5 мес ребенок


Ребенку 5 месяцев — развитие

Ребенку 5 месяцев — Что он умеет. Развитие малыша

С 4 до 5 месяцев ребенок активно развивает свои двигательные навыки, он уже хорошо переворачивается со спинки на животик, подолгу лежит на нем, опирается на предплечья, выгибает спинку, так ребенок тренирует мышцы. Лежа на животике, малыш может выполнить упражнение «самолет», он приподымает плечи, вытягивает ножки и разводит ручки в сторону. Лежа на спине, детки пытаются стать на «мостик», опираясь на голову и упираясь ступнями.

Если ребенку 5 месяцев, он уже хорошо берет и удерживает игрушку в руке, затем отправляет ее в рот, не нужно это воспринимать, как вредную привычку ребенка, именно так дети исследуют мир и предметы. Лучше покупайте качественные игрушки без мелких деталей, которые ребенок не может легко повредить, прокусить или проглотить. Обращайте внимание на экологичность материала, из которого сделана игрушка, если она издает неприятный запах, на ней отсутствует надпись от 0+ или 3+, лучше отказаться от ее покупки. В этом возрасте дети любят звенеть погремушками, им очень нравятся игрушки с шуршащими крылышками, погремушки для колясок, развивающие коврики с дугами. Малыш уже хорошо различает цвета, поэтому, чем ярче будет игрушка, тем больше интереса она вызовет.

В этом возрасте у детей, как правило, начинают чесаться десенки и лезть зубки, даже если первый зуб появится в 6-7 месяцев, беспокоить малыша он может начать уже сейчас. Помочь ребенку могут специальные погремушки-прорезыватели, селиконовые и охлаждающие прорезыватели, игрушки из ткани, впитывающей слюну. Обязательно следите за чистотой предметов, которые ребенок тянет в рот, периодически и после каждого падения на пол мойте их с мылом. Часто зубки беспокоят кроху по ночам, он плачет, изгибается, тянет ручки в рот, берет грудь и тут же бросает ее. Успокойте ребенка, смажьте десенки специальными детскими гелями, они хорошо обезболивают, и ребенок сможет спокойно уснуть.

Уделяйте время для занятий и игр с ребенком, пятитимесячные дети любят петь, играть в «ку-ку», слушать сказки, стишки, можно уже читать книги и показывать большие крупные картинки с изображениями предметов, животных. Играйте в пальчиковые игры, показывайте ребенку части тела и лица. На улице и дома ребенку скучно лежать в кроватке или коляске, он хочет, чтобы его носили на ручках и все показывали, дома ему интересны картины на стенах, домашняя утварь, на улице показывайте ему цветочки, листики, дайте потрогать кору дерева, веточку ели, это будет развивать тактильные навыки. Малышу уже хочется сидеть, но его позвоночник еще не готов к этому, поэтому установите в коляске положение, полулежа, так ребенку будет лучше видеть окружающий мир. Можно в люльке опустить полностью капюшон или снять в коляске-трансформере наружный пристегивающийся капюшон, положить малыша на животик, и он с удовольствием будет так ехать и рассматривать все по дороге.

Ребенок начинает меньше спать днем, теперь у него уже может быть 3-4 дневных сна, некоторые малыши плохо спят ночью. Если кормящая мама еще не освоила совместный сон с малышом, то о спокойной ночи она может только помечтать. Не волнуйтесь, когда ребенок подрастет, он сам перестанет нуждаться в этом и с удовольствием переляжет в свою кроватку. В 5 месяцев многие малыши начинают чаще просить грудь ночью, они получают днем много впечатлений, плюс беспокойство, связанное с прорезывание зубов, поэтому им хочется быть ближе к маме, чувствовать ее защиту.

Количество кормлений для малышей-искусственников — 5-6 раз в сутки. Прибавка в весе 600-700 грамм, в росте за 5 месяцев ребенок уже прибавляет примерно 14 см. Все эти параметры конечно условные, так как некоторые детки рождаются очень крупными и набирают меньше, а некоторые, наоборот, с весом менее 3 кг и добирают его до нормы за этот период.

В 5 месяцев малыши-искусственники уже могут попробовать первый прикорм, это может быть фруктовое или овощное пюре, но не сок, либо каша, если малыш плохо набирает вес. Можно вводить смеси с гречневой или рисовой мукой. Для грудничков первый прикорм вводится ближе к полугоду. Первая порция пюре или каши должна быть не более 0,5-1 чайной ложечки, внимательно наблюдайте за реакцией малыша, иногда у них еще силен выталкивающий рефлекс, когда ребенок даже не может взять в рот еду из ложки, тогда вводите прикорм немного позже. С каждым днем увеличивайте постепенно количество пищи, доведя его до нормы и заменив, таким образом, одно кормление. Внимательно следите за стулом и состоянием кожи ребенка, если в стуле появилась зелень, пена, он стал жидким, либо малыша обсыпало, продукт необходимо временно убрать, так как это проявление пищевой аллергии.

novorozhdennyj.ru

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Физическое развитие

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще: что умеет ребенок в 5 месяцев

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):
  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).

Читаем: О первом прикорме и важная статья о режим дня ребенка в 5 месяцев

В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.

← 4 месяц                                                6 месяц →

Видео

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

5 месяцев для малыша — это тот возраст, когда уже прочно сформировались некоторые навыки и происходит дальнейшее усовершенствование новых. Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на людей и предметы и проявляет свой характер. К этому времени он уже не хочет долго лежать на одном месте и в одной позе. Малыш интересуется окружающим миром, сам легко переворачивается со спины на животик и обратно и понемногу пытается сидеть. Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Ребенок произносит звуки и слоги, смеется и даже хохочет, пытается лепетать.

Ребенок в возрасте пяти месяцев весит приблизительно в два раза больше, чем при рождении. Его вес может составлять в среднем от 6,5 до 7,5 килограммов (±1 кг), а рост – от 63 до 65 сантиметров (± 3 см). За пятый месяц ребенок поправляется еще примерно на 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. У него пропадает большая часть безусловных рефлексов. А изменения в физическом развитии становятся заметны день ото дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

  • В конце пятого месяца малыш может сидеть, держась за что-нибудь или опираясь спинкой на что-то. Без опоры и поддержки он пока этого делать не может.
  • Ребенок твердо стоит ножками, если придерживать его за подмышки. Он прямо держит спинку и не сгибает ножки.
  • Если держать малыша в позе «самолетик» (вниз лицом, придерживая под животик руками), то он старается приподнять головку и верхнюю часть туловища и держит их в таком положении некоторое время.
  • Ребенок может подтягиваться из положения лежа, если дать ему за что-нибудь ухватиться (например, за мамины указательные пальцы), при этом головку держит самостоятельно и уверенно, не запрокидывая ее.
  • Малыш подолгу рассматривает свои ручки и ножки, находясь на спинке. Может с легкостью достать свои ножки руками и потянуть их в рот.
  • Ребенку интересно наблюдать за окружающим миром, лежа на животике. Для этого он опирается на предплечья и свободно держит голову, рассматривая все вокруг.
  • Малыш реагирует на движение игрушки, тянет к ней ручки и может крепко удерживать.
  • С легкостью поворачивается во все стороны – со спины на животик, с живота на бочок.
  • В этот период уже укрепились спинные мышцы и ребенок может, находясь на животике, поднимать и держать голову, а также одновременно совершать движения ножками и ручками.

Психическое развитие

  • Происходит дальнейшее развитие речевой деятельности. Отдельные гласные звуки теперь звучат в виде слогов и повторяются многократно: ма-ма-ма, дя-дя-дя, ба-ба-ба, па-па-па. Малыш произносит их еще не осознанно, но звучит это очень четко и в различных сочетаниях, как будто он пытается что-то сказать.
  • Ребенок реагирует на любые голоса и звуки, прислушивается к ним. Может различить голоса родных и их интонацию. Подает голос, чтобы привлечь к себе внимание. На громкую речь или крик может отреагировать плачем или обидеться. И, наоборот, может успокоиться, услышав нежные нотки голоса мамы.
  • Малыш уже запоминает лица, узнает их, а на чужих людей реагирует настороженно или даже с испугом. Его восприятие запоминает образ человека в целом – прическа, голос, выражение лица. Уже интересуется предметными картинками с яркими образами или фотографиями.
  • Малыш чувствует себя спокойно, ведет себя активно и весело, когда в поле его зрения находится мама. Ее отсутствие или нахождение рядом незнакомых людей может заставить ребенка беспокоиться и плакать.
  • Продолжается развитие моторики с помощью зрительного управления. Кроха, увидев красивую игрушку или новый интересный предмет, тянется к ней ручками и самостоятельно берет. А если игрушка видна не полностью (например, накрыта краем пеленки), то он ее узнает и все равно потянется, чтобы взять.
  • Малыш может самостоятельно на протяжении десяти минут находиться в процессе игры. Он может выбрать игрушку, которая ему понравилась или чем-то запомнилась – яркой окраской, удобной формой.
  • Ребенок уверенно уже не только удерживает игрушку, но и может забрать ее у другого малыша сидящего рядом, с силой притягивая ее на себе.

Родителям необходимо обратиться за консультацией к участковому педиатру, если один из навыков к концу пятого месяца у ребенка не проявляется.

Помощь в развитии ребенка

Большое внимание нужно уделить ежедневной гимнастике и массажу. Именно они укрепляют мышцы спины, что очень необходимо на данном этапе. Чтобы ребенок научился самостоятельно сидеть, у него должен быть крепкий позвоночник.

Различные упражнения способствуют развитию опорно — двигательного аппарата. Выполняя эти упражнения, можно одновременно развивать у малыша чувство ритма. Для этого нужно сопровождать движения считалочкой и выполнять их под ритмичную музыку. Каждое занятие должно длиться не меньше двадцати минут.

  • Это упражнение рекомендуется делать один раз в день. Положите малыша на спинку, обхватив его руки за запястья и вложив ему в ладошки свои большие пальцы, слегка потяните его к себе. Когда ребенок поднимется до положения сидя, поднимите его ручки вверх и придерживайте их одной своей рукой. А другой рукой делайте легкие поглаживания по спинке вдоль позвоночника вниз и вверх. От таких поглаживаний малыш прогнет спинку. Затем нужно осторожно опустить малыша в первоначальное положение.
  • Это упражнение полезно для развития всех групп мышц, а также для обучения ползанию. Положите ребенка на животик, а рядом с ним на небольшом расстоянии (но чтобы он ручкой не доставал) его любимые игрушки. Поставьте свою руку к его ножкам, чтобы она послужила крохе опорой. Малыш постарается дотянуться до игрушки, инстинктивно отталкиваясь ножками. Такая гимнастика будет подготовительным этапом к настоящему ползанию.
  • В легкие поглаживания и растирания во время массажа должны добавиться разминание и пощипывание. Массаж несколько усложняется и увеличивается по продолжительности.
  • Малыш продолжает знакомиться с новыми предметами, проявляет интерес ко всему, но теперь он все пробует «на вкус». Необходимо следить за чистотой игрушек и других предметов, которые берет ребенок в рот. Носите кроху на руках по квартире и рассказывайте ему обо всем, на что попадает его взгляд. Называйте предметы, имена, показывайте домашних питомцев. Это время – начало исследования всего, что окружает ребенка.
  • Чтобы у крохи не вырабатывалась негативная реакция на замкнутое пространство, не оставляйте его надолго одного в кроватке или игровом манеже. Хотя короткое пребывание в кругу любимых игрушек и новых предметов (без участия мамы) пойдет только на пользу.

Во что поиграть с малышом

Все новое вызывает у ребенка неподдельный интерес, но и знакомые стишки и потешки он воспринимает радостно и весело. Детки закрывают глазки и прячутся за своими ладошками, играя в «ку-ку». Они весело хохочут, когда загибают им пальчики, рассказывая «Сороку – ворону». Они уверенно хлопают в ладоши, показывая «Ладушки». Но больше всего малыши любят, когда с ними разговаривают, поют им песенки, читают стишки и показывают картинки. Им интересно все, что связано со звуками:

  • Показывайте малышу картинки с домашними животными и озвучивайте их. Это собачка, она говорит «гав – гав». Это кошечка, она говорит «мяу – мяу». Это коровка, «муууууууу» и т.д.
  • Вместе с ребенком рассматривайте детские книжки, читайте короткие стишки;
  • Помогайте малышу изучать свое тело и запоминать названия – глазки, ушки, носик, щечки, волосы. Все, что называете, обязательно показывайте на крохе, прикасаясь к этим частям тела.
  • На ручки и на ножки ребенка можно надеть самодельные браслетики со звенящими бубенчиками. При каждом движении малыша они будут издавать звук, который привлечет взгляд и внимание.
  • Покажите малышу новые для него предметы дома – зеркало, часы, цветок. Дайте потрогать кнопочки, подергать за ручки шкафа, нажать на выключатель.

Сон и питание

Распорядок дня ребенка остается таким же, как и в предыдущем месяце. У каждого малыша уже сформировался свой определенный режим. Большинство деток уже не путают день и ночь. Ночной сон стабилизировался и стал более продолжительным. Малыш может проснуться всего лишь один раз за всю ночь. Во сколько ребенок ложится спать и когда просыпается утром, зависит от особенностей его организма и развития. Одни детки просыпаются рано утором, а другие любят поспать подольше.

Режим кормлений рекомендуется продолжать по требованию ребенка. В возрасте пяти месяцев некоторые мамы начинают вводить прикорм. Для его введения должны быть веские причины:

  • Недостаточное количество грудного молока, ребенок не наедается.
  • Малыш не набирает нужного в его возрасте веса, ведет себя беспокойно, капризничает, плачет.
  • У ребенка проблемы с работой кишечника и со стулом.
  • Ребенок срыгивает после каждого кормления или больше двух раз за день.

Но помните, что только педиатр поможет разобраться в истинных причинах такого поведения малыша и даст рекомендации по выбору прикорма.

babymir.net

Развитие ребенка в 5 месяцев

На пятом месяце жизни ваш карапуз становиться очень подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно — нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И никакой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

Вес ребенка на 5 месяце жизни увеличивается в среднем на 650-700 г, то есть каждую неделю малыш набирает около 150 г. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже — 5,5-6 месяцев.

С каждым месяцем рост маленького человечка постепенно замедляется. И так, к пятому месяцу ребенок вырастает на 13-15 см. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут быстро, периодично ускоряют темпы, но со временем эти темпы замедляются. Мы взрослые тоже разные — худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки правильного развития вашего малыша, то есть, хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, потому что это компетенция специалистов.

Размер «родничка» на головке с каждым месяцем уменьшается, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых упражнений малыша становится «аэроплан» — лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш самостоятельно тренируется. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы шеи и спины. В прошлом месяце малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие такое интересное и легко выполнимое. Жаль, что нам, взрослым, это не под силу.

Еще одно любимое упражнение ребеночка — «мостик» — упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь — это тоже своеобразная гимнастика.

Будьте внимательны — малыш стал лучше переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поэтому, одевая ребенка на прогулку, кладите его перпендикулярно к краю стола или дивана, что бы он не упал, к примеру, когда вы отворачиваетесь на пару секунд, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте детки очень часто получают травмы от ударов во время падения.

Ребенок передвигается по поверхности (диван, манеж, стол, коляска и т. д.) на много лучше, чем в прошлом месяце, при этом его движения совершенствуются. Он настойчиво преодолевает сантиметр за сантиметром с помощью ручек, коленок и стопочек. Обратите на это внимание и не оставляйте малыша в небезопасном относительно падения месте.

Предложив карапузу яркую игрушку с интересным звучанием, вы увидеть — он схватит ее ручками, и будет крепко держать. Если это будет погремушка, то ее звучание вызовет у ребеночка большой интерес. Малыш внимательно изучает данную вами игрушку, рассматривает ее и тут же тянет ее в ротик. Не мешайте этому (если, конечно, у игрушки нет токсичной окраски и острых сторон или углов.)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится смоктание одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть.

В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго «разговаривать» на «своем» языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек — проснувшись утром, малыш поиграется игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.

Коляска становится самым любимым средством передвижения малыша. При этом он хочет кататься сидя. Ведь вокруг столько интересного можно увидеть: цветочки, собачки, котики, большие машины, деревья, дома и все то, что вы предложите. Поэтому, старайтесь показывать вашему малышу, что-то новое, интересное. В награду получите счастливую улыбку!

Следует заметить, что на пятом месяце положение сидя есть не желательным для ребенка, особенно если вы заметите, что спинка при этом не ровная, а круглая (выгибается дугой). Но, учитывая желание ребенка все увидеть, можете обеспечить ему полу сидячее положение.

Самым любимым делом малыша становиться общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как «ноет» ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не берут участие язычок и губки. Если малыш поет «свою» песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается «развлечение» с вами, когда вы повторяете «его» песню — этот процесс стимулирует к продолжению «беседы». Очень часто слог «да» становится самым любимым в этой «песне» и получается цепочка да-да-да-да… Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

В этом возрасте ребенок уже умеет не только фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, но и поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка наблюдалось косоглазие, то в этом месяце оно должно исчезнуть. Если вы уверенны, что малыш продолжает «косить» глазками, сообщите об этом вашему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Мышцы, которые отвечают за движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-то блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему сыночку или доченьке такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша улучшается. Теперь он четко знает направление звука, от куда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно — ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Вы можете проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое, но с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.

Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире — мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое «перевоплощение».

В этом месяце дети уже умеют четко различать «своих» и «чужих». Если ребенок живете с бабушкой и дедушкой в одном доме, то он привыкает к ним, и будет относиться, как к своим родным — маме и папе. Но если же бабушка и дедушка не частые гости в вашем доме, в силу определенных обстоятельств (например, живут в другом городе, и нет возможности часто видеться), малыш занесет их в категорию «незнакомцев» и будет обеспокоено реагировать на их появление. Возможно гостям будет не понятно такое поведение внука или внучки, но вы, для того чтобы успокоить малыша не оставляйте его одного с «незнакомцем».

Посадите ребенка в рюкзачок и берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. Кстати, прогулка в рюкзачке не должна превышать более двух часов. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!

«Ой, кто это на меня смотрит?» — подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает «свое» отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этот период большое значение имеет правильный подбор игрушек. Купите для малыша кольца разных цветов и размеров, всевозможные погремушки, игрушки, изготовленные из резины. Самыми удобными в использовании остаются пластмассовые и резиновые игрушки, которые легко моются. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки, размещайте ее на расстоянии вытянутой руки, тем самым стимулируйте его желание к ползанию.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения.

Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятнышка на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез (под ручками, головка, участки шеи) может появится «потничка» или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций:

  • старайтесь оставлять на ребенке минимум одежды;
  • проверьте, нет ли на ползунках и рубашечке жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение;
  • старайтесь не оставлять малыша в подгузнике более чем на 3 часа;
  • убедитесь, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая;
  • не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;
  • купайте малыша каждый день несколько раз. Летом можно купать даже три раза в день. Но не забывайте — мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю, 3-4 раза в неделю вы купаете малыша в отварах трав ромашки, череды, сена, хвои, шалфея (в соответствии с назначением врача);
  • после купания ребеночка нужно хорошо вытереть, посушить все складочки и обработать все раздраженные участки детской присыпкой, смягчающим детским маслом или кремом.

Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это «грязно» или «аморально», лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

Навыки и достижения

Физические навыки

  • ребенок набирает в весе 650-700 гр. за месяц, или по 150 г каждую неделю. Вес ребенка, по сравнению, с тем который был при рождении, увеличивается вдвое;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 5-й месяц) ребенок вырастает на 13-15 см.

Сенсорно-моторные навыки

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки

  • кроха выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги;
  • находясь в новом помещении, рассматривает новую обстановку, оглядывается;
  • малыш глядя в зеркало, может отличить себя от других людей;
  • проявляет интерес к разным предметам, хочет их хватать, держать, трясти, и, обязательно, «пробовать» на вкус;
  • ребенку нравиться наблюдать за предметом, который падает с высоты;
  • стремиться имитировать движения, которые видит и звуки, которые слышит;
  • радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гукает, пищит.

Социальные навыки

  • ребенку нравиться играться во время еды и повторять мимику взрослых;
  • гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру;
  • малыш возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку;
  • хорошо знает родителей, к чужим людям относится с недоверием, особенно к женщинам.

Режим дня

Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание.

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С. Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже.

Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  • движения руками с обниманием тела;
  • сгибание и разгибание ног вместе;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку

Питание ребенка

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша фруктовый сок или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или прикорма ребенка — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

Более подробно о прикорме, докорме и корректирующих добавках вы можете прочитать в статьях «Корректирующие добавки», «Введение прикорма при грудном вскармливании» и «Докорм при грудном вскармливании».

Часы кормления для ребенка до введения прикорма следующие: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30. Ребенок кушает 6 раз в сутки через 3-3,5 часа (все зависит от аппетита малыша), период между кормлениями ночью около 6-6,5 часов. То есть режим питания малыша такой же, как в прошлом месяце.

Если вы уже ввели в дневной рацион малыша прикорм, то время кормлений изменится следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. То есть ребенок будет кушать пять раз в сутки и ночной интервал между кормлениями увеличиться до 8 часов. Первое кормление будет сразу после сна.

Примерная схема вскармливания ребенка на пятом месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Часы Меню Объем еды на одно кормление, мл
6.00 Грудное молоко или смесь 200
10.00 Овощное пюре 200
Сок фруктовый 25
13.00 Фруктовый сок 25
14.00 Грудное молоко или смесь 200
Фруктовое пюре 25
18.00 Грудное молоко или смесь 200
22.00 Грудное молоко или смесь 200
Page 2

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша — полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток — это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад — «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом — «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону — и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» — это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы — это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать — во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения — тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного — каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В этот период рекомендуются такие игрушки как кольца разных цветов и размеров, погремушки с ручками, погремушки-подвески, резиновые игрушки, «грызунчики» сс охлаждающим гелем.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других — в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими — 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки — «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 — 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета — он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует — около двух часов после дневных кормлений, и час — после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним — это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой — по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. — пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями — 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать кормление грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило — не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра — банановое пюре, послезавтра — сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом — овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о введении прикорма при грудном вскармливании). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Часы Меню Объем еды на одно кормление, мл
6.00 Грудное молоко или смесь 200
10.00 Овощное пюре 200
Яичный желток 1/2
14.00 Грудное молоко или смесь 200
Пюре фруктовое 30
18.00 10% молочная каша 200
Сок фруктовый 30
22.00 Грудное молоко или смесь 200

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я — глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите — с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

ladushki.info


Смотрите также

Рубрика:  Разное