Готовность ребенка к школьному обучению


Лекция "Готовность ребенка к школьному обучению"

Выступление педагога-психолога перед родителями будущих первоклассников «Готовность ребенка к школьному обучению».

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.Задачи выступления: 1. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями.2. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.3. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Добрый вечер, уважаемые родители! Первый раз в первый класс! Торжественно и волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами.

Готово ли ваше сокровище к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят учителя, говорят родители, говорят психологи, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах огромное количество книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены слова «Подготовка к школе». Что же подразумевает под собой это словосочетание «готов к обучению»?

Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности (неуспешности) ребёнка в школе.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними, поэтому приведу несколько классификаций, чтобы получилось наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе.

В понятие готовность к обучению в школе выделяют 3 тесно взаимосвязанных аспекта:

- физиологическая готовность к обучению;

-психологическая готовность к школьному обучению;

- социальная (личностная) готовность к обучению в школе.

Физиологическую готовность к школе оценивают медики (часто болеющие дети, физически ослабленные даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении).

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Л.И.Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.

Структура психологической готовности ребенка к школе.

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

- Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

1. Интеллектуальная готовность. Предполагает формирование у ребенка определенных умений:

- умения выделять учебную задачу;

- способность икать сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но уметь применять их, устанавливать закономерности между причиной и следствием, наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.

Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но весьма существенную роль. Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода: шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять, поставленную перед ним задачу, не утомляясь. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал услышанное и увиденное и некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому способность к краткосрочной слуховой и зрительной памяти, позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение тоже должны быть хорошо развиты. Для того чтобы ребёнок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел зачатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому что»). При этом речь идет не о каких-то специальных «научных» понятиях, а о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности.

2. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни.

- способность к адекватной самооценке. Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин.

- умение соподчинять мотивы поведения. Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебной мотивации над игровой. Учебная мотивация формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

3. Социальная готовность. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. У вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:

- умеет общаться со сверстниками, может налаживать контакты с другими детьми;

- способность выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), не только слушает, а слышит просьбу, указание, совет;

- может контролировать своё поведение, объяснять причины поступков;

- самообслуживание (самостоятельно уметь одеться и раздеться, завязать шнурки, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нем).

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Для ребенка в первый раз в школу, все, равно, что для нас первый раз на работу. Как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут – тревога ожиданий, настороженность. И, если вдруг действительно не поймут – боль, обида, слёзы, капризность. Кто поможет, только мы родные люди – родители. Поддержите, приласкайте, погладьте (ребенку для нормального развития ребенку необходимо 16 поглаживаний в день). Через игру, сказку постарайтесь настроить его на обучение. Спокойно побеседуйте со своим ребенком.

1) расскажите о школе: не приукрашая и не сгущая краски школьной жизни;

2) поговорите о возможных взаимоотношения со сверстниками и учителями, не запугивая и не рисуя радужных картин;

3) вспомните радостные минуты своего школьного детства и огорчения;

4) постарайтесь вспомнить свои школьные и сюрпризы, подарки, праздники и положительные оценки (где и за что);

5) расскажите, как вы шли в школу (запахи);

6) никогда не высказывайте своих опасений относительно школы, не пугайте школой, формируется школьная тревожность;

7) обсуждайте с ребенком, что его тревожит и огорчает. Что произошло за день. Помогите понять поступки других людей. Например, не спросила учительница. С 6-7 летним ребенком можно и нужно рассуждать, он готов понять ваши доводы

8) пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много хотите от него. Полезно «пропустить» требования через собственные детские переживания. Будьте объективны.

9) больше любви, тепла и ласки. Чаще говорите, что вы его любите.

Ребенок должен понять главное: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями»

Раздаются памятки для родителей.

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позвольте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позвольте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позвольте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Используемая литература:

1. В.Г. Дмитреева. Готовимся к школе. Книга для родителей. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.

2. Е.Ковалева, Е Синицына Готовим ребенка к школе. – М.: Лист-Нью, 2000,- 336 с., ил.

3. М.М. Безруких Готов ли ребенок к школе? – М.: Вентана-Грант, 2004 – 64с.:ил.

infourok.ru

Готовность к школьному обучению – что это такое?

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? 

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным. Поэтому не отчаивайтесь, если вдруг эти результаты будут недостаточно высоки. В данном случае необходимо учитывать особенность развития ребенка дошкольного возраста: часто малышу не хватает буквально одного-двух месяцев для того, чтобы произошло созревание организма, на основе которого произойдет скачок в его психическом развитии. Опираясь на профессиональные рекомендации педиатра и психолога, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Удачи вам и вашим детям!

В Медицинском центре «XXI» можно записаться на занятия с психотерапевтом для определения готовности ребенка к школе и психологической помощи детям и родителям в этот период. Тел.: (812) 380-02-38 

www.mc21.ru

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Барсукова О. В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 2-5. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2345/ (дата обращения: 28.01.2019).



Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки. Впервые этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков начала систематического обучения. На сегодняшний день существует несколько десятков различных подходов к рассмотрению самого феномена психологической готовности и способов ее диагностирования, однако единого четкого алгоритма пока не существует.

Общепризнанно, что готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми — родителями и учителями.

История развития диагностики готовности детей к школьному обучению началась за рубежом, в период расцвета метода тестирования. Большую роль сыграла концепция, выдвинутая А. Керном и его последователем Я. Йирасеком. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривалась этими исследователями как школьная зрелость, сущность которой, заключается в достижении такой степени в развитии, когда ребенок становится способным участвовать в школьном обучении. Я. Йирасек предложил для изучения школьной зрелости адаптированный вариант методики Керна [3]. В литературе этот тест получил название «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна — Йирасека».

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовность к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой.

Л. И. Божович основным критерием готовности к школе считает особое новообразование — «внутреннюю позицию школьника», представляющую собой сплав познавательной потребности и потребности в общения на новом уровне. Сочетание этих потребностей позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта школьной жизни, что проявляется в произвольном поведении ученика [2].

А. Запорожец разделял точку зрения Л. И. Божович и рассматривал готовность к обучению в школе как целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Весьма существенное значение для эффективного школьного обучения имеет достигнутый уровень общего физического и духовного развития и, в первую очередь, развитие нравственно-волевых качеств и мотивации учения [4].

Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, а также умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля [3].

Н. И. Гуткина подчеркивает определяющую роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.

Первоклассник, готовый к школьному обучению должен овладеть учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения. Так как учебная мотивация, с точки зрения автора, является вершиной психического развития ребенка-дошкольника, то это подразумевает наличие необходимого и достаточного для обучения уровня интеллекта в самом широком понимании [5].

С точки зрения А. Л. Венгер, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и прочих достижений, а характеризуется достижением определенного уровня регуляции деятельности, который стоит рассматривать как целостное образование, где лишь условно могут быть выделены составляющие. К ним относятся: ориентация ребенка на указания взрослого и условие задачи, механизмы анализа конкретной ситуации и выработки возможного плана действий, механизмы контроля над соответствием плана заданным нормам, побуждение к соблюдению норм, эмоции, в которых отражается указанное побуждение [4].

Тем не менее, как было отмечено, несмотря на некую схожесть подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, в современной психологии, нет единого и четкого представления рассматриваемого вопроса. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе рассматривается как итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.

Большинство исследователей и специалистов считают, что психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Следовательно, исследовать психологическую готовность ребенка к обучению во всем объеме означает диагностировать различные ее стороны: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность; сформированность у ребенка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями, а также развитие необходимых форм общения со сверстниками.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994.
  2. Венгер Л. А. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. — М.: Академия, 1981.
  3. Гуткина Н. И. психологическая готовность к школе. — М. НПО «Образование», 1996.
  4. Дощицына З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М.: Новая школа, 1994.
  5. Нижегородцева Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие. Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

...психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад...

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная игра, логическое мышление, друг. Подготовка дошкольников к школе через развитие...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

ребенок, психологическая готовность, школьная зрелость, обучение, школа, уровень, воспитанник, высокий уровень, дошкольный возраст, школьное обучение.

moluch.ru

Готовность ребенка к школьному обучению

Едва родившись, кроха начинает… учиться. Он буквально «впитывает» в себя всю информацию, какую только способен предоставить ему окружающий его мир. И задача родителей не только направлять поведение подрастающего ребенка, помогая приобретать новые знания, но и побеспокоиться о том, чтобы к 6-7 годам малыш не потерял желание учиться.

К сожалению, в старших классах школ, колледжах и университетах парням и девушкам не объясняют, как надо воспитывать и обучать своего собственного ребенка. И именно поэтому каждый из них в своей семейной жизни ищет свои собственные пути и методики. И возможность сравнить «результаты» проделанной «работы» появляется именно в то время, когда малыш отправляется в первый класс, заставляя взрослых беспокоиться и проверять готовность ребенка к школьному обучению.

Итак, существует ли на самом деле единая методика, позволяющая определить готовность ребенка к школе? К счастью — нет. Можно лишь выделить основные вехи, на которые родителям стоит обратить внимание.

Речевая

Речевая готовность ребенка к школе

Во-первых, это речевая готовность детей к школе. Ребенок должен уметь говорить (и не только в смысле правильного произношения букв и звуков – в этом помогут занятия с логопедом). Его речь не должна быть отрывиста и напоминать перепугано мечущуюся по комнате кошку. В идеале одно предложение плавно вытекает из другого, связываясь по смыслу с предыдущим и последующим. Возможно, что малыш использует в своей речи небольшое количество прилагательных, и описания каких-либо предметов и действий не отличаются разнообразием (в таком случае родителям стоит уделить чуть больше времени чтению книг малышу, так как именно в них можно найти «недостающие» слова).

Следующий момент в речевой готовности – это умение слушать (не перебивая говорящего). Однако большинство ребят не в состоянии слишком долго концентрироваться на чем-то одном, и хотя они действительно пытаются СЛУШАТЬ говорящих, они их НЕ СЛЫШАТ (что проверяется простой просьбой пересказать то, что им только что говорили). Единственный выход в такой ситуации – заменить монолог взрослого на диалог между ним и ребенком. Необходимость отвечать на вопросы или высказывать свое мнение будет удерживать внимание малыша, не давая ему отвлекаться от беседы.

Не стоит забывать и про тренировку памяти будущего школьника. Самое простое – это учить с малышом стихи и песенки. Чуть сложнее – уметь запоминать и анализировать увиденное (например, рисунок в книге или пейзаж за окном). Ведь малыши отличаются особенностью видеть очень «узко», не обращая внимания на всю картину, они выхватывают из нее только определенные фрагменты (так ребенок, бегущий за укатившимся на проезжую часть мячом, не видит приближающуюся к нему машину).

Психологическая

Психологическая готовность ребенка к школе

Во-вторых, существует такое понятие, как «психологическая готовность ребенка к школе». К шести-семи годам малыш обычно вступает в фазу «самостоятельности», создавая вокруг себя свой собственный мирок. У него уже есть ЕГО друзья, ЕГО интересы, ЕГО секреты. Он уже готов к переменам и ожидает их, чувствуя себя повзрослевшим. Желательно, чтобы учебу в школе он воспринимал как новую ступеньку, поднимающую его над младшими детьми и приближающую к взрослым (или к старшим детям в семье) за счет увеличения объема знаний и появления определенных обязанностей, а также большего доверия к нему со стороны родителей. Однако не все дети легко адаптируются в школе.

Если малыш:

  • чувствует себя некомфортно в группе своих сверстников;
  • боится оставаться долго без родителей;
  • предпочитает выполнять какие-либо действия только под строгим руководством со стороны взрослых (не проявляя собственной инициативы);
  • сталкиваясь с трудностями, ждет помощи от мамы или папы, не пытаясь решить проблему самостоятельно;
  • не отдает отчет в своих действиях, игнорируя замечания взрослых.

Значит переход к «школьной» самостоятельности ребенок может переживать очень тяжело.

Причиной такого «аномального» поведения в редких случаях являются особенности развития малыша, требующие медицинского наблюдения. В основном же столь «зависимое» поведение является следствием чрезмерной опеки над ребенком (который, кстати, прекрасно это понимает и извлекает из ситуации массу пользы для себя). В качестве «прививки» можно рекомендовать посещение малышом дошкольного учреждения с квалифицированными воспитателями и хорошо зарекомендовавшей себя программой подготовки детей к школе (это можно уточнить у мамочек детей, уже окончивших первый класс и ранее посещавших приглянувшийся Вам детский садик). Если же родители по каким-либо причинам предпочитают не отдавать ребенка в детсад, для малыша стоит найти другие коллективные занятия (например, посещение игровой комнаты или каких-либо кружков) хотя бы пару раз в неделю.

Физическая

Физическая готовность ребенка к школе

Не менее важна физическая готовность ребенка к школе, так как многочасовое сидение за партой с непродолжительными переменами для отдыха отнюдь не является благоприятным для растущего организма. Нагрузка на позвоночник (выражающаяся в весьма тяжелом «багаже знаний» — портфеле – и неправильном положении малыша за партой) приводит не только к его искривлению, но и к недостаточному снабжению кровью и кислородом зажатых внутренних органов (позднее отражаясь на работе мозга). Кроме того, общение с массой детей и взрослых, часть которых периодически становится носителями разнообразных вирусных инфекций, приводит к заболеванию ребенка с ослабленным иммунитетом (а затем - к его отставанию от школьной программы и к еще более увеличивающейся умственной нагрузке).

Именно поэтому столь важно, чтобы ребенок пошел в школу в максимально здоровом состоянии, с хорошим иммунитетом, физически развитым и не пренебрегающим физическими упражнениями. Наилучший вариант – это дополнительное посещение спортивных секций. При этом нет необходимости делать из ребенка будущего чемпиона по какому-либо виду спорта. Тем более что сегодня детские врачи рекомендуют периодически «менять» спортивные секции, чтобы растущий организм ребенка не получал «однобокое» развитие за счет постоянной нагрузки одних и тех же мышц.

Читать или не читать

Читать или не читать дошкольникам книги

Должен ли будущий школьник уметь читать? Ответ зависит от двух важных моментов:

  • желания самого ребенка (не препятствуйте ему, если он хочет научиться читать, но и не настаивайте, если ему это пока не интересно);
  • требований школы, в которую Вы собираетесь отдать чадо.

В зависимости от того, по какой школьной программе будет заниматься ребенок, умение читать до прихода в первый класс может совсем даже не приветствоваться учителями.

Во-первых, такому «продвинутому» школьнику будет скучно на уроках (пока «отстающие» будут пытаться составлять первые слова из букв и слогов). Во-вторых, Вы наверняка станете обучать своего ребенка по методике (в данном случае, скорее всего, выбранной интуитивно или на основании соответствующих учебных пособий), отличающейся от программы и способа преподавания в школе. Это может вызвать у малыша реакцию «отторжения» иного типа преподавания и, в дальнейшем, ребенок может просто отказаться ходить на занятия из-за замечаний, которые ему будет делать учитель. А вот немного помочь своему первокласснику освоить наиболее сложные части учебной программы родителям никто не запрещает.

glamius.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное