Если ребенок не хочет учиться


Что делать если ребенок не хочет учиться, советы психолога

Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога в подобной ситуации звучат с одной стороны по-разному, но с другой весьма похоже. Под конкретный запрос можно найти точные рекомендации. И каждую ситуацию надо разбирать отдельно. Но есть общие для всех моменты.

Содержание статьи

  • 5 основных причин, по которым ребенок не хочет учиться
  • Внешняя или внутренняя мотивация — что движет в процессе обучения
  • 23 способа помочь ребенку поверить в себя
  • Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается
  • Заключение

5 основных причины по которым ребенок не хочет учиться

Причин по которым ребенок не хочет учиться может быть множество. В этой статье коснемся самых основных и распространенных.

Причина 1. Нет мотивации

Представьте, что на работе Вам начальник дает указание. Делать которое, по вашему мнению, бессмысленно. И ваш результат просто улетит в корзину. С каким настроением и мотивацией вы будете это делать? Также чувствует себя ребенок, когда ему предлагают выучить буквы.

«Мне это не нужно, мне это не интересно, мне это нигде не пригодится» — так он про себя думает. Он прекрасно живет без этих «бесполезных», по его мнению, знаний. Так зачем напрягаться?

Причина 2. Слишком большое задание

Вариант «трудно» – когда заданий очень много. Объем задания большой, наступает быстрое утомление. В деталях ребенок сделать может, но весь объем выполнить тяжело. Такое здание требует много сил и выносливости.

Также легко себе представить. Вам надо переносить картошку в подвал. Если картошки 5-10 мешков, это тяжело, но приемлемо. Если картошки 10 тонн, то тоже можно перетаскать, с перерывами, мешки поменьше сделать. Но в целом к вечеру руки будут волочиться по земле. Также и ребенок – он видит ВЕСЬ объем работы, которая предстоит. И у него сразу руки опускаются к земле…

Причина 3. Непонятное задания

Второй вариант, ребенок не хочет учиться потому что «трудно» – когда ребенок не понимает, как выполнить задание. Есть сложности с мышлением, с логикой рассуждений, либо с анализом задания, либо ему тяжело запоминать.

Когда задание не понимается ни по смыслу (что нужно сделать). Ни по содержанию (о чем вообще тут написано). Поэтому его выполнить просто «в лоб» у ребенка нет шансов. Как можно выполнить задание, если его даже не понимаешь.

Мне, например, сейчас напишут задание по программированию, со сленгом или профессиональной терминологией, какой-нибудь инженер-программист. Я слова смогу прочитать, даже, наверное, смысл каждого слова в отдельности пойму. Но всю задачу не пойму, и как ее выполнить для меня останется загадкой.

Причина 4. Трудности с удержанием внимания

Еще одна  причина, по которой ребенок не хочет учиться, а родители не понимают, что делать, и часто требуется совет психолога. Это ситуации, когда у ребенка есть сложности с концентрацией внимания на одном действии или предмете.

Внимание постоянно переключается с одного на другое, постоянно скачет. Ребенок отвлекается, ему сложно сосредоточиться. Он бы и сам рад, но ему СЛОЖНО это сделать. Он сам устает от постоянного своего переключения внимания, от смены объектов внимания.

И он понимает это, он знает свою натуру. Знает, что будет отвлекаться, ошибаться и на него будут давить. Будут ждать от него, требовать, РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ в нём. И потому сразу отказывается это делать.

Он думает, что результат ему заранее известен, и этот результат ему не нравится. Чтобы поставить себя на место ребенка, чтобы понять каково ему. Попробуйте вести ВАЖНЫЕ рабочие переговоры по телефону, находясь в средней группе детского сада. В игровой комнате, в игровое время, вместе с 15-20 сорванцами.

Под таким же давлением отвлекающих факторов находится и ребенок. Для нас обстановка кажется подходящей, спокойной, а для него —  очень много отвлекающих моментов.

Причина 5. Конфликты с педагогом или родителями

Бывает так, что ребенок не хочет учиться потому, что не сложились отношения с учителем или есть проблемы в общении с родителями. В этом случае проблемы протестного характера. Когда нет контакта, а есть только взаимные претензии.

Общение не ладится, ребенок протестует, поскольку не знает, как другим образом разрешить эту ситуацию. На самом деле он просит помочь ему разрешить эту проблему. Ему самому не комфортно.

Ну кому нравится постоянно ругаться либо находится под давлением совести, родителей, учителя… Но он с трудом делает задания либо просто не делает их.

Внешняя или внутренняя мотивация — что движет в процессе обучения

Рассматривая мотивацию к обучению можно условно выделить два вида мотивации внешнюю, заданную из вне и внутреннюю, когда сам человек хочет внести изменения в свою жизнь.

Мне всегда приятнее работать с внутренней мотивацией. Это очень интересно поставить задачу так, чтобы ребенку самому хотелось ее решить. К сожалению, это не всегда легко сделать и приходиться создавать внешние стимулы, которые помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Стратегий как это решить может быть несколько. Если ребенок не хочет учиться, потому что ему не интересно — необходимо повышение мотивации или интереса.

Внешняя мотивация – внести что-то приятное в занятия, как поощрение за результат или усилия. Напишешь контрольную на 5, пойдем в кино, например.

Либо нахождение внутренней мотивации – найти интересное внутри неинтересного. Найти интересное внутри самих занятий. Внутренняя мотивация конечно предпочтительней. Поскольку внешняя мотивация имеет тенденцию к обесцениванию.

Найти внутреннюю мотивацию можно по-разному. Например, для детей старшего возраста можно найти связи между учебой и его интересной жизнью.

Ваш ребенок катается на скейте. А ему необходимо понять политическое устройство государства. Можно рассмотреть это на примере голосования горожан за открытие новой площадки для скейтбордистов:

  • рождение инициативы;
  • ее продвижение:
  • голосование:
  • планирование бюджета:
  • анализ трудностей и планирование реализации.

В том случае если ребенку трудно учиться, то для него подойдет стратегия «Безошибочное обучение». Задача организовать занятие так, чтобы задание выполнялось легко. Вот несколько идей для ее реализации:

  • разбить большой кусок на мелкие этапы, каждый из которых ребенок точно сможет выполнить;
  • подобрать время и условия, чтобы задание выполнялось легче. Кому-то лучше заниматься с утра, а кому-то наоборот вечером и т.д.;
  • оказывать много помощи, чтобы ребенок постоянно чувствовал свою успешность.

23 способа помочь ребенку поверить в себя

Следующая стратегия, на которой хочется остановиться — это помочь ребенку поверить в себя.  Предлагаю несколько рекомендаций на эту тему:

  1. Задача родителей поощрять и поддерживать ребенка, когда он пытается решить сложные или новые для него задачи. Уверенный в себе ребенок будет спокойно браться за новые и сложные дела. Потому что не боится неудачи или разочарования других людей в нем. Уверенность подрывают разочарование и страх.
  2. Цените усилия ребенка по преодолению препятствий. Никто и никогда в этом мире не брал все вершины сходу. Всегда этому предшествует долгая работа и подготовка, где есть победы и поражения. Так же с ребенком – не всегда у него будет получаться с первого раза. Важно поддерживать его и хвалить за те усилия, что он прилагает. И в следующий раз он наберется достаточно опыта, чтобы решить задачу сходу.
  3. Поощряйте практику ребенка в тех сферах, что ему интересны. Хочет играть на гитаре – пусть играет. Хочет изучать программирование – помогите ему в этом. Практика – основа любого развития. Но не надо излишнего давления. Помните песню про птицу счастья – а в руки ее поймаешь, сразу же улетает….
  4. Дайте ребенку право на ошибку. Пусть он сам набьет свои шишки, сам получит этот опыт. Если вы делаете всю трудную работу за ребенка – вы отнимаете у него его победы. Тем разрушая его уверенность в своих силах. А когда нет уверенности, то и делать ничего не хочется. «Зачем, ведь я могу ошибиться» — думает ребенок. «По крайней мере, не буду выглядеть глупо, лучше вообще не стану этого делать…». Каково это ошибаться – он не знает, поскольку нет такого опыта…Он не знает, что ошибаться не страшно, что ошибаться это нормально, это путь к успеху. А ребенок его избегает. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.
  5. Позвольте ребенку делать согласно его способностям и его возрасту. Не надо ожидать от него того же результата, как у взрослого. Рисунок ребенка и родителя будет серьезно отличаться. Но это не умоляет достижений ребенка. Он нарисовал этот рисунок, смог это сделать. Если ребенку ставить сразу планку высоко, это отобьет всякое желание. Пример со сбором портфеля в школу. Вначале ребенок учиться его собирать, есть много ошибок, часто забывает учебники и т.п. Со временем он научился это делать, пусть не так хорошо и не так быстро, как это сделает взрослый. Но позвольте ребенку быть неидеальным, пусть собирает так как может. Со временем он станет делать это быстрее и совсем без ошибок
  6. Поощряйте любопытство, хотя поток вопросов может быть утомительным. Это возможность детям обрести навык учиться – запрашивать и перенимать информацию у другого человека, у учителя. Задавать вопросы, формулировать цепочки взаимосвязей. Дети, таким образом, понимают и тот факт, что на свете есть много разных веще, о которых они не знают. И есть много чего, что им предстоит узнать. В дальнейшем эти навыки пригодятся им в школе. Помогайте развивать любопытство и любознательность. Отвечайте на вопросы детей.
  7. Регулярно расширяйте круг возможностей детей новыми задачами. Преодолевая, малые преграды они достигаю успеха, и так накопят свою историю побед. Например – научиться кататься на велосипеде без дополнительных колес по бокам, научиться мыть посуду, самому отремонтировать игрушку и т.п.
  8. Давайте вашим детям полезную обратную связь. Предложения, как можно улучшить, как сделать проще, быстрее. Но никогда не критикуйте их, не говорите, что они плохо работают.
  9. Если ваш ребенок боится потерпеть неудачу, потому что знает, что вы будете сердиться или разочаровываться. Он никогда не возьмется попробовать что-то новое и сложное на его взгляд. В будущем у такого ребенка будут сложности с проявлением инициативы и отстаиванием своих интересов. Не ругайте детей за их неудачи, хвалите за те усилия, что они проявляли в процессе.
  10. Критики родителей всегда снижает самооценку ребенка. Поддерживайте своего ребенка. Ведь вы его тыл, вы его броня. Вы для него источник силы и вдохновения. Без вашей поддержки ему просто негде взять энергии для новых открытий и движения вперед.
  11. Изучайте ошибки совместно. Это источник его уверенности в себе. Но работает только тогда, когда вы, как родитель, относитесь к ошибкам как к возможности учиться и расти.
  12. Не перегружайте своего ребенка. Позвольте им время от времени испортить что-то или ошибиться. Помогите им понять, как они могут лучше подойти к задаче в следующий раз.
  13. Моменты, когда у ребенка не получается, родители должны видеть, как возможность учить своих детей не бояться неудачи. Относитесь к ошибкам, как к строительным блокам его обучения. Каждая неудачная попытка, приближает к победе. А самый темный час – перед рассветом. Учите детей идти до победного конца, не останавливаться из-за временных трудностей.
  14. Откройте дверь для новых впечатлений. Вы, как родитель, несёте ответственность за увеличение жизненных рисков и опыта. Чтобы ребенок мог развивать свою уверенность в том, чтобы он может справляться с большим миром.
  15. Предлагайте детям осваивать новое в игровой форме. Так можно научить их, что новое и неизвестное, это всегда увлекательно и интересно. И они обязательно научаться с этим новым справляться.
  16. Вы герой своего ребенка — по крайней мере, пока он не подросток. Используйте эту силу, чтобы научить их. Как думать, действовать и говорить. Покажите хороший пример и станьте образцом для подражания. Наблюдение за вашим успехом поможет вашему ребенку. Он может быть более уверенным в том, что может сделать то же самое.
  17. Не говорите им, когда вы беспокоитесь о них. Родительское беспокойство часто может быть истолковано ребенком вотумом недоверия. Уверенность родителей порождает доверие ребенка.
  18. Хвалите их, когда они справляются с невзгодами. Жизнь несправедлива. Это трудно, и каждый ребенок должен будет узнать, это в какой-то момент. Когда они сталкиваются с трудностями, родители должны указать, как эти проблемы повысят их устойчивость. Важно напомнить вашему ребенку, что на каждом пути к успеху встречаются неудачи.
  19. Предложите свою помощь и поддержку, но не слишком много. Слишком много помощи или слишком рано может уменьшить способность ребенка к самостоятельности.
  20. Аплодируйте их мужеству, чтобы попробовать что-то новое. Если он попытается сыграть в баскетбольную команду или отправиться на свои первые соревнования /олимпиаду по математике, родители должны восхвалять своих детей за то, что они пробовали новые вещи. Можно сказать, даже что-то очень простое: «Ты смело поступил!». Мужество требуется, чтобы осмелиться сделать что-то новое, неизвестное.
  21. Радоваться самому процессу обучения. Когда вы росли, путешествие более важно, чем место назначения. Дети никогда не должны чувствовать смущение за попытку, независимо успешной она была или нет. В течение длительного времени, последовательно проводя попытки, ребенок достигает успеха и наращивает свою уверенность в собственных силах.
  22. Не позволяйте им избегать реальности, тратя все свое время в Интернете. Не позволяйте своему ребенку прятаться за экраном компьютера. Вместо этого поощряйте их взаимодействовать с реальными людьми в реальном мире. Уверенность в виртуальном мире (хотя и важная) — это не то же самое, что реальная уверенность. Уверенность в том, что ребенок может быть самостоятельным в реальном мире.
  23. Будьте авторитетными, но не слишком сильными или строгими. Когда родители слишком строги или требовательны, уверенность ребенка в собственных силах снижается.

Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается

Когда ребенок просит помощи, помогайте ему только в том, что он просит, а не решайте задачу целиком

Если ваша дочь попросит вас связать определенный сложный узел для своего вязания, просто свяжите его. Не начинайте помогать с остальной частью или вносить предложения о том, как это сделать.

Она хочет сделать это сама, по-своему. В настоящий момент она хочет использовать вас как инструмент. Как узловязальную машину, и это все, что вам нужно. Она хочет сделать всё по-своему, и ей не нужны какие-либо советы о том, как это сделать. Это испортит вам обоим все веселье.

Если она почувствует, что ей приходится делать это так, как вам кажется правильным. Тогда то, что раньше было игрой, становится работой. И в следующий раз, когда ей нужно будет немного помочь, она не попросит вас.

На самом деле, она будет стараться оставаться, как можно дальше от вас. Когда она делает все, что хочет сделать сама.

Если ваш ребенок спрашивает вас о совете, о чем угодно. Будь то ее проект или как лучше поладить с другом или как решить какую-либо проблему с домашним заданием.

Будьте как можно более прямым в своем ответе. А также следите за ее выражением лица. И другими невербальными сигналами выражения интереса или скуки. Чтобы вы знали, когда остановиться, если ваше совместное обсуждение ее вопроса затянется.

Позвольте ей взять на себя инициативу или, по крайней мере, позвольте ей принять равную роль. Как только она приняла скучающий или недовольный вид, пусть дискуссия остановится. Прежде чем она превратится в скучную лекцию.

Другое дело, если ваш ребенок попросит присоединиться к вам в каком-то вашем деле. Например, если ваш сын хочет помочь вам поменять шины на автомобиле.

То вы имеете полное право сказать ему, что делать. Это принципиально ваш проект, а не его. И присоединяясь к вам, он говорит, по сути: «Научи меня, как это сделать».

Что делать, если ребенок часто ошибается

Прежде чем пытаться защитить своего ребенка от ошибок, подумайте о потенциальных преимуществах, а также о потенциальных издержках «ошибочного» поведения.

Многие популярные книги и статьи были написаны о том вреде, который мы причиняем детям, путем чрезмерной опеки. И они правы. Дети, в своей игре, естественно и адаптивно подвергают себя умеренным опасностям и совершают ошибки.

Ребенок, поднимающийся высоко на дереве, или скатывающийся с горки вниз, или ныряющий в реку, испытывает острые ощущения. Природа заставляет детей делать это. Потому что она знает, что они должны научиться противостоять опасностям и бороться с ними.

Если они хотят стать успешными взрослыми. Она наделила детей, как стремлением заниматься «опасной» игрой, так и здравым смыслом, чтобы знать свои пределы.

Дети совершают ошибки, и именно так они учатся справляться с проблемами. Которые будут возникать у них на протяжении всей жизни. Правильным будет дать возможность ребенку самому научиться преодолевать трудности или получить свой неудачный опыт.

Прежде чем запретить какую-то деятельность, потому что это опасно, или потому что вам кажется ребенок не справится, подумайте о том, так ли это на самом деле.

Подумайте какую пользу может получить ребенок от этой деятельности. В виде спортивной нагрузки, упражнений, развития навыков владения телом. Или уверенности в себе от того, что справился САМ, от тренировки собственного эмоционального контроля.

Не говоря уже о простом удовольствии от игры, которое ваш ребенок получает. И подумайте об ущербе, от постоянного навязывания вашему ребенку чувства беспомощности. Что он или она не в состоянии самостоятельно принимать решения или делать что-либо в одиночку, без опеки родителей.

Будьте на стороне вашего ребенка, а не противника.

Когда вы видите, что ваш ребенок с увлечением занят чем-то абсолютно неприемлемым, например, вырезает ножницами платье куклам из штор. Постарайтесь посмотреть на эту ситуацию с неожиданной стороны, глазами своего ребенка.

Послушайте своего ребенка. Попытайтесь понять, чего хочет ваш ребенок и почему он поступает таким образом. Не торопитесь делать выводы и обвинять его в неподобающем поведении. Будьте ему союзником, а не противником. Выслушайте и примите точку зрения вашего ребенка.

Вы можете помочь своему ребенку придумать, как ему получить то, что он или она хочет, приемлемым для всех способом. Или, может быть, ваш ребенок убедит вас, что это не так уж и опасно и страшно, в конце концов. И нет повода для ссоры и разбирательств.

Помните, что ваш ребенок не вы, и он не является вашим отражением.

Когда рождается ребенок, мы действительно не воспроизводим себя. Мы даже не производим что-то наподобие полутора с половиной нашего «Я» и нашего партнера.

Из-за генетических явлений скрещивания и случайного ассортимента генов. С каждым ребенком, на свет приходит совершенно новое и другое человеческое существо. Наша задача в качестве родителей — познать этого человека и помочь ему стать самим собой.

Мы делаем серьезную ошибку, если попытаемся сформировать наших детей в реплики самих себя. Или если мы будем рассматривать их, как возможность реализации своих планов и мечтаний.

Поскольку наши дети отличаются от нас, их потребности и приоритеты отличаются от наших. Любая помощь и советы, которые мы им даем, должны учитывать это. Если это реальная помощь и полезные советы.

Мы должны помочь им быть ими. А не пытаться превратить их в нас или в нечто, что, по нашему мнению, сделает нас хорошими родителями.

Хвалите детей и гордитесь ими, не только за результат, но и за приложенные усилия.

Мозг человека устроен очень хитро. Он постоянно сравнивает количество затраченных сил и ресурсов с полученным результатом. В тех случаях, когда результат превосходит потраченные усилия, такие модели поведения закрепляются. В тех случаях, когда ресурсы потрачены в пустую, такие модели исключаются.

На примере охоты лисы это выглядит так. Лиса погналась за кроликом в горку, устала, кролик убежал. Лиса получила отрицательный опыт – ресурсы потратила, результата нет. В следующий раз, встретив кролика в похожих условиях, она не будет даже пытаться его догнать, будет экономить ресурсы.

Также происходит с обучением детей. Ребенок осваивает новую деятельность. Это сложно, это тяжело, это сначала получается ПЛОХО. Внешне все выглядит, как у лисы в первый раз.

Но есть еще другой результат – радость родителей, поддержка близких, их эмоции и гордость за своего ребенка. Который делает, пусть и неуверенные, но первые шаги в этой области.

Если эти переживания, эмоции и поддержка перевесят его затраченные усилия. То ребенок будет учиться дальше.

Если же нет поддержки, нет никакой «прибыли» для ребенка от обучения, то какой ему смысл этим заниматься дальше? Только из страха наказания? Но мы с вами знаем, что негативная мотивация работает в несколько раз хуже, чем позитивная.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за прилежание в освоении новой деятельности. Гордитесь его настойчивостью и вложенными усилиями, результат придет со временем.

Самое значительное и ценное влияние, которое вы можете оказать на своего ребенка, — это макроуправление окружающей средой, а не микроуправление поведением вашего ребенка.

Наша главная ответственность перед нашими детьми заключается не в том, чтобы подсказывать им, как действовать с каждым днем или изо дня в день. Скорее, наша главная обязанность — предоставить им безопасную и полезную среду для развития.

Среду, которая позволяет их инстинктам саморазвития действовать, поскольку они предназначены для работы. Вы определяете, где вы живете, в каких учебных заведениях учатся ваши дети, в каких кружках и секциях они занимаются.

И вы играете большую роль в установлении общей обстановки в семье. Это те задачи, о которых стоит подумать, если вы хотите помочь своим детям развиваться самым лучшим образом.

Один из лучших способов помочь вашим детям — работать с вашим окружением, чтобы у детей была возможность для безопасных игр и прогулок в вашем районе.

Чтобы они могли уйти от вас и научиться ладить с другими детьми без взрослых. Где они могут сами выбирать себе занятия с достаточным количеством риска.

Онлайн-школа развития речи «Круг общения». Цель создания онлайн-школы — научить родителей самостоятельно заниматься развитием речи детей, в игровой форме в удобное для них время. В школе вы можете получить разовую онлайн-консультацию или приобрести пакет занятий.

Заключение

Ребенок не хочет учиться, что делать родителям? Советы психолога, описанные в этой статье, помогут вам посмотреть на обучение с другой стороны.

Ведь главная задача родителей и педагогов — не защищать детей от этого мира. Наша работа заключается в том, чтобы предоставить детям возможность учиться, по-своему, о мире и его устройстве. И готовиться к самостоятельной жизни.

И, насколько возможно, наша задача — помочь сделать мир лучше. Лучше для наших детей, детей наших детей и для всех детей.

Успехов Вам.

С уважением и верой в успех, Андрей Шевченко

si-speech.ru

Ребёнок не хочет учиться: почему это происходит, что делать, советы психолога

Очередная двойка в дневнике сына или дочки мало кого из родителей оставляет равнодушным. Ещё хуже, когда ребёнок на стандартный вопрос о том, как дела в школе, отвечает односложно и без энтузиазма. Нежелание учиться и, как следствие, низкая успеваемость – проблемы, требующие незамедлительной реакции, вот только криком и угрозами здесь не поможешь. Истерично-авторитарное поведение родителя наверняка вызовет протест в детской душе. Чтобы предпринятые вами шаги были адекватными и результативными, выясните вначале, почему ребёнок не хочет учиться.

Причины, по которым пропадает интерес к учёбе

Ребёнок – не только плоть от вашей плоти, это отдельная личность со своими способностями и потребностями. Об этом важно всегда помнить, и не подменять его жизненные установки собственными. Очень часто родители, не реализовавшись в какой-то сфере, предъявляют к детям завышенные требования, навязывают им свои пристрастия. Но цель отеческой заботы состоит в ином: вы должны здраво оценить интеллектуальный потенциал и эмоциональную зрелость малыша, выявить его склонности и направить их в нужное русло. Таким образом, первое, что нужно сделать, это честно ответить на вопрос: «Ваш ребёнок не хочет или не может учиться?».

Некоторым ученикам одолеть стандартную школьную программу не позволяют умственные способности или состояние здоровья. Родителям в таком случае нужно, признав за ребёнком особенности, определить его в коррекционный класс. Пойти на такой шаг зачастую сложно: мешают личные амбиции, боязнь пренебрежительного отношения со стороны окружающих. И в то же время сделать это необходимо. Когда ребёнку ставят посильные для него задачи, у него появляется и интерес к учёбе, и уверенность в себе.

Впрочем, может быть и обратная ситуация, когда уровень обучения не соответствует высоким запросам ученика. Скука, которая одолевает одарённых детей в обычной средней школе, напрочь убивает мотивацию. Чтобы ребёнок окончательно не охладел к учёбе, его можно перевести в специализированное заведение, отдать в секцию, студию или кружок.

Вообще замечено, что дети, посещающие тренировки и занятия вне школы, более организованы и целеустремлённы. Однако есть у таких увлечений и обратная сторона. Осознав, что спорт, музыка или танцы – его истинное призвание, ребёнок будет меньше уделять внимание школьным дисциплинам. В такой ситуации родителям желательно договориться с чадом о границах допустимого.

Существуют и другие причины, почему дети не хотят учиться:

  • гиперопека взрослых, подавляющая инициативность школьника;
  • бесконтрольность и попустительство со стороны родителей;
  • конфликты со сверстниками, старшеклассниками, учителями;
  • вредные зависимости и неблагополучные друзья;
  • избыток энергии, мешающий сосредоточиться (гиперактивность);
  • напряжённая внутрисемейная обстановка;
  • отсутствие возможности реализовать врожденные лидерские задатки;
  • наличие комплексов или, наоборот, завышенных требований к себе (перфекционизм);
  • сложности с пониманием материала, педагогическая запущенность.

Как повысить мотивацию к учёбе

Нужно понимать, что стремление к познанию – естественная тяга ребёнка, которую нужно поощрять с самого рождения. Старайтесь всегда отвечать на вопросы маленького «почемучки», обстоятельно беседуйте с ним во время прогулок, играйте в сюжетно-ролевые игры. Устраивайте совместный просмотр познавательных передач с последующим обсуждением. Обязательно читайте дошколёнку интересные книги – не только детские энциклопедии, но и художественные произведения, стихи.

Помните, что развивать малыша нужно всесторонне: интеллектуально, эмоционально, эстетически, нравственно. При этом проявляйте чувство меры: основательная дошкольная подготовка может привести к тому, что первокласснику будет неинтересно на уроках.

В младшем школьном возрасте стимулировать нужно игровыми заданиями, посредством совместной деятельности. Дети не хотят учиться в школе, если у них нет мотивации. Зачастую родители это понимают, но выбирают неправильные стимулы. Так, популярным способом воздействия на ребёнка является метод «кнута и пряника», состоящий из угроз, шантажа, наказаний, посул и вознаграждений.

Подобная стратегия имеет право на жизнь, но не должна доминировать, так как воспитывает меркантильность и не всегда эффективна. Гораздо результативнее пробуждать внутреннюю мотивацию. Один из постулатов психологии общения, сформулированный Дейлом Карнеги, гласит: «Самый лучший способ заставить человека что-то сделать – это сделать так, чтобы он сам захотел это сделать».

Советы родителям по формированию учебной мотивации у ребёнка следующие.

  • Меньше критикуйте и больше хвалите детей. Всячески подчёркивайте связь между их стараниями и конечным результатом. Так дети учатся легче.
  • Будьте искренни. Чтобы не обесценивать достижения ребёнка, не подменяйте честно заслуженную похвалу дежурной лестью.
  • Критикуйте по делу и деликатно. Не переходите на личности, не ставьте ваши чувства к близкому человеку в зависимость от его достижений.
  • Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Единственное мерило успеха – то удовлетворение, которое получает ваше чадо от полезной деятельности.
  • Ставьте перед ребёнком посильные задачи. Не отказывайте в помощи, когда он просит, но и не делайте работу вместо него.
  • Не пренебрегайте значением общения в жизни детей. Успешность ребёнка напрямую зависит от того, как он контактирует с членами семьи, сверстниками, учителями.
  • Учите личным примером. Если вы хотите, чтобы ребёнок улучшил показатели по физкультуре, прекращайте по вечерам сидеть перед телевизором и выходите вместе на беговую дорожку. У него сложности с изучением французского? Что ж, есть повод совместно освоить новый язык. Такой подход не только укрепляет внутрисемейные связи и повышает авторитет взрослого в детских глазах, но и формирует у ребёнка чёткое представление о том, что учиться никогда не поздно.

Что делать с «нехочухой»

Когда ребёнок не хочет ходить в школу, с ним нужно говорить по душам. Интересуйтесь не столько оценками, сколько общей атмосферой в классе, темами и содержанием уроков. Не пренебрегайте переживаниями близкого человека. Порой достаточно одного глупого замечания, чтобы он замкнулся и больше с вами ничем сокровенным не делился.

Если ребёнок не хочет учиться в школе, а у вас не получается выяснить причину демарша с его стороны, обратитесь за помощью к психологу. Ничего постыдного в том, что вы наведаетесь к специалисту, нет. У профессионала быстрее получится вывести ребёнка на откровенный разговор, увидеть объективную картину проблемы. В случаях, когда малышу нормально учиться мешает рассеянность внимания, повышенная возбудимость, может потребоваться консультация невролога.

Возможно вы знаете, как поступить в описанных выше случаях и что делать; а если ребенок не хочет учиться из-за конфликта с учителем? Что тогда? Такая ситуация сложнее….

Причины напряжённых отношений могут быть разными. В начальной школе они, как правило, возникают из-за неаккуратности малыша. Подростки порой осознанно противопоставляют себя учителю, чтобы самоутвердиться в коллективе. Конфликты часто возникают между творческими, растущими в свободной домашней атмосфере детьми и авторитарными педагогами. По статистике, с учителями чаще «воюют» мальчишки. Взрослые недовольны хулиганским поведением, прогулами, опозданиями и внешним видом детей.

5 шагов, которые нужно сделать родителю, в случае конфликта сына (дочери) с учителем, опишем ниже.

  • Дайте ребёнку возможность откровенно и эмоционально высказаться. Внимательно его выслушайте. Не обвиняйте и не высмеивайте. Не ругайте при нём учителя. Займите позицию арбитра, желающего во всём разобраться.
  • Вместе с ребёнком проанализируйте ситуацию. Выясните, почему случился конфликт. Решите, что делать дальше.
  • Встретьтесь с педагогом, чтобы узнать его точку зрения. В общении сохраняйте нейтралитет. О своём визите в школу обязательно уведомьте ребёнка. Если он не хочет, чтобы одноклассники видели ваш приход, посетите учителя после уроков.
  • Устройте беседу втроём. Позвольте ребёнку и педагогу в цивилизованной форме высказать претензии. Сами играйте роль посредника, предлагая компромиссные решения.
  • Если очевидно, что виноват учитель, что он продолжает провоцировать конфликт, незамедлительно обратитесь к директору школы. Если администрация заняла сторону педагога, есть смысл сменить учебное заведение. Но помните: делать это надо быстро, так как каждый день пребывания в агрессивной среде, наносит серьёзный ущерб детской психике.

Когда ваш ребенок не хочет учиться, а советы психолога не помогают, обратите внимание на следующие рекомендации по организации рабочего времени и места.

  • Желательно, чтобы у школьника была своя комната. Если такой возможности нет, выделите ученику рабочий уголок.
  • С малых лет приучайте чадо к порядку. Хаос на столе мешает сконцентрироваться, затрудняет работу.
  • Не заставляйте делать домашнее задание сразу после прихода со школы. Пусть у школьника будет 1,5–2 свободных часа отдохнуть, позаниматься любимым делом.
  • Не допускайте, чтобы малыш учился допоздна. После 7–8 часов вечера продуктивность, как правило, заметно снижается.
  • Обеспечьте сыну/дочери комфортную обстановку. Кому-то для эффективного обучения нужна тишина. Кто-то, наоборот, продуктивнее работает под любимую музыку или в компании друга.
  • Следите, чтобы школьник не переутомлялся. Приучите его через каждые полчаса занятия делать 5–10-минутные перерывы.

Нежелательно, чтобы выполнение домашнего задания занимало больше двух часов. Если так происходит, задумайтесь о методах интенсификации. Чтобы ребёнок захотел учиться, ему нужно доказать, что это интересный и необременительный процесс. Малыш плохо запоминает стих? Обращайтесь к его образному мышлению. Например, стихи про природу лучше учить во время прогулок. Ещё один способ быстро запомнить текст – придумать к нему мелодию и исполнять как песню. Изучаемые иностранные языки будут даваться легче, если по дому развесить яркие карточки со словами.

legkopolezno.ru

Если ребёнок не хочет учиться

У ребенка, который не хочет учиться, родители обычно в панике. Их жизнь превращается в кошмар. Ребенок может пропадать на улице, в интернете, перед телевизором или где-то еще, но сам факт отказа постигать знания — родителей приводит в бессилие или в ярость.

В первую очередь необходимо выяснить, почему же ребёнок не хочет учиться. Ведь в  зависимости от причины — и помощь может потребоваться разная.

Просто не получается

Быть может, у него это не получается? Так бывает. Допустим, мальчик мечтает стать музыкантом. Он серьёзно увлечён, играет, сам пробует писать музыкальные произведения, но вот в школе с математическим уклоном у него не слишком ладится. Если ребёнок не хочет учиться именно потому, что требования математического класса слишком сложны для него и сфера его интересов лежит в другой плоскости, здесь явно видна ошибка родителей, не обративших внимания на его увлечения и музыкальные способности.

Как же исправить такую ситуацию? Хорошим выходом будет перевод ребёнка в музыкальную школу или же поиск для него профильного кружка или студии.

Но не всё можно решить так просто. Вот более сложная ситуация. Родители выбрали для ребёнка хорошую школу с многообразием учебных программ, с насыщенным расписанием, иностранными языками с первого года обучения. Казалось бы, чего ещё желать, только учись, ведь в школе так интересно... Однако возможностей и способностей вашего ребёнка не хватает для того, чтобы выполнить все требования учителей.  И вот всё чаще — из школы ребёнок приходит в подавленном настроении и с плохими отметками. Сначала он старается, но постепенно понимает, что успеха добиться не сможет. И вот результат — учиться он больше не хочет.

Что же делать в этом случае? Родителям придётся признать, что руководствовались они, отдавая своего малыша в «продвинутую школу», только своими амбициями. Да, быть может вам в своё время было легко и интересно изучать расширенную и углублённую программу, но ваш ребёнок — другой. Может быть в этом случае имеет смысл сменить учебное заведение на среднюю школу попроще?

Если же вы считаете, что переводить ребёнка не стоит, приготовьтесь к постоянным проблемам. Вам придётся помогать ребёнку, объясняя ему то, чего он не понял в школе, быть может, придётся нанимать репетиторов для помощи в заданиях, которые для него самого окажутся слишком сложными. И всё равно, на хорошие результаты и возвращение любви и интереса к учёбе рассчитывать было бы слишком оптимистично.

Встречается и ситуация, при которой ребёнок не справляется с программой общеобразовательной школы в силу некоторых особенностей состояния здоровья.  Зачастую ребёнку мешают проблемы с неврологией, например, дисграфия или дислексия — невозможность хорошо писать и читать. Именно невозможность, а не капризы и лень. Естественно, желания учиться такие состояния не добавляют. Из этой ситуации тоже есть выход: существуют разные формы и программы обучения — специализированные школы, школы здоровья, коррекционные классы. В них обычно работают хорошие квалифицированные специалисты, которые наверняка окажут помощь ребёнку и подберут для него программу по силам.

Родительский контроль

Намного чаще встречается другая причина нежелания учиться, описать которую можно одним словом: тотальный контроль. Сегодня во многих семьях ребёнку помогают учиться и часто настолько вовлечены в этот процесс, что как бы учатся за него. Собирают портфель, контролируют выполнение домашнего задания, иногда и даже и делают его вместе с ребёнком. Родители считают при этом, что хорошая учёба в школе — это старт в успешное будущее. Во многом, так оно и есть. Во многом, но не во всём.

Важны не только оценки по тому или иному предмету, но и умения, которые ребёнок вынесет из школы. Вряд ли школьник, которого постоянно принуждали, будет потом любить учиться. Разве мало детей, закончивших музыкальную школу, больше никогда не берут в руки инструмент? Многие уже выросшие дети не могут написать обычное письмо, не говоря уже об отчёте или статье потому, что их заботливые родители все школьные годы заставляли переписывать сочинения по нескольку раз.

Отсутствие мотивации

Вот ещё одна причина: у ребёнка нет стимула к учёбе, не хватает мотивации. А откуда она возьмётся? Основная мотивация для маленького ученика — это похвала. И если его способности не были оценены должным образом, вряд ли он потом будет хотеть учиться. А ведь очень многих детей не только не хвалят и не подбадривают, но и обидно критикуют.

Часто так поступают слишком требовательные и строгие родители, но нередко этим грешат и школьные учителя. Да, это признак непрофессионализма, но ведь и среди учителей встречаются уставшие, равнодушные или же просто неопытные.

Проблемы в семье, со здоровьем или во внешности

Частая причина нежелания учиться — постоянные ссоры родителей в семье. Только на первый взгляд кажется, что между успеваемостью школьника и атмосферой в семье нет связи. На самом деле, есть: ребёнок становится нервозным и замкнутым, у него одновременно и замедляются умственные процессы, и пропадает стимул к учёбе. То же происходит, если у ребёнка есть какие-то дефекты речи или внешности.  Он может сильно комплексовать из-за них, бояться насмешек со стороны одноклассников или даже учителей.

Не так мало в школе и гиперактивных детей. Иногда гиперактивность — это медицинский диагноз, совокупность симптомов, требующих медицинской и психотерапевтической коррекции. Но часто под гиперактивностью понимается просто неуёмная энергия ребёнка, которую ему некуда потратить. В результате появляется плохое поведение на уроке и испорченные отношения с учителями. Как следствие — нежелание учиться. Теоретически помочь такому ребёнку просто: достаточно загрузить его спортивными занятиями, секциями и кружками.

Неумение работать самостоятельно

Бывает так, что ученик не знает, как именно нужно учиться. Вы можете возразить, что именно этому и учат в школе. Однако и здесь всё не так просто. Бывает, что у маленького ученика никак не получается заниматься самостоятельно, без руководства учителя. В классе ребёнок следует указаниям, вполне вписываясь в школьное расписание, но дома оказывается в растерянности и тревоге. Он понимает, что ему следует продолжать учиться — делать домашнее задание. Но не умеет себя настроить. Всё кажется сложным, непонятным и неприятным. Отсюда недалеко и до полного нежелания учиться.

Справиться с такой проблемой непросто, но вполне возможно: нужно постепенно приучать школьника к планированию своей работы и самоорганизации. Хорошо помогает в таких случаях родительский пример: как можно чаще рассказывать ребёнку как выстаивается цепочка повседневных дел, как нужно чередовать уроки с неучебными делами и перерывами на отдых. Нужно объяснять ребёнку и то, что у каждого человека есть много дел, которые выполнять просто необходимо.  Полезно помогать маленькому школьнику приготовить то, что понадобится для выполнения задания, расспрашивать, что именно задано, и как он собирается это делать: такие вопросы помогают ученику настроиться на выполнение уроков и убрать тревожность.

Нет интереса к одному из школьных предметов

Часто у ребёнка отсутствует интерес к какому-то одному предмету. Можно сказать, что вина в этом случае лежит на учителе, но ведь отсюда не следует решение проблемы. Быть может учитель достаточно хорош и увлёк многих одноклассников вашего ребёнка, но не его самого. А быть может, интерес пропал потому, что по какой-то причине не сложились отношения между ним и ребёнком. Или же не подходит принятая на этом уроке форма занятий.

 Можно ли что-то предпринять в этом случае? Родителям в этом случае придётся попытаться вызвать интерес к нелюбимому предмету самостоятельно. Сейчас существует множество учебных материалов, которые легко и занимательно рассказывают о предмете то, чего и не говорится в стандартных учебниках. Такие материалы окажут неоценимую помощь. Имеет смысл приобрести книгу-энциклопедию с красочными иллюстрациями, и рассмотреть её вместе с ребёнком. Можно посмотреть интересные познавательные фильмы, например, исторические, если школьнику неинтересны уроки истории. Может быть, его заинтересует охота на динозавров, восстание Спартака или война между Севером и Югом? Если у школьника отсутствует интерес к физике или химии, помочь и удивить смогут зрелищные опыты, похожие на фокусы. Родителям вполне по силам сделать так, чтобы ребёнок увидел предмет, выйдя за рамки школьного учебника. Рассказывайте своему ребёнку разные интересные факты и истории, заставляющие по-новому взглянуть на нелюбимые учебные предметы.

Плохие отношения с одноклассниками

Мы не всегда в курсе конфликтов, которые возникают у нашего ребёнка в школе. Часто ученик не делится ими с родителями, опасаясь непродуманного вмешательства родителей, ещё сильнее осложнивших ситуацию. Или он приучен стараться справляться сам и не хочет признаться, что ему нужна помощь.

А ведь конфликты и плохие отношения с одноклассниками очень сильно влияют на учёбу, снижая к ней интерес. Не так-то просто и приятно учится под недоброжелательными взглядами. Могут ли родители помочь ребёнку? Конечно, они могут научить его способам решать конфликты и налаживать общение, и это станет лучшим способом и вернуть интерес к учёбе.

Причин, по которым школьник не хочет учиться, множество, каждая требует своих методов борьбы, но в любом случае у родителей всегда есть шанс исправить ситуацию, разобравшись с причинами и учитывая особенности ребёнка.

Как помочь ребёнку, советы на каждый день:

  1. Парящий воздушный шарик. Не улетающий ввысь, от проблем, а парящий чуть выше их. Представить себя таким шариком — это упражнение для мамы и папы. Не стоит очень уж зацикливаться на школьных проблемах. Школа — это лишь часть жизни. Да, нужная и важная, но не единственная. Такую установку должна транслировать родители для своего ребёнка. А не уныние и тревогу.
  2. Мы — одна команда. Родители и ребёнок — вместе, а значит, преодолеют сложности и решат проблемы, какими бы неразрешимыми они ни казались. Мама и папа не должны противопоставлять себя и школьные уроки ребёнку, а быть заодно с ним.
  3. А учиться можно и на прогулке, если ребёнок не хочет учиться и сам вид учебников наводит на него тоску.  Может быть пора взглянуть на учёбу под другим углом зрения?  Например, сделать уроки лёжа на ковре или почитав учебник на скамейке в парке?
  4. Отдых — это перемена деятельности.  Не стоит забывать о чередовании умственных и подвижных занятий.

Если ничего не помогает

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, возникающий у него протест может выразиться и в сопротивлении обучению. Причиной падения интереса к обучению может быть недостаточно гибкий преподаватель, который формально подходит к делу, действует слишком мягко или слишком авторитарно. Хорошим выходом может быть сменить школу или даже перейти на домашнее обучение.

Родителям, порой, бывает трудно принять, что их ребенок потерял интерес к учебе. Они пытаются заставить его учиться силой, включая телесные наказания. Обычно ни к чему хорошему это не приводит. Поможет только быть с ребенком в контакте, разговаривать с ним, понимать его.

Родители должны помнить: в школе, в основном, учат интеллектуальным дисциплинам. Однако ребенок может чуждаться таких предметов, как математика, литература, химия, физика, история, биология и т.д. Возможно, в дальнейшей жизни он выберет не интеллектуальный, а ручной труд. В этом случае нужно предоставить ему возможность мастерить, лепить, ухаживать за животными, выращивать и выполнять любую другую работу, напрямую не связанную с классическим обучением в классе. 

Один из самых сложных вопросов — для чего учиться? Зачастую родители своим собственным примером показывают, что то, чему они научились, никак им не помогло. Например, мама с папой прилежно учились, закончили институт, но в дальнейшем по специальности не работали, и вообще зарплата у них настолько маленькая, что учиться им явно не стоило. Разочарованные в учебе родители не смогут мотивировать ребенка! В этом случае, родителям будет очень трудно убедить ребенка, что учиться нужно. И тут важно, чтобы родители сами осознали, какую пользу им все-таки принесло обучение: они должны рассказать ребенку о пользе учебы, опираясь на свой собственный опыт.

  

Нота Бене

Неизвестно, успокоит ли родителей это, но многие известные личности даже в наше время имели большие проблемы со школой.   Например, говорят, что Джонни Деппа отчислили из школы в 15 лет. Шарлиз Терон ушла из школы в 16 лет, так как мечтала стать балериной. Джим Керри вынужден был постоянно подрабатывать, так что, в конце концов, его выгнали из школы. Николь Кидман в юности, может, была не против поучиться, но у нее была больна раком мать, так что о школе пришлось забыть. А Квентина Тарантино якобы уговорила бросить школу мать, которая была убеждена, что ее чадо с IQ в 160 баллов — должно трудиться. Аль Пачино, как ни корпел над учебниками, не смог справиться со школьной программой. У Киану Ривз была дислексия, а Деми Мур предпочла с 16 лет ходить не по школьным коридорам, а по подиуму. Рассел Кроу бросил школу в 15 лет, а Джон Траволта и Роберт Де Ниро — в 16.

Текст: Родион Чепалов, психологОбсудить на форуме

littleone.com

Ребенок не хочет учиться — обзор причин и что делать?

Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда чадо отказывается учиться. Ежедневные проверки уроков превращаются в настоящую пытку. Ребенок отказывается воспринимать заданный материал и бунтует. Как же справиться с подобной ситуацией? Родители не всегда способны адекватно расценивать сложившуюся ситуацию. Они ошибочно полагают, что ребенок практически потерян и не всегда относятся к нему гуманно.

Как же действительно нужно поступать в подобной ситуации? Помните, не стоит оказывать давление на ребенка, кричать на него, ругать или даже поднимать руку. Это не принесет положительного результата, а только усугубит ситуацию. Важно не забывать, что каждый ребенок требует индивидуального ребенка. Поняв свое дитя, вы сможете найти с ним общий язык. Тогда, общими усилиями, вы сможете достичь больших успехов.

Отнеситесь к делу спокойно

Как же заставить ребенка взяться за ум и приступить к урокам? В действительности, очень трудно дать ответ на этот вопрос. Каждый ребенок индивидуален. Родитель должен понять, как именно стоит воздействовать на ребенка. Главное не перебарщивать. Помните, вы не должны превращать занятие уроками во что-то негативное, полное слез и унижений.

В первую очередь, всегда сохраняйте спокойствие. Найти общий язык с ребенком нелегко. Он может не идти с вами на контакт, начать капризничать и отказываться слушаться вас. Но это не повод выходить из себя. Всегда действуйте спокойно и не проявляйте эмоций.

Многие родители воспринимают школьные занятия слишком негативно. Они ошибочно полагают, что ребенок должен хотеть учиться по собственному желанию. В случае отсутствия желания начинаются страшные истерики, крики, издевательства и унижения. Большинство родителей отказываются принимать неповиновение. Они считают, что чадо должно беспрекословно подчиняться их приказам.

В этом случае важно помнить, что вы имеете дело с маленькой личностью. Он может быть меньше вас, не особо разбираться в жизни, однако уже имеет свое мнение о мире и окружающих. Не стоит оставлять ребенку негативный опыт и становиться для него негативным объектом. Важно найти общий язык, и объяснить школьнику, как нужно поступать.

Не нужно перебарщивать с наказаниями, заставлять сидеть за учебниками до поздней ночи или кричать в случае малейшего неповиновения. Такая модель поведения не принесет успехов ни ученику, ни его родителю.

Найдите причину

Вспомните себя в его годы. Разве вы хотели проводит свое время в школе и корпеть над неинтересными учебниками? Попытайтесь вновь представить себя школьником. Вы находились практически в такой же ситуации, что и ваше чадо. Оказавшись на его месте, вы сможете понять, почему ребенок отказывается учиться. Возможно, у него есть другие интересы.

Вместо того, чтобы устраивать ребенку допрос, попытайтесь стать его другом. Осторожно интересуйтесь его жизнью. Помните, главное в этом деле деликатность. Если школьнику покажется, что вы хотите полностью взять контроль над его жизнью, он не станет вам ничего рассказывать.

Начните интересоваться его делами. Возможно, вы многого не знаете о своем ребенке. Может быть, у него есть хобби или большая мечта. Получив такую важную информацию, вы будете лучше понимать, с чем имеете дело. К тому же, ребенок начнет вам доверять и не будет воспринимать как врага.

Войдите в его ситуацию

Не требуйте от ребенка невозможного. Современная система образования отличается излишней перегруженностью и большим количеством ненужной информации. Войдите в положение ребенка. Попытайтесь сделать уроки вместе, и главное, не ругайте ребенка, если он не понимает элементарных вещей. Возможно, у него просто нет предрасположенности к математике или гуманитарным предметам.

Если вы хотите понять ребенка, вызовите его на откровенный разговор. Спросите у сына или у дочки, почему ему не удается алгебра или не удается выучить параграф по истории. Попросите отвечать честно и обещайте, что не будете ругать его. Возможно, вы неожиданно для себя получите правдивый и развернутый ответ.

Учеба тяжелый труд. Справляться со всеми предметами одинаково хорошо очень непросто. Это требует определенных умственных навыков и большого усердия. Может быть, у него конфликты с учителем. Такое часто встречается в мировой практике. Спросите, не придирается ли к школьнику учитель. Дети не всегда способны рассказать подобное родителю, ошибочно полагая, что их будут ругать. Нередко можно столкнуться с настоящей травлей со стороны одноклассников. Зачастую, родители даже не представляют, с каким стрессом сталкиваются их дети. Они ругают их, заставляя ребенка еще больше закрыться от окружающего мира.

Все может быть не так плохо. Нередко школьники отказываются учиться, ведь не понимают материал. Чем старше становится ребенок, тем сложнее материал, с которым он сталкивается. Будучи не в состоянии понять физику или химию, ребенок предпочитает делать вид, что он просто не хочет учиться. В действительности, он просто не понимает предмета. Это не означает, что ваше дитя чем-то хуже остальных. В данном случае необходимо поддержать школьника, нанять репетитора или постараться самостоятельно заняться решением проблемы. Вспомните себя, ведь вам тоже удавались далеко не все школьные предметы.

Проблемы также могут возникнуть при переводе в новую школу. В старом учебном заведении дела шли превосходно, однако, после перевода ситуация резко изменилась. Проблема может заключаться в стрессе, желании вернуться в старый коллектив или в другой школьной программе. Отнеситесь к ребенку с понимаем. Покажите ему, что вы готовы выслушать его и обязательно поможете. Таким образом, вы уберете напряжение между вами и дадите школьнику возможность рассказать вам о своих неприятностях.

Как же справиться с подобными проблемами. Как уже упоминалось выше, не давайте волю негативным эмоциям. Не стоит пугать ребенка эмоциональными порывами, унижать его или оскорблять. Это ваш ребенок. Отнеситесь к нему с любовью. Воспользовавшись следующими методами, вы обязательно достигните успехов.

  • Смените школу – если вы видите, что учителя и дети крайне негативно относятся к вашему сыну или дочке, не стоит задерживаться в этом заведении. Вы запросто можете найти новую школу, и избавите ребенка от ежедневного стресса и напряжения.
  • Поговорите с учителем – попросите школьного учителя уделять вашему ребенку больше внимания. Объясните, что он или она не в состоянии усваивать материал. Попросите совета как поступить в данной ситуации.
  • Наймите репетитора – в некоторых случаях, это превосходный выход из ситуации. Многие дети не способны усваивать материал, находясь в окружении одноклассников. Они стесняются переспрашивать и чувствуют себя неловок, в результате чего не понимают темы урока. Находясь наедине с репетитором, ребенок не будет чувствовать себя неуверенно и сможет вникнуть в суть предмета.
  • Занимайтесь уроками вместе – превратите это в семейную традицию. Уделите ребенку лишние два часа. Помогайте ему в случае возникновения проблем, не ругайте и относитесь с любовью. Ведите себя так, чтобы ребенок не страшился этого времени, а ждал его с нетерпением.

Главное, не бойтесь ждать. Не всегда положительный результат появляется сразу. Дайте немного времени. Проявляйте усилия и занимайтесь воспитанием ребенка.

Если школьнику скучно

Нередко ребенок отказывается учиться потому, что испытывает скуку. Ему неинтересны занятия, он не хочет сидеть на уроках и не видит в этом никакого смысла. Учеба – весьма скучное занятие. Родители, утверждающие обратное, просто забывают собственное детство.

Может быть у вашего ребенка есть предрасположенность к определенному предмету? Постарайтесь понять, что удается ему лучшего всего. Вы запросто можете перевести его в специализированную школу с особым уклоном. Как только ребенку станет интересно учиться, он сразу же начнет получать от процесса удовольствие. Таким образом, вы сделаете лучше не только ему, но и себе.

Как справляться с конфликтами

Трудно поверить, но в последнее время, это очень актуальная проблема. Некоторые школьники сталкиваются с настоящей ненавистью. Она может исходить от одноклассников, а может даже от учителей. В обоих случаях, в дело должны вмешаться родители. Не стоит оставлять школьника наедине с проблемами. Маловероятно, что он сможет справиться с ними.

Мелкие ссоры не редкость. Одноклассники могут поссориться и помириться на следующей переменке. Но в случае, если класс объявляет вашему ребенку бойкот, может начаться настоящая травля. Не каждый ребенок способен справиться с таким стрессом. В данном случае рекомендуется забрать ребенка со школы и попытаться забыть об этом, как о страшном сне. Нет ничего хуже психологического давления со стороны коллектива. Не каждый родитель замечает, что его ребенок находится в беде.

Старайтесь контролировать ситуацию, спрашивать, как дела в школе и все ли хорошо. А лучше поддерживайте связь с учителями. Так вы сможете всегда знать о том, что происходит с вашим ребенок и оказать ему своевременную помощь.

Проблемы со здоровьем

Обращайте внимание на поведение школьника. Может быть он устает даже от элементарных нагрузок? В это случае причина кроется не в нежелании учиться. Возможно, речь идет о каком-то заболевании. Не стоит игнорировать подобные признаки, последствия могут быть плачевными.

Многие родители забывают о подобных вещах, когда принуждают свое чадо к учебе. Не стоит делать ребенку поблажки, однако, не забывайте проверять его здоровье. Возможно, так вы предотвратите серьезную проблему.

Большая нагрузка

Ваш ребенок может не хотеть учиться по причине банальной усталости. Это ведь просто ребенок, он не в состоянии справляться с тяжелыми нагрузками. Некоторые родители надеются сделать из ребенка настоящего вундеркинда. Они нанимают ему несколько репетиторов, записывают на различные кружки, к тому же заставляют ходить в школу и заниматься уроками.

Подобные действия могут оказать губительное воздействие на ребенка и навсегда отбить у него желание учиться. Желание сделать свое чадо всесторонним человеком понятно, однако в этом деле не стоит перебарщивать. Вы имеете дело с обычным ребенком, который должен проживать счастливое детство, а не пытаться получить докторскую степень. Важно считаться не только с собственными желаниями, но и понимать, что нужно вашему чаду. Обратите внимание на его поведение. Если вы видите, что бедняга выдохся из сил, уменьшите нагрузку. У ребенка должно быть свободное время, в противном случае он не захочет учиться и будет постоянно уставать.

Проблемы переходного возраста

Если вы имеете дело с подростком, то ситуация оказывается намного сложнее. Многие родители сталкиваются с подобной трудностью и не знают, как правильно повести себя в такой ситуации. Подросток не желает заниматься уроками, хамит и дерзит родителям. А вы вспомните себя в 14 лет. Кажется, что весь мир против вас, а родители даже не понимают, как вам тяжело.

В современном мире это очень опасный возраст. Дети подвержены частому стрессу, они слишком обидчивы и не всегда могут правильно воспринимать критику. В данном случае важно не давить на подростка, а постараться понять его. Перед вами уже взрослый человек, со своими планами на дальнейшую жизнь.

Считайтесь с его мнением. Для вас он еще совсем кроха, однако сам он считает себя взрослым человеком. Вы должны уважать это. Спросите у подростка, кем он видит себя в будущем. Попытайтесь объяснить, что ему понадобится профессия. Не переходите на повышенный тон. Говори спокойно и ребенок обязательно поймет вас.

Подводя итог

Главное в этом деле, внимательно изучить поведение ребенка и его мотивы. Мотивируйте ребенка. Хвалите его успехи, и покажите, что вы гордитесь им. Не стоит ругать его за малейшие неудачи. Возможно, что ему не будет удаваться определенный предмет. Важно поддерживать своего ребенка и не давать ему унывать.

Всегда держите себя в руках и помните, что перед вами всего лишь ребенок. Не стоит оскорблять его чувств и оставлять плохие воспоминания на всю оставшуюся жизнь.

psihter.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное