей с народными традициями

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет).

  • В шесть лет дети сопровождают ролевое взаимодействие речью, имитирующей игрового персонажа. Дети осваивают социальные роли в игровой ситуации, в связи с этим могут возникать конфликты по причине распределения ролей.
  • Совершенствуется техника рисунка, дети много и с удовольствием рисуют, это могут быть иллюстрации к любимым мультикам или книгам, а также воображаемые сюжеты.
  • Умственные навыки анализа и синтеза делают возможным разнообразить и усложнить своё увлечение конструированием. При создании построек ребёнок опирается как на заданную схему, так и на оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного конструирования проявляет стремление к солидарности и взаимопомощи.
  • Степень развития образного мышления и воображения позволяет сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.
Знакомство со сферой искусства

Младшая группа

  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к литературным произведениям, обучение навыкам формулировки ответа на вопросы взрослого к сюжетным картинкам. Важно знакомить детей с традиционной народной игрушкой, фокусировать внимание детей на чертах характера фольклорного героя, декоративном стиле её оформления.
  • Активизация внимания и интереса детей к различным контурам и линиям рисунка. Педагог помогает освоить изображение простых предметов разных очертаний, прямых пересекающихся линий, несложных композиций.
  • Необходимо приучать осмысливать и обсуждать самостоятельно нарисованное изображение, пробуждать у малыша чувство эмоционального удовольствия и радости от общения с миром красок и форм.
  • Обучение бережному и правильному отношению с художественным материалом. Задача педагога научить ребёнка свободно удерживать карандаш тремя пальцами, аккуратно набирать краску на кисть, снимать избыточную краску с ворса кисточки о край баночки с водой.

Рисование сюжетное с элементами аппликации «Русалочка в подводном царстве» в подготовительной группе

Старшая группа

  • Детей знакомят с профессиями художника, композитора, писателя, актёра, а также жанрами искусства, такими как живопись, музыка, архитектура, литература, цирк, театр.
  • Воспитанники учатся узнавать явления природы и окружающие предметы в художественных образах литературных произведений, сказок, музыкальных композиций.
  • Рисунок становится более сложным, детей учат смешивать краски, закрашивать, ритмично проводя линии в одном направлении, не выходя за контуры. Формируются навыки пропорционального размещения частей изображения с учётом размеров и формы.

Подготовительная группа

Ребёнок осваивает мастерство рисунка с натуры и по памяти, совершенствуется техника изображения деталей и форм предметов, построение сюжетной композиции. Развивается предметное и сюжетное рисование, разнообразной и насыщенной становится цветовая палитра.

Лепка
  • Цель — познакомить детей с разнообразными пластическими материалами, такими как пластилин, глина, развивать мелкую моторику рук, обучая отламывать мелкие кусочки, раскатывать, лепить несложные формы.
  • Детям старшей группы помогают освоить навыки прищепывания, сглаживания, обучают приёмам вдавливания с целью получения полой формы.
  • В подготовительной группе дети самостоятельно лепят фигурки любимых персонажей, создают сюжетные композиции.
Аппликация
  • Во второй младшей группе детей начинают приобщать к искусству изготовления аппликации. Взрослые обучают ребёнка предварительно выкладывать подготовленные элементы по форме задуманного предмета, потом переходить к наклеиванию получившегося рисунка на бумагу.
  • В старшей группе дети приступают к самостоятельной работе с ножницами, обучаются вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.
  • Воспитанники подготовительной группы могут самостоятельно разрабатывать и исполнять сюжеты и композицию более сложных конструкций из различных геометрических и произвольных форм.

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) в старшей группе «Открытка для мамы»

Конструирование

Знакомство детей с геометрическими элементами настольного и напольного строительного комплекта. Взрослые продолжают обучать детей возводить конструкции по образцу, при этом стимулируют самостоятельную творческую фантазию и воображение.

Музыкальное развитие
  • Цель — пробуждать интерес к музыкальным произведениям, стимулировать искреннее желание слушать и чувствовать гармонию звучания музыки, проявлять эмоциональную реакцию, подпевать, выполнять движения, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
  • Детей второго года младшей группы знакомят с песней, танцем, маршем, обучают различать эти три жанра. Дети учатся определять одночастную и двухчастную форму музыкального произведения, различать звуки по высоте в пределах октавы, слышать и определять силу звучания (тихо, громко).
  • Воспитанники старшей группы осваивают искусство инсценировки, воспроизведение простейших мелодий на металлофоне.
  • В подготовительной группе дети определяют жанр и общее настроение прослушанного произведения, различают его композиционные части, узнают звучание музыкальных инструментов, учатся передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

На музыкальных занятиях происходит непринужденное приобщение детей к миру музыкального искусства, дети знакомятся с основами музыкальной культуры, ее жанровым многообразием

Перспективно-календарное планирование занятий по музыкальному воспитанию в младшей группе на 1 месяц.

Перспективное планирование по художественному творчеству (вторая младшая группа) на 1 месяц.

Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников

«Как прекрасен этот мир»

Содержательная часть:

  1. «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
  2. «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
  3. «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
  4. «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  5. «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
  6. «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  7. «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.

Видео: рисование ладошками и пальчиками

«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)

План.

  • Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
  • Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
  • Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
  • Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
  • Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
  • Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
  • Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».

Видео: проект «День музыки»

Как и для чего проводится диагностика развивающих программ

Диагностика проводится для определения уровня овладения умениями и навыками художественной деятельности детей в соответствии с программными требованиями. Проводится с помощью специальных методик тестирования, которые включают задания по каждому виду художественной деятельности для конкретной возрастной категории детей.

Критерии для проведения мониторинга развития художественно-эстетического развития детей разных возрастных категорий:

Младшая группа

  • Рисует красками, фломастерами, карандашами, знает цвета, может изобразить отдельные предметы, композиционно простые сюжеты.
  • Эмоционально воспринимает свои творческие работы, способен рассказать, что изображено на рисунке.
  • Знаком с пластическим материалом, мастерством лепки, ребёнок может с помощью круговых движений кисти рук создавать несложные формы.
  • Классифицирует элементы строительного набора по форме.
  • Конструирует с помощью педагога элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей.
  • Слушает и узнаёт мелодии, различает высоту звуков.
  • Вместе с педагогом активно подпевает и совершает движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
  • Поёт вместе с другими детьми, не опережая и не отставая от них.
  • Знает и может назвать простейшие музыкальные инструменты, такие как бубен, погремушки.

Средняя группа

  • Выражает свои чувства, мысли, эмоции доступными для его возраста изобразительными средствами.
  • Рисует простые сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных и сказочных сюжетов с использованием различных художественных техник.
  • Вырезает ножницами под контролем воспитателя, наклеивает фрагменты аппликации на бумагу.
  • Конструирует различные по назначению постройки с учётом формы, величины и свойства строительного материала.

Воспитанники младшей группы помощью могут конструировать элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей

Старшая группа

  • Участвует в ролевых театрализованных импровизациях, запоминает небольшие стихотворения.
  • Рисует предметы чёткой формы, подбирает и смешивает цвета, умеет аккуратно закрашивать.
  • Может передать в изображении содержание простого сюжета, равномерно располагая предметы на всём пространстве листа.
  • Определяет жанр музыкального произведения, различают его композиционные части.
  • Узнаёт звучание музыкальных инструментов, учится передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
  • Самостоятельно работает с ножницами, обучается вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.

Подготовительная группа

  • Знает и определяет различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
  • Формулирует собственные эстетические суждения.
  • Создаёт пластические образы разных предметов, используя сложные технические приёмы рельефа, объединяя их в общую композицию.
  • Самостоятельно конструирует как из подручных средств, так и с использованием игрового строительного материала, организовывает ролевую игру вокруг объекта.
  • Владеет навыками предметного и сюжетного рисунка с натуры и по памяти.

Итоговые выводы:

  1. Высокий уровень — ребёнок увлечённо и внимательно занимается художественной деятельностью, показывает высокий уровень знаний и эмоциональной реакции.
  2. Средний уровень — демонстрирует слабый интерес к занятиям, недостаточный уровень знаний, проявляет незначительный уровень эмоционального восприятия.
  3. Низкий уровень — не проявляет заинтересованность эстетической деятельностью, не отвечает на вопросы о сфере искусства.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

(Visited 28 397 time, 83 visit today)

  • Автор: Наталья Фоминых
  • Распечатать

shkolabuduschego.ru

Художественное Развитие Детей Дошкольного Возраста

Наши малыши очень любят рисовать гуашью или акварелью, лепить из песка или пластилина. В дошкольном возрасте эти занятия способны не только развлекать малышей, но также отлично развивают мелкую моторику малыша. Но самое ценное в таких занятиях то, что малыш, рисуя или занимаясь лепкой, получает художественное развитие, развивается как творческий человек. Художественное развитие детей дошкольного возраста способно не только выявить одаренность и гениальность отдельных детишек, но и развить творческий потенциал каждого из ребят. Ведь ребенок, получая художественное развитие, вырастет успешным и здоровым, добрым и прекрасным человеком.

Художественное развитие детей дошкольного возраста обладает также терапевтическим эффектом. Занимаясь лепкой или рисуя, ребенок обретает душевный покой, давая, таким образом, выход своим чувствам. И то и другое занятие это продуктивный вид деятельности, которое дает зримый и осязаемый результат. Полученный рисунок или вылепленную фигурку можно потрогать или рассмотреть, показать старшим, попросив дать оценку своему творчеству. Малыш чувствует гордость и огромное удовлетворение от собственного труда, от слов одобрения со стороны взрослых.

Становясь чуть старше, малышу уже мало просто нарисовать или слепить. Он уже имеет четкое представление о том, что должно получиться в результате, и прежние «каляки-маляки» перестают удовлетворять его самого. А для того, чтобы малыш не разочаровался в деятельности такого рода, нужно привить ему навыки и умения, которые и помогут ему добиться искомого результата.

Художественное развитие детей дошкольного возраста ставит перед их родителями следующие задачи:

1. Дать ребенку возможность проявить творческие способности самостоятельно, предоставив ему самому возможность рисовать и лепить то, что ему хочется;

2. Помочь ребенку освоить необходимые навыки и умения, позволяющие  не останавливаться на достигнутом, а совершенствовать свои фигурки и рисунки;

3. Научить ребенка смешивать краски для образования новых цветов и оттенков;

4. Научить малыша основным способам и приемам лепки и рисования, основным формообразующим движениям;

Художественное развитие детей дошкольного возраста будет происходить только в случае самостоятельных активных действий и заинтересованности детей в процессе. Специфика художественного развития такова, что ребенок через картину или вылепленную фигурку выражает свое личное отношение к окружающей действительности. Каждый малыш имеет свои интересы и предпочтения и стремится более выразительно изображать именно их. Поэтому, чтобы не загубить желание малышей развиваться, взрослыми, будь то родители или воспитатели детского сада, должны быть созданы необходимые условия для развития и самостоятельной деятельности ребенка. У малыша должно быть место для занятий творчеством  с хорошим освещением и защищенное от излишнего шума и гама. Также взрослые должны обеспечит ребенка всеми необходимыми инструментами и расходными материалами. Обязательно хвалить ребенка и поощрять, делать это необходимо искренне, дети сразу чувствуют фальшь.

Относитесь с пониманием к начальному творчеству ребенка. Ведь даже взрослому человеку рисовать или лепить фигурки не так уж легко, что уж говорить о малышах. Мускулатура его рук еще мало развита, да и жизненный опыт совсем мал. Поэтому взрослые должны понимать, каких усилий стоило ребенку изобразить ту или иную картинку, а, тем более, вылепить фигурку. Побуждайте ребенка к дополнению картинки, даже если он не знает, как это сделать. Попросите его изобразить, допустим, травку, но не сами рисуйте, а лучше напомните ему как выглядит травка, выйдя на улицу, или покажите репродукции, на которых она изображена. Такое художественное развитие ребенка будет намного действеннее. Главное не мешайте этому творческому процессу, а лишь дополняйте и стимулируйте его.

Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

www.ja-zdorov.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное