Должен уметь ребенок в 5 месяцев


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: навыки и реакции

Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.

Новые открытия в движениях

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?

  • Раскачивание на животе. Грудничка уже меньше интересует положение, когда он опирается предплечьями о твердую поверхность и приподнимает грудь. Теперь кроха выполняет упражнение «лодочка»: приподнимает согнутые руки и ноги вверх, балансирует на животе. Это новое открытие чрезвычайно забавляет малыша. В этом положении кроха тренирует мышечный аппарат, разрабатывает толкательно-разгибательные движения, которые совсем скоро ему понадобятся. Надо признать, что упражнение «лодочка» требует больших энергетических затрат и координации движения. Грудничку удается пробыть в этой позе недолго — около 2-3 секунд. Если у малыша нет таких движений в этом возрасте, это еще не говорит об отставании в моторном развитии.
  • Пассивный переворот с живота на спину. Можно наблюдать, что при раскачивании кроха случайно переворачивается на спину. В 5 месяцев малыш довольно активен, нельзя оставлять его одного без присмотра. В этом возрасте чаще всего начинаются первые и неожиданные падения с высоты. Допускать этого нельзя. Малыша можно учить пассивно переворачиваться на спину. Для этого необходимо показывать ребенку игрушку и при этом отводить ее вверх над головой и за спину младенца. Он будет следить за движением игрушки, поворачивать голову и корпус, таким способом совершает переворот с живота на спину.
  • Вертикальное положение головы. Сохраняется в любой позиции. Грудничок уверенно держит голову ровно в положении на животе, находясь на руках у взрослого. Если грудничка аккуратно приподнять со спины за ручки, его голова уже не будет запрокидываться назад, ее положение сохранится на линии шеи и позвоночника.
  • Положение сидя. Малыш в 5 месяцев еще не должен уметь самостоятельно садиться, не стоит его рано присаживать. Иногда грудничка можно усадить в это положение, чтобы наблюдать некоторые двигательные навыки. Кроху нужно усадить на коврик и поддерживать за плечи, слегка разведенные в стороны. Из этой позиции нужно наклонить малыша влево и вправо и понаблюдать. Голова при этом не опускается в сторону наклона, а держится ровно. Это важное достижение! Если отпустить руку младенца, он не будет ее использовать в качестве опоры при наклоне тела. Этот навык появится позже.
  • Усовершенствование координации «глаза-руки». Еще в 4 месяца грудничок мог захватывать игрушку или небольшой предмет, который находился перед ним. В 5 месяцев этот навык закрепляется. Для тренировки требуется яркая игрушка диаметром около 3 см. Нужно показать малышу игрушку на расстоянии 30 см от лица. Первая реакция ребенка — сосредоточение внимания, которое длится недолго. Следующий шаг — малыш быстро тянется рукой (чаще двумя) к желанной цели. Важно, что это целенаправленное, осмысленное движение. Малыш не всегда может захватить предмет, иногда только прикасается ладошкой к нему.
  • Навыки ползания. Лежа на животе, грудничок пробует совершать ползковые движения. Перемещается малыш, опираясь на предплечья, но становиться на четвереньки пока не может. Если перед ним положить яркую игрушку, у крохи появится заманчивый стимул, чтобы продвигаться вперед и захватить игрушку.
  • Выпрямление ног при опоре. Если малыша взять под мышки и поставить в вертикальное положение с опорой стоп, он начнет выпрямлять ноги. При этом грудничок пока не становится всей стопой на поверхность, а опирается только кончиками пальцев.

Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».

Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут — обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.

Восприятие окружающего мира малышом 5 месяцев

Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?

  • Ориентирование на все новое и необычное. Если в поле зрения попадают новые предметы, кроха непременно концентрирует на них свое внимание. Грудничку интересны предметы, которые двигаются, издают звуки, демонстрируют какие-то новые свойства. Он способен различить крупные детали на игрушках, а цветовое восприятие уже включает весь спектр цветов. По-разному кроха реагирует на новые предметы и явления: что-то вызывает радостные возгласы, а что-то испуг и плач. Также грудничок замечает, когда меняется игрушка или переставляются предметы. В этом возрасте его уже привлекают яркие картинки в книжках.
  • Развитие эмоциональной сферы. Эмоции, как и моторные навыки, формируются постепенно. На 1 месяце жизни примитивные эмоции были связаны с органическими, но не социальными причинами. Улыбка была неосознанной. Малыш в 5 месяцев умеет эмоционально реагировать на ситуации, его переживания становятся социально обусловленными. Двигательная активность и эмоции в этом возрасте сильно взаимосвязаны. Также все ярче проявляются эмоции при общении с близкими людьми.
  • Негативные и позитивные эмоции. Если кроха пробует перевернуться на живот, пытается схватить игрушку, но у него ничего не получается, можно наблюдать, как ребенок нервничает и плачет. Но также можно видеть позитивные эмоции, когда у малыша что-то получается. Психологи говорят о том, что чувство радости у младенцев сохраняется надолго. Положительный опыт подталкивает малыша повторять движения снова и снова.
  • Тест на слуховую реакцию. Все груднички — аудиалы, их ухо чутко настроено на новые звуки, тембр, интонации голоса, различные шумы, музыку. Есть предположение, что основной канал восприятия мира (аудиальный, визуальный, кинестетический) закладывается в грудном возрасте. Как проверить слуховую реакцию? Нужно уложить малыша на спину, убрать все внешние раздражители, отвлекающие моменты, встать за головой крохи и пошуршать бумагой со стороны одного уха, затем — другого. Ребенок должен поворачивать голову в сторону источника шума. Также грудничок реагирует на включение и выключение музыки, шум при работе бытовой техники, телефонный звонок.
  • Тактильные ощущения. Ребенок реагирует на перепад температуры, сравнивает твердую, мягкую, пушистую поверхность. Для развития его тактильных ощущений рекомендуется приобретать игрушки из различных безопасных материалов, давать в руки предметы различной формы. Ребенок этого возраста уже реагирует смехом на щекотание.

Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.

Что нового в речевом развитии

Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?

  • Уже произносятся такие гласные: «и», «ы», «э», «о», «а», «у».
  • Уже произносятся такие согласные: «д/т», «г/к/х», «в/ф», «с/з», «б/п», «м».
  • Интонации в голосе. Тональность голоса связана с эмоциональным состоянием малыша. Голосом он может показать радость, восторг, неудовлетворение, беспокойство.
  • Новые слоговые цепочки: «ба-ба», «ма-ма» (пока что неосознанно), «да-да», «ме-ме», «дай-дай», «мем-мем».

Еще одна характерная особенность этого возраста — появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.

Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение — хватать.

kids365.ru

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

За пять месяцев жизни ребенок значительно прибавляет в весе. Малыш весит уже в два раза больше, чем при рождении. Навыки, приобретенные в предыдущие месяцы, закрепляются и появляются новые. Теперь кроха может каждый день удивлять родителей новыми умениями и навыками.

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

  • В 5 месяцев ребенок уже хорошо умеет переворачиваться. Можно заметить, что малыш может управлять своими движениями. Поворачиваясь, ребенок старается держать голову так, чтобы не удариться о поверхность. Некоторые дети даже пытаются подняться и сесть. Но садить малыша ещё рано, надо дождаться, когда сможет сделать это самостоятельно.
  • Малыш учиться ползать, пока ещё только лежа на животе, и не поднимаясь на колени. Он может развернутся в противоположную сторону, и проползти небольшое расстояние. Устав, ребенок переворачивается на спину.
  • Пятимесячный ребенок часто лежит на животе, упираясь на руки. В такой позе малыш может находится несколько минут. Так ему удобнее изучать окружающий мир, осматриваясь вокруг, удобнее дотягиваться до своих игрушек.
  • И лежа, и находясь на руках у родителей, малыш может хорошо держать голову, она уже не заваливается назад, а находится на одной линией с позвоночником.
  • Малыш в 5 месяцев уже хорошо владеет руками. Видя игрушку, ребенок целенаправленно протягивает руку и берет её.
  • Важные навыки появляются и в мелкой моторике малыша. Теперь ребенок может не только удерживать погремушку в руке, но и может переложить её в другую руку. Кроха свободно достает соску изо рта, может пить из бутылочки, самостоятельно удерживая её руками.
  • Пятимесячный ребенок продолжает изучать свое тело. Теперь малыш обнаруживает свои ножки – задирает их, рассматривает, трогает руками и даже может их засунуть в рот.
  • В 5 месяцев у крохи начинают набухать десна, увеличивается слюнотечение. Ребенок пытается унять зуд в деснах грызя игрушки и все, что попадает к нему в руки. Чтобы малышу было легче пережить этот период, можно использовать прорезыватели, которые безопасны для ребенка, и специальные гели для снижения чувствительности десен.
  • На пятом месяце жизни в рационе ребенка появляются новые для него продукты. Теперь малыш может есть пюреобразную пищу, и обычно в этом возрасте вводится прикорм. Задача родителей познакомить малыша с новыми продуктами, постепенно предлагая их ребенку.
  • В этом возрасте дети охотно играют совместно со взрослыми. Например, пятимесячный ребенок с удовольствием прячет лицо за пеленкой и радостно смеется, когда мама его «находит». Очень часто малыши выбрасывают из коляски или кроватки игрушки и требуют, чтобы мама их подбирала и возвращала обратно, а затем опять бросают их на пол.
  • Ребенок может произносить слоги «ба-ба», «ма-ма», «да-да», и другие, пока ещё не вкладывая в них какого-то смысла.
  • Малыш эмоционально реагирует на свои неудачи – он может злиться, если у него не получается удержать в руке игрушку, или наоборот, радуется, когда ему удается эту игрушку взять в руку и потрясти ей.
  • У малыша могут появится любимые игрушки – с которыми он готов заниматься долгое время.

Чем заниматься с ребенком в 5 месяцев

  • В 5 месяцев ребенку можно давать игрушки, которые при ударе по ним будут издавать разные забавные звуки, мигать. Эти игрушки помогают малышу осознать связь между своими действиями и произошедшими последствиями.
  • Можно давать малышу движущиеся игрушки – ребенок будет наблюдать за их передвижениями и даже пытаться ползти за игрушкой. Если раньше ребенок в основном наблюдал за игрушками, то теперь малыш активно взаимодействует с ними.
  • Пятимесячный малыш любит играть в прятки, взрослый прячет лицо крохи за пеленкой, а затем «находит» его, эмоционально восклицая «ку-ку».
  • Учите малыша ползать. Подставьте ладонь к пяточкам ребенка, когда он лежит на животе, и кроха, оттолкнувшись ножками сможет немного продвинутся вперед.
  • Малыш пробует все вокруг на ощупь – это и лицо родителей, и домашние животные, и любые окружающие предметы. Давайте ребенку потрогать предметы разных фактур – гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
  • Посмотрите календарь развития ребенка, если у малыша ещё нет необходимых навыков, помогите малышу их развить.

В 5 месяцев ребенок должен уметь управлять движениями рук, держать игрушку в руке, проделывать с ней разные манипуляции. В крупной моторике у малыша должно быть умение переворачиваться, уверенно держать голову.

ПОЛУЧАЙ РАССЫЛКУ ЛУЧШИХ СТАТЕЙ

ritty.ru

Педиатры о том, что уже должен уметь ребенок в 5 месяцев. Развитие навыков, особенности питания

Достигнув возраста 5 месяцев, малыш может «похвастаться» значительными достижениями. Теперь он не просто наблюдатель из кроватки, а любознательный исследователь, которому всё время нужно куда-то тянуться, ощупывать предметы, бросать их на пол.

Самое важное сейчас для крохи – как можно больше общаться с семьёй; его эмоциональная связь с родными, особенно с мамой, крепнет день ото дня.

Физические навыки

Вопрос о правильном развитии ребёночка – самый главный в жизни молодых родителей. И хотя врач-педиатр на приёме всегда осведомит о том, соответствуют ли умения малыша возрастной норме, лучше заранее узнать, что же должен уметь ребёнок в 5 месяцев.

В этом возрасте маленький человечек уже неплохо управляет своим телом и координирует движения, уверенно хватает игрушки, ведь гипертонус мышц полностью прошёл. Многие детки с удовольствием рассматривают свои ручки и ножки, изучают их, тянут в рот.

Среди прочих физических навыков, которые малыш должен освоить к 5 месяцам должны присутствовать:

  • Захват предметов, удерживание их двумя ручками, перекладывание из одной ладони в другую;
  • Приподнимание головы и грудной клетки из позиции, лёжа на животе, совершение при этом круговых движений покачиваний – так называемая имитация ползания;
  • Переворот со спины на живот и в обратном направлении;
  • Сидение на протяжении нескольких секунд при подкладывании под спину подушки.

Что касается способности малыша сидеть, то не следует развивать этот навык раньше времени, если мышцы ещё не достаточно окрепли. Не нужно усаживать малыша на продолжительное время – это может обернуться в дальнейшем проблемами с позвоночником. Возраст 5 месяцев – это лишь подготовительный этап к самостоятельному сидению.

А вот переворачиваются все здоровые малыши теперь быстро и уверенно. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять кроху одного на диване: он может скатиться и упасть. Если требуется выйти из комнаты на какое-то время, обязательно сажайте ребёнка в детскую кроватку.

Психические навыки

Эмоциональное развитие теперь продвинулось существенно. Малыш испытывает полную гамму чувств: радость, восторг, грусть, страх, недовольство, настороженность. Причём любое из состояний проявляется различным образом.

Пятимесячный кроха с любопытством оценивает любую новую и непривычную обстановку. Теперь у него появляются предпочтения: одни предметы его интересуют больше, другие – меньше. Появляется и приоритет и в выборе игрушек: карапуз долго и с радостью играет с наиболее понравившимися.

Ребёночек, достигнув 5 месяцев, отлично различает родных и посторонних. К чужим людям он относится с опаской, а если кто-то ему не понравится, то даже может расстроиться и расплакаться.

Малышу приятна ласковая доброжелательная речь – чаще всего он улыбается или даже смеётся в ответ. А вот строгий или рассерженный тон негативно влияет на кроху. Поэтому любые ссоры и выяснения отношений не должны происходить при ребёнке: лучше уберечь чадо от этого.

Кроме того, ребёнок начинает понимать смысл звуков. Поэтому громкое хлопанье дверями, скрежет, собачий лай могут заставит его маленькое сердечко учащённо биться от страха, а тихие красивые мелодии, приятный голос мамы, напротив, принесут спокойствие и умиротворённость.

При подходе к полугодовалому рубежу отмечается перемена в поведении ребёнка на прогулках. Если ещё совсем недавно он в основном спал и мало чем интересовался, то теперь с удовольствием изучает происходящее на улице, крутит головкой в разные стороны.

Не стоит упускать такие моменты – рассказывайте о происходящем, называйте объекты, встречающиеся по пути, действия людей и т.д.

Сейчас у ребёнка только начинается активное развитие речевых навыков. Он подолгу и с радостью гулит и даже способен воспроизводить отдельные слоги, подражая взрослым, — например, ма, на, га, па. Но поскольку произносит малютка слоги при помощи гортани, а не языка и губ, то на слух это может звучать, как мх, бх, гх, сх и т.д. «Лексикон» крохи уже содержит несколько гласных и согласных звуков.

Расскажем, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, в какое время с ним гулять и кормить?

Может ли один человек быть крестным у нескольки детей, читайте тут.

Как снизить повышенную возбудимость в ребенка двух лет, читайте здесь.

Малыш теперь интересуется собственным отражением в зеркале; подолгу рассматривает себя и корчит рожицы, трогает ладошкой поверхность предмета. Старые поверья о том, что ребёнку до года не нужно давать зеркало, — безосновательны и абсурдны. Напротив, если в 5,5-6 месяцев малыш никак не реагирует на своё отражение – это признак психического отставания. Также в этом возрастном периоде отмечается огромный интерес к лицам людей вообще: малыш может подолгу рассматривать родственников и незнакомцев, картинки в книжках и журналах.

Вес и рост ребёнка в 5 месяцев

С рождения до достижения 5 месяцев карапуз увеличивает свой вес почти в 2 раза, а вырастает на 12-14 см. Таким образом, в среднем масса тела пятимесячного ребёнка составляет 6,5-6,8 кг, а рост – от 64 до 68 см; за последний месяц было прибавлено 650-700 грамм и 2-2,5 см соответственно. Обхват груди в период от 4 до 5 месяцев становится больше на 1-2 см, головы – на 1 см.

Не страшно, если кроха быстрее или медленнее набирает вес, чем указано в таблицах по усреднённым параметрам. Главное, чтобы соотношение длины и массы и тела было правильным, ведь встречаются как мелкие, так и крупные дети – это индивидуальная особенность.

Если малыш ещё находится на естественном вскармливании, то может обходиться только этим видом пищи, при этом частоту кормлений допустимо уменьшить до 6-8 раз в сутки.

Однако в начале 6 месяца необходимо постепенно вводить прикорм. Достаточно в сутки давать пару ложек овощного или фруктового пюре, 20-30 мл сока.

Следует ориентироваться на вес и самочувствие ребёнка. Если всё нормально, значит, пищи хватает. При недоборе веса в 5 месяцев нужно переходить на более существенный прикорм – каши, перетёртые овощные пюре, жидкое пюре из картофеля.

При введении любого нового продукта следует отмечать характер самочувствия малыша, а порции увеличивать постепенно. И, конечно, не нужно знакомить чадо с непривычной пищей во время болезни.

Сон

На пятом месяце жизни ребёнка происходят перемены в его режиме сна и бодрствования. Малыш пребывает в царстве Морфея по 15-16 часов в сутки, это на 2-3 часа больше, чем в предыдущий месяц жизни.

На дневной сон отводится максимум 6 часов, то есть в периоды между кормлениями кроха спит по часу-полтора. Время активности должны занимать познавательная деятельность, игры, прогулки, гимнастика.

Важно, чтобы ночной сон начинался не позднее 10 часов вечера. Иначе сместившийся режим может негативно повлиять на психическое состояние малютки и его развитие.

В комнате для сна не должно быть слишком душно: необходимо регулярно проветривать помещение, летом не закрывать форточку даже на ночь.

Развитие ребёнка

Для успешного развития малютки 5 месяцев достаточно просто быть как можно больше времени с ним рядом, разговаривать и пояснять происходящее вокруг. Также присоединяйтесь к «малышовым» играм. Маленькому испытателю нравится бросать игрушки на пол? Превратите действие в забаву: собирайте игрушки сами и предложите повторить за вами. Малыш запоминает, насколько тяжело падает тот или иной предмет, как звучит и т.д.

Предлагайте также чаду ловить игрушки-пищалки. Показывайте объект, а потом отодвигайте: ребёнок будет тянуться, тем самым развивая двигательную активность и ловкость. Для развития ручной моторики полезны будут кубики, причём лучше отдать предпочтение наиболее экологичным – деревянным.

Чем больше вы будете вовлечены в забавы ребёнка и станете проявлять искренний интерес к ним, тем лучше для развития крохи. Не нужно забывать и про физическое развитие: полезны будут гимнастика и общеукрепляющий массаж.

mamavika.com

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Дети – цветы жизни, как говорится в старой доброй пословице. Это чудо иметь и воспитывать ребенка, начиная от самого рождения, и постепенно наблюдая за его развитием и ростом. На каждом этапе малыш учится чему-то новому, и сейчас мы рассмотрим детально то, что должен уметь ребенок в 5 месяцев на разных уровнях развития. Конечно же многое зависит от индивидуальных особенностей малыша — кто-то обгоняет, кто-то отстает, не стоит подгонять ребенка. Рассматривайте данные в статье как примерные ориентиры.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Физиологические параметры — это основа здорового тела и духа. На данном этапе развитие ребенка в 5 месяцев должно выглядеть следующим образом:

  • Малыш уже имеет пропорциональное красивое телосложение, при этом мускулатура в этом возрасте достаточно крепкая, по сравнению с предыдущими месяцами.
  • Зрительный аппарат продолжает свое развитие. Взгляд уже полностью может фиксировать как неподвижные, так и быстродвижущиеся предметы. Теперь ничего не ускользнет от пристального наблюдения карапузов. Особенно им нравится длительное время рассматривать различные цветные картинки или игрушки.
  • Мамы, запаситесь слюнявчиками и салфетками. В этом возрасте у деток особенно обильно выделяются слюни, от которых никуда не деться. В основном причиной является подготовка организма к предстоящему процессу появления зубов. Слюна в этом случаи выступает защитным фактором, который помогает очистить ротовую полость от разного рода инфекций.
  • Стул ребенка регулярный и зависит от вида кормления и индивидуальностей организма. У одних деток он может быть частым (около 4-6 раз за сутки), а у других не очень (один раз в 2-4 дня). Это все при условии, что малыш питается маминым грудным молоком. У тех, кого кормят добавками и смесями, стул обычно бывает один-два раза в день, при этом кал будет отличаться резким запахом и большой плотностью испражнения.
  • Будьте готовы, что у малыша может происходить частое мочеиспускание. В пределах нормы считается сходить в туалет до 15 раз на протяжении суток.
  • Еще одним важным показателем того, что карапуз подрос – это полное отсутствие гипертонуса, которое обычно проходит к пятимесячному возрасту.

Физические параметры

На протяжении пятого месяца жизни ребенок набирает примерно 700-750 грамм веса, при этом рост дополнительно увеличивается на 2-3 сантиметра. Теперь грудная клетка становится больше окружности головы и это говорит о том, что малыш растет с каждым днем. Несмотря на то, что каждый развивается абсолютно индивидуально, и не стоит сравнивать свое чадо с другими, опытные врачи все же вывели примерные показатели норм, которые необходимо иметь в этом возрасте. Ознакомиться с ними вы можете в таблице.

Если вдруг ваш малыш сильно не попадает в границы нормы, которые указаны в таблице, рекомендуется записаться на осмотр или проконсультироваться с врачом.

Психическое и эмоциональное развитие

С каждым месяцем ваш детеныш учится чему-то новому и развивается в разных сферах. Не исключением является и психоэмоциональная динамика развития. Про то, что должен уметь 5 месячный ребенок на этом уровне можно ознакомиться далее:

  1. Что положено уметь в пять месяцев ребенку, так это полностью различать интонацию взрослых людей, особенно своих близких. Ребенок продолжает активно развивать понимание людской речи, а также невербальный контакт.
  2. Присутствует понимание того, с каким тоном и настроением обратились к малышу, он различает строгость и ласковость в голосе. Сам же еще, к сожалению, говорить не научился, но его «гуление» стает более продолжительным. Иногда можно различить отдельные слога и звуки.
  3. Невероятно, но менее чем за полгода маленький четко научился различать знакомых людей, от посторонних. Но важнее всего в любом случаи остается мама. Ее он всегда будет выделять среди всех остальных. Особенно это заметно, когда она выходит из зоны видимости ребенка. Практически сразу он может начать плакать, расстроится, перестанет играть или начинает стесняться посторонних, которые в это время находятся рядом.
  4. Что должен уметь ребенок в 5 месяцев – так это привлекать внимание окружающих, используя крик, плач или просто громкую погремушку. Иногда такая реакция может означать какую-то потребность малыша, к примеру, он голодный или нужно сменить подгузник. Но чаще всего это просто желание чтобы взрослые обратили на него внимание, поговорили, поигрались и т.д.
  5. Все чаще можно заметить демонстрацию эмоций малыша на определенные внешние факторы влияния. Это может быть радость, страх, любопытство, обида, а иногда даже смесь нескольких проявлений сразу.
  6. На данном этапе развивается частичная зрительная предметная память. Теперь, когда вы попробуете спрятать одну из самых любимых игрушек вашего сына или дочери на видном месте, ребенок ее обязательно узнает и потянется в эту сторону.

Развитие мелкой моторики

Для того чтобы ребенок понимал различие форм, веса и материала поверхности, нужно развивать его моторику. Для этого рекомендуется подобрать набор из разных игрушек, одни из которых будут мягкими, другие резиновыми, ниточными и т.д. Еще один способ – это воздействие на определенные точки, которые находятся на ладонях и ладонной поверхности кисти. Таким образом, малыш будет иметь возможность прочувствовать работу мышц. Для развития этого навыка отлично подойдет массажный шарик, сенсорные коробки и пальчиковые игры.

Развитие слуха

Что должен уметь делать ребенок – так это различать разные звуки и их ритм. Интересным является тот факт, что если на это наложить слова, они будут более понятны, нежели обычная речь. Обычно, когда дети слышат музыку и песни, они начинают радостно двигаться в такт, при этом на лице появляется улыбка от уха до уха.

Важно знать, что когда мамы поют своим детям колыбельные, они не только благотворно влияют на психику ребенка и помогают ему заснуть, но и развивают коммуникативную связь, ведь на каком-то этапе малыш начнет «подмурлыкивать» маминой песни, стараясь попадать с ней в один такт.

Еще одним рычагом для развития слуха может послужить такое упражнение. Возьмите небольшие колокольчики и привяжите их к ручке или ножке. Таким образом во время движения ребенок будет слышать звук и попробует найти его источник. В процессе такого занятия малыш будет познавать части тела и больше двигаться.

Иллюзорные навыки

В этом периоде жизни детки начинают интересоваться картинками из книжек. Им очень нравится рассматривать их изображения, особенно те, на которых представлены животные. Одним из интересных и поучительных упражнений станет звуковая визуализация и ассоциация с животными. Это значит, что родители, при виде коровки говорят «му», собачки – «гав», кота – «мяу» и т.д.

Перечень того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Возраст 5 месяцев – это немного, но уже и не мало. К тому времени ребенок окреп и с интересом начинает изучать окружающий его мир.

Что должны девочка и мальчик уметь в 5 месяцев:

  • Смело делать перевороты с животика на спинку, тем самым самостоятельно выбирая для себя удобную позу.
  • Некоторые уже частично приступают к освоению навыка ползанья. Это выглядит примерно так: когда ребенок лежит на животике и активно перебирает ножками.
  • Карапуз уже может сидеть, правда, только с какой-то поддержкой (подушка, стульчик для кормления, прочее). Важно знать, что врачи не рекомендуют оставлять ребенка долго в сидячем положении. Их спинка слишком согнута и пока еще не держится ровно. Усаживать ребенка можно только в том случае, если он уже начал самостоятельно предпринимать попытки сесть.
  • Контроль над координацией уже налажен, так что малыш без проблем сможет держать игрушку в двух ручках. Во время этого занятия иногда он настолько увлекается, что может засмотреться на нее на протяжении 15 минут.
  • Люди, которые окружают дите, ему уже знакомы, и он без проблем сможет отличить их от других. Реакция на родных кардинально другая, нежели на незнакомцев. Когда малыш видит маму, папу и близкий круг общения – он эмоционально веселый и активный. На других же реагирует холодно, либо вообще начинает плакать.
  • Речь пятимесячного ребенка активно развивается и обычно представляет собой длинное гуление. В звуках, которые произносятся можно заметить четкую интонацию, часто скопированную у своих родителей. Иногда проскакивает, что маленькие проговаривают не только отдельные звуки, но и слоги.
  • Очень часто бурные эмоции проявляются тогда, когда мама поет или рассказывает потешные стишки. В то же время мелкие умеют проявлять и отрицательные эмоции в виде крика на забранную игрушку или других запретов.
  • На данном этапе жизни малыши начинают интересоваться едой, которые кушают взрослые. Если вы склоняетесь к различным прикормам в этом возрасте, это может стать первым ознакомительным шагом ребенка с небольшими порциями новых лакомств, например — бананом.

Упражнения для развития

Есть несколько практических рекомендаций по занятиям, которые следует выполнять для развития малыша.

  1. Помните о ежедневной зарядке и легкой гимнастики. Упражнения укрепят мышцы, и будут отличным фундаментом для крепкого здоровья. Выполняя несложные упражнения, вы достигните очень хороших результатов. Для этого разведите ручки в стороны, после скрестите их на грудной клетке. Далее подвигайте ножками, переверните ребенка на животик и позанимайтесь немного в такой позиции.
  2. Родные могут учить карапуза ползать. Для этого поставьте красочную красивую игрушку так, чтобы у него не было возможности дотянуться рукой, и он вынужден был бы к ней подползти. Затем положите его на животик, а под ножки поставьте ладошку, от которой он мог бы отталкиваться.
  3. К этому возрасту процесс массажа уже усовершенствуется. Тело можно не только тереть и поглаживать, но и пощипывать, легонько разминая.
  4. Рекомендуется продолжить упражнения на фитболе. Это поможет разминать мышцы и тренировать вестибулярный аппарат, а также способствует улучшению работы пищеварительной системы. Более того, вместе с фитболом можно практиковать занятия в ванне или бассейне.
  5. Когда появляются новые игрушки, обязательно показывайте и рассказывайте, как правильно с ними играться. Теперь ребенок будет понимать, что шарик можно катать или бросать, колечка насадить на пирамидку, плюшевую игрушку обнять или погладить.
  6. В период активности всегда разговаривайте, чтобы кроха слушала и воспринимала новые слова и интонацию. Используйте обращение по имени, показывайте фотографии родственников, при этом также называя их имена.
  7. Интересное упражнение, которое заключается в том, что вы разговариваете с малышом, потом резко останавливаетесь и делаете каменное лицо. Ребенок будет удивлен, а затем постарается сделать так, чтобы вы вновь начали с ним разговаривать.
  8. Играйте с ним игру под названием «вверх-вниз». Возьмите карапуза под ручки и поднимите его вверх, произнеся это слово. Затем совершенно иной интонацией произнесите «вниз», и опустите маленького.
  9. Воспользуйтесь возможностью во время купания провести обучение ползанью и сиденью. В воде детям намного проще двигаться и контролировать координацию движений. После купания вытрите ребенка, называя при этом части тела.
  10. Малыши обожают игру «ку-ку» и разные ее интерпретации. Можно закрывать свои глаза, или глаза карапуза, прятать лицо за тряпочкой или самому спрятаться за шкафом. Аналогично играйте в «сорока-ворона», поглаживая пальцем ладони ребенка.

Мы рассмотрели основные навыки, какими должен обладать ребенок в 5 месяцев. В данном возрасте малыш окреп и стает намного интересней, нежели был до этого. Он коммуникативный, способен проявлять эмоции, четко различает родных и чужих людей, реагирует на звуки и их происхождения. Продолжает развиваться мелкая моторика, которая отвечает за то, что он может взять погремушку или любой другой предмет в руку, исследовать его на прочность, материал и т.д. Если вы заметите серьезные отклонения от этих усредненных навыков, рекомендуется проконсультироваться с врачом.

lazy-mama.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное