Домашнее обучение как организовать


Как организовать домашнее обучение для ребенка-инвалида? - Семья и отношения - Яндекс.Знатоки

Хотя в последнее время все больше говорится о введении среднего инклюзивного образования, единого мнения у общественности по этому вопросу нет. И родители, и педагогические работники, и эксперты весьма неоднозначно относятся к тому, чтобы обычные ребята и дети с ограниченными возможностями получали образование вместе. Для инвалидов колясочников элементарно не подготовлены здания школ: нет пандусов, лифтов, специального оборудования в туалетных помещениях и столовых. Нет гарантии, что одноклассники будут достаточно деликатны и не ранят резкими или грубыми словами ребенка с задержкой развития, другими патологиями. Поэтому на сегодняшний день родители инвалидов с детства, как правило, выбирают или специализированные учебные организации и интернаты, или домашнюю форму обучения. Оформление домашней формы обучения для ребенка инвалида производится в определенном порядке.

Какие нужны документы, чтобы организовать обучение на дому?

По действующим нормативным актам, для перевода на домашнюю форму обучения нужны веские основания, например, заключение из поликлиники от врача, который наблюдает ребенка. Родители должны подготовить медицинские справки и заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья ребенка, то есть справку КЭК. Когда все медицинские документы получены, родители могут обратиться в образовательное учреждение по месту жительства. Родителям или опекунам ребенка инвалида нужно написать заявление на имя директора и предоставить администрации школы все собранные справки. Школа рядом с домом, в которую родители обращаются, не имеет права отказать в домашнем обучении.

Как организовано домашнее обучение

После сдачи документов администрация школы обязана заняться организацией обучения. В каждом образовательном учреждении действуют свои правила для индивидуального обучения школьников. В зависимости от физического и психологического состояния ученика, от его способностей, обучающий процесс может иметь те или иные особенности. Когда учителя и медики делают вывод, что ребенку по силам общая программа, то он занимается теми же предметами, выполняет такие же самостоятельные и проверочные работы, сдает зачеты и экзамены, что и обычные ребята, посещающие школу. Расписание и продолжительность уроков утверждается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Если есть возможность, то на некоторые уроки он может приходить и в школу. Кроме того, родители могут организовывать дополнительные занятия или приглашать учителей из других образовательных учреждений. Обычно данные учебные занятия являются платными. Окончив обучение по такой программе, ученик получает школьный аттестат государственного образца. В тех случаях, когда психофизическое состояние не позволяет полностью освоить общеобразовательную программу, учителя составляют вспомогательный курс обучения, согласовывая его с родителями. В этой программе подробно указываются необходимые к освоению предметы, а также количество учебных часов в неделю. При окончании вспомогательной программы обучения ребенку выдают аттестат специального образца. При домашнем обучении учителя и родители ведут «Журнал взаимосвязи», в котором отмечают изученные темы и отметки, выставленные преподавателями.

На время обучения школа бесплатно предоставляет для ребенка инвалида все необходимые ему учебники и пособия, которые имеются в ее библиотеке.

yandex.ru

Домашнее образование. Опыт одной семьи

Юлия Весна Сертифицированный консультант по профессиональной самореализации.Креативный хаотик, мама троих детей на семейном обучении, сертифицированный коуч и бизнес-тренер.Создаю сама и помогаю другим создавать достижения в жизни и бизнесе.
  • facebook.com/jumalster
  • 1 сентября 2014 года наши дети не пошли в школу, у нас был обычный день! Мы с удовольствием смотрели репортажи с чужих школьных линеек и радовались тому, что мы теперь « не с ними». Такое странно ощущение. Ведь «все в школу ходили и ходят».

    Одним из важных показателей правильности принятого решения был случай в магазине «Metro» за две недели до начала учебного года.

    Мы со старшим приехали за продуктами и едва вошли в магазин, сразу поняли — скоро 1 Сентября. С первых шагов мы наткнулись на парты, стулья, тележки с тетрадями, дневниками и прочими школьными принадлежностями. Все, что могло и не могло понадобиться ученику — все это кричало и пестрело на полках магазина.

    И в первые же минуты мы с Егором были ошарашены давлением этого факта. Оба почувствовали что-то странное. Егора передернуло: «Как хорошо, что теперь мне не надо идти в школу». И тут я «расшифровала» то, что почувствовала: «Мы — вне системы». Это было и страшно, и сладко. Как будто ты сказал кому-то старшему, что теперь ты взрослый и будешь выбирать сам.

    Конечно, принятому решению и началу нашего эксперимента предшествовало много событий, мыслей и даже неожиданных совпадений — выбор нового образа жизни, системы обучения, страхи, осуждение и поддержка знакомых и друзей.

    Но об этом я напишу отдельную заметку — вторую часть нашего «Романа о домашнем образовании».

    А сейчас предлагаю вам окунуться в первую часть, описывающую захватывающее приключение под названием «Чего мы не знали об обучении!?».

    Итак, исходные данные.

    Дано. Семья, трое детей. Старшему сыну 12 лет, среднему — 6,5 лет, дочке — 2,5 года.

    Старший сын, шестиклассник, переведен на домашнее обучение с сентября 2014 года. Средний мог пойти в школу, в первый класс, так и планировалось до определенного времени. Но не пошел. Для старшего это год эксперимента, для среднего и для нас — скорее год исследования самого процесса — сможем/не сможем, получится/не получится, понравится/не понравится.

    В качестве системы обучения мы выбрали Экстерн-офис. «Система» — потому что это реальная система, для учеников и родителей — сайт. Именно через него происходит все формальное взаимодействие в части сдачи тестов, экзаменов и подготовки к ним. Система практически не содержит методические материалы, зато содержит итоговое представление о том, что должен знать ребенок по такому-то предмету за такой-то класс. Представление это сформировано в вопросах, ответы на которые ребенок должен знать, закончив обучение по определенной теме предмета. Например, предмет География, содержит 2 главы, каждая глава — 4 темы. По каждой теме необходимо сдать тест (в среднем 5-7 вопросов в зависимости от предмета), затем — тест по каждой главе, затем итоговый тест по предмету и, наконец, годовой тест по предмету. Все вопросы и ответы доступны ученику для подготовки.

    После регистрации в системе и оформления всех необходимых документов, нам создали рекомендованное расписание. Выглядит оно так:

    Еще одна версия расписания выглядит так:

    Именно эта версия и показывает нам последовательность изучения предметов.

    Ужас, ужас...или «Мой лучший в жизни План реализации проекта»

    Именно ужас и паника меня охватили, когда я увидела расписание. Я немного представляла себе наш процесс обучения и принципы, на которых он будет построен, но одно дело представлять и другое — начать это делать. Часть принципов обязательны как часть системы обучения, часть принципов — наши собственные решения в рамках выбранной системы обучения.

    Основные принципы:

    • мы изучаем предметы последовательно — не все сразу, а всего несколько одновременно;
    • экзамен сдается по предмету в установленное расписанием время и сразу за всю годовую программу. После сдачи годового экзамена предмет по программе больше не изучается, но в случае желания и интереса ему можно уделять свободное время;
    • у нас нет учебников по предметам, мы делаем учебники сами;
    • пожелания Егора к процессу обучения — интересно, просто, понятно;
    • у нас год эксперимента и нам важно прочувствовать процесс, наш результат года — это принятое решение — продолжаем ли мы учиться в таком формате;
    • любая оценка, позволяющая считать, что предмет сдан — является результатом обучения,
    • родитель — НЕ учитель, родитель — это поддержка, сопровождение и помощь,
    • Егор должен научиться «учиться самостоятельно».

    Главное — без паники, подумала я и мы с сыном сели Планировать. Мне было важно привлечь Егора к этому процессу. Я понимала, что какие-то решения мне придется принять за Егора, но готова была быть гибкой и внимательно наблюдать за его реакциями, вносить изменения в программу и доверять ему.

    Конечно, еще летом, готовясь к началу процесса домашнего обучения, я активно изучала тему планирования, тайм-менеджмента и всего, что связано с эффективностью. Вспомнила свой менеджерский опыт, подняла написанные раннее тренинговые программы, вспомнила проекты и людей, с которыми работала в части планирования и мотивации. Больше всего меня волновала именно мотивация.

    Все лето я была увлечена книгой Ричарда Гуара и Пэт Доусон «Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал».

    Некоторые подходы, которые я там нашла, очень помогли.

    Итак, мы решили распланировать четыре предмета. Глядя на первое расписание, я сделала вывод, что на какие-то предметы, воможно, потребуется больше времени.

    В качестве источника основных знаний мы выбрали сайт с видео-уроками interneturok.ru. Это такая замена учебникам — видео-лекции по всем предметам за любой класс. Плюс для меня — понимание объема материала, который нужно изучить за короткий промежуток времени.

    Мы взяли количество тем по каждому предмету, количество дней на изучение и распланировали, какое количество тем в день Егору необходимо проходить. Понятие «пройти тему» для нас включало следующее:

    • смотрим видео-урок,
    • составляем визуальный образ темы (зарисовываем и записываем кратко основные понятия и важные даты/имена и т.д.), один урок — один лист. Для каждого предмета завели обычную толстую тетрадь в клетку А4. Уроки зарисовывали горизонтально. Фактически это первый шаг к скетчам. Таким творческим наброскам, которые призваны отразить суть, содержание, визуальными образами и шрифтами.
    • проходим тест по уроку. Стикерами оставляем отметку на листе как результат теста. Зеленое яблоко — отлично, не больше одной ошибки, красное яблоко — более двух ошибок.

    Затем предполагалось, что мы заходим в систему «Экстерн-офис» и сдаем необходимые промежуточные тестирования по темам.

    План есть — начинаем

    В сентябре еще не были решены формальные отношениями со школой (ребенок на домашнем обучении все равно должен быть прикреплен к какой-то школе, где он будет проходить аттестации и где будет храниться и вестись его личное дело. На тот момент «Экстерн-офис» искал для нас возможность прикрепления к московской школе), но уже решили начать заниматься.

    География. Предмет Егору был интересен, он быстро схватывал, хорошо запоминал и все пошло легко. В день у нас было по четыре темы, потому что именно этот предмет мы должны были освоить первым за месяц годовая программа — за месяц!!! мама в панике :). Несколько дней мы заложили на подготовку к тестам.

    Математика. По видеоурокам ни я, ни Егор ничего не понимали. В этот период я сидела рядом с Егором во время его занятий. Мне важно было, чтобы он понимал то, чему учится. А он не понимал. Если я не учитель и допускаю, что могу не знать всего, что сейчас проходит Егор — подумала я, тогда будем искать подходящие формы объяснения вместе.

    Именно в этот период я, например, сделала открытие, что в интернете полно, именно ПОЛНО ресурсов, роликов, упражнений, симуляторов и прочих инструментов, которые сделали, сняли, подготовили сами преподаватели по отдельным темам. И мы начали искать примеры, определения, видео и прочие материалы. И стали понимать. Оба. Это было круто!

    Русский — тут все просто. Стало понятно, что часть тем из шестого класса Егору уже знакомы. Стали просто изучать предмет. Диктанты Егор начал сдавать сразу же. В системе это звуковые файлы, проигрывая которые, надо записать за диктором текст. Сама форма Егору очень нравится и все задания он выполняет с удовольствием.

    Английский. Первое занятие. Я знала, что заниматься мы будем по ЛингваЛео. Но Егор начал паниковать, мучаться, буквально не могли начать. Выяснилось, что он не понимает язык, не любит эти уроки, боится. ЛингваЛео — это игровая форма изучения языка. Мы выбрали грамматику и я предложила Егору поиграть. Минут двадцать мотивировала. Узнала многое о том, что у него было связано с этим уроком в школе. Снова порадовалась принятому решению.

    Поиграли. Егор попросил еще позаниматься. Ему понравилось. Это была моя маленькая победа и его Огромный Прорыв.

    Так мы учились где-то месяц.

    Я хотела максимально убрать все пересечения со школой из нашего процесса обучения. Плюс в мою задачу входило каким-то образом поддержать в начале, но все-таки перевести Егора на самостоятельные занятия.

    Мы учились писать печатными вместо прописных, потому что в скетчах (заметках — уроках в учебниках, которые Егор делал сам) это смотрится симпатичнее. Учились не ставить оценки за тест, а найти альтернативу — «яблоки». Проявлять интерес и разбираться, если не понятно, искать источники информации, чтобы было понятно и т.д. Смотреть фильмы, интересоваться темой, если она увлекает, быть любознательным.

    Мы все делали не так

    Подходит время сдачи первого предмета. И я понимаю, что программы «Интернет-урока» и «Эстерн-офиса» сильно отличаются. И для того, чтобы сдать тесты (а их оказалось больше, чем я предполагала изначально), необходимо почти по новой пройти весь предмет. Снова паника. У мамы. А Егор спокоен. И как-то его спокойствие передалось мне. Оказалось, что ему нравится сдавать тесты по темам. Хотя все вопросы при тестировании открытые — то есть нет вариантов ответов, ему нравилось на них отвечать и видеть, как в системе ему засчитывают сданные темы.

    Первый предмет Егор сдал на «отлично». Прыгал до потолка.

    К этому моменту мы с ним уже разобрались в системе, поняли, что запросто можно пройти годовую программу по предмету за месяц и именно по этому принципу выстроена вторая картинка расписания. Ее и стали придерживаться. Последовательное изучение по всем предметам. Один предмет на изучении. На математику, русский и английский у нас времени достаточно, мы их временно и отложили. Время занятий стало протекать как-то совсем незаметно. Егору только надо напоминать, что надо позаниматься. Но мы, скорее, спрашиваем по факту. Сам Егор говорит, что учиться несложно. На форумах домашнего образования пишут, что программа в «Экстерн-офисе» сложнее, чем в обычной школе, склонна согласиться. Если сравнивать с «Интернет-уроком», мы уже знаем некоторые темы из седьмого класса. Но погружение в предмет позволяет освоить программу независимо от ее содержания.

    «Интернет-урок» используем гораздо меньше, зато включили обучающие фильмы и ролики. Егор стал много рассказывать о том, что именно он узнал.

    Когда началась «Биология», я просила Егора не сдавать без меня тесты — хотела помочь, проконтролировать и т.д., но он не послушался. Сдал один тест, второй и т.д. Годовой экзамен на «отлично». И ни дня я не сидела рядом с ним. Я была занята на проекте, а когда у меня было время, оказывалось, что Егор справляется сам. Так я поняла, что стоит больше доверять ему и пора уже перестать беспокоиться за то, за о чем даже он не переживает.

    Сейчас у нас на подходе «История». Егор сам научился планировать темы, вопросы, тесты и экзамены. Он очень позврослел за эти полгода. А главное желание для него сейчас — это стать отличником и сдать все экзамены на «пять». В школе Егор был хорошистом.

    Теперь у нас все по-другому.

    Егор занимается сам и мы периодически обсуждаем с ним то, что он проходит. Я иногда нахожу документальные обучающие фильмы, которые мы с удовольствием смотрим все вместе или с мальчиками. Егор сам ищет материал, но иногда ленится и просто сухо проходит тему, а почему нет — ему просто не все интересно. Ярослав занимается с папой по часу в день и учится разным премудростям — читать, писать и решать примеры. Младшая — с няней. А мы с мужем работаем на проектах и привыкаем к новой жизни фрилансеров.

    Я стараюсь по возможности обсуждать тему домашнего образования с заинтересованными и интересующимися знакомыми и друзьями. Пытаюсь увидеть со стороны, их глазами, те ограничения, которые, возможно мы не видим. Ищу новые аргументы для себя и проверяю теории на прочность.

    Постепенно стали обращаться знакомые и мы начали составлять планы по переходу на домашнее обучение.

    Так, благодаря Егору и парочке своих давних коуч-клиентов, я стала консультантом по планированию, помогаю другим планировать свою жизнь, позитивные изменения, перевод детей на домашнее обучение и другие важные проекты. Оказалось, что многие люди нуждаются в сторонней поддержке, мотивации, помощи в поиске своих способов счастливой жизни и достижения целей.

    Я осознала, что нет единого правильного способа планирования, каждому нужен свой способ. У каждого свой ритм, свое ощущение времени.. Именно его я и помогаю искать.

    Еще немного о роли родителя в домашнем обучении

    Мы не передаем свои знания по предметам. Егор выбирает свой путь получения этих знаний. Наша задача — рассказать и показать, где и как их можно найти.

    В какой-то момент Егор заскучал. Я дергалась и думала, что же придумать и как его развлечь. Муж уверенно сказал — оставь его на какое-то время, пусть научится развлекать себя сам. Пусть найдет свои увлечения и занятия. Мне было тяжело, я все время порывалась сделать что-то, чтобы сын не скучал. Прошло около трех недель. Егор решил сам приготовить котлеты, потому что нашел ролик на youtube, где снято как это делается. Теперь это его фирменное блюдо, которое отведали все гости и друзья семьи. Так же мы пробовали домашнюю колбасу, лепили пельмени и, я уверена, многое у нас впереди. Даже не знаю, что это будет, но это особенно интересно.

    Когда Егор стал скучать по друзьям, он сам разобрался в Скайпе и соцсети ВКонтакте. Я еще злилась на мужа, за то, что он не хочет помочь Егору с регистрацией, а он уговаривал меня подождать. Теперь Егор говорит Ярославу: «Попробуй сделать это сам и ты научишься».

    Мой папа когда-то говорил: «Главное — не знать, а знать, где узнать». Каждый день в нашей семье мы учим друг друга чему-то новому, так получается, главное — быть внимательными к этим урокам. За этим увлекательно наблюдать. Это именно тот навык, который, как нам кажется, поможет нашим детям в будущем УМЕТЬ И ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ.

    Образование #Дети #Обучение 

    interesno.co

    А дома лучше: домашнее обучение как тренд

    Немало дискуссий разворачивается вокруг нынешней системы образования: она неповоротлива и ориентирована на слабых учеников, программа жестко регламентирована, но не соответствует меняющимся условиям. В цикле статей о домашнем образовании разберемся с экспертами, кто может учиться на дому, чем такое образование полезно и каких усилий потребует от родителей эта система обучения.

    История и стереотипы

    В советские времена обучение на дому считалось прерогативой детей с ограниченными физическими возможностями. Школьные учителя ежедневно проводили индивидуальные уроки в домашних условиях для особых учеников.

    С 1992 года в России, а с 1993 — в Америке обучаться, не выходя из дома, официально может каждый желающий. В России эта форма обучения не обрела распространения, тогда как на Западе — с точностью до наоборот. Участившиеся в последние годы отказы российских семей от школьной системы стали, скорее, модным веянием, чем массовым явлением. Безусловно, с поправкой на то, что новое — хорошо забытое старое.

    Дистанционное обучение не является чем-то новым для человечества.

    «Дистанционное обучение не является чем-то новым для человечества, — соглашается сооснователь и СЕО интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай. — Еще сто-двести лет назад начальное образование дети получали дома, слушая специально приглашенных гувернеров и учителей. Занятия стоили недешево, потому возможность учиться на дому являлась скорее привилегией, чем обязанностью».

    «В России ежегодно 150 тыс. детей получают домашнее образование. Выбирают его по ряду причин, самой распространенной из которых выступает то, что родители считают нагрузку в школе высокой и отрицательно сказывающейся на физическом и психологическом состоянии ребенка. Часто причиной домашнего обучения является негативный опыт обучения в школе взрослых. Сетуют родители и на то, что без их постоянной помощи и контроля освоить школьную программу в полной мере способен далеко не каждый ребенок. Но, конечно же, самый большой процент обучающихся на дому — дети с проблемами здоровья», — подчеркивает руководитель департамента по аутсорсингу государственных учреждений «Интеркомп ЦБУ» Александр Карпиков.

    Разновидности домашнего образования

    Есть шесть форм домашнего обучения: анскулинг, классическое или частичное домашнее обучение, семейное обучение, экстернат и дистанционное образование.

    Анскулинг — одна из наиболее противоречивых и свободных форм обучения среди перечисленных.

    «Этот метод пришел из США. Его приверженцы полностью отказываются от школы и школьной программы. Они считают, что лучше знают, как учить своих детей, и сомневаются в необходимости среднего образования и ЕГЭ. Результатом такого обучения становится то, что к 17 годам ребенок не осваивает программу, необходимую для поступления в вуз. В России он формально запрещен», — комментирует основатель и руководитель модельного агентства и школы эстетического развития Queen Models Studio Kids Елена Шерипова.

    Классическое домашнее обучение/надомное по-прежнему оформляется только при наличии медицинских показаний. Как и частичное домашнее обучение, предусматривающее посещение школы несколько раз в неделю, преимущественно возможно при наличии медицинской справки, подтверждающей особые потребности ребенка.

    Экстернат и дистанционное образование можно отнести к разновидностям семейного образования, когда в процесс обучения максимально вовлечены родители. Принципиальное отличие экстерната — в темпе освоения информации, когда, к примеру, 2 года школьной программы укладываются в один календарный год интенсивных занятий. В первом и втором случае ученик занимается по специально подготовленной, аккредитованной программе, но в домашних условиях.

    В чистом виде семейная форма образования подразумевает исключительно самостоятельный подбор учебных материалов, плана, основанного или приближенного к школьной программе, а также графика обучения.

    Все формы домашнего образования, не считая анскулинга, предусматривают сдачу обязательных контрольных, зачетов и экзаменов.

    Как организовать обучение на дому

    Как отмечают эксперты, любознательность детей необходимо направлять в правильное русло: подбирать обучающие материалы, отличающиеся разнообразием способов преподнесения информации. Дополнять обучение наблюдениями за природой, просмотром научно-популярных фильмов, обязательно посещать кружки и секции.

    Любознательность детей необходимо направлять в правильное русло: подбирать обучающие материалы, отличающиеся разнообразием способов преподнесения информации.

    Совместные занятия с ребенком одного из взрослых (родители, бабушка, няня или репетитор) могут занимать 2–3 часа в день при условии самостоятельных занятий по индивидуальной программе в остальное время. Зачастую это дневные часы активного бодрствования, что для многих работающих в стандартном режиме родителей может стать проблемой.

    Дополнительные навыки ребенок может и, скорее, должен получать в рамках образовательных центров, творческих кружков, что потребует дополнительного свободного времени у из взрослых. Кстати, дистанционные занятия с индивидуальным репетитором или несколькими столь же эффективны, как и в офлайне, к тому же дешевле последних. Но и тут нужен контроль и хотя бы минимального участия со стороны одного из родителей.

    «В большинстве современных семей, выбравших homeschooling, один из родителей вынужден посвящать все свое время занятиям. Те же, кто не может проводить все время дома, но заинтересован в качественном образовании чада, все равно находят способ обучать детей на дому, обращаясь к няням с педагогическим образованием, нанимая репетиторов или записывая детей в кружки, дающие знания по предметам», — соглашается Кирилл Бигай.

    Оптимальный вариант для занятых родителей — следование программе интернет-школы с государственной аккредитацией. И опять же, это не освобождает мам и пам от участия в процессе полностью. Высокая эрудированность и наличие свободного времени у того из родителей, кто занимается обучением ребенка на дому, одно из важнейших требований к организации семейного образования. При домашнем обучении и ребенок находится в активной роли: самостоятельно решает, когда и чему учиться, ведет исследовательский поиск.

    Как перевести ребенка на домашнее обучение

    По закону, переход на форму обучения экстерном, как и на любую из форм домашнего образования, возможен с любой школьной ступени. Необходимо заявление родителей на имя директора с указанием причин перехода и выбранной формы образования: частичное домашнее, дистанционное обучение или экстернат.

    Выбор в пользу семейного образования не всегда продиктован идеологическими соображениями и критикой современной системы образования.

    Зачастую директора, в силу не столь обширного распространения семейного образования в стране, не готовы принимать решение о переходе, и заявление может уйти напрямую в департамент образования, где «вердикт» будет вынесен после заседания специально сформированной комиссии.

    Для перехода на экстернат возможно дополнительно потребуется подобрать подходящее общеобразовательное учреждение: на базе обычной школы или же предусматривающей углубленное изучение предметов.

    С выбранной школой, где в итоге останутся документы ребенка, заключается договор, отражающий сведения о промежуточных аттестациях экстерна.

    Выбор в пользу семейного образования не всегда продиктован идеологическими соображениями и критикой современной системы образования. Причиной могут стать частые переезды родителей, серьезные увлечения ребенка, например профессиональное становление в спорте или музыке и значительное опережение ребенком сверстников по умственному развитию и связанные с этим неудобства от «перепрыгивания» одного или нескольких классов.

    В любом случае, переход на домашнее обучение — серьезный шаг для семьи, усиливающий родительскую ответственность за образование и успеваемость ребенка.

    dailymoneyexpert.ru

    Как организовать домашнее обучение школьника?

    Добрый день, уважаемые читатели, гости и друзья! Сегодня я рада представить вашему вниманию интервью с мамой, которая у меня вызывает восхищение — Юлия Луговская, автор блога «Творческий подход к обучению, воспитанию и общению с ребенком».

    Юля, мама 9 летнего сына. Вот уже 1,5 года (2 класс) Юля занимается с Митей домашним обучением. В нашем интервью я не хочу затрагивать вопросы эффективности такого обучения, положительных и отрицательных моментов, связанных с ним, так как Юля очень подробно рассказала об этом в своей статье «Мои ответы на вопросы про домашнее обучение». Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как организовать это домашнее обучение.

    Юля, несколько лет назад к тебе пришло понимание того, что ты не хочешь отдавать сына в школу, а хочешь учить его дома. Какой был твой следующий шаг после того, как решение было принято? Куда ты обращалась за информацией, какие документы, возможно, потребовались для перевода ребенка на домашнюю форму обучения?

    Когда сыну было 6 лет, я искала школу, в которой ему было бы хорошо. И все никак не складывалось, если и находились внушающие доверие школы, то только на другом конце города. А потом прочитала у друзей в ЖЖ, как они учатся на экстернате, задала уточняющие вопросы — и буквально за один день мне открылась картина такого привлекательного будущего нашей семьи, что сразу решила идти этим проторенным путем и записаться в ту же школу. Предварительно я ознакомилась с программой первого класса на сайте экстерната. Она оказалась понятной и очень компактной, что только укрепило мои намерения. Для записи в экстернат никаких особенных документов не нужно (достаточно ксероксов паспорта и свидетельства о рождении, фотографий, заявления), и что меня удивило — даже присутствия ребенка не потребовалось.

    Юля, т.е. ты пришла в школу, сдала необходимые документы директору и официально вы теперь прикреплены к школе, но учитесь дома? А необходимо ли по окончании года ребенку проходить какие-либо тесты, собеседования, чтобы отчитаться за полученные знания? Как происходит контроль процесса обучения со стороны школы?

    Да, но не в любую школу, а именно в ту, где учились мои знакомые. И не к директору, а к специальному сотруднику экстерната. Сдала документы, заполнила заявление, получила зачетную книжку и учебники. Сын стал числиться учеником этой школы. В начальной школе для перехода в следующий класс ребенок должен сдать экзамены по основным предметам (диктант, технику чтения, тесты по математике и окружающему миру). Экзамены можно сдавать в декабре и апреле. Или за один класс в декабре, за следующий — уже в апреле. В какую сессию, какой предмет сдавать выбирает сам ученик. Перед экзаменами проходят консультации, больше поводов ходить в школу, у ребенка нет. Если не получается сдать экзамен — ученику предоставляется новая попытка в следующую сессию. В итоге можно по одному предмету быть еще в первом классе, а по другому — перейти в третий.

    Получается, что так можно учиться не в любой школе, а только в той, которая поддерживает данную форму обучения?

    По закону, можно прийти в школу (до последнего времени — в любую, как сейчас будет после новых правил не знаю) и аттестоваться за любой класс. Но на практике все-таки лучше идти в ту школу, которая специализируется на экстернате. Например, в нашей школе около 30 второклассников-экстернов и сдавать экзамены в их компании намного приятнее, чем быть единственной белой вороной на всю школу. Помимо экстерната, есть еще один законный способ учиться дома — семейное обучение, он более распространен. Его плюс в том, что родители получают денежную компенсацию за обучение. А минус в том, что в отличие от экстерната требования к семейному обучению очень расплывчаты и руководство каждой школы их трактует по-своему. Где-то ученикам приходится сдавать экзамены каждую четверть, а где-то и вовсе приходить писать все контрольные.

    Очень интересно! Я даже не представляла о наличии таких различий. Теперь у меня сформировались представления о последовательности действий. Но возникает следующий вопрос. Вот разрешение на домашнее обучение получено. Ребенка прикрепляют к школе, а дальше необходимо начать процесс обучения дома. С чего начать? Ты уже говорила, что на сайте можно познакомиться с программой экстерната, а есть ли там список учебников, пособий и материалов, которые необходимы для обучения или это остается на усмотрение мамы?

    Нам в школе выдают учебники по всем предметам. Но придерживаться их не обязательно. В программе за каждый класс приводится необходимый набор знаний и навыков. И каждая семья сама выбирает, каким путем к нему прийти. По своему опыту могу сказать, что невозможно раз и навсегда придумать, как вы будете учиться, как разделите с ребенком ответственность за обучение, сколько времени заложите на подготовку. Нужно пробовать разные варианты, экспериментировать. Для начала лучше всего сесть вместе с ребенком, прочитать ему программу, полистать учебники и обсудить, что он уже знает, а чему нужно научиться. И важно принять во внимание, что первоклассника придется еще обучить всяким формальностям — как писать тест, правильно оформлять работу, вести себя на экзамене.

    Юля, а какой у вас выработался режим занятий. Расскажи немного, как проходит ваше обучение по различным дисциплинам. Это тематические игры, это обучение больше похожее на школу (парта, урок лимитированные по времени) или что-то еще? Кстати, как обстоит дело с домашним заданием? В школе это обязательная часть учебного процесса, как это выглядит дома?

    Когда сын был в первом классе, нам интересно было поиграть в школу. Мы составили расписание на каждый день, стараясь чередовать интересные пособия и игры с отработкой скучных навыков. Я придумывала какие-то дополнительные способы мотивации, метафоры для этих занятий. Потом несколько летних месяцев мы играли в школу магии — писали заклинания, занимались алхимией, ловили волшебных животных, одновременно отрабатывая самый трудный для сына навык — письмо. В этом году мы решили, что к чтению и окружающему миру сын будет готовиться сам (по учебнику и дополнительным пособиям). Было немного страшно, но экзамены он в итоге сдал отлично. А я с сентября занималась с сыном только русским языком. Примерно по часу в день пять дней в неделю — писали диктанты, разбирали правила, подтягивали каллиграфию. В марте начнем готовиться к экзамену по математике, пока еще не решили, как это лучше сделать.

    «Домашние задания» как зона бОльшей ответственности ученика у нас тоже есть, это важно. Но все-таки мы стараемся минимизировать школьную часть учебы. Мне кажется, сын и так практически постоянно учится, по доброй воле — читает, слушает аудиоэнциклопедии, ведет расчеты и обдумывает разные проблемы, пишет свою книгу, изобретает и конструирует, играет в настольные игры.

    Юля, я понимаю, что все мамы разные, но какие предметы у тебя лично требовали дополнительных знаний и самостоятельно изучения до того, как объяснить материал ребенку и как много тебе приходится готовиться перед вашими «занятиями»?

    Я могу уверенно сказать, что в полном объеме знаю не только всю программу первого-второго классов, но также и третьего-четвертого. И если не считать подбора пособий и предварительного знакомства с ними, к занятиям я никак не готовлюсь. Иногда у нас по ходу возникают вопросы, на которые я не могу уверенно ответить. Но мне кажется, тут намного полезнее вместе с сыном идти в Интернет и разбираться. Единственный предмет, который вызывает у сына трудности — это русский язык. И на него я регулярно трачу некоторое время. Но не могу это назвать подготовкой к занятиям, поскольку я стараюсь просто понять проблемы сына и придумать, как их решать (думаю, наличие школы ничего бы в этом не изменило). На всякие интересные выдумки тоже не уходит много времени — если возникает идея, мы быстро к ней готовимся и сразу пробуем на практике. Даже наши ежедневные диктанты я обычно совмещаю с мытьем посуды.

    Единственное, на что реально уходят силы и время — это на убеждение ребенка, что нужно отложить книжку, отодвинуть игры и интересные занятия и пойти позаниматься.

    Юля, спасибо большое за такое познавательное и интересное интервью! Я каждый день все больше и больше задумываюсь именно над этой формой обучения, хотя изначально я больше хотела, чтобы Даша посещала школу. Но в свете новых законов об образовании и рассказов от родителей школьников, мое мнение меняется.

    Что бы ты посоветовала родителям, которые находятся на перепутье и пока однозначно не решили, что же им выбрать?

    Наверное, прежде всего, отделить собственные мысли, убеждения, пожелания от навязанных обществом. И не бояться ошибиться. Важно понять, что никто от вас не требует принять решение сразу на все 11 лет. Так что можно начать с домашнего обучения, а потом пойти в школу. А можно радостно отпраздновать школьный «первый раз в первый класс», а спустя несколько лет перевести ребенка на домашнее обучение. Но с ребенком и его мнением нужно обязательно считаться.

    Юля, еще раз спасибо за увлекательную беседу!

     А вам, уважаемые гости и друзья, я предлагаю поделиться своими мыслями по поводу домашнего обучения или опытом, если таковой имеется. Мне очень интересно ваше мнение!

    P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Он-лайн школа «Учимся играя»

    www.schoolearlystudy.ru


    Смотрите также

    Рубрика:  Разное