Эстетическое воспитание детей


Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание подразумевает развитие у ребенка чувства прекрасного, формирование творческой личности с адекватной оценкой и восприятием произведений искусства, культуры, окружающей среды, природы и людей, умения не только ценить, но и создавать художественные ценности.

Эстетическое воспитание, рассматриваясь как одна из ключевых составляющих общего воспитательного процесса, содействует нравственному, эмоциональному, физическому и умственному развитию ребенка, стимулирует его способности, дает возможность реализовать свой творческий потенциал сейчас и в будущем.

Условия эстетического воспитания

Выделяют четыре базовых условия, необходимых для эстетического воспитания детей:

  • природа;
  • искусство во всех проявлениях и формах;
  • художественная деятельность;
  • развивающая среда (быт) – окружающая ребенка обстановка, проявления прекрасного во взаимоотношениях между людьми, внешний вид человека, мода и другие факторы.

Природа – это мир естественной гармонии, основа всего сущего, бесконечное разнообразие красок, звуков, форм. Природа, вне зависимости от сознания личности, постоянно оказывает благоприятное воздействие на ее формирование и развитие. Поэтому сделать природу добрым помощником в деле эстетического воспитания ребенка и выработки у него положительного эмоционального настроя – одна из важнейших задач воспитательного процесса.

Искусство во всех своих проявлениях и формах, подобно природе, является одновременно и условием, и средством эстетического воспитания. Мир музыки, живописи, зодчества, архитектуры, театра, художественной литературы должен с самых ранних лет окружать ребенка, учить его любви к произведениям искусства, их пониманию и умению наслаждаться ими, порождать стремление самому овладевать знаниями и навыками в сфере любви к прекрасному.

Художественная деятельность, в первую очередь, рассматривается как эффективное средство эстетического воспитания. Все дети обладают определенными творческими способностями, которые важно своевременно раскрыть, в дальнейшем поддерживая и развивая, стимулируя инициативу и создавая условия для творческой самодеятельности.

Одним из самых значимых условий эстетического развития личности является развивающая среда – тот быт, те условия, та обстановка и те люди, которые составляют окружение ребенка и оказывают на него влияние. Многим взрослым не свойственно даже в присутствии детей придавать значимость своему поведению, речи, манере держаться, одежде и прочим проявлениям собственного культурного потенциала. Другие же, напротив, уделяют чрезмерное внимание собственной персоне, пытаясь навязать ребенку даже свои взгляды на моду. Увы, но попытки внушить ребенку какие-либо убеждения без оглядки на его личное мнение, например, в отношении того, как следует одеваться, чревато стрессом и неспособностью самостоятельно определиться с собственным стилем. Надо формировать вкус к хорошей музыке, хорошим книгам, стильным аксессуарам и предметам одежды, не забывая при этом, что задача воспитания заключается в умении привить ребенку способность самостоятельно разбираться в хороших вещах, в моде, находить меру без излишеств и вычурности.

myshulka.ru

Эстетическое воспитание детей - методики эстетического воспитания

Все люди разные, и каждый из нас воспринимает мир по-своему. Как сказал известный немецкий философ Иммануил Кант: «Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды». Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и большинство людей являются убежденными скептиками, но, тем не менее, все родители хотят, чтобы их дети умели видеть прекрасное. И поэтому мы предлагаем Вам обсудить вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения и решить, что нужно делать, чтобы Ваш ребенок мог не только оценить окружающую его красоту, но также и создать ее собственными руками.

Художественно-эстетическое воспитание детей является важной составляющей гармоничного развития личности. Во время образовательного процесса в школе и в кругу семьи малыши сначала учатся отличать красивое от некрасивого. А затем в старшем возрасте они начинают сами преобразовывать окружающий их мир по принципам эстетической гармонии. Эстетика всегда идет рядом с творчеством и созиданием. Понимая, какими должны быть природа, здания, бытовые условия, труд, искусство и весь окружающий мир в целом, люди пытаются изменить его, начиная с того, что непосредственно их окружает – своего дома, автомобиля, рабочего места, своего тела и своего сознания. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственностью, моралью и общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому эстетически развитые люди обычно отличаются довольно правильными жизненными убеждениями и ответственным поведением.

Если ребенок посещает центр эстетического воспитания детей или какой-либо творческий кружок, в процессе продуктивной деятельности у него развивается творческое мышление, воображение, навыки коммуникации и т.д. Если данный процесс саморазвития стимулируют также и дома, если в кругу семьи обсуждают вопросы эстетики, говорят о прекрасном и стараются сделать окружающие вещи красивыми, тогда ребенок развивается очень гармонично, создавая свой неповторимый внутренний мир. Если же малышу никак не помогают раскрыть свой творческий потенциал, который, по утверждению педагогов и психологов, несомненно, есть в каждом ребенке, он не может целостно воспринимать окружающий мир, сопереживая всему увиденному и услышанному. Это впоследствии отражается на его жизненной позиции и становится проблемой в общении с людьми. Что же должны делать родители, чтобы помочь своему малышу стать гармоничной личностью с широким взглядом на мир?

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Психологи утверждают, что начинать эстетическое воспитание детей нужно практически с пеленок. В детских садах воспитатели обязательно обращают внимание на эстетический компонент во время организации занятий и досуга детей. Но этого недостаточно. Очень важно, чтобы дома у малыша также была возможность развивать свои творческие способности, фантазию и чувство прекрасного. В данном случае важно все – цвет, форма, запах, звук, линии и краски окружающих предметов. Поэтому родители должны очень внимательно отнестись к оформлению детской комнаты, и покупке игрушек. Все, что окружает ребенка должно быть не только красивым, но также нести некий глубокий смысл. Например, в педагогическом методе Монтессори используются только натуральные материалы – дерево, ткани, бумага, а также элементы природы (веточки, шишки, листочки и т.д.). В данном случае малыши имеют возможность почувствовать «тепло» натурального материала. В методике Зайцева особое внимание уделяется цветам, с которыми работает ребенок. Они должны быть очень мягкими и естественными. Неважно, какую методику применяют родители, но ребенок всегда должен чувствовать, что все, что он берет в руки, сделано или выбрано с душой. Тогда красивая форма приобретает также приятное эмоциональное наполнение. И это навсегда откладывается в сознании малыша.

Родители должны понимать, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — вещь хоть и простая, но требующая ежедневной работы. Нужно постоянно общаться с ребенком, помогая ему видеть прекрасное. Конечно, уроки рисования под музыку Моцарта или Чайковского будут очень полезными, но если мама периодически будет показывать малышу, каким красивым бывает небо, как интересно и совершенно выглядят животные, какими величественными кажутся старинные здания, этого будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок начал задумываться о том, что в этом мире действительно красиво, а что так, дешевая копия.

Эстетическое воспитание школьников

Когда кроха подрастает, с ним нужно заниматься более серьезно. По мнению педагогов, полноценное эстетическое воспитание школьников складывается из нескольких важных компонентов. Во-первых, дети обязательно должны знакомиться с произведениями искусства, получая при этом так называемую эстетическую информацию. Они должны обязательно слушать классическую музыку, рассматривать картины и читать классические произведения. Во-вторых, дети должны приобретать практические навыки художественной деятельности. Для этого детишек нужно учить рисовать, петь, читать стихи, танцевать и т.д. Взрослые должны дать ребенку инструменты, чтобы он мог создать прекрасное своими руками. А для этого его нужно обучить. И в третьих, детям нужно дать возможность выбрать любимое занятие и развиваться в этом направлении. Ранее на Bambino Story мы рассказывали о том, как найти в ребенке талант. Родители обязательно должны помочь малышу отыскать свое призвание, а также найти творческое занятие, которое будет ему по душе, и через которое ребенок сможет самовыражаться.

Какие бы средства эстетического воспитания школьников не использовали родители, они, прежде всего, сами должны быть образцом нравственности и эстетической гармонии. Если в доме порядок, если вся семья за обеденным столом, если на столе красивые тарелки, а на стенах красивые картины, если вещи аккуратно поглажены, а книги стоят на полках, если папа сильный, а мама нежная и ласковая, то дети, скорее всего, впитают эту атмосферу и пронесут это чувство эстетической гармонии через всю жизнь.

bambinostory.com

Эстетическое воспитание детей

Содержание статьи: Многие родители хотели бы воспитать своего ребенка творческой личностью, с развитой фантазией и отличным эстетическим вкусом. Эстетическое воспитание – это одно из важных направлений педагогики, которое учит человека видеть и ценить прекрасное в окружающем мире. Полноценное развитие невозможно без этой важной составляющей. В процессе воспитания применяются разные методы нравственно-художественного развития.

Цели и задачи эстетического воспитания

По сути, эстетика – это чувственное восприятие окружающего мира. Это учение о внешней форме и внутреннем содержании объектов природы, социальной жизни, внутреннего мира человека. В процессе эстетического воспитания ребенок учится воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в обычной жизни и искусстве. Основная цель эстетического воспитания – формирование в человеке эстетической культуры, которая состоит из следующих компонентов: • Восприятие. Ребенок учится видеть прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях между людьми. • Чувства – эмоциональная оценка прекрасного. • Потребность. Ребенку прививают желание и необходимость получать эстетические переживания, когда он видит, анализирует или создает прекрасное. • Вкусы. Малыш учится оценивать и анализировать объекты окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам. • Идеалы. У ребенка формируются личностные представления о прекрасном в природе, людях, искусстве. Родители и педагоги должны изучить основные задачи эстетического воспитания детей. Важно сформировать в дошкольнике гармоничную личность, способность видеть и ценить прекрасное, заложить идеалы, выработать эстетические вкусы, побудить к развитию творческих способностей.

Средства приобщения к прекрасному

Чтобы развить в ребенке тягу к прекрасному, нужно использовать средства эстетического воспитания детей. Для этого можно использовать изобразительное искусство (живопись, скульптуру), драматургию (театр), архитектуру, литературу, телевидение, СМИ, музыку, природу. Основные методы эстетического развития – это личный пример, беседы, занятия в детском саду, кружках, секциях, уроки в школе. Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, нужно водить его на экскурсии, посещать театр, вставки, музеи, фестивали. Также для этой цели подойдут праздники в учебных заведениях. Самый эффективный метод развития тяги к прекрасному является личный пример родителей или педагогов. Это первые воспитатели, помогающие сформировать тот идеал, который потом является базой всего художественного сознания. Под личным примером подразумевают манеру поведения, нормы общения, внешний вид, моральные качества.

Как уже упоминалось, эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста должны заниматься не только воспитатели и учителя, а и родители. Этот процесс начинается в семье, а потом продолжается в детском саду и школе. Родители должны показывать малышу, как себя вести, общаться с окружающими людьми, петь песни, колыбельные, рисовать, читать книги, рассказывать сказки. Мать и отец должны беседовать с крохой, демонстрировать, как себя правильно вести в быту. Важно создать оптимальные условия для эстетического воспитания детей в семье: • Благоприятная обстановка в семье. Члены семьи должны опрятно выглядеть, уважать друг друга, проявлять искренность, выражать свои чувства словами, соблюдать дисциплину и правила поведения. Это основные компоненты, на которых строится эстетическое сознание ребенка. • Воспитание музыкального вкуса. Важно петь малышу колыбельные, веселые песенки, потешки. Побуждайте ребенка подпевать вам. • Умение оценивать произведения искусства. Предлагайте малышу рисовать с помощью карандашей, красок, фломастеров, знакомьте его с цветами, их сочетаниями, учите видеть форму и содержание. • Чтение книг. Сказки помогают малышу понять богатство родного языка, научиться правильно выражать свои эмоции. • Беседы. Родители должны отвечать на вопросы крохи в процессе познания мира, научить отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного. • Эстетика в быту. Важно красиво оформить детскую комнату и дом, повесить картины на стенах, поставить живые цветы, соблюдать порядок. Все вышеописанные компоненты помогают сформировать в малыше чувство прекрасного, которое потом будет выражаться в эстетическом сознании. Эстетическое воспитание детей в детском саду осуществляется с помощью игр, праздников, экскурсий, творческих занятий. Так ребенок быстрее и легче учится видеть прекрасное в окружающем мире и людях. Как утверждают психологи, практически каждый школьный урок содержит эстетические элементы. Но больше всего на развитие эстетических вкусов влияет урок русского языка и литературы, музыки и рисования. Русский язык и литература знакомят детей с родной речью, помогают овладеть словом, учат ценить произведения мировых классиков. Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется на уроках музыки. Во время занятий дети развивают голос и слух, учатся правильно оценивать музыкальное произведение с эстетической точки зрения. Урок изобразительного искусства способствуют выработке художественного вкуса. Ребенок изучает творения классиков мировой живописи, скульптуры. Важное значение в эстетическом воспитании имеют мероприятия в библиотеке. На занятиях дети среднего и старшего школьного возраста учатся уважительно относиться к книгам. Педагоги рассказывают о ценности книг, бережном отношении к ним, демонстрируют тематические книжные выставки, устраивают дни «Приведи друга», которые побуждают детей записаться в библиотеку. Учителя устраивают литературные и поэтические вечера, которые посвящаются творчеству определенного поэта или писателя. Открытые уроки используются как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании школьников. Как правило, подобные мероприятия проводят педагоги с высоким уровнем квалификации, которые используют оригинальные обучающие методики. Особой ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку, литературе. Педагоги могут проводить беседы на тему эстетического воспитания во время классных часов или свободных уроков. Беседу можно приурочить ко дню рождения писателя, поэта, композитора, международному дню музыки и т. д. На свободных уроках учитель с детьми может обсуждать то или иное произведение (урок литературы), событие (урок истории или обществознания). Во время занятия проводиться дискуссия, а учитель направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Советы по нравственно-художественному развитию

Художественно-эстетическое воспитание детей играет важную роль в формировании характера, нравственных качеств и развитии хорошего вкуса. Методы воспитания для детей разного возраста отличаются. Принципы нравственно-художественного развития дошкольников включают создание эстетической обстановки, самостоятельную художественную деятельность, занятия с воспитателем. Чтобы создать эстетическую обстановку вокруг детей, нужно обдумать цветовое решение комнат и классов, использовать живые растения, оформить мебель, наглядные пособия, поддерживать чистоту в учебных помещениях. Важно организовать детям уроки свободного творчества, во время которых ребенок будет выполнять задания, руководствуясь собственным представлением. Такие занятия развивают воображение, активируют зрительную память, учат оценивать качество работы. Занятия с воспитателем помогают сформировать эстетический вкус, идеалы, критерии оценки прекрасного. Младшие школьники уже умеют анализировать и логически мыслить, эти качества нужно использовать в процессе художественно-эстетического воспитания. Для этого проводят уроки, классные часы, тематические праздники, экскурсии, конкурсы рисования, пения, творческие домашние задания. Проблемы эстетического воспитания детей появляются в подростковом возрасте. Это связано с тем, что основные идеалы и критерии у ребенка уже сформировались. Для художественно-нравственного воспитания проводят открытые уроки, беседы, дискуссии, классный час, экскурсии изобразительного искусства. Детей водят в театр, филармонии, привлекают в секции и кружки (живопись, конструирование, сценическое искусство, танцы). Педагоги проводят литературные конкурсы, где победитель получает подарок за лучшее произведение или декламацию стихотворения. Школьники пишут сочинения на тему прекрасного, возвышенного. Исходя из всего вышесказанного, эстетическое воспитание – это длительное мероприятие. Родители должны формировать тягу к прекрасному у ребенка с первых дней жизни, а воспитатели детских садов и педагоги продолжат развивать в детях художественный вкус, нравственность, любовь к объектам, явлениям природы, людям, литературе, произведениям искусства и т. д.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

birth-info.ru

Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание детей — неотъемлемая часть общего процесса воспитания, тесно связанная с нравственным, духовным, умственным и физическим развитием. Эстетическое воспитание играет главную роль в формировании ребенка, как творческой личности,  способной самостоятельно создавать художественные ценности и адекватно оценивать и воспринимать все прекрасное.

Дети с самого раннего возраста обладают способностью реагировать на все красивое в окружающем их мире – природу, предметы изобразительного искусства, музыку, поэзию и т.д. А с определенного возраста они и сами начинают с удовольствием рисовать, лепить, петь, сочинять стихи и танцевать. Исходя из этого, в эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач:

• Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д.

• Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.

Для решения этих задач необходимы определенные условия и средства:

  • Развивающая среда – одно из самых важных и значимых условий. Если ребенок с раннего возраста будет находиться в эстетичной обстановке, слышать красивую речь,  видеть красивые взаимоотношения, ухоженных людей – он будет воспринимать эстетику, как норму.
  • Природа с ее многообразием красок, форм и звуков самый первый источник гармонии, основа всего прекрасного, непременное условие и незаменимое средство для всестороннего развития ребенка.
  • Искусство (музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, литература и т.д.) относится как к условиям, так и к средствам эстетического воспитания. Желательно, чтобы искусство в самых разных его проявлениях окружало ребенка с рождения.
  • Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания детей является развитие их творческих способностей в изобразительной, музыкальной, театральной и конструктивной деятельности, а так же игре. Все дети любят творческую деятельность и очень часто занимаются ею по собственной инициативе. Задача взрослых – создать для этого благоприятные условия (дети должны знать, где можно взять нужные материалы и где можно, не мешая другим музицировать, рисовать или лепить).
  • Немаловажное значение в эстетическом воспитании отводится экскурсиям, просмотрам цирковых и театрализованных постановок, фильмам, праздникам и развлечениям, сочетающим разные виды искусств. Торжественность, красота обстановки и общее приподнятое настроение повышают восприимчивость ребенка к эстетической стороне окружающей его действительности.

Как осуществляется эстетическое воспитание?

В игре. Детей учат:

  • играть в сюжетные игры;
  • самостоятельно придумывать сюжеты для игр;
  • использовать в играх подходящие игрушки и атрибуты.

В быту. Детей учат:

  • вежливо отвечать на вопросы взрослых;
  • вежливо здороваться, прощаться, благодарить;
  • соблюдать элементарные правила поведения – пользоваться столовыми приборами, мыть руки, не сорить, не разбрасывать игрушки.

В труде. Детей учат:

  • помогать взрослым;
  • поддерживать порядок и чистоту;
  • после игры собирать игрушки и расставлять их по своим местам.

В природе. Детей учат:

  • наблюдать за изменениями в погоде;
  • давать характеристику объектам природы.

В общественной жизни. Детей учат:

  • соблюдать простейшие правила поведения в коллективе;
  • помогать другим детям;
  • стремиться участвовать в совместной деятельности.

В творческой деятельности. Детей учат:

  • внимательно слушать музыку;
  • рисовать;
  • лепить;
  • читать стихи;
  • петь;
  • танцевать и т.д.

Методы эстетического воспитания детей

Методы эстетического воспитания чрезвычайно разнообразны. В основе их лежит эмоциональный отклик ребенка на все прекрасное. И, конечно же, в немалой степени они зависят от возраста ребенка, видов деятельности, объема и качества художественной информации. В зависимости от возраста ребенка, его стремлений, степени подготовленности и роста индивидуальных запросов методы могут изменяться и усложняться.

В педагогической практике принято выделять следующие методы эстетического воспитания детей:

  • Метод убеждения — направлен на развитие первоначальных проявлений вкуса и эстетического восприятия.
  • Метод приучения — направлен на развитие в ребенке навыков культуры поведения.
  • Метод проблемных ситуаций — направлен на побуждение ребенка к практическим творческим действиям.
  • Метод пробуждения — направлен на развитие сопереживания и эмоциональной отзывчивости.

Правильная организация процесса эстетического воспитания позволит обеспечить всестороннее развитие ребенка, создаст обстановку эмоционального благополучия, обеспечит эффективную подготовку к школе и наполнит всю его дальнейшую жизнь интересным содержанием.

www.babywoo.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное