Что в четыре года должен уметь ребенок


Что должен уметь ребенок в 4 года. Физическое и эмоциональное развития ребенка в 4 года (в норме).

Кажется, совсем недавно счастливые родители принесли домой маленький теплый сверток, и наперебой старались уловить первую улыбку на безмятежном младенческом личике. И вот — уже четыре года, и карапуз решительно отталкивает мамины руки, гордо провозглашая: — «Я сам!»

И действительно, он уже многое умеет и с наслаждением осваивает непознанные до сих пор действия. Вот только приоритеты слегка сместились — крайне подвижный совсем недавно, сейчас он отдает предпочтение занятиям, требующим внимания и усидчивости. Хорошо ли это, и что должен уметь ребенок в 4 года — попробуем разобраться вместе.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:

— спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;

— уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;

— твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;

— перепрыгивает через доступные препятствия;

— кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;

— с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;

— играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию — регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер. С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта. Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома — оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения — приседания, наклоны, прыжки — доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день.

Язык и общение — что должен уметь ребенок в 4 года

Разговаривать с четырехлетним малышом — сплошное удовольствие. Он уже выговаривает все буквы и с удовольствием повторяет незнакомые слова. Правда, не всегда понимая их смысл.

Внимание! Дорогие папы и мамы, если не хотите краснеть перед друзьями или случайными попутчиками, исключите из лексикона нецензурные слова!

Словарный запас подрастающего малыша неуклонно и стремительно растет. Если ребенку уделяют достаточно внимания, разговаривают с ним, читают интересные книжки и рассказывают сказки, умственное развитие ребенка в 4 года значительно активизируется. Достигнув этого возраста, малыш уже многое может:

— логично и без затруднения отвечает на простые вопросы;

— выражает эмоции и чувства;

— сочиняет песенки, которые с энтузиазмом исполняет;

— использует в своей речи более длинные и сложные предложения;

— знает несколько цветов и три основные формы предметов;

— проявляет интерес к буквам и их написанию;

— определяется во временных промежутках, понимает, что такое утро и вечер, завтра и сегодня, зима и лето;

— выполняет данные мамой распоряжения в порядке очередности. Например, убрать игрушки, почистить зубки и лечь в постель.

Кроме этого, ребенок в 4 года должен уметь самостоятельно справляться с процессом одевания-раздевания, аккуратно кушать и пить, пользоваться салфеткой и носовым платком, чистить зубы и полоскать рот после принятия пищи. В 4 года малыш в состоянии запомнить свои имя и фамилию, адрес, имена родителей. Занятия математикой и знакомство с азбукой принесут значительные успехи, в этом возрасте любознательный малыш схватывает новые знания буквально на лету. Не стоит опасаться, что это слишком рано, просто понаблюдайте, с каким упоением ребенок выводит буковки или пытается посчитать мишек.

Как сделать развитие ребенка в 4 года наиболее успешным

Посещающий дошкольное учреждение ребенок получает всесторонние навыки — как физические, так и речевые, эмоциональные, социальные. Однако этого категорически недостаточно. Родители должны как можно ближе контактировать с воспитателями, чтобы внести свою лепту, гораздо более значительную, в развитие ребенка. Полученные знания и навыки следует продолжать и закреплять дома, выражая одобрение успехам карапуза.

В случае домашнего воспитания роль мам и пап еще более важна. Родители должны четко представлять, что должен уметь ребенок в 4 года, и стараться соответствовать признанным критериям. Для этого необходимо знакомиться с методической литературой, подбирать малышу соответствующие возрасту книжки и раскраски, самостоятельно разрабатывать комплекс утренней гимнастики. Но самое главное — не делать приоритетом в воспитании малыша грозные приказания и постоянные поучения, следует лишь подталкивать несмышленыша в нужном направлении, мягко предлагая помощь и хваля за успехи. Спокойные доброжелательные отношения, ласковое поощрение и одобрительная поддержка дадут великолепные результаты, и вы удивитесь, какими стремительными и результативными темпами идет развитие ребенка в 4 года.

Отношения с окружающими — что должен уметь ребенок в 4 года

Вряд ли найдутся такие родители, которым не доставляют удовольствие веселые игры и тесное общение со своим чадом. Однако в четыре года ребенку этого уже недостаточно, ему нужно иметь друзей, чтобы чувствовать себя равным среди равных. Милые детские секреты, игры по своим детским, совершенно уникальным, сценариям, первые конфликты и примирения — все это совершенно необходимые этапы становления в обществе.

Изменяются отношения и с окружающими малыша взрослыми — ребенку очень нравится чувствовать себя большим и самостоятельным. Покачать коляску с младшим братом, помочь маме донести тяжелую сумку (держась за ее ручку, малыш свято верит в свою неоценимую помощь, и мамина благодарность будет совсем не лишней), отнести на кухню пустую чашку из-под выпитого гостьей чая.

Ребенок в 4 года должен уметь:

— здороваться и выражать благодарность за подарок;

— уметь управлять своими эмоциями;

— выражать сочувствие и поддержку;

— не только задавать вопросы, но и уметь отвечать на поставленные ему;

— делиться игрушками;

— подчиняться принятым правилам в детском саду и дома.

В этом возрасте дети склонны подражать, повторять понравившиеся действия, поэтому родителям стоит внимательно следить за своими действиями. Особенно это касается обращения с опасными предметами.

Поводы для беспокойства — на что следует обратить внимание

Активный и достаточно развитый ребенок в 4 года должен уметь довольно многое, и часто внимательные мамочки мучаются вопросом — а достаточно ли развит малыш, не отстает ли он в развитии по сравнению со сверстниками? Развеять или подтвердить сомнения помогут признаки, на появление которых следует обратить внимание. Считается, что четырехлетний карапуз отстает в развитии, если он:

— отказывается от игр со сверстниками;

— не желает общения с другими людьми;

— не в силах расстаться с родителями и остаться в садике или с няней;

— не умеет самостоятельно кушать, умываться, мыть руки, чистить зубы, одеваться и обуваться;

— никак не может запомнить свои фамилию и имя;

— провести линию карандашом или построить башню из десятка кубиков — непосильная задача для малыша;

— категорически отказывается выполнять действия, которые год назад не вызывали протеста и затруднений.

Если большинство перечисленных признаков применимо к вашему малышу, не считайте это пустяком, обратитесь к доктору. Он проверит обоснованность возникших опасений и, если потребуется, назначит соответствующее лечение.

Развитие каждого малыша — индивидуальный и уникальный процесс, нельзя ожидать совершенно одинаковых успехов и достижений ото всех детей в определенном возрасте. Однако существуют критерии, по которым опытный специалист квалифицированно определит, правильно ли развивается малыш и не нуждается ли в помощи и поддержке.

zhenskoe-mnenie.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года

Четырехлетние дети крайне смышлены, подвижны и очень любопытны. Для них это время увлекательных открытий, радостей и огорчений, приобретение более углубленного представления об окружающем мире. Имея представление о том, что должен уметь ребенок в 4 года, родители имеют возможность корректно шлифовать новые умения детей, становятся для них главными учителями во многих ситуациях, в то же время, оставаясь любящими папой и мамой. Не стоит сильно давить на ребенка, нужно мягко развивать его в нужном направлении.

Особенности физического развития

Отличительной чертой четырехлетнего возраста является все более возрастающая двигательная функция, управление телом продолжает прогрессировать.

  1. У детей существенно укрепляется костная система, при этом у мальчишек более широкими становятся плечи, а у девочек – таз. Позвоночный столб по форме имеет полное соответствие с позвоночником взрослого. Поскольку интенсивно идет процесс окостенения, родителям важно обращать внимание на правильную осанку малыша.
  2. Помимо изменений пропорций тела, рост касается и черепной коробки – она составляет 4/5 своего финального размера, также укрупняются челюсти, начинают выпадать молочные зубки, заменяясь постоянными. Для этого периода характерно формирование скелетных мышц, поэтому рекомендуются физические занятия с малышом и массаж ручек, ножек.
  3. По мере того, как повышается сила маленького человека и его быстрота, выносливее становится и сердце малыша, поэтому он спокойно переносит более значимые нагрузки. Улучшается и моторика рук, пальчики становятся подвижными, благодаря чему осваивают новые манипуляции.
  4. Зрительные органы тоже совершенствуются – карапуз может рассмотреть мелкие детали. Развитие мозга позволяет автоматически запоминать и сравнивать вещи, события, делать выводы, оценивать собственную работу.

По своим физическим параметрам к четырехлетию малыш прибавляет в весе до 2000 г и вырастает на 7-8 см. Как правило, в таблице указываются средние значения для девочек и мальчиков этого возраста.

Особенностями возраста, с одной стороны, являются ловкость, повышенная работоспособность, с другой быстрое исчерпание энергетических ресурсов, поэтому любые длительные физические занятия приводят к утомлению и раздражению. Это обусловлено отсутствием функциональных способностей организма к продолжительным нагрузкам, и, даже зная, что должен уметь в четыре года ваш ребенок, не стоит опережать события, изматывая его тренировками.

Детская психология в четыре года

Психологический аспект малыша – важная составляющая формирующегося характера. Понимая, что должен уметь делать четырехлетний малыш, родители могут избежать многих ошибок, связанных с воспитанием. Самое главное – обеспечить его необходимой информацией в объеме, который для него доступен. По сути, малыш приходит к границе, разделяющей раннее детство и дошкольный возраст, и на этом переходном этапе ребенку свойственно драматизировать даже свои самые незначительные ошибки и неудачи. Это выражается в определенном пессимизме, уязвимости перед прямолинейностью родителей. Если до этого им двигали инстинкты, то теперь появление и утверждение осознанности заставляет ребенка испытывать стыд, печаль, разочарование. Если со стороны отца и матери нет понимания, а действия маленького человека не получили одобрения, он может по-настоящему расстроиться. Родители должны понимать, что, несмотря на вполне взрослые рассуждения, перед ними все тот же маленький ребенок и его по-прежнему нельзя надолго оставлять без внимания. На рубеже четырех лет у малыша происходит формирование отношения к учебе и труду, а, играя, благодаря воображению, он создает сценарии из реальной жизни. Для него сейчас, как никогда до этого, важна собственная социальная значимость. Ребенок много общается, у него появляются друзья среди ровесников и взрослых. Возрастает интеллект, расширяется кругозор и лексикон ребенка.

Все эти аспекты должны учитываться родителями в их стремлении помочь малышу освоить новые для себя навыки.

Нельзя судить об отклонениях в развитии по какому-то одному направлению, ведь физическое, эмоциональное и психическое формирование личности тесно связаны. Физическое развитие ребенка в 4 года предусматривает, что он может:

  • прекрасно сохранять центр тяжести при изменении темпа ходьбы или бега;
  • несколько секунд стоять на одной ножке;
  • подпрыгивать на 50-70 см в высоту;
  • быстро бегать, практически, не падая;
  • управлять трехколесным велосипедом;
  • передвигаться на двухколесном велосипеде с посторонней помощью;
  • не спеша передвигаться на лыжах;
  • довольно хорошо держаться на воде;
  • производить различные манипуляции с мячом;
  • запрыгивать и спрыгивать с возвышения.

Познавательные способности увеличиваются, в связи с ростом умственной деятельности, что помогает малышу:

  • быстро запоминать числа и буквы считать до 10;
  • изучать иностранные языки;
  • отличать родной язык от иностранного;
  • подбирать к словам антонимы;
  • разгадывать загадки и несложные головоломки;
  • узнавать не только простые, но и более сложные геометрические фигуры;
  • отличать правую сторону от левой;
  • сравнивать похожие картинки и находить на них несоответствия;
  • сооружать из деталей конструктора не только примитивные домики, но и ограды, мосты, высокие башенки.

Быстро возрастает словарный запас ребенка, теперь он может использовать в своей речи до 2000 и более слов, к тому же, это уже не обрывки фраз, а цельные предложения, иногда дополненные придаточными:

  • малыш может сделать речевое описание, состоящее из шести предложений;
  • согласные и гласные проговаривает более четко;
  • речь его отличается логичностью;
  • рассказывая что-то, ребенок использует все части речи, в том числе, вводные слова и предлоги;
  • не путает единственное и множественное число, женский и мужской род;
  • знает имена и отчества своих домочадцев;
  • при знакомстве называет свое имя, а также отчество и фамилию;
  • знает свой адрес, по которому проживает.

Что должен уметь ребенок в 4 года, относительно, моторной функции? Его мыслительные и речевые способности неразрывно связаны, поэтому теперь своими ручками он умеет делать многое:

  • координировать работу разных пальчиков при специальной гимнастике;
  • может заниматься нанизыванием бусинок на нитку;
  • грамотно держит в руках карандаш, ручку или кисточку;
  • делает из пластилина цветочки и несложные фигурки;
  • может проводить на бумаге более ровные линии, овалы и круги;
  • пользуется молниями и липучками при одевании и раздевании;
  • сам развязывает и завязывает шнурки;
  • пользуется ножницами.

Если регулярно тренировать память ребенка и проводить с ним занятия на концентрацию внимания, он может достигнуть следующих результатов:

  • по требуемому признаку самостоятельно находить похожие предметы;
  • собирать панно из пазлов, состоящих из 8-10 компонентов;
  • отыскивать и объяснять различия на одинаковых картинках;
  • точно повторять за взрослым целые фразы и предложения;
  • довольно быстро запоминать тексты песен, стихи, отрывки прозы;
  • удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь, семь минут подряд;
  • запоминать все, что произошло в течение недели;
  • повторять последовательность танцевальных или спортивных движений.

В возрасте четырех лет дети активно пользуются мимикой и жестами, ведь так они выражают свои эмоции.

Кроме того, теперь они способны:

  • признаваться в неправильных поступках и просить прощения;
  • сопереживать близким и родственникам;
  • выражать бурную радость при встрече с домочадцами;
  • узнавать настроение отца и матери, как и других людей, по выражению лица;
  • стесняться и замыкаться в себе при виде незнакомцев.

Важным является и домашнее воспитание, отношение к некоторым обязанностям ребенка, которые возлагают на него мать и отец. Что же надо уметь в 4 года девочке и мальчику?

  • помогать родителям во время уборки – малышу можно дать небольшую тряпочку для протирания стола или веник, чтобы он подмел остатки бумаги или рассыпанную крупу после занятий;
  • укладывать на свои места игрушки;
  • самостоятельно выбирать себе верхнюю одежду для прогулки и одеваться;
  • аккуратно использовать столовые приборы и посуду;
  • мыть за собой чашки и тарелки;
  • вытирать посуду;
  • полоть грядки и выносить сорняки;
  • поставить книги на полке в нужном порядке;
  • если волосики короткие, причесываться самостоятельно;
  • помогать накрывать на стол и убирать с него;
  • украшать вместе с мамой торты и лепить пирожки, булочки;
  • умываться, чистить зубки, пользоваться полотенцем без помощи взрослых.

Если это мальчик, уметь в 4 года он должен все, что и девочка, дополнительно он может помогать маме переносить вещи, своими руками зашнуровывать свои ботинки, убирать в шкаф свои штанишки, футболки и другие вещи.

Какие развивающие занятия необходимы

Чтобы помочь своим деткам правильно и всесторонне развиваться, мамы и папы могут использовать всевозможные дошкольные учебники, раскраски, специальные развивающие игры:

  • для формирования речи такие издания, как «Цветные буквы», «Учимся читать», азбуку для детей с красочными картинками, лото с буквами;
  • задания по математике можно находить в пособиях «Геометрические фигуры», «Учим ребенка считать», а также игры «Математика с игральными костями», «Ориентируемся в пространстве», «Цифры-раскраски», пазлы «Тройные цифры и счет»;
  • для развития памяти и внимания – программы «Развитие мышления», «Развитие памяти», карточки «Найди пару», раскраски для формирования логики, загадки Красноухова.
  • если родители решили обучать малыша иностранному языку, можно воспользоваться специальными карточками и пазлами с английскими буквами или пособием «Английский с Биг Маззи».

Для расширения речевых возможностей мама или папа могут заниматься с ребенком, давая ему следующие задания:

  • выполнять гимнастику для артикуляции;
  • уменьшать и увеличивать слова (слон – слоненок, домик – дом и другие);
  • попросить ребенка определить предмет по его описанию;
  • выучить слова песни;
  • выучить отрывок из детской книги или стихотворение.

Для моторики рук продолжаем заниматься сортировкой круп, камешков, бусинок, фасоли, выполнять различные манипуляции – открывать и закрывать бутылочки и баночки, завязывать более сложные узелки, рисовать заданные и воображаемые картины с помощью красок, карандашей, руками и кисточкой. Расширять кругозор ребенка можно с помощью изучения домашних и диких животных, времен года. Хорошо, если малыш будет знать обобщающие понятия, такие как посуда, обувь, одежда, бытовая техника и многое другое. Все это пригодиться ему в жизни, и чем раньше он начнет понимать, как устроен быт и, собственно, сама жизнь, тем лучше для его формирования.

Психологи рекомендуют родителям сочетать разные виды деятельности, занимаясь с малышом. Уроки математики или изучение языка можно разбить на 15-минутные занятия с перерывами на физическую зарядку или активную игру. Так малыш будет меньше уставать и раздражаться, ведь пока еще ему очень тяжело усидеть на одном месте.

Основные правила, которых надо придерживаться:

  • никогда не навязывать малышу свое мнение;
  • не торопить, давать возможность полностью сконцентрироваться на своем деле и вникнуть в его суть;
  • наводить на мысль и давать возможность закончить работу самостоятельно;
  • проявлять доверие к инициативе ребенка и давать ему небольшие поручения, независимо от прошлого результата;
  • при отлично выполненном задании, обязательно похвалить сына или дочь, но не ругать, если что-то не получилось – это может отбить у них охоту делать это в будущем.

Зная, что должен уметь ребенок в 4 года, взрослым необходимо бережно относиться ко всем начинаниям своего чада и стараться выявлять наиболее значимые его достижения. Возможно, открывшийся в детстве талант станет когда-то для малыша главным приоритетом и будущей профессией, а значит, старания папы и мамы не прошли зря.

lazy-mama.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 4 года: основные навыки и развитие малыша

Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади кризис трехлетки с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его рост, вес, окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост — от 99,1 до 107,5 см;
  • вес — от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы — от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди — от 52,4 до 55,8 см.
Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост мальчика перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка патологии роста либо какого-либо заболевания, которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса мальчика. Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой — 24,2 кг и выше. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими — 54,6 см и выше. Для девочек средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:

  • рост — от 98,4 до 107 см;
  • вес — от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы — от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки — 51,6-55,1 см.
Низкими показателями считаются:
  • рост — от 89,8 см и ниже;
  • вес — от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы — от 45,1 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост — 115,7 см и выше;
  • вес — от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы — от 53,6 см и выше.
Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.

Развитие малыша

Большинство четырехлетних деток уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.

Физическое

Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п. В четыре года малыш уже умеет:

  • уверенно бегать и прыгать;
  • ходить вперед и назад;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • лазать по вертикальной лестнице;
  • крутить педали на велосипеде;
  • стоять на одной ноге около девяти секунд;
  • ловить мяч двумя руками;
  • повторять последовательность упражнений в танце.
Он хорошо держит равновесие, устойчив, контролирует свои движения, в большей мере, чем раньше, усидчив и сосредоточен. В плане мелкой моторики он может:
  • рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
  • строить башню из кубиков;
  • рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
  • лепить мелкие детали из пластилина и теста;
  • показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
  • нанизывать бусинки на нитку;
  • раскрашивать раскраски;
  • резать детскими ножницами.

Психическое

В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:

  • может определить, где много предметов, а где — мало;
  • отличает большой предмет от маленького;
  • знает не менее восьми цветов;
  • считает от нуля до девяти;
  • знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
  • складывает конструктор и пазл;
  • ориентируется в профессиях;
  • знает домашних животных и названия их детенышей;
  • знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
  • знает времена года и их отличия, очередность;
  • может группировать предметы по определенному признаку;
  • может определить лишний предмет в логической цепочке;
  • может назвать свои имя и фамилию;
  • знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
  • знает название родного города и страны.
Чтобы пополнить представление ребенка об окружающем мире, его следует водить в театр, на природу, в цирк, на экскурсии. Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе «р» и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
  • составлять сложные предложения;
  • строить фразы из семи-восьми слов;
  • рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
  • отвечать предложением на вопрос;
  • подбирать антонимы.
Словарный запас ребенка в четыре года достигает не менее 1,5 тысячи слов.

Навыки и умения

В плане самообслуживания четырехлетний ребенок — это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:

  • одеваться и раздеваться;
  • аккуратно складывать свои вещи;
  • самостоятельно умываться, чистить зубы, купаться с мочалкой;
  • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
  • развязывать шнурки;
  • пользоваться расческой;
  • пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
В это время часто детки проявляют желание помогать родителям, поэтому важно поддерживать в них данные инициативы, обязательно сопровождая их похвалами. Можно вводить в обязанности убирание постели, кормление домашнего животного, полив цветов и т. п. Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.

Отклонения от развития

Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:

  • внятно говорить;
  • построить предложение;
  • оперировать хотя бы 500 словами;
  • сам одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • построить башню из восьми кубиков.
Также обеспокоиться следует, если ребенок боится общения со взрослыми и сверстниками, не может с чем-либо сосредоточенно играть в течение пяти минут, чрезмерно активен, постоянно проявляет агрессию, имеет ограниченное количество интересов, не различает, где фантазия, а где реальность. К педиатру, невропатологу либо психологу нужно обратиться и в том случае, если ребенок отказывается делать то, что уже умел делать ранее. Возможно, у него случился регресс либо остановка в развитии.Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний. Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате беременности, протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 4 года

В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.

Игры

Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут. С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам — все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками. В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы — например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.

Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике. Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы — хвост, у зайца — ухо, у машины — одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.

Упражнения

Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию — «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия. Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:

  • ходьба на месте;
  • ходьба через препятствия;
  • потягивания;
  • покачивания туловищем;
  • прыжки на месте;
  • прыжки двумя ногами через веревку;
  • бег;
  • приседания;
  • кувырки.
Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.

Развиваем речь

Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали. Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» — просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» — назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д. Ребенку могут назначить прием таких медикаментов для стимуляции развития как Пантогам, Когитум. В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия — например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».

Режим дня для ребенка

Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:

  • спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
  • четыре раза в день принимать пищу в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
  • гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
  • иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.
Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
  • 7.00-8.00 — подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
  • 8.10-8.30 — утренняя гимнастика;
  • 8.30-9.00 — завтрак;
  • 9.00-10.00 — игры, занятия;
  • 10.00-11.45 — прогулка;
  • 12.00-12.30 — обед;
  • 12.30-14.30 — дневной сон;
  • 14.30-15.00 — пробуждение и игры;
  • 15.00-15.30 — полдник;
  • 15.30-17.00 — прогулка;
  • 17.00-19.00 — прогулка с родителями, посещение кружка;
  • 19.30 — ужин;
  • 20.00 — купание, гигиенические процедуры;
  • 20.30 — чтение перед сном, ночной сон.
Конечно, у каждой семьи будет свой режим дня, подстроенный под каждого конкретного ребенка. Желательно его придерживаться, смещение графика может происходить лишь на полчаса. Родители четырехлетнего ребенка должны понимать, что главное для них на данном этапе — создать все условия для того, чтобы кроха комфортно, гармонично, творчески и физически развивался. Речь идет о покупке материалов для творчества, спортивных снарядов, велосипеда, самоката, записи в спортивную секцию или творческий кружок. И, конечно же, родители должны уделять как можно больше внимания своему ребенку — играть с ним в активные и спокойные игры, читать ему книги, делать совместные поделки, открывать окружающий мир.

agu.life

Что должен уметь ребенок в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года? Этот вопрос задают себе все родители, чем малыш подбирается к четырехлетнему возрасту. Давай разберемся с навыками, знаниями и умениями карапуза этого возраста вместе. Но, вначале, как всегда, напомним: твой малыш индивидуален, он растет и развивается в своем темпе и ритме. Есть только некие «точки опоры» для родителей, дающие понять, все ли в порядке и не нужно ли обратиться к специалисту.

Что должен знать ребенок в 4 года

Твой малыш в возрасте 4 года уже может вести разговоры, отвечает на вопросы логично и использует сложные конструкции предложений. Он точно знает четыре цвета и три геометрических фигуры: красный, зеленый, синий, желтый, круг, квадрат, треугольник. Его речь четкая, все меньше слов из «собственного» языка. Он уже знает 4-5 букв и, возможно, пытается писать свое имя или короткие слова.

В этом возрасте ребенок знает последовательность действий в режиме дня, понимает, что значит после завтрака, обеда или ужина. Он требователен к родительскому вниманию, предпочитает проводить время с мамой и папой максимально качественно. Он уже может запомнить и выполнить 3-4 сложные просьбы, следующие одна за другой: допей чай, почисти зубы и возьми с полки любимую книгу для чтения на ночь.

Читай также: Учи буквы с ребенком с помощью Лего: ТОП-5 идей

Сейчас самое время научить ребенка номеру телефона родителей, адресу, фамилии и именам родителей и важных людей, к которым можно обратиться за помощью. Начни изучать с ним основы безопасного поведения.

Навыки ребенка в 4 года

Малыш в 4 года обладает следующими двигательными и социальными навыками:

  • стоит на одной ноге;
  • прыгает;
  • кувыркается;
  • самостоятельно ест;
  • строит башню из кубиков;
  • рисует фигуру человека;
  • крутит педали велосипеда;
  • умеет ходить назад;
  • бегает по лестнице;
  • одевается и раздевается без помощи;
  • играет с другими детьми и заводит друзей;
  • активно фантазирует;
  • у него есть явные предпочтения в людях;
  • умеет выражать гнев словами, а не физически.

Читай также: Диагноз дислексия: как решить проблемы с чтением у ребенка

Поводами для беспокойства в 4 года может послужить нежелание оставаться с кем-то кроме мамы, частая агрессия или слишком сильное стеснение, отсутствие зрительного контакта, непонимание разницы между реальностью и фантазией, неумение выражать эмоции. Все это должно стать причиной внимательней присмотреться к ребенку и, при необходимости, проконсультироваться со специалистами: неврологом, психологом.

Фото:  depositphotos

tvoymalysh.com.ua


Смотрите также

Рубрика:  Разное