Дети в 2 года что должны уметь


Что должен уметь ребенок в 2 года: основные навыки и развитие малыша

Двухлетний малыш — это вечный двигатель. Он не способен посидеть спокойно ни минуточки, ему нужно быть везде, знать все и получать как можно больше впечатлений. Развитие ребенка в 2 года столь стремительно, что даже мама, у которой он постоянно на глазах, порой удивляется тому, что ее кроха уже, оказывается, умеет.

Еще на прошлой неделе он не мог объяснить, чего ему нужно, не хватало в словарном запасе нужных слов, а сегодня уже ясно в виде предложения излагает ту самую просьбу. Такое стремительное развитие, несомненно, дает повод гордиться своим малышом и его способностями. Однако наблюдение за успехами отнюдь не умаляет естественной родительской тревоги насчет того, нормально ли развивается их дитя, и многие пытаются выяснить, что в норме должен уметь ребенок в 2 года, какими обладать навыками, физическими параметрами и психологическими особенностями.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

В этом возрасте уже заметно различие в весе и росте между мальчиками и девочками. Так, по данным ВОЗ, двухлетние мальчики весят от 9,7 до 15,3 килограммов, в то время как вес девочек колеблется между 9 и 14,8 килограммами.

Тот же источник считает позволительным рост 81,7-93,9 сантиметров для детей мужского пола и 80-92,9 сантиметров — женского.

Узнайте, как развивается малыш в 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 9 месяцев, 1 год.

Очевидно, что такой большой разброс цифровых значений затрудняет понимание нормы применительно к одному-единственному собственному ребенку. Для того чтобы сориентироваться, насколько соответствует норме его развитие, следует подсчитать индекс массы тела, то есть разделить массу на квадрат роста. Полученное значение у двухлетних должно укладываться в границы между 14,2-16,8 кг/кв. м для девочек и 14,6-17 кг/кв. м для мальчиков. Родители могут заметить, что их малыш в возрасте одного, трех и семи лет может менять свое поведение. Это связано с тем, что ребенок переживает кризисные моменты в своем развитии.e Окружность головы у двухлетних варьируется от 47,3 до 50,5 сантиметров, обхват груди всегда на пару сантиметров больше, и составляет 49-53,5 сантиметров.

Развитие малыша

Подросшие 24-месячные карапузы перемещаются в доступном пространстве отнюдь не бесцельно, гонимые инстинктивной потребностью, как делали это еще год назад. Теперь в них буйным цветом цветет зерно познания, посеянное и любовно взращиваемое в предыдущие месяцы, и они стремятся тратить энергию деятельно, проводя свое время в полезных занятиях.

Физическое

В 2 года ребенок умеет настолько хорошо координировать движения своих конечностей, что способен поймать мячик, брошенный с близкого расстояния, рисовать без помощи взрослых, а также лепить из соленого теста или пластилина простые фигурки вроде колбаски, шарика, лепешки. Уже можно познакомить кроху с таким инструментом как ножницы. Вырезать картинки по контуру он еще не сможет, но ему вполне достаточно приучать руку к работе ножницами, хаотично надрезая лист бумаги.

Важно! Разумеется, все эти занятия должны проходить под присмотром взрослых, поскольку ребенок в два года еще слишком мал и может причинить себе вред, проглотив или засунув в нос или ухо инородное тело вроде обломанного кусочка грифеля или пластилина, пораниться даже самыми безопасными ножницами. Развитие ребенка этого возраста вполне позволяет без особых затруднений:

  • преодолевать низкие препятствия, перешагивая через них;
  • совершать подъем и спуск по ступенькам или пандусу;
  • пробегать небольшое расстояние;
  • подпрыгивать на небольшую высоту;
  • идти, балансируя, по бордюру или гимнастическому снаряду;
  • пинать ножкой мяч.

Психическое

Двухлетние дети не могут управлять такими психологическими процессами как память, мышление, внимание, и такая ситуация будет длиться еще долго, лет до пяти. Внимание двухлетки переключить довольно просто, стоит только предложить ему что-то новое, что привлечет его.

Дети в два года по-прежнему с гигантской скоростью и в больших объемах впитывают информацию, обучаясь новым навыкам, овладевая новыми умениями, которые пригодятся им и будут использованы в течение последующей жизни.

Двухлетка способен очень легко перенять настроение того, кто находится рядом: заплакать из-за того, что плачет находящийся рядом ребенок, занервничать, увидев беспокойное состояние мамы, и так далее. Учитывая данную особенность, следует особенно внимательно относиться к домашней психологической обстановке, ведь она изо дня в день неизбежно оказывает на него свое влияние.

Карапуз способен на последовательное выполнение поставленных перед ним задач по просьбе старших, например, подняться со стульчика, пройти в соседнее помещение, принести указанную вещь и отдать указанному человеку. Нарабатывается такое умение в процессе ролевых игр, в которых обыгрываются бытовые ситуации. Они также хорошо развивают воображение и способность к самостоятельному принятию решений.

Такую повторюшку как двухлетний малыш стоит еще поискать: ему будет интересно участвовать во всех делах взрослых — приготовлении пищи, стирке, уборке, ремонтных работах, косметических процедурах и так далее. Несмотря на то, что проще и быстрее все сделать самому, следует привлекать добровольного помощника к общественно полезному труду в меру его сил: загрузить белье в стиральную машинку, протереть что-то тряпочкой, смешать продукты и тому подобное. Это принесет как пользу, так и радость ребенку в 2 года, будет развивать его способности и умения, и вы со временем получите неплохого помощника, а в перспективе — самостоятельного человека.

Вообще, дети в два года стремятся поучаствовать во всем, пообщаться со всеми доступными собеседниками, испытать и изучить как можно больше. В этом возрасте они уже начинают понимать разницу в половой принадлежности, идентифицируют себя с родителем своего пола. Они понимают разницу во внешнем облике мальчиков и девочек: одежда, прическа.

Двухлетние парни более шустры и активны в сравнении с девочками, обладающими в этом возрасте большей уравновешенностью и рассудительностью. Усидчивость у девочек выше, у них, как правило, лучше речь и воображение, в то время как мальчики не способны просидеть на месте более пяти минут и пока не интересуются творчеством. Ребятам требуется максимум самостоятельности, в то время как девочки нуждаются в постоянном одобрении.

Детки в два годика обожают всевозможные развлечения, их приводит в восторг пение и музыка, они обожают мультики. Общение с другими детьми и взрослыми происходит весьма эмоционально, малыши пользуются мимикой, жестами, окрашивая и обогащая ими свою речь.

Навыки и умения

Ребенок в 2 года должен вооружиться уже настолько обширной информационной базой, что способен функционировать как более-менее самостоятельный член социума и знать, как следует поступать во многих жизненных ситуациях.

Его речевое развитие подразумевает произнесение и активное использование двух-трех сотен слов, которые он связывает в предложения. Уходят в прошлое малышовые словечки вроде «ав-ав» или «би-би» и заменяются общепринятыми «собака» и «машина». В речи используются имена прилагательные, а также местоимения. Кроха говорит не только утвердительные предложения, он формулирует вопросы, а также способен идентифицировать и назвать изображения на картинках. С ним можно поговорить о событиях недавнего прошлого, например, вчерашнего дня — они уже задерживаются в его памяти. Узнайте как научить ребенка ходить на горшок и разговаривать. В эмоциональном отношении двухлетки открыты и щедры: их речь ярко окрашена эмоциями с помощью жестикуляции, мимики, возгласов, они с радостью вступают в контакт со всяким, кто готов к общению. Проявляют радость от успехов и огорчаются при неудачах, обидах или из-за расставания с мамой. Знают, что, проявив настойчивость, можно добиться желаемого. Малыши в два годика осознают свою половую принадлежность и свое отличие от представителей противоположного пола.

Довольно далеко продвинулся процесс познания, двухлетки способны:

  • различать 4-8 цветов;
  • разделять предметы по их оттенкам;
  • различать простые геометрические фигуры;
  • различать предметы по их фактуре и весу;
  • понимать различие между горячим и холодным;
  • знать, показывать на пальцах и произносить свой возраст;
  • следовать указанному алгоритму действий, а также выстраивать собственный.
Физически двухлетний ребенок функционирует вполне самостоятельно, он уже хорошо и уверенно ходит и бегает, способен преодолевать лестницу, как в верхнем, так и в нижнем направлении, ему по силам также наклонные поверхности. Координация движений вполне совершенна, карапуз прыгает, переступает препятствия и может ходить по бревну, а также ловить мячик и пинать его.

Развитая мелкая моторика позволяет рисовать на бумаге линии, лепить из пластилина или теста простые элементы, пользоваться ножницами. В бытовом отношении двухлетние дети достаточно самостоятельны. Большинство умеет использовать горшок и носовой платочек по назначению. Малышам этого возраста доступна наука самостоятельного умывания и мытья рук, приема пищи с помощью ложки, а также надевания некоторых предметов одежды. Они стремятся помогать по хозяйству, участвовать во всех делах.

Отклонения от развития

Здоровый ребенок от рождения развивается в индивидуальном темпе и имеет право на некое несоответствие общепринятым усредненным нормам. Однако существуют критерии, по которым можно заподозрить наличие отклонений и обратиться к специалисту за консультацией. В некоторых случаях они действительно могут не означать каких-либо патологий, но все же следует проявить бдительность для того, чтоб не упустить время для коррекции патологического состояния.

Важно! У двухлетнего малыша родничок должен уже полностью зарасти. Если этого не произошло, значит, в организме имеется серьезный дефицит витамина D, который может повлиять на дальнейшее развитие систем и способностей ребенка. Отклонением первых лет является отставание психомоторного развития, определяемое детским неврологом или психиатром.

Можно заподозрить отставание в развитии речи, если ребенок:

  • не говорит предложениями, состоящими из двух-трех слов;
  • не задает вопросов;
  • не пользуется словарным запасом из 200-300 слов.

Может идти речь о нарушении слуха, если дитя:

  • не определяет, где находится источник звука;
  • не рассматривает взрослого как связующее звено между ребенком и игрушками, воздействием на них;
  • игрушки не стимулируют развития познавательной деятельности;
  • взрослые воспринимаются только как обслуживающий персонал, удовлетворяющий физические нужды ребенка.

К сожалению, в маленьком возрасте дети чаще подвержены болезням. Поэтому заботливой маме нужно знать, как обнаружить стоматит, конъюнктивит глаз, ларинготрахеит, стрептодермию, бронхит, дизартрию, запор, краснуху, потницу, колики, пилоростеноз, пупочную грыжу, желтуху.

Также о задержке развития можно говорить, если:

  1. Кроха в 2 года не овладел простейшими навыками самообслуживания, не пытается с помощью речи выразить свои нужды и потребности. Просьба в удовлетворении какой-либо потребности выражается в капризах, нервном крике, неадекватном поведении.
  2. Ребенок не подражает поведению других людей и не обучается таким образом новым умениям и навыкам.
  3. Малыш плохо общается или вообще не общается со сверстниками и/или взрослыми, не в состоянии понять и запомнить собственного имени, не сопровождает движущийся предмет взглядом.

Важно! Большинство отклонений можно и нужно заметить в более раннем возрасте, к двум годам проглядеть серьезные патологии весьма затруднительно. Ответственные родители лучше получат лишнюю консультацию и проявят чрезмерную бдительность, нежели пустят отставание в развитии на самотек, не обратят внимания на отклонение и упустят драгоценное время.

Развивающие игры и упражнения в 2 года

Для того чтобы получать новые знания, и постоянно расширять кругозор ребенка, родители должны его постоянно развивать как физически, так и умственно. С ним следует вести постоянные разговоры, отвечать на задаваемые вопросы, обеспечивая возможность постоянного совершенствования.

Двухлетнему ребенку пока что не по силам обеспечить себе систему занятий и досуга, он нуждается в помощи родителей.

В занятиях следует менять виды деятельности для того, чтобы не перегружать органы чувств маленького человека. Последние, кстати, также должны быть задействованы в полной мере в ходе занятий и игр. Внимательный родитель обычно видит настрой своего чада, и заинтересует его той активностью, которая будет кстати именно сейчас. Заинтересовать можно даже малыша, не настроенного в конкретный момент на работу.

Важно! Задания должны быть достаточно сложными для того, чтобы происходило постоянное развитие, но не настолько, чтобы ребенок не мог их выполнять. В этом случае его интерес ослабеет и будет полностью утрачен, а он, как известно, является непременным условием для качественного обучения.

Игры

Подходящими игрушками для двухлеток являются:

  • мячи большие и маленькие, гладкие и фактурные;
  • фитбол, на котором можно заниматься гимнастикой и просто прыгать для веселья;
  • различные развивающие и сенсорные коврики для ладоней и стоп;
  • детские транспортные средства вроде велосипедов, самокатов, санок и так далее;
  • конструкторы для малышей;
  • магнитная рыбалка;
  • всевозможные трафареты, тренирующие руку;
  • материалы, с помощью которых можно реализовать творческий потенциал: карандаши, пластилин, различные краски и тому подобное;
  • крупные пазлы из нескольких деталей;
  • мелкие различной фактуры предметы для различных сенсорных занятий и упражнений на координацию;
  • детская мозаика;
  • рамочки-вкладыши.

Приобрести всё вышеперечисленное и просто вручить его ребенку будет недостаточно. Для того чтобы детям 2-х лет развивающие занятия приносили пользу, родители должны сами активно вовлекаться в процесс в стремлении заинтересовать и увлечь. Та же мозаика останется набором разноцветных мелких деталей, самостоятельная игра с которыми представляет определенную опасность для двухлетки. Но она превратится в восхитительное развлечение, когда мама покажет, как нужно ею пользоваться. То же относится к пазлам, конструктору, кубикам и тому подобным игрушкам.

Большое удовольствие двухлетним карапузам принесет игра в животных, многих из которых они уже знают, умеют называть и изображать издаваемые ими звуки. О конкретном животном можно говорить много:

  • большое или маленькое;
  • как говорит;
  • как ходит;
  • какие имеет повадки;
  • что ест (вариаций может быть множество).
Дети с восторгом демонстрируют имеющиеся знания и с большой продуктивностью приобретают новые.

Для того чтобы заняться лепкой, не обязательно сразу покупать большой красочный набор пластилина. Еще не скоро ваш ребенок сможет оценить его достоинства и применить их на деле. Пока ему следует поучиться изготавливать примитивные фигурки вроде шариков, горошинок, колбасок, разрабатывая при этом пальчики. Для реализации творческого потенциала в рисовании существует огромное количество способов: пальчиковые краски, акварель, гуашь. Используются кисточки, губки, зубные щетки и другие подручные материалы, а также собственные ладони и пальцы.

Ролевые игры, в которых используются различные рабочие машины, весьма полезны и увлекательны, они существенно расширяют кругозор и демонстрируют динамические свойства: перевезти, разгрузить, смешать, сгрести, собрать и тому подобное.

Игры с куклами и прочими моделями обыгрывают бытовые ситуации, помогают осмысливать детям происходящее с ними самими, дают понимание необходимости рутинных процедур моциона и так далее. Несомненную пользу принесут также ролевые игры на тему различных профессий, сопровождаемые соответствующей атрибутикой.

Двухлеткам обоего пола нравится игра в переодевание. Это очень полезное занятие, в ходе которого ребенок учится пользоваться предметами одежды, навыкам самообслуживания, координации движений, а также развивает мелкую моторику, пользуясь различными застежками.

Весьма полезен бывает просмотр мультфильмов и обучающих видео. Другое дело, что дети «подсаживаются» на это занятие, а родители, получая драгоценные минуты и часы покоя, не торопятся оторвать чадо от вожделенного экрана. Однако во всем хороша мера, тем более что всем известно о вреде этого занятия для глаз малыша. Экранное время должно быть строго дозировано в соответствии с возрастом, а репертуар рецензирован предварительно родителями.

Важно! Для двухлетних детей просмотр мультфильмов и передач не должен превышать 20 минут в день. Невозможно не упомянуть о наборах для песочницы, которые можно использовать также применительно к снегу и различным крупам.

Игрушечные музыкальные инструменты, из которых можно извлечь звуки, вызывают у малышей стойкий интерес и желание их опробовать. В сотрудничестве с родителями можно устраивать домашние мини-концерты, приносящие радость всем членам «ансамбля».

Упражнения

С двухлетками нужно заниматься физической культурой для того, чтобы правильно развивалась его мышечная и костная ткань, и формировался опорно-двигательный аппарат. Малоподвижность влечет за собой неправильную осанку, следствием которой станет сколиоз. По-прежнему следует придерживаться принципа увлекательности и интересности, тогда физические упражнения будут ассоциироваться с удовольствием, и ребенок с раннего детства к этому привыкнет.

Гимнастический комплекс должен занимать примерно четверть часа, именно столько времени требуется ребенку в 2 года для концентрации внимания на одном виде деятельности.

Упражнения в веселой игровой форме кроха будет выполнять охотнее, нежели стандартную гимнастику с ее однообразными повторами.

Прохождение дистанции по линии — упражнение на равновесие — можно превратить в увлекательное приключение, результатом которого станет спасение игрушки, расположенной в конце дистанции.

Наклоны можно интерпретировать как сбор урожая или цветов для букета, разбросав по полу соответствующие игрушки. Тот же прием применяют к приседаниям. Изображение повадок различных животных и растений издревле используется в качестве гимнастических упражнений и приемов. Яркий тому пример — йога. Такие занятия будут развивать не только мускулатуру, но и координацию, кругозор и память.

Упражнения на фитболе также можно интерпретировать в соответствии с возрастом и восприятием малыша: волны, полет птицы, прыжки зайца или кенгуру и так далее.

Не следует забывать об упражнениях для развития мелкой моторики помимо творческих занятий, вроде рисования или лепки. Пальчиковая гимнастика — великолепный способ отвлечься, сменить вид деятельности и позабавиться. Для этого годятся:

  • хлопки в ладоши различной громкости и темпа;
  • сжатие и разжимание кулаков;
  • постукивание по столу раскрытой ладонью и фалангами;
  • перекатывание мелких предметов с помощью пальцев;
  • «шагающие» по столу пальцы, выполняющие условия игры или занятия;
  • помахивание указанными пальцами, их комбинациями в воздухе;
  • собирание их в щепотку и последующее распрямление.

Развиваем речь

Ребенок в 2 года должен говорить около 300 слов в рамках простых предложений из двух-трех слов, что пришли на смену однословным. Они распространяются с помощью прилагательных, а также содержат местоимения. О себе двухлетние дети говорят в третьем лице вместо первого, как, впрочем, и о персонах второго лица (ты, вы).

Упрощенные словечки уступают место правильным: не «бо-бо», а «больно», не «ням-ням», а «вкусно» и так далее. Кроха может показать по просьбе нарисованные на картинке знакомые предметы, а также в состоянии выслушать и понять небольшой рассказ, преподнесенный в знакомых выражениях, и описывающий известные предметы, и вести краткий диалог на бытовые темы.

Для того чтобы речь развивалась с хорошей динамикой, малыша следует побуждать к коммуникации, просить рассказать о чем-то, описать что-либо, передать кому-то сказанные слова и так далее. Когда он стремится что-то рассказывать, следует запастись терпением и с пониманием воспринимать паузы, в течение которых дитя стремится из своего ограниченного пока лексикона подобрать наиболее точное выражение.

Как пассивный, так и активный словарь расширяется путем чтения ребенку рассказов, сказок и стихотворений. В ходе чтения желательно обсуждать персонажей, наделяя их соответствующими эпитетами и определениями: медведь — лохматый, собачка — добрая, девочка — красивая и так далее.

В течение первого года жизни ребенок усердно разрабатывал свой артикуляционный аппарат, движимый рефлексом, который впоследствии затухает. И, тем не менее, элементы артикуляционной гимнастики будут не лишними и окажутся весьма полезными в повседневной жизни. Это могут быть:

  • воздушные поцелуи;
  • удержание в течение какого-то времени кусочка пищи на языке;
  • имитация гудящих, завывающих и прочих звуков, для которых требуется вытянуть губы трубочкой.

Режим дня для ребенка

Некоторые двухлетки отказываются от дневного сна, в таком случае им требуется, чтобы ночной сон длился 13-13,5 часов. Большинство деток предпочитают спать ночью 10-11 часов, и 2-2,5 часа тратить на дневной сон.

Гулять желательно не менее двух раз в день, длительность прогулки должна быть максимальной для текущих погодных условий. Летом следует занимать прогулками утренние и вечерние часы, зимой — в удобное время, если мороз не превышает 15 градусов. Разумеется, одевать ребенка также следует по погоде, учитывая его физическую активность: дитя не должно перегреться и вспотеть в многослойной одежде, переохлаждения также следует избегать.

Дети в 2 года уже имеют полный набор молочных зубов, что позволяет им пережевывать любую пищу. Двухлеткам дают уже не овощное пюре, а овощи кусочками, мясо тоже им предлагается не только в виде фарша.

Хорошо, если ваш ребенок еще не успел познакомиться с продуктами кондитерской промышленности, нужды в таком количестве сахара, которое содержится в конфетах, у детского организма нет, вполне достаточно 50 граммов, что равняется двум столовым ложкам без верха. Сахар присутствует в рационе в виде сладкого чая или компота, печенья или сладкого пирога.

Ребенок должен потреблять достаточное количество жиров: животные наиболее естественно получать из молочных продуктов и молока, жирность которого должна быть не менее 3,2%. Молочные продукты в рационе двухлетки должны занимать приличную долю, которая равняется 500 граммам. Маргарина и прочих синтетических жиров лучше избегать, а использовать растительные масла, среди которых предпочтительнее оливковое.

Не следует забывать об общих гигиенических правилах, которые распространяются на всех членов семьи:

  • утренний моцион и чистка зубов;
  • гигиена при посещении туалета;
  • мытье рук после туалета и перед едой;
  • вечерний душ;
  • своевременная стрижка ногтей и тому подобное.
Ребенок в 2 года способен превратить каждый день в уникальное и неповторимое явление. Скорость его развития и приобретения новых навыков по-прежнему очень высока, и кроха становится старше, умнее, более развитым и ловким буквально на глазах.

Однако не стоит думать, что проживание с двухлеткой в одном доме — это сплошной праздник и позитив. Как и всякий человек, малыш может уставать, не хотеть чего-то или капризничать без видимой причины, которая, несомненно, все же имеется. Мудрые родители должны запастись терпением помимо имеющейся безусловной любви, и направлять энергию своего чада в нужное русло, чередуя виды активности и периоды отдыха.

agu.life

Что должен уметь ребенок в 2 года

Твоему малышу скоро 2 годика и ты хочешь знать, все ли он умеет на свой возраст? Сказу скажем: все эти нормы - очень условны. Но в целом ты можешь понять, нормально ли развивается малыш

Каждый родитель хочет знать, насколько правильное развивается его ребенок, не упущено ли что-то в обучении навыкам и умениям. Но прежде чем сравнивать малыша с соседскими детками или старшими братьями и сестрами, нужно хорошо понимать: жестких рамок нет. Есть довольно условные нормы развития, которые нужно рассматривать в комплексе. Мы не будем сейчас говорить о физической составляющей, а поговорим о том, чему родители могут научить своего ребенка. Так что же должен уметь ребенок в два года?

Обрати внимание, что в этом возрасте многие малыши еще бесстрашны. И при этом не умеют рассчитывать силы. Так что, за твоим непоседой нужен глаз да глаз.

Двухлетний малыш:

  • Ходит по ступенькам вверх и вниз
  • Танцует, сохраняя чувство ритма
  • Ловит и кидает мячик
  • Рисует линии вертикальные и горизонтальные
  • Перелистывает странички книжек

Что же касается психоэмоционального развития и речи, то в 2 года ребенок:

  • Задает первые вопросы
  • Формулирует мысли предложениями из 1-2 слов
  • Копирует взрослых
  • Играет в ку-ку и прятки
  • Может понять определения «над» и «под»
  • Называет свое имя
  • Ищет помощи у взрослых, если что-то не выходит
  • Называет знакомые предметы
  • Коммуницирует с другими детьми на площадке

Культурно-гигиенические навыки двухлетнего ребенка:

  • Чистит зубы под присмотром взрослого
  • Пьет из чашки
  • Самостоятельно ест или, по крайней мере, держит ложку
  • Снимает варежки
  • Надевает и снимает носки, штаны/юбку
  • Пробует самостоятельно обувать обувь на липучках

Читай также: Как научить ребенка одеваться?

В возрасте двух лет малыши уже хорошо собирают пирамидку, строят башни из кубиков и складывают их в «поезд», осваивают первые ролевые игры с куклами. Открывают и закрывают двери. Обычно уже знают 5-6 цветов и хорошо сортируют предметы по цветам и размерам. Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Некоторые уже складывают паззлы из 4-5 деталей. Используют игрушки по назначению, например, чтобы позвонить – берут телефон, а не фонарик. Могут выполнить просьбу из 3 действий: подойди, возьми книгу, открой книжку.

А что твой малыш умеет делать в 2 года? Ты записываешь его достижения?

Фото: depositphotos

tvoymalysh.com.ua

Что должен уметь ребенок в 2 года: навыки и восприятие мира

В 2 года малыш вполне самостоятелен и может себя обслужить в быту. К этому возрасту он умеет мыть руки, вытираться полотенцем, пить из чашки, не проливая жидкости, аккуратно есть, также пробует одеваться и раздеваться, надевать и снимать обувь. Все эти действия требуют контроля и помощи со стороны взрослых. Конечно, быстрее будет, если мама сама вымоет руки, покормит, оденет. Но психологи рекомендуют поддерживать инициативу маленьких детей при освоении повседневных навыков. Пусть будет потрачено больше времени, но малыш получит свой личный, бесценный опыт.

Оценка умений и навыков по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» — официальное международное исследование психомоторного развития детей до 3 лет. Эта работа вышла в свет в 1997 году в Мюнхене, но и сегодня не утратила своей актуальности. Книга пользуется популярностью у педагогов и врачей. В ней нет сложных медицинских и научных терминов, поэтому родители также могут изучать эту книгу и применять полученные знания на практике. Что должен уметь ребенок в два года согласно функциональной диагностике?

  • Умеет ходить на носочках без поддержки.
  • Может стоять на одной ноге несколько секунд.
  • Подпрыгивает на двух ногах, делает прыжки вперед и в сторону.
  • Поднимается на несколько ступеней, держась за опору.
  • Открывает двери, поворачивает ручку, может открыть засов.
  • Нанизывает крупные бусины на шнурок.
  • Рисует круги и спирали.
  • Может удерживать большим и указательным пальцем мелок.
  • Умеет закручивать и откручивать крышку флакона.
  • Строит башни из кубиков и выстраивает их в ряд.
  • Ловко бросает, пинает мяч.
  • Знает названия животных и геометрических фигур.
  • Сортирует предметы по величине и цвету.
  • Поет песенки, рассказывает стихи.
  • Вербально выражает требования, просьбы, отказ.
  • Произносит первые короткие предложения из двух, трех слов.
  • Знает основные части тела.
  • Разграничивает холодное и горячее, легкое и тяжелое, большое и маленькое.
  • Распознает животных, транспорт, игрушки на картинке.
  • Разграничивает движения: летит, едет, плывет.
  • Понимает пространственные предлоги и наречия: в/на, под/за, внутри/снаружи, рядом/позади.
  • Играет с ровесниками, осознает элементарные правила игры (например, очередность: один раз я, один раз — кто-то другой) и придерживается их.
  • Умеет проявлять сострадание — жалеет, гладит.
  • Выражает вербально эмоции, желания от 1-го лица («я»), может говорить о себе в 3-м лице, называя себя по имени (Саша хочет пить).

Двигательная активность

В психологии период от 1 до 3 лет называется «ходячим детством». Главный двигательный навык этого возраста — ходьба. Как усовершенствуется это умение? Что еще должен уметь малыш в 2 года, перемещаясь в пространстве?

  • Ходьба. Малыш перемещается быстро и довольно уверенно. Он способен резко останавливаться и менять направление. Умеет двигаться задом и боком. Также с ходьбой сочетаются другие виды движения: ребенок может наклониться, присесть, повернуть голову или корпус, встать на цыпочки, поднять руки, держать предмет в руках во время движения. Походка малыша совершенствуется: он уже не делает широкие и неуклюжие шаги, руки опускает вниз, не раскачивается из стороны в сторону, ноги ставит прямо.
  • Прыжки и бег. Эти навыки только формируются. Ребенок в этом возрасте легко теряет равновесие из-за непропорциональности в теле (центр тяжести у него смещен вверх). Также можно заметить, что малышу при беге трудно изменить траекторию и остановиться. При быстром беге ребенок часто падает, спотыкается.
  • Ползание и подъем по ступеням. На детских площадках излюбленным местом для игры становятся лестницы. «Ходячие дети» любят преодолевать препятствия и покорять вершины. Нужно всячески поощрять эти двигательные навыки. По ступеням ребенок может не только подниматься, но и спускаться. Правда, его нужно подстраховывать, особенно на спуске.
  • Езда на трехколесном велосипеде. Крутить педали в 2 года — серьезное достижение, которое требует мышечной силы и координации. Обычно этим навыком дети овладевают к 2,5-3 годам.

Дети в 2 года получают огромное удовольствие от движения. Как правило, малышей этого возраста не нужно мотивировать к двигательной активности. Нельзя подавлять их желание бегать, прыгать, ходить. Можно заметить, что малыши лучше управляют руками и ладонями. А вот ноги и стопы не хотят «покоряться» столь быстро.

Совершенствование мелкой моторики

Мелкая (тонкая) моторика — движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика важна для развития интеллектуальной, мыслительной деятельности. В этом возрасте уже явно определяется рабочая рука, в большинстве случаев — правая. Все движения правой рукой у малыша получаются более точными и ловкими. Но рекомендуется нагружать и развивать обе руки, при этом не переучивать левшу. При манипуляциях с предметами дети этого возраста могут уже оценить их вес. Иногда эта оценка бывает ошибочной: все большие предметы кажутся им тяжелыми, а маленькие — легкими. У двухлетнего ребенка отлично развит «щипцовый захват» — способность брать небольшие предметы указательным и большим пальцем. В этом возрасте малышу уже интересны игры-шнуровки, нанизывание предметов, рисование и лепка, пальчиковые игры. Подробнее о мелкой моторике и развитии ребенка в 2 года читайте в другой нашей статье.

Есть ли разница в психомоторном развитии мальчика и девочки

Двухлетний мальчик и девочка могут отличаться по росту и весу. Масса тела у мальчиков примерно составляет — от 12 до 13,5 кг, а у девочек — от 11,5 до 13 кг. Средний рост двухлетних мальчиков — от 84 до 89 см, а девочек — от 83 до 87,5 см. Мышечной массы у мальчиков больше, они заметно крепчают по сравнению с девочками. Также можно уже наблюдать некоторые гендерные различия в поведении: мальчики более активны и подвижны, девочек занимает мелкая моторика, в их движениях больше осторожности. Но на тип поведения в большей степени влияет темперамент, воспитание, гены, нежели пол.

Подробнее о формировании навыков личной гигиены

Гигиенические навыки ребенка в 2 года формируются при педагогических усилиях. К чему нужно приучать малыша?

  • Мыть руки с мылом.
  • Умывать лицо.
  • Чистить зубы.
  • Принимать душ.

Болезненная для многих родителей тема — приучение к горшку. Естественным путем этот навык формируется с 18 по 28 месяцев. При этом управлять кишечником дети учатся гораздо раньше, чем мочевым пузырем. Легче контролировать мочевой пузырь в период бодрствования, чем во сне. В 2 года дети чаще всего остаются сухими на протяжении дня, а ночью спят в подгузнике. Какие рекомендации дают психологи, когда у малыша формируется навык управления мочевым пузырем?

  • Не наказывать детей, не ругать, не стыдить за «мокрое дело».
  • Не оставлять без реакции, но и не слишком акцентировать внимание малыша на проблеме.
  • Ребенок должен осознавать, что мокрые штаны — это неуютно и некомфортно, а взрослые ходят в туалет на унитаз.
  • Если малыш проявляет желание сесть на горшок, нужно за это хвалить.
  • Любая попытка малыша проконтролировать мочеиспускание (пусть и неудачная) также должна приветствоваться.

Психологи утверждают: чем больше напряжения и тревоги у родителей по поводу «мокрой темы», тем дольше дети писают в штаны. Важно оставаться уравновешенным и принять ситуацию. Ведь если двухлетний малыш писает в штаны — это не отклонение от нормы. У кого-то этот навык формируется быстро и рано, а кому-то требуется больше времени.

Знакомство с окружающим миром таит в себе много опасностей для здоровья и жизни. В первую очередь нужно учить малыша пониманию личной безопасности. В этом возрасте должен быть категоричный и понятный ребенку перечень запретов. Электропровода, острые, мелкие, тяжелые, горячие предметы, лекарства, моющие средства, косметика, движущийся транспорт, высокие лестницы, бездомные животные — все это потенциальное опасности, о которых нельзя забывать.

Восприятие мира

Познание и восприятие мира происходит при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. У кого-то из детей сильнее работает зрительный канал, у кого-то — слуховой, у кого-то тактильный.

  • Зрение. Дети этого возраста хорошо владеют зрительной координацией и могут наблюдать за перемещением предметов вблизи и вдали. Также в 2 года дети умеют отличать горизонтальные и вертикальные линии. Зрительное восприятие становится одним из ведущих в этот период. Мир — это то, что двигается, меняется, имеет разные формы, цвет, размеры. В этом возрасте дети пока не способны одновременно видеть целый образ и отдельные его части. Например, если ребенок окажется в толпе, ему трудно будет среди множества лиц быстро найти лицо родного человека.
  • Слух. Дети чутко реагируют на интонации голоса. Именно слух дает возможность постигать родную речь с первых дней жизни. Если у малыша есть какие-то проблемы со слухом, это может негативно отразиться на его речевом, психическом развитии.
  • Тактильные ощущения. Всем малышам приятно, когда их гладят. Тактильный контакт с родными людьми в этом возрасте крайне важен. Он дает чувство защищенности и безусловной любви. Тактильная чувствительность пальчиков и ладоней также полезна для интеллектуального развития ребенка. Малыш сравнивает предметы, дотрагиваясь к ним, и различает: холодное, горячее, теплое, мягкое, твердое, шершавое, колючее. Также он уже может вербализовать свои ощущения, когда исследует разные предметы.
  • Вкус и обоняние. Этим двум органам чувств почему-то придается меньшее значение в процессе познания мира по сравнению со зрением, слухом, осязанием. Хотя влияние вкуса и обоняния на восприятие также важно и часто зависит от культурных традиций страны или отдельно взятой семьи. Во Франции, например, развитие вкусовых и обонятельных рецепторов считается важной ступенькой в психоэмоциональном развитии младенцев. О питании ребенка в 2 года и приобщении к гастрономической культуре читайте в другой нашей статье.
  • Эксперименты с окружающим миром. Когда малыш начинает уверенно ходить, у него освобождаются руки. Ведь раньше ему приходилось задействовать их, чтобы держаться и не падать. Теперь руки свободны и готовы брать все, что попадется на пути. Руками можно хватать, бросать, лепить, есть, рисовать, открывать, закрывать, откручивать и еще совершать много других полезных и творческих действий.

Чем больше информации о мире малыш получает из разных источников, тем активнее и успешнее развиваются его интеллектуальные способности. Малышу очень важно получать ощущения, чувства, эмоции. Они стимулируют познавательную активность и осознание собственного «я».

Речевое развитие ребенка в 2 года

В 2 года малыш умеет не только произносить отдельные слова, но и говорит первые простые предложения. Какие особенности развития речи в этом возрасте?

  • Значительно увеличивается пассивный словарный запас.
  • Характерен краткий «телеграфный стиль» в высказываниях: нет падежных форм и предлогов, чаще употребляется существительное и глагол.
  • Дети могут давать названия группам предметов.
  • Перекручивание слов, употребление неправильных синтаксических конструкций.
  • 50% слов активного запаса — имена существительные.
  • Около 15% слов — глаголы и специфические детские слова, описывающие действие.
  • Прилагательных в лексике малыша немного — около 10%, детям пока трудно описывать признаки предмета.
  • Появляются функциональные вопросительные слова: что? кто? где? (время «почему» пока еще не наступило).
  • Часто встречаются слова, выражающие личное, социальное отношение: «дай», «хочу», «да», «нет», «не буду», «сам», «пожалуйста», «спасибо».
  • Речь сопровождается мимикой и жестами.
  • К 2 годам у детей насчитывается около 200 слов в лексиконе.
  • Понимают дети в этом возрасте гораздо больше, чем могут сказать.

Языковая среда стимулирует речевое развитие двухлетнего малыша. Общение, чтение книг, слушание песен и аудиосказок помогают ребенку освоить богатство родного языка.

Что может ребенок в 2 года? В первую очередь малыш стремится проявить свою самостоятельность в повседневных навыках: умывается, одевается, ест, пьет, играет, садится на горшок. Главное достижение в крупной моторике — уверенная ходьба, прыжки, спуск и подъем по ступеням, стояние на одной ноге. Также совершенствуется мелкая моторика, богаче становится восприятие мира, речь приобретает коммуникативную функцию.

kids365.ru

Что должен уметь ребёнок в 2 года

Двухлетний малыш – вполне самостоятельный, очень любознательный, активный, часто импульсивный и неимоверно забавный маленький человечек, со своим характером, привычками и даже собственным мнением.

В этом возрасте детки довольно много знают, умеют и понимают. Но родители должны осознавать, что развитие их двухлетнего малыша напрямую зависит от них самих, от их внимания, терпения, занятий с собственным ребёнком. Не менее важно также знать, что именно должен уметь ребёнок в двухлетнем возрасте, и какими навыками должен обладать.

Физическое развитие

В среднем, вес двухлетних мальчиков колеблется от 11 кг до 14 кг 500 г, а вес двухлетних девочек – от 10 кг 800 г до 14 кг. Рост в этом возрасте может составлять у мальчиков от 84 до 93 см, а у девочек от 84 до 90 см.

Двухлетние детки очень активны и подвижны, они обожают различные подвижные игры, много бегают и прыгают.

В норме двухлетний ребёнок должен уметь:

  • уверенно чередовать шаг;
  • маршировать;
  • изменять темп ходьбы;
  • начинать осваивать велосипед;
  • бегать;
  • ходить задом наперёд;
  • подниматься на цыпочки;
  • без посторонней помощи подниматься по лестнице вверх и спускаться вниз, становясь на каждую ступеньку поочерёдно и придерживаясь за перила;
  • ударять по мячу ножкой;
  • пытаться бросать и ловить руками мяч;
  • прыгать на двух ногах;
  • стоять на одной ножке;
  • без поддержки перешагивать через верёвку или палку, приподнятую на 10-15 см над полом;
  • перепрыгивать через невысокое препятствие, лежащее на земле.

В этот период совершенствуется моторика рук ребёнка и координация движений. Благодаря развитию в этот период кисти рук и пальчиков, двухлетний малыш легко собирает пирамидки и с удовольствием играет кубиками и конструктором, складывает матрёшек, переворачивает страницы в книге и даже может правильно держать в своей маленькой ручке карандаш.

Кстати, развитие моторики рук напрямую связано с умственным развитием двухлетних малышей, так что такие занятия способствуют и его интеллектуальному развитию, и особенно развитию речи.

к оглавлению ^

Умственное развитие

Следует сказать, что к двум годам ребёнка ждёт настоящий интеллектуальный прорыв, ведь к этому возрасту он способен понимать значение не только названий предметов, но и абстрактные вещи. Двухлетнему ребёнку вполне понятны значения таких слов, как: «потом», «позже», «раньше», «другой», «больше», «меньше». Он способен отличать животных от игрушек, живой мир от неживого. Развиваются его память и воображение, совершенствуется речь. Так, к своему второму дню рождения ребёнок умело владеет словарным запасом, состоящим из 200-300 слов, с помощью которых он способен доносить до взрослых свои мысли.

Кроме того, к двухлетнему возрасту ребёнок должен уметь:

  • пользоваться короткими фразами и простыми предложениями из трёх слов, употребляя в речи прилагательные и местоимения;
  • употреблять предметы по их прямому назначению: рисовать карандашом, копать песок совком, есть кашу ложкой и т.д.;
  • читать наизусть детские стихи;
  • различать 3-5 контрастных  цветов;
  • подбирать предметы по цвету и размеру;
  • сопоставлять предметы по форме;
  • складывать картинку из 2-х элементов;
  • строить башню или дом из 4-6 кубиков;
  • разрезать бумагу, удерживая ножницы в одной руке;
  • рисовать вертикальную линию.
к оглавлению ^

Нервно-психическое развитие

На третьем году жизни, параллельно с физическим и умственным развитием, совершенствуются и психические функции ребёнка – восприятие, мышление, память и внимание. Повышается работоспособность его нервной системы, увеличивается выносливость малыша, а период активного бодрствования увеличивается до 6-7 часов в сутки. Кроме того, к двум годам у малыша устанавливается право- или леворукость.

Это период формирования личности маленького человечка, модели его дальнейшего поведения, и на этом этапе роль родителей сложно переоценить. Именно от поведения родителей, их занятий с ребёнком зависит его психическое развитие, становление его как личности. В этом возрасте ребёнку пора объяснять элементарные правила поведения, рассказывать о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо», поощрять его за хорошее поведение и наказывать за плохое.

В то же время необходимо контролировать собственное поведение, ведь двухлетний малыш полностью копирует модель поведения окружающих его взрослых, вплоть до походки и особенностей речи, так что учить ребёнка поступать правильно и при этом на его глазах совершать неправильные поступки – просто не допустимо.

В норме к двухлетнему возрасту ребёнок должен:

  • осознавать собственное «я» и узнавать себя в зеркале;
  • узнавать и называть всех своих родственников;
  • понимать, за что его могут похвалить, а за что поругать;
  • выполнять просьбу, состоящую из 2-3 действий (например: «подойди к стулу, сядь на него, возьми в руки чашку»);
  • реагировать на музыку или ритм, покачиваясь или приседая в такт;
  • понимать короткий рассказ о знакомых ему ранее событиях без иллюстраций;
  • играть в сюжетные и ролевые игры;
  • воспроизводить в игре ряд простейших логических действий;
  • проявлять интерес к рисованию;
  • хорошо ориентироваться в пространстве.
к оглавлению ^

Навыки самообслуживания

В двухлетнем возрасте малыш стремится к самостоятельности. Поддерживайте его в этом. Давайте своему ребёнку максимум свободы и учите его элементарным навыкам самообслуживания. Вполне нормально, если в возрасте двух лет ребёнок самостоятельно или с вашей незначительной помощью:

  • умывается;
  • моет и вытирает руки;
  • ходит на горшок и обязательно просится в туалет;
  • чистит зубы;
  • причёсывается;
  • одевается и раздевается полностью или частично;
  • застёгивает пуговицы;
  • обувает обувь без шнурков;
  • пьёт из чашки и стакана;
  • аккуратно ест, умело пользуясь ложкой и даже вилкой;
  • открывает и закрывает дверь.

В принципе, двухлетний ребёнок способен и на большее, при условии, что вы будете заниматься с ним и уделять достаточное количество времени и внимания.

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

woman-l.ru


Смотрите также

Рубрика:  Разное